В поисках новой тактики В. Дубров, кандидат военных наук 6. ГРУППОВОЙ ВОЗДУШНЫЙ БОЙ Технический прогресс (оснащение авиационных комплексов новейшим радиоэлектронным оборудованием, увеличение скоростей полета, рост поражающих возможностей оружия) предопределял тактику воздушного боя в локальных войнах. Главная цель, которую преследовала нападавшая сторона, — не допустить срыва перехватчиками противника выполнения боевых задач ударной авиацией. Воздушные бои в Корее между первыми реактивными дозвуковыми истребителями оставались групповыми и маневренными, хотя пространственные рамки противоборства расширились, а темпы его возросли. Главным препятствием кардинальным переменам было устаревшее вооружение. Оставшиеся на борту самолетов пушки и пулеметы не позволяли раздвинуть область возможных атак. Необходимость вывода истребителя в «подвижную» заднюю полусферу противника сохраняла бой маневренным, а компенсация недостаточной мощи оружия «количеством стволов» — групповым. Оснащение ВВС сверхзвуковыми самолетами-ракетоносцами открыло дорогу тактике перехвата. При ее отработке в мирных условиях скоростные бомбардировщики — объекты «уничтожения» истребителями — стремились прорваться к заданным наземным целям по прямой и в одиночку. Групповые маневренные бои стали редкостью, перехватчики совершали также одиночные полеты по командам с земли. Обученные приборному перехвату в сложных метеоусловиях и применению ракет по неманеврирующим целям, американские пилоты с самого начала войны во Вьетнаме попали в затруднительное положение: их перехватывали самих. Подразделениям истребителей «Фантом», которые прикрывали своих бомбардировщиков, наносивших массированные удары по объектам Северного Вьетнама, пришлось вести оборонительные бои в составе пар и звеньев, применять способы групповой защиты. В этом бывшие перехватчики, не преуспели, что подтвердили их внушительные потери при подавляющем численном превосходстве в воздухе. Причины неудач в развернувшихся групповых боях усматривались в следующем. Во-первых, большая удаленность объектов удара от аэродромов базирования, что не позволяло организовать радиолокационный контроль за полетом самолетов на всем протяжении маршрута и давать экипажам информацию о воздушной обстановке в боевой зоне. Вероятность внезапной и результативной атаки со стороны северовьетнамских истребителей в этих условиях значительно возрастала. Во-вторых, ограниченная возможность ведения боя эскортом. Самолеты ударных групп, загруженные бомбами, выдерживали заниженную скорость полета. Чтобы не разорвать зрительный контакт с ними, истребители должны были сохранять свое место в строю за счет уравнивания скоростей. Лишенные необходимого запаса энергии, они не были готовы начинать бой . с атакующими «мигами» на равных. В-третьих, издержки переучивания в ходе войны. Американским летчикам не - удалось в короткие сроки ликвидировать все пробелы в своей летно-тактической подготовке. Поражение в групповых боях явилось следствием слабой слетанности экипажей, нарушения боевого порядка. Введенной профилактической мерой, которую командование считало вынужденной, являлся крупный штраф за потерю ведущего. И в-четвертых, дефицит «вожаков» — ведущих групп, срывы боевого управления. Полученные уроки заставили записать в наставлении по боевому применению тактической авиации следующие строки: «Способность к руководству в воздухе — это талант, данный не каждому. Его следует выявлять, поощрять, развивать. Летчик, проявивший способности управлять экипажами в бою, должен немедленно продвигаться по службе». Новые требования тактики вынудили искать более эффективные способы «воздушного вторжения». Традиционное эскортирование бомбардировщиков дополнил заслон, извлеченный из недр опыта второй мировой войны. Этот способ основывался на организации нескольких зон барражирования, располагавшихся на удалении 15—20 км от объектов удара, то есть примерно на рубеже размыкания бомбардировщиков. Во время массированных налетов американской авиации на объекты ДРВ назначались три-четыре такие зоны, которые занимали по два звена «Фантомов» F-4E, обычно эшелонировавшихся по высоте в два яруса. Таким образом, общее количество истребителей заслона достигало 24—32. Группы заслона выдвигались на высотах 4000—8000 м в направлениях аэродромов базирования северовьетнамских перехватчиков за 8—10 минут до выхода на цель бомбардировщиков. Маневр звеньев в зоне барражирования строился с учетом обеспечения экипажам благоприятных возможностей для обнаружения самолетов неприятеля в воздухе. По сравнению с непосредственным сопровождением заслон имел ряд преимуществ,: прежде всего это относительная самостоятельность действий истребителей и свободный выбор маневра. Они не включались в боевой порядок бомбардировщиков, хотя выделялись для их прикрытия. Зрительный или радиолокационный контакт с ударными группами поддерживать не требовалось. Открывалась возможность для перемещения по высоте, что улучшало условия ввода в бой и давало надежду на снижение эффективности атак северовьетнамских летчиков. Угроза поражения наземным огнем частично устранялась выводом истребителей за пределы досягаемости МЗА по высоте и за рубеж поражения управляемых ракет по дальности. Двойное кольцо
охранения бомбардировщиков из эскорта и заслона неизбежно приводило к нарушению
принципа экономного расходования сил. Если в ходе второй мировой войны
соотношение ударных и охраняющих (обеспечивающих) самолетов равнялось 3:2 (три
звена бомбардировщиков прикрывались двумя звеньями истребителей), то локальные
войны сделали это соотношение по меньшей мере равным. Дальнейшее усовершенствование «тактика вторжения» претерпела в войне с Ливаном в 1982 году, где впервые были применены истребители F-15 и F-16, а также воздушные командные пункты Е-2С «Хокай» (сухопутного базирования) и самолеты РЭБ «Боинг-707» (переоборудованные израильтянами пассажирские лайнеры). До выхода ударных групп «Фантомов» на территорию Ливана весь свободный боевой порядок представлял собой многоярусное построение, располагавшееся за пределами района боевых действий. В нижнем ярусе находились легкие истребители F-16, средние высоты занимали ВКП «Хокай» и самолеты F-15, выше них (и дальше всех над морем) располагался постановщик помех «Боинг-707». ВКП «Хокай» обычно имел группу непосредственного прикрытия — пару F-15. Перед вводом в бой истребители барражировали, не пересекая рубеж поражения зенитных средств противника. ВКП «Хокай» отодвигался еще дальше в глубину, что соответствовало официальным взглядам на расположение самолетов — пунктов управления в ходе наступательной операции. Каждый элемент боевого порядка решал свою задачу, но действия всех согласовывались и подчинялись общему замыслу. Наиболее подвижной частью построения были группы (звенья) самолетов F-16, ориентированные на ведение ближнего маневренного боя. Более «устойчивыми» являлись группы истребителей F-15, оснащенные ракетами средней дальности «Спарроу» и атаковавшие, как правило, с передней полусферы. Первыми по указанию ВКП «Хокай» выдвигались вперед звенья F-16, которые при сближении размыкались на пары и выполняли обходной групповой маневр — тактический прием «сэндвич». Расхождение, производившееся на малой высоте, сопровождалось постановкой маскирующих помех с самолетов РЭБ. Пары F-15 с «тяжелым» оружием вступали в групповое противоборство по обстановке — чаще всего после расчленения боевого порядка сирийских истребителей и наличия в воздухе «одиночек», отколовшихся «от строя». Вывод самолетов из боя осуществлял ВКП. Таким образом, в ходе совершенствования тактики воздушного группового боя существенные преобразования претерпела его материальная база. Кроме двух типов истребителей в ее сферу включили внешний орган управления — ВКП и специализированный самолет РЭБ: первый руководил истребителями, а второй постановкой помех обеспечивал скрытный ввод их в бой. Распространение радиолокационного поля ВКП на район ведения группового боя обеспечивало выдачу осведомительной и управляющей информации командирам (ведущим) групп, облегчая процесс принятия ими решений и давая резерв времени для занятия выгодной позиции перед вступлением в схватку с противником. Функционированию созданной системы управления способствовало географическое расположение Ливана, территория которого граничит со Средиземным морем. Истребительный заслон в исходном положении находился над нейтральными водами, что гарантировало его безопасность. Вместе с ним располагались и два элемента неподвижного эшелона — самолеты ВКП и РЭБ. Специалисты подчеркивают, что повторить такой вариант на ежегодных тактических учениях объединенных ВВС НАТО в Европе не удается. При полете бомбардировщиков на полный боевой радиус информационное поле ВКП захватывает лишь часть маршрута. На рубеже встречи с перехватчиками противника эскорт, как и прежде, испытывает острый недостаток в сведениях о воздушной обстановке. Таким образом, проблемы остаются, что подтверждается расчетами и средствами объективного контроля, фиксирующими неудовлетворительную выживаемость групп сопровождения. Возможности моделирующих тактических комплексов позволили исследовать условия полета смешанных групп вторжения в оперативной глубине. В частности, оценивался вариант эскортирования звена бомбардировщиков звеном истребителей, встречавших противодействие четырех перехватчиков противника. Поражающие возможности самолетов считались равными. Как показали расчеты, к исходу третьей минуты боя эскорт теряет в среднем до 40 процентов сил, бомбардировщики — до 30 и перехватчики противника — до 20. Особо опасной для эскорта, привязанного к ударной группе, является задняя полусфера. Для отражения атак с этого направления приходится разворачиваться на обратный курс, оставляя объекты прикрытия. Главным фактором, способствующим успеху перехватчиков, оказывается выигрыш в информации, обеспечивающий упреждение в активных действиях и занятие выгодного тактического положения перед вводом в бой. Таким образом, групповой бой «при сопровождении» продолжает оставаться не только сложным, но и опасным для самолетов обеспечения. Появление у перехватчиков противника ракет средней дальности вынудило отодвинуть эскорт от прикрываемых бомбардировщиков на большое' расстояние для повышения надежности их защиты. Расчленение привычного боевого порядка, вывод сил охранения за пределы зрительной связи резко усложнили организацию взаимодействия. Надежды на устойчивый радиолокационный контакт между эскортом и бомбардировщиками, особенно в условиях интенсивных помех, считаются призрачными. Характерно, что на последних авиационных учениях в Европе части эскорта после вступления в бой давалось разрешение прекращать функции сопровождения. Но это было возвращением к вьетнамскому варианту неэкономного расходования сил. На повестке дня сегодня — поиск решения многих проблем, связанных с обеспечением боевых действий ударных групп авиации. Первая из этих проблем — как отказаться от организации «единого строя» с бомбардировщиками (силами вторжения), сковывающего маневр и занижающего боевые возможности истребителей, осуществить переход к оперативному взаимодействию по времени и рубежам. И вторая — как «перемещать» вместе со смешанным боевым порядком информационное поле, обеспечивающее своевременное обнаружение атакующего противника — на дальностях, гарантирующих выполнение ответного оборонительного маневра и применение оружия «на отражение». - Главным же всегда было и остается завоевание полного превосходства в воздухе, что еще раз подтвердили военные действия многонациональных сил против Ирака. Авиация и космонавтика №8 С.44-45 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 4543 | | |
Всего комментариев: 0 | |