Новая УР класса "воздух - воздух" Полковник-инженер В. Валентинов Пентагон, прикрываясь пресловутым мифом о "советской военной угрозе", наращивает усилия по созданию новейших образцов оружия, в том числе и авиационного. В настоящее время, согласно сообщениям иностранной печати, в США ведется разработка новой управляемой ракеты (УР) класса "воздух-воздух" средней дальности стрельбы AMRAAM, которая, по замыслу ее создателей, должна заменить существующую УР "Спарроу". Программа разработки ракеты находится сейчас в стадии подтверждения и проверки технических решений по конструкции главных компонентов УР (средства наведения, двигательная установка, боевая часть и взрыватель). На этом этапе на конкурсной основе участвуют фирмы "Рейтеон" и "Хьюз эркрафт", которые в соответствии с условиями контрактов должны изготовить по 16 опытных образцов для проведения различных испытаний, включая стендовые, а также практические пуски с запрограммированным полетом и с наведением на управляемые воздушные мишени. Завершить этап планируется в ноябре 1981 года, когда будет выбран один подрядчик для дальнейшей разработки. В зарубежной прессе приводятся следующие основные требования, предъявляемые к УР AMRAAM: дальность стрельбы 70 км, максимальная скорость полета М>4, протяженность участка самонаведения 5-7 км, стартовый вес 90-160 кг, диаметр корпуса около 130 мм. Кроме того, отмечается, что при залповых или последовательных пусках ракета должна обеспечивать поражение групповых целей, летящих с большим превышением (принижением) или отклонением от курса самолета-носителя, иметь достаточную боевую эффективность в условиях преднамеренных и естественных помех (последние - на фоне земной и морской поверхностей), а также возможность применения с пусковых установок, унифицированных для су шествующих УР "Сайдвиндерд" и "Спарроу". В соответствии с предъявляемыми требованиями разработчики рассматривают возможность оснащения ракеты прямоточным воздушно-реактивным двигателем и комбинированной системой наведения: командно-инерциальной на среднем и активной радиолокационной на конечном участках траектории полете. Благодаря этому, как считают американские специалисты, будут достигнуты высокие маневренность и скорость полета, большая дальность стрельбы и почти независимое от самолета-носителя наведение УР на различные цели. Кроме того, комбинированная система, по их расчетам, позволит использовать три способа наведения: полуавтономный с самонаведением, автономный с самонаведением и самонаведение, выбор одного из которых будет зависеть в первую очередь от дельности до цепи в момент пуска и некоторых других условий (например, характера маневрирования цели). При первом способе намечается использовать командно-инерциальную аппаратуру на среднем участке и активную радиолокационную головку самонаведения (ГСН) на конечном. На среднем участке будет производиться коррекция траектории полета с помощью команд, передаваемых по односторонней радиолинии командной связи, либо через бортовую РЛС системы управления оружием самолета-носителя. В последнем случае РЛС должна иметь режим сопровождения при сканировании, который позволит осуществлять одновременно обзор воздушного пространства и сопровождение целей. Как считают американские эксперты, такие возможности обеспечивает станция AN/APG-63 самолета F-15 в отличие от РЛС AN/APG-66 истребителя F-16, в связи с чем последнюю предусматривается доработать и модернизировать, в частности ввести в ее состав программируемую ЭВМ и двухрежимный передатчик. При автономном способе с самонаведением управление полетом ракеты на среднем участке траектории будет осуществляться по вводимой перед пуском программе с использованием автономно работающей инерциалыюй платформы, а на конечном - с помощью радиолокационной ГСН. В случае захвата цели головкой самонаведения до пуска УР с самолета-носителя может применяться способ самонаведения. Кроме того, предусматривается возможность самонаведения УР и на постановщик помех, работающий в частотном диапазоне действия ее ГСН. В состав комбинированной системы наведения планируется ввести малогабаритную программируемую цифровую ЭВМ, конструктивна выполненную на пленочных микроузлах с высоким уровнем интеграции. Она будет производить обработку сигналов и все необходимые вычисления на среднем и конечном участках траектории полета. По мнению зарубежных специалистов, с помощью такой ЭВМ упрощается последующая модернизация ракеты путем простого изменения комплекта выполняемых программ. Кроме того, считается, что использование цифровых методов обработки сигналов позволит реализовать весьма сложные законы управления УР на траектории при ее наведении на высокоманевренные цели Получаемые ЭВМ через ГСН данные о дальности, угловых координатах, линейной и угловой скоростях цели обеспечат определение ее ускорения, а с их учетом и известного (от инерциальной аппаратуры) собственного ускорения ракеты дадут возможность непрерывно рассчитывать траекторию полете цели и сопровождать ее с высокой точностью, что в конечном итоге обеспечит высокую вероятность попадания. Как сообщается в иностранной печати, образцы УР AMRAAM, созданные фирмой "Хьюэ эркрафт", имеют стартовый вес 135 кг и дальность стрельбы до 80 км. Для них также разработаны и изготовлены опытные образцы командно-инерциальной системы на основе бескарданной инерциальной платформы, которая может размещаться в корпусе диаметром 130 мм. В систему входят по три гироскопа и акселерометра, цифровой вычислитель, производящий расчет положения ракеты а пространственной системе координат, и средства радиосвязи для приема внешних команд наведения. Сообщается также, что в течение 1980 года были проведены различные испытания: УР в аэродинамических трубах, двигательных установок (предварительные квалификационные), конструкций ракет (стендовые) и неконтактных взрывателей. Кроме того, осуществлен пуск с самолета F-15 опытного образца УР фирмы "Хьюэ эркрафт" по запрограммированной траектории. В дальнейшем на полигоне Уайт-Сэндс планируется произвести по десять практических пусков ракет обеих фирм по различным целям: низколетящим на фоне земной поверхности (на параллельных курсах); маневрирующим с перегрузками до 6 (на встречнопересекающихся, с дальности свыше 37 км); имеющим на борту постановщики помех; летящим на высотах более 15 000 м и дальностях около 55 км. Один из пусков намечается выполнить с истребителя F-14 (его бортовая РЛС имеет режим одновременного сопровождения при сканировании) по групповой цели (три мишени). В зарубежной прессе отмечается, что серийное производство УР AMRAAM предполагается начать в 1984 году. По оценке военных специалистов, стоимость одного образца составит 80 тыс, долларов, а общий объем производства - 20000 ракет. Зарубежное военное обозрение №7 1981 С.57-58 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 4345 | | |
Всего комментариев: 0 | |