Применение ударных сил тактической авиации
Полковник-инженер И. Чебаторев. Милитаристы и прочие противники разрядки напряженности боятся реальной перспективы ее упрочения во всем мире. Именно поэтому они стремятся отравить международную обстановку, нагнетая военный психоз. Наглядным примером этому служит проведенная осенью 1976 года беспрецедентная серия учений объединенных вооруженных сил агрессивного блока НАТО в Европе под кодовым наименованием "Отэм фордж-76". В учениях было задействовано огромное количество живой силы и техники. По оценке зарубежных обозревателей, авиация играла в них существенную роль. С ее помощью наращивалась мощь группировок войск, осуществлялся широкий маневр силами и средствами, подавлялось сосредоточение сил "противника" на отдельных направлениях и т. д. Освещая использование авиации в учениях, иностранная печать немалое внимание уделяет воздушным операциям1, организуемым для решения задач изоляции района боевых действии, а также уничтожения средств ПСО и самолетов противника на аэродромах при завоевании превосходства в воздухе. Они выполняются тактическими ударными самолетами, к которым относятся, в частности, американские истребители-бомбардировщики F-111, F-4 и штурмовики A-7D. При планировании и проведении воздушных операций командиры руководствуются принципами (правилами) применения авиации (в том числе и ее ударных сил), которые отражаются, как известно, в ряде уставов и наставлений. Эти принципы, определенные в ходе длительного изучения опыта прошедших воин, учитывают также развитие боевых действий в будущем и современные достижения науки и техники. Зарубежные военные специалисты подразделяют принципы на общие и частные (специфические). Первые сохраняют свою жизненность в течение длительного времени и даже на всем протяжении войн, вторые - в период одной войны или нескольких войн, так как вытекают из их особенностей. К общим принципам, например, относятся: внезапность, сосредоточение сил па направлении главного удара, а к частным - вступление в воздушный бой только при численном превосходстве и прямое взаимодействие подразделений авиации и сухопутных войск на поле боя, как это было в "противопартизанской" войне в Южном Вьетнаме. В данной статье рассматриваются общие принципы использования ударных самолетов, о которых сообщалось на страницах иностранной печати, - внезапность, сосредоточение сил на направлении удара, соответствие боевого порядка выполняемой задаче, рациональный расход сил, необходимость индивидуальной защиты. Внезапность - это давний тактический и стратегический принцип, который постоянно находится на вооружении командиров всех степеней. Применительно к ударной авиации неожиданное для противника огневое воздействие по цели достигается скрытностью подготовки операций и маскировкой маршрута полета самолетов. Скрытно подготовленная операция не дает возможности противнику повлиять на срыв ее выполнения так же существенно, как если бы он заранее готовился к этому. Для маскировки маршрута полета, как указывалось в зарубежной печати, можно применять демонстративные и отвлекающие действия, ставить всевозможные помехи, укрываться за складками местности и выбирать соответствующие метеорологические условия. Из боевых ударных самолетов, имеющихся на вооружении капиталистических стран, наиболее приспособленным для достижения внезапности нанесения удара считается американский истребитель-бомбардировщик F-1ll, который способен летать на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности в любых метеорологических условиях. Судя по сообщениям зарубежной печати, этот самолет проходил боевые испытания в войне во Вьетнаме. Истребители-бомбардировщики совершали одиночные вылеты и наносили удары по наиболее важным объектам. В настоящее время три эскадрильи самолетов F-111 базируются в Великобритании и принимают участие в учениях объединенных вооруженных сил НАТО в Европе. Сосредоточение сил на направлении удара. Претворение этого принципа в жизнь, по мнению иностранных специалистов, преследует двойную цель: преодолеть сильную систему ПСО противника и добиться как можно большей результативности налета. Количество самолетов, привлекаемых для сосредоточенного удара, зависит в основном от их скорости и огневой мощи, а также от важности наземного объекта и активности сопротивления со стороны противосамолетной обороны противника. Из опыта прошедших локальных войн за рубежом был сделан вывод, что при сильной зональной обороне тактические истребители, объединенные в мощную ударную группу, должны прорываться к цели по кратчайшему расстоянию. Под прорывом понимается создание для пролета ударной группы самолетов бреши в ПСО в результате огневого и радиоэлектронного воздействия на ее средства. Между огневым подавлением и вторжением ударной группы в образовавшийся "коридор" не должно быть большого разрыва по времени. В противном случае не полностью подавленные огневые средства ПСО могут восстановить свою боеспособность. Прорыв истребителей-бомбардировщиков к цели обеспечивают также группы огневой разведки, постановщики помех и истребители прикрытия. Каждая группа выполняет свою специфическую задачу. В зарубежной печати, например, сообщалось, что в агрессивной войне во Вьетнаме налеты американской авиации на Ханой и Хайфон осуществлялись "ватами", то есть группы истребителей-бомбардировщиков и палубных штурмовиков выходили на объект одна за другой с небольшими временными интервалами. На направлениях ударов сосредоточивалось по 130-160 тактических боевых самолетов (включая палубные штурмовики). Налеты продолжались в течение 40-70 мин. Причем за сутки массированные удары повторялись по три-четыре раза. Бомбами "засыпались" большие районы. Такой метод налета, по мнению американского командования, позволял якобы достичь наиболее положительных результатов, так как наряду с громадными разрушениями он нейтрализовал сильную ПСО противника а подрывал его моральный дух. Соответствие боевого порядка выполняемой задаче. В иностранных уставных документах ВВС боевой порядок определяется как расстановка (группировка) сил в воздухе для выполнения поставленной задачи. От правильности расстановки сил зависит достижение успеха в ударной операции.
Американский журнал "Милитэри ревью" писал, что боевой порядок должен, исключить
возможность вклинения в него групп истребите- В зарубежной печати подчеркивалось, что добиться полного соответствия боевого порядка характеру выполняемой задачи, как правило, не удается. Приходится останавливаться на каком-то более или менее оптимальном варианте, удовлетворяющем двум-трем перечисленным выше требованиям. Так, для обеспечения свободы маневра самолеты следует разомкнуть, а для достижения плотности удара дистанции между группами уменьшить. Вот как, например, в иностранной печати описывался боевой порядок ударных сил ВВС США при прорыве зональной ПСО во время проведения операции "Лайнбэкер-2" в конце войны во Вьетнаме. Построенные в колонну группы (лары или звенья самолетов) умещались в узком коридоре прорыва, то есть на участке, где противодействие средств ПСО было временно подавлено. Здесь же создавалась большая плотность "движения" самолетов, чтобы удар не был растянут по времени. В этом случае свободное маневрирование самолетов внутри боевого порядка почти исключалось (пара или звено действовали как один самолет). При организации полетов самолетов к цели на малой или предельно малой высоте иностранные военные специалисты отдают преимущество вытянутому в глубину боевому порядку с увеличенными дистанциями между группами (не менее 800-1000 м между звеньями). Рассредоточение по глубине, по их мнению, позволит летчику постоянно контролировать расстояние до земной поверхности и сосредоточивать свое внимание только в переднем секторе. Увеличивать дистанции между самолетами необходимо также при обходе или огибании наземных препятствий, когда летчики выполняют один и тот же маневр последовательно друг за другом. Такое построение, по сообщениям зарубежной печати, было наиболее характерно для израильской авиации, действующей в гористой местности на минимально безопасной высоте (район Голанских высот) в войне 1973 года на Ближнем Востоке. Американские палубные штурмовики, действовавшие по прибрежным объектам ДРВ во время войны в Юго-Восточной Азии, боевой порядок развертывали по фронту Такое построение диктовалось необходимостью одновременного выхода групп самолетов к рубежу обнаружения радиолокационных средств противника для выполнения атак по нескольким объектам сразу. Полеты обычно совершались на малой высоте, без предварительного подавления средств ПСО на участке налета. Рациональный расход сил - это общий принцип вооруженной борьбы предусматривающий выделение в соответствии с обстановкой и своими возможностями такого количества сил и средств, которое необходимо для решения поставленных задач. При этом каждый командир обязан стремиться выполнить задание с минимально возможными затратами. Если американцы в Юго-Восточной Азии в ряде случаев не соблюдали этот принцип, то только потому, что они имели подавляющее преимущество в авиации и надеялись "тактикой выжженной земли" сломить волю вьетнамского народа к сопротивлению. Но их замыслы потерпели провал. В зарубежной печати отмечалось, что количество выделяемых самолетов и боеприпасов определенного типа для проведения той или иной операции зависело прежде всего от соотношения сил в воздухе воюющих сторон, характера объектов, по которым наносится удар, и их противосамолетной обороны, а также от точности бортовых навигационных и бомбардировочных систем. Американский журнал "Эр форс мэгэзин" по этому поводу писал, что без учета других факторов количество самолетов, необходимое для поражения наземных объектов, пропорционально точности систем доставки боеприпасов к цели. Чтобы повысить эту точность, американцы создали управляемые ракеты (бомбы) с телевизионными системами наведения, которые испытывались в последние годы войны во Вьетнаме, а несколько позже появились УР с лазерными системами наведения. По заявлению командиров американских авиационных подразделений, для причинения одного и того же ущерба "точечной цели" (мосты, переправы, корабли) требуется выделить вчетверо меньше ударных самолетов, вооруженных упомянутыми выше УР, чем при оснащении их обычными бомбами. Необходимость индивидуальной защиты. Этот принцип стал особо соблюдаться тогда, когда появились эффективные средства противосамолетной обороны. Для безопасного полета над территорией противника применялись всевозможные средства маскировки и радиопротиводействия. Специально для ударных самолетов были разработаны сложные электронные системы, позволяющие совершать слепой полет на высоте 90-150 м с огибанием рельефа местности. Наряду с этим на самолеты стали устанавливаться станции предупреждения экипажа об облучении самолета сигналами наземных или бортовых РЛС противника. Они же могли подавать сигнал тревоги при пуске зенитной ракеты и показывать экипажу направление на работающую РЛС и автоматически включать самолетные средства РПД. По данным станции, летчик выполнял противоистребительный или противоракетный маневры, либо уходил в непросматриваемую РЛС зону. В зарубежной печати сообщалось, что в конце войны во Вьетнаме на некоторых модификациях ударных самолетов F-4 в защитное оборудование включалась система "Вектор" Кроме пеленгатора AN/APR-26. указывающего направление на РЛС, в ее состав входил приемник AN/APR-25, фиксирующий изменения уровня излучаемой мощности РЛС наведения зенитных ракет. По этому признаку летчик определял момент пуска ракеты и делал резкий разворот навстречу ракете, или пикировал до безопасной высоты, или выходил из ее сектора поражения. Кроме аппаратуры предупреждения, на каждый ударный тактический самолет сейчас могут устанавливаться средства электронного подавления, обеспечивающие радиолокационную маскировку, которые, как писал американский журнал "Авиэйшн уиk энд спейс текнолоджи", позволяют значительно разнообразить тактику действий ударных сил. Они могут размещаться не только в самолете, но и в подвесных контейнерах. Станции электронного подавления на ударных тактических самолетах создают маскирующие и имитационные помехи. При создании маскирующих помех экран РЛС, следящей за самолетом, "забивается" яркими метками, на фоне которых нужный сигнал различить трудно. Более эффективными считаются средства создания имитационных помех. Они излучают большое количество сигналов, аналогичных сигналам РЛС, отраженных от самолета. При этом срывается "захват" самолета РЛС противника. В настоящее время испытывается специальная система, которая должна будет регулировать уровень выходной мощности помехи в зависимости от характера принимаемого сигнала. Как подчеркивалось в американском журнале "Спейс/Аэронотикс", применение только одних бортовых средств защиты не может гарантировать безопасность полета самолета. Необходимо в сочетании с ними использовать и другие меры защиты, например грамотное составление маршрутов полетов, отказ от шаблонных действии Таково краткое содержание некоторых принципов применения ударных сил. Как отмечалось в иностранной печати, все они взаимосвязаны и при подготовке к любой воздушной операции рассматриваются в совокупности. Без их знания, как считают за рубежом, практически невозможно выполнять поставленные задачи. 1Под такой воздушное операцией американские военные специалисты понимают организованные и обеспеченные одиночные или массированные удары авиации по наземным объектам. Зарубежное военное обозрение, 1977, №1, с.58-62 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 3294 | | |
Всего комментариев: 0 | |