Учебные полёты в эскадрилье беспилотных самолётовПолковник-инженер Л. Андреев Руководители Пентагона, усиливая гонку вооружений, продолжают делать ставку на приобретение для своих вооруженных сил новых систем вооружения, к которым относятся и беспилотные самолеты. Американские специалисты считают, что беспилотные самолеты имеют большие перспективы, и предлагают широко использовать их совместно с тактическими истребителями в будущих агрессивных войнах. Судя по сообщениям зарубежной печати, в ТАК ВВС США в настоящее время находится 11-я эскадрилья тактических беспилотных самолетов 355-го тактического истребительного авиационного крыла (авиабаза Девис Монтан, штат Аризона). В ее составе три самолета-носителя DC-130, три спасательных вертолета СН-ЗЕ и свыше 50 беспилотных самолетов, предназначенных для фоторазведки, постановки помех и нанесения ударов по наземным целям (последние являются экспериментальными). Все они хранятся в ангарах. Вторую по счету эскадрилью беспилотных самолетов типа AQM-34 с самолетами-носителями DC-130 и спасательными вертолетами СН-3 из состава 100-го разведывательного авиационного крыла САК (авиабаза Девис-Монтан) планировалось передать в подчинение ТАК осенью 1976 года. Таким образом, в распоряжении ТАК будут две эскадрильи тактических беспилотных самолетов. Как подчеркивалось в американской печати, это мероприятие проводится для централизации и более оперативного руководства боевой подготовкой экипажей и обучением специалистов по эксплуатации беспилотных самолетов. В результате высвободятся определенные финансовые средства, которые предполагается израсходовать на другие военные цели. На страницах американских журналов сообщалось, что беспилотные самолеты имеют различную окраску. Так, фоторазведчики окрашены в серый цвет (в нижней носовой части их фюзеляжа имеется "окно", через которое ведется съемка местности), а постановщики помех - в черный (контейнеры с аппаратурой РЭБ подвешиваются под консолями крыла). Серая окраска нанесена и на самолеты третьего типа, но на соплах их двигателей нарисована пасть тигра. Беспилотные самолеты могут выполнять полеты по заданной программе, заложенной в бортовые ЭВМ, с небольшой корректировкой на среднем участке траектории и с помощью радиокоманд, подаваемых с самолета-носителя. За пятилетний период, прошедший после создания в ТАК 11-й эскадрильи беспилотных самолетов, американское командование не сформировало ни одной новой, хотя в печати руководители Пентагона не раз высказывали хвалебные слова в адрес этих самолетов и положительно оценивали их применение в локальных войнах в Индокитае и на Ближнем Востоке. Зарубежные специалисты считают, что основная причина сравнительно медленного внедрения таких самолетов в боевые части состоит в сложности организации и проведения их вылетов в условиях широкого применения летательных аппаратов и сильного противодействия со стороны ПВО противника. По признанию американских специалистов, существующая в настоящее время в эскадрильях система управления беспилотными самолетами с самолетов-носителей не отвечает всем требованиям применения ее в условиях будущей войны. Она пока еще громоздка, подвержена воздействию активных и пассивных помех, не обеспечивает полной безопасности полетов и требует значительного количества специалистов для обслуживания. Но в то же время она имеет определенные преимущества по сравнению с наземной системой (находится в стадии разработки): более гибка, маневренна, имеет больший радиус действия. Для устранения отмеченных выше недостатков американское командование принимает определенные меры. В частности, совершенствуется система и методика управления беспилотными самолетами. Для надежности выполнения боевого задания и с целью создания условий своевременного вывода самолета-носителя из опасной зоны (в случае намечающейся атаки истребителями противника) в систему управления введен запасной наземный пост. Он в любое время может брать на себя руководство полетом беспилотного самолета. Боевая подготовка 11-й эскадрильи, как сообщалось в зарубежной печати, направлена на повышение боеготовности экипажей самолетов-носителей и спасательных вертолетов. В ходе ее совершенствуются способы управления и взаимодействие всех органов руководства полетами, отрабатывается слаженность действий членов экипажей, отшлифовывается их мастерство. В зарубежной печати упоминалось, что беспилотные самолеты этой эскадрильи привлекались и к учениям. В процессе организации и проведения тренировочных полетов специалисты по беспилотным самолетам особое внимание обращают на подготовку к вылету, запуск беспилотного самолета, управление им на маршруте и его спасение. В американской печати давалось краткое описание одного из тренировочных полетов, в котором отрабатывались упомянутые выше элементы. В нем приняли участие экипаж самолета-носителя, команда наземного поста управления и экипаж спасательного вертолета. Экипаж самолета-носителя состоял из первого и второго летчиков, штурмана-навигатора (в данном полете участвовал офицер в звании "капитан"), штурмана-оператора и офицера по радиопротиводействию ("капитан") - он же был назначен ответственным за выполнение задания, двух офицеров по запуску (один из них был в звании "капитан"), двух офицеров по управлению ("майор") н оператора ("сержант"). В команду наземного поста управления входили офицер по управлению ("капитан") и оператор РЛС ("сержант"). Им вменялось в обязанность в случае нарушения связи между самолетом-носителем и беспилотным самолетом взять на себя управление последним, а после выполнения задания вывести его в район встречи со спасательным вертолетом. Экипаж спасательного вертолета включал летчика ("капитан") и оператора по спасению. Вылету предшествовала интенсивная подготовка, длившаяся сутки. В 10.00 накануне дня полета лица, участвовавшие в нем, были собраны на инструктаж для получения задания. На инструктаже присутствовало около 25 специалистов. Было решено для учебного полета подвесить на самолет-носитель под правую консоль крыла фоторазведывательный беспилотный самолет (для отработки задач запуска, управления и спасения), ближе к кромке этой же консоли крыла - беспилотный самолет без двигателя (окрашен в красный цвет), предназначенный для тренировки экипажа спасательного вертолета, и под левую консоль крыла - беспилотный самолет для выполнения элементов запуска. Маршрут полета беспилотного самолета был выбран над полигоном ВВС Джила Бенд. расположенном в юго-западной части штата Аризона. Он представлял собой прямоугольник со сторонами 49,5 км и 24,75 км. Программой полета предусматривалось автоматическое включение фотокамеры для съемки определенного участка местности протяженностью 32 км. После 12.00 оба офицера по запуску и ответственный за выполнение задания запрограммировали ЭВМ системы навигации беспилотного самолета согласно избранному маршруту, заданной высоте полета и месту и времени фотографирования местности. Затем запрограммированная ЭВМ была установлена на борт фоторазведывательного беспилотного самолета, находящегося в ангаре. В вечернее время специалисты с помощью стендовой аппаратуры проверили работоспособность всех систем самолета. На самолет-носитель беспилотные самолеты были подвешены ночью. Утром один из офицеров по управлению вложил карту полигона с обозначением маршрута в вертикальный планшет, расположенный на рабочем месте. После старта беспилотного самолета один "карандаш" каретки планшета будет точно чертить на карте действительный маршрут полета беспилотного самолета, а второй - самолета-носителя. Сравнивая действительный маршрут с заданным, офицер может управлять полетом беспилотного самолета. Для этого он определенным образом отклоняет ручку управления, которая связана с аппаратурой выработки соответствующего сигнала-команды, посылаемого по радио на беспилотный самолет. Первым на задание вылетел спасательный вертолет, на борту которого находилась и команда наземного поста управления. Она была высажена на горе Оутмэн. Далее вертолет полетел в район запуска беспилотного самолета. Самолет-носитель, взлетев с авиабазы Девис-Монтан, взял курс в район полигона. Во время полета было проверено отклонение аэродинамических поверхностей беспилотного самолета. Офицер по запуску правого беспилотного самолета сообщил пилоту о готовности к проверке. Самолет вначале накренился влево, а затем вправо. Офицер через смотровое окно наблюдал за отклонением аэродинамических рулей, с помощью которых беспилотный самолет удерживается в горизонтальном положении. Вскоре был опробован двигатель. Включив его, офицер, отвечающий за запуск, наблюдал по прибору повышение температуры до 600° С в выхлопном сопле двигателя. Как только обороты достигли 50% номинальных, система зажигания была выключена. Для проверки системы дросселирования двигатель перевели на максимальные обороты, а затем в нормальный режим. После этого беспилотный самолет был готов к запуску. За минуту до запуска штурман-навигатор подал по внутренней радиосети команду о готовности и сообщил пилоту курс для вывода самолета-носителя в точку запуска (ошибка в выводе приводит к соответствующей ошибке в траектории полета беспилотного самолета). "20 с до запуска, 10 с до запуска", - предупреждал штурман-навигатор экипаж. В это время спасательный вертолет дежурил вблизи места запуска беспилотного самолета на случай, если последний по каким-либо причинам не сможет нормально стартовать. Офицер по запуску наблюдал на экране электронно-лучевой трубки параметры готовности систем беспилотного самолета. При отклонении их от нормы он обязан приостановить отсчет времени, который, начиная с 5 с, велся посекундно. После окончания отсчета офицер включил соответствующий тумблер, и беспилотный самолет сошел с подкрыльевого пилона самолета-носителя. На электронно-лучевом экране офицера по управлению появились параметры траектории полета беспилотного самолета. На вертикальном планшете "карандаши" чертили маршруты полетов самолета-носителя и беспилотного самолета. Как только беспилотный самолет вышел на запрограммированный маршрут, офицер выключил его систему навигации и взял управление на себя. Оператор РЛС с помощью ручки дистанционного управления направлял рефлектор антенны на беспилотный самолет, ориентируясь по данным экрана РЛС. Через эту антенну поддерживается вся связь с беспилотным самолетом. В то время как офицер по управлению выдерживал маршрут полета беспилотного самолета, на нем в заданное время включилась фотокамера для съемки местности. Команда наземного поста, имея такую же аппаратуру слежения, что и на борту самолета-носителя, в определенные моменты времени также тренировалась в управлении беспилотным самолетом. После выполнения программы тренировок команда наземного поста вывела беспилотный самолет в район спасения, где его ожидал вертолет. По командам с земли двигатель беспилотного самолета был выключен, из баков слито оставшееся топливо и развернуты парашюты. Подлетевший вертолет с помощью захватов зацепил за парашют беспилотный самолет и доставил его по воздуху на авиабазу. Во время спасения беспилотного самолета второй офицер по запуску тренировался в запуске второго беспилотного самолета, сход которого с подкрыльевого пилона имитировался. Как только спасательный вертолет возвратился к самолету-носителю, был сброшен макет беспилотного самолета, на котором экипаж вертолета продолжал отрабатывать методику спасения. Учебный полет продолжался 6 ч. Таким образом, на подготовку и выполнение задания понадобилось около 2 сут. При выполнении беспилотными самолетами учебных задач окружающая обстановка часто усложняется. Для этого командование 335-го тактического истребительного крыла организует вылеты беспилотных самолетов совместно с боевыми, в частности со штурмовиками A-7D. Таким образом, приведенные в статье данные свидетельствуют, что в США уделяется большое внимание методике управления беспилотными самолетами и принимаются соответствующие меры по совершенствованию организации руководства их полетами. Зарубежное военное обозрение, 1976, №10, с. 49-53 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 3192 | | |
Всего комментариев: 0 | |