Модификации беспилотного летательного аппарата большой продолжительности полёта RQ-4 «Глобал Хок» Подполковник Л. Онищук Беспилотные летательные аппараты RQ-4 «Глобал Хок» различных модификаций предназначены для ведения воздушной видовой (оптико-электронными и радиолокационными средствами), а также радиотехнической разведки в целях обеспечения действий ВВС и других видов ВС сил на различных ТВД с передачей данных на наземный пункт управления и обработки информации в реальном масштабе времени. В настоящее время это единственный серийно выпускаемый стратегический высотный разведывательный БЛА большой продолжительности полета. История этого аппарата началась в мае 1995 года, когда проект «Глобал Хок» фирмы «Теледайн райан аэронатикал» (ныне часть фирмы «Нортроп-Грумман») стал победителем в конкурсе на лучший БЛА, высота ведения разведки которого составляет не менее 20 тыс. м и продолжительность полета - более суток. В конкурсе, продолжавшемся шесть месяцев, принимали участие пять фирм-претендентов. Первый 56-минутный полет аппарат совершил в феврале 1998 года с авиабазы ВВС «Эдвардс» (штат Калифорния). Поставка БЛА RQ-4 «Глобал Хок» по программе демонстрации перспективной технологической концепции ACTD (Advanced Concept Technology Demonstration) началась в 1998 году и завершилась в феврале 2003-го, когда ВВС США получили седьмой аппарат. Три из шести БЛА разбились в ходе летных испытаний и боевого применения в период 1998 по 2002 год. Опытные образцы прошли войсковые испытания во время ведения военных операций в Афганистане и Ираке:
В частности, в ходе военной операции в Ираке в период с 8 марта по 2 мая 2003 года аппарат RQ-4A «Глобал Хок», контролировавшийся с континентальной части США (АвБ Бил, штат Калифорния), совершил 16 боевых вылетов (общий налет около 357 ч), что составляет всего 3 проц. общего количества разведывательных полетов авиационной группировки (5 проц. общего количества полетов с целью высотной воздушной разведки). Но при этом аппаратом добыто более 55 проц. всех разведданных о критичных по времени целях, которая доводилась до боевых подразделений после обработки на наземных пунктах, расположенных на континентальной части США. Общее время распределения и доведения информации не превышало 10 мин. Аппарат «Глобал Хок» выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом большого удлинения и V-образным хвостовым оперением. Крыло и хвостовое оперение изготовлены из композиционного материала на основе углеволокна. Фюзеляж типа полумонокок выполнен из алюминиевых сплавов. В носовой части под большим радиопрозрачным обтекателем находится параболическая антенна спутниковой связи диаметром 1,22 м. В приборном отсеке, расположенном ниже, размещена разведывательная аппаратура. В средней части установлен топливный бак, а в хвостовой части - двухконтурный турбореактивный двигатель АЕ 3007Н фирмы «Роллс-Ройс» с максимальной тягой 36,8 кН. Для взлета и посадки БЛА применяется убирающееся трехопорное шасси. В состав комплекса бортового радиоэлектронного оборудования входят: средства видовой разведки (оптико-электронная станция и РЛС бокового обзора, аппаратура радиотехнической разведки (РТР) и радиоэлектронного противодействия (РЭП), навигационная подсистема, интегрированная система передачи и приема данных через спутник и на дальности прямой видимости, система целеуказания ATACCS (Airborne Targeting And Cross-Cueing System) и ретрансляционная аппаратура. Радиолокационная станция с синтезированием апертуры антенны (РСА) «Хисар» (HISAR - Hughes Integrated Surveillance And Reconnaissance), обеспечивающая получение радиолокационных изображений (РЛИ) участков местности, разработана специалистами фирмы «Хьюз» (ныне «Рейтеон») в середине 90-х годов. Для обзора пространства по обе стороны БЛА используется волноводно-щелевая антенная решетка размером 0,36 х 1,27 м с механическим приводом, изменяющим ее положение по углу места в пределах нижней полусферы, а по азимуту ± 45°. С целью уменьшения времени и снижения стоимости разработки станции специалистами фирмы «Хьюз» был применен ряд технических решений, внедренных ранее при разработке РЛС ASARS-2 разведывательного самолета U-2S. Станция «Хисар», работающая в диапазоне частот 8-12,5 ГГц и имеющая излучаемую импульсную мощность 3,5 кВт, обеспечивает получение РЛИ на дальности 20-200 км в трех режимах работы. При работе в первом режиме РСА ведет съемку полосы местности шириной 10 км с линейной разрешающей способностью 1 м и производительностью около 138 тыс. км2/сут. В режиме съемки отдельного участка местности эта станция позволяет получать высококачественные РЛ-изображе-ния участков местности размером 2 х 2 км с линейным разрешением около 0,3 м. Производительность в режиме РСА 80 участков в час. В режиме селекции движущихся целей станция за 120 с обеспечивает обзор земной поверхности в секторе 90°, а также определение одиночных и групповых объектов, движущихся со скоростью 7,2-127,4 км/ч. Точность определения координат на дальности 185 км составляет около 10 м, масса - 290 кг. Оптико-электронная система (ОЭС) фирмы «Кодак» выполнена таким образом, что дает возможность одновременно вести съемку в видимом (0,4-0,8 мкм) и инфракрасном (3,6-5 мкм) диапазонах, за счет отклонения светового потока с помощью входной оптической системы и проецированием его на одну из двух матриц фотоприемников. Ее сектор обзора по азимуту ± 15°, а по углу места (в нижней полусфере относительно вертикали) ± 80°, точность стабилизации оптической оси 3 мкрад; масса системы около 100 кг. ОЭС работает в трех режимах: съемка полосы местности, съемка отдельного участка с повышенной разрешающей способностью и получение стереоскопических изображений (во всех случаях максимальная дальность съемки не превышает 65 км).
В первом режиме ведется съемка полосы местности шириной 0,1-10 км с линейным разрешением 0,7 и 1,15 м для видимого и ИК-диапазонов соответственно. Производительность системы составляет 104 тыс. км2 в сутки. В режиме с повышенной разрешающей способностью (0,35 и 0,9 м соответственно) наблюдение ведется за участком земной поверхности размером приблизительно 2x2 км. При этом система может передавать до 1 900 фотоснимков таких участков в сутки. Для получения стереоскопических изображений используется второй режим с перекрытием кадров. Для компенсации влияния вибраций и упругих деформаций конструкций БЛА во время полета, снижающих точность определения координат обнаруживаемых объектов, в составе ОЭС имеется жестко закрепленный блок инерциальной навигационной системы с коррекцией от встроенного приемника КРНС NAVSTAR, которая обеспечивает одновременный прием сигналов от пяти навигационных космических аппаратов. Станция РТР LR-100 фирмы «Литтон» предназначена для обнаружения источников радиоэлектронного излучения, определения их типов и координат, а также режимов работы. Диапазон рабочих частот станции 2-18 ГГц с возможностью расширения в сторону низких (до 70 МГц) или высоких (до 80 ГГц) частот, масса 23 кг. Для передачи информации потребителям и управления аппаратом могут быть задействованы несколько каналов связи. При использовании каналов спутниковой системы связи скорость передачи информации не превышает 50 Мбит/с, а при передаче данных на дальность прямой видимости (составляет около 500 км при полете БЛА на высоте около 20 км) она может достигать 137 Мбит/с. Бортовой комплекс защиты включает в себя станцию предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении AN/ALR-89(V), функционально связанную с системой автоматического управления БЛА (в зависимости от боевой обстановки последняя обеспечивает выполнение типового маневра), и буксируемую ложную цель AN/ALE-50 (три единицы). В станции AN/ALR-89(V) используются два приемника предупреждения о радиолокационном облучении и один - импульсного и непрерывного лазерного излучения. В состав беспилотной системы «Глобал Хок» входит БЛА и наземное оборудование, которое для повышения мобильности размещено в контейнерах или на специальных трейлерах. Наземное оборудование представлено наземными пунктами управления (НПУ) и обработки информации, пунктом обеспечения взлета и посадки, а также средствами для технического обслуживания БЛА и другим вспомогательным оборудованием. Наземный пункт управления представляет собой стандартный контейнер, оснащенный системой кондиционирования воздуха, различными средствами связи и электрогенераторами. В нем размещаются автоматизированные рабочие места (АРМ) командира расчета и операторов БЛА, аппаратуры видовой и радиотехнической разведки, а также контроля систем связи и передачи информации. Каждый НПУ может осуществлять управление одновременно тремя аппаратами RQ-4 «Глобал Хок». Пункт обеспечения взлета и посадки, функционально подчиненный НПУ, предназначен для управления БЛА в зоне аэродрома базирования. В нем размещены АРМ подготовки полетных заданий и контроля систем связи и управления. В случае необходимости оператор может внести необходимые изменения в программу полета на этапе предполетной подготовки. Для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания БЛА используются генераторные установки мощностью 30 и 90 кВт, комплекс контрольно-проверочной аппаратуры и технические средства для выполнения текущего ремонта. Для проверок бортового оборудования задействуется в основном встроенная система контроля, что позволяет снизить количество наземных средств обслуживания, а также отказаться от применения различных адаптеров и систем сопряжения. Для транспортировки одного комплекта наземного оборудования системы «Глобал Хок» военно-транспортным самолетом С-17А требуется два самолето-вылета, а ВТС С-5В - один. Первый (2000-й - середина 2003-го) - разработка аппарата взлетной массой 12 117 кг и массой полезной нагрузки (ПН) 900 кг (у демонстрационного образца - 10 900 и 860 кг соответственно). Второй (середина 2002-го - середина 2005-го) - увеличение взлетной массы до 14 600 кг, а массы ПН до 1 360 кг. Основные технические проблемы заключались в обеспечении продолжительности патрулирования в течение более 20 ч на дальности не менее 2 200 км и повышении мощности системы электроснабжения (с 17 до 25 кВт). Для этого потребовалось модифицировать фюзеляж, крыло и силовую установку - СУ (снизить отбор воздуха, оптимизировать характеристики на больших высотах). В дальнейшем планируется установить на БЛА еще более мощный и экономичный двигатель, а также вспомогательную СУ, предназначенную для его запуска (система запуска RQ-4A пневматическая, от наземного источника сжатого воздуха) и проведения наземных проверок. В 2003 году начато серийное производство данной модификации аппарата, получившей обозначение RQ-4B Block 20. Для ВВС США намечается закупить шесть таких аппаратов. Третий (середина 2003-го - середина 2006-го) - оснащение БЛА аппаратурой нового поколения - широкодиапазонной системой РРТР ASIP (Advanced Signals Intelligence Payload) и средствами спутниковой связи «Инмарсат». Данная модификация получила обозначение RQ-4B Block 30, и ее летные испытания ведутся с 2007 года. Потребность ВВС США в данной модификации оценивается в 26 аппаратов. Четвертый (середина 2004-го - конец 2007-го) - оборудование БЛА РСА с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), разрабатываемой по программе MP-RTIP (Multi-Platform Radar Technology Insertion Program). Данная программа предусматривает разработку РСА с АФАР для установки ее на различных носителях, в частности на аппарате «Глобал Хок», для которого создан прототип РСА с АФАР размером 1,5 х 4,5 м и мощностью излучения 20 кВт. В 2006 году начались летные испытания прототипа станции, размещенного в подвесном контейнере, на борту БЛА «Протеус», а с 2009-го проводятся испытания станции, установленной уже на борту «Глобал Хок». Модификация аппарата с РСА MP-RTIP получила обозначение RQ-4B Block 40. Планами ВВС США предполагается закупка 15 таких БЛА. В состав ПН может войти также гиперспектральный датчик. Кроме того, в рамках данного этапа планируется улучшить надежность, ремонтопригодность и защиту наземного оборудования от химического и бактериологического оружия, а также обеспечить возможность запуска двигателя на высоте 18 000 м. Однако для этого потребуется вспомогательная СУ массой 225 кг, что значительно повлияет на снижение массы ПН. Серийные образцы БЛА оцениваются в 19-27 млн долларов (без учета стоимости ПН, которая для модификации Block 30 составляет 27,1 млн, для Block 40 - 39 млн), а вся система -в 57-62 млн долларов. Потребности ВВС США в настоящее время составляют 55-60 БЛА «Глобал Хок», которые будут поступать в вооруженные силы с темпом пять-семь единиц в год. Для повышения эффективности выполнения задач базовой патрульной авиации ВМС США совместно с новыми многоцелевыми самолетами, создаваемыми в рамках программы ММА (Multimission Maritime Aircraft), предусматривается широкое использование БЛА БПА. В связи с этим в рамках программы BAMS (Broad Area Maritime Surveillance) разрабатывается аппарат, который даст возможность вести круглосуточное наблюдение за морской зоной радиусом не менее 3 000 км в течение 36 ч и более при высоте патрулирования около 16 км. БЛА BAMS обеспечат ведение разведки, наблюдение и сбор информации на обширном морском пространстве и в прибрежных районах в интересах защиты кораблей и объектов ВМС, а также обнаружение, классификацию и идентификацию целей. Использование таких аппаратов позволит сократить полностью привлекаемые для наблюдения и разведки пилотируемые средства. В апреле 2008 года после шестилетнего процесса отбора прототипа новой беспилотной системы военно-морские силы США заключили с фирмой «Нор-троп-Грумман» 89-месячный контракт общей стоимостью 1,164 млрд долларов, предусматривающий разработку и демонстрацию БЛА на базе аппарата «Глобал Хок». Новый аппарат RQ-4N будет представлять собой «морскую» версию RQ-4B «Block 20». В состав бортовой аппаратуры намечено включить РЛС кругового обзора с дальностью действия 200 км, ОЭС, а также аппаратуру РРТР, связи и ретрансляции. В общей сложности проект BAMS предусматривает принятие на вооружение 68 БЛА, которые будут использоваться для морского наблюдения и целеуказания совместно со 108 закупаемыми ВМС самолетами базовой патрульной авиации нового поколения Р-8А «Посейдон». Планируется, что такой «тандем» позволит заменить существующий парк из 225 устаревших самолетов БПА Р-ЗС «Орион». Достичь начальной боевой готовности разрабатываемых по программе BAMS средств наблюдения и разведки намечается к 2014 году. В настоящее время в связи с необходимостью ведения воздушной разведки с больших высот в ВВС США аппараты «Глобал Хок» являются очень востребованными, в том числе в силу своей экономической эффективности. Отвечая противникам планов ВВС США заменить к 2011 году пилотируемые высотные разведывательные самолеты U-2 беспилотными средствами типа «Глобал Хок», директор программ высотных систем большой продолжительности полета компании «Нортроп-Грумман» Э. Вэлби сообщил, что стоимость 1 ч полета такого БЛА составляет 13 тыс. долларов, тогда как аналогичный показатель для U-2 равен 23 тыс. Более того, при частичном сокращении расходов на содержание обслуживающего персонала стоимость часа эксплуатации БЛА «Глобал Хок» составит около 6 тыс. долларов. В качестве потенциальных заказчиков аппаратов «Глобал Хок» рассматриваются европейские страны НАТО, Австралия, а также Республика Корея и Япония. В общей сложности, учитывая экспортный потенциал, может быть выпущено 200-250 таких БЛА. Зарубежное военное обозрение №5 2010 С.55-60 Смотрите также | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Просмотров: 14497 | | |
Всего комментариев: 0 | |