search
menu
person

NEWS AND UDATES


Организация военно-научных исследований в МО США (1989)

Организация военно-научных исследований в МО США

Подполковник С. Якушев

Американское руководство рассматривает военно-научные исследований в качестве важнейшего аналитического инструмента, используемого при принятии решений по самому широкому кругу проблем строительства и применения вооруженных сил США. Военная наука в Соединенных Штатах носит ярко выраженный классовый характер, отражает интересы правящий монополистической буржуазии и военно-промышленного комплекса, обосновывает необходимость наращивания военной мощи страны и подготовки ее вооруженных сия к агрессивным действиям в любом регионе земного шара.

Быстро меняющаяся военно-политическая обстановка в мире, научно-техническая революция, качественный скачок в военном деле, по признанию представителей Пентагона, повышают роль военной теории в деятельности американских вооруженных сил. Без военно-научного обеспечения усилия, направленные на наращивание боевой мощи и боеготовности армии, ВВС и ВМС США, были бы существенно ослаблены. Американские военные специалисты подчеркивают, что экономия, полученная в результате перенацеливания программ развития вооруженных сил, которое осуществлялось в последние годы на основе рекомендаций и выводов, содержащихся в исследованиях, в несколько раз превысила затраты на них.

С возрастанием роли военно-научных исследований повышаются требования к обоснованности научных рекомендаций, расширяется тематика военно-теоретических разработок, совершенствуются формы и способы исследовательской деятельности. Эффективность научных работ, как считают американские специалисты, в значительной мере зависят от качества их организации. В связи с этим планирование и финансирование исследований в военно-теоретической области, а также контроль за ходом исследовательского процесса являются важными сторонами деятельности министерства обороны США.

Организация военно-научной деятельности в Соединённых Штатах осуществляется в соответствие с пятилетним планов развития вооружениях сил, включающим программу их строительства - "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы" (НИОКР), которая подразделяется на части (категории). Одна из них, получившая наименование "Руководство и обеспечение", заключается в планировании исследований на основе определенных программных элементов, которые содержат направления исследовательской деятельности по претворению пятилетнего плана. Каждый элемент имеет буквенно-цифровой код. Например, а рамках элемента 65104D осуществляется военно-теоретическое обеспечение научной деятельности комитета начальников штабов (КНШ). В частности, к последние годы велись такие исследования, как "модель всеобщей войны", "модель ядерного конфликта на театре войны - от ограниченного до всеобщего", "отражения удара ракетно-ядерных и военно-воздушных сил Варшавского Договора на ЦЕ ТВД", "ядерные средства НАТО на театре войны", "возможности химического оружия", "методика сравнительной оценки вооруженных сил сторон на театре войны" и другие.

Главную роль в процессе организации научных работ в министерстве обороны играет координатор по вопросам аналитических исследований, который назначается из руководящего состава аппарата заместителя министра обороны по приобретению оружия и военной техники. В его обязанности входит:
- обеспечивать общее руководство исследованиями, проводимыми в интересах министерства обороны:
- координировать военно-теоретическую деятельность министерства обороны с исследованиями, проводимыми видами вооружённых сил США, а также с некоторыми правительственными органами;
- следить за учетом исследований в организациях министерства обороны и обменом информацией между ними;
- готовить ежегодный сводный отчет с оценкой научной деятельности министерства обороны.

Кроме того, каждый руководящий орган министерства обороны имеет своего координатора аналитических исследований (подчиняется начальнику этого органа или специально назначенному лицу). Он должен выполнять следующие основные обязанности; согласовывать вопросы организации исследований своего ведомства с координатором министерства обороны США; следить за организацией разработки общих направлений научной деятельности в соответствии с директивами министра обороны; координировать планирование, финансирование и контроль за выполнением исследований в рамках своей организации; контролировать своевременное представление полной информации об исследованиях, проводимых его организацией, в центр военно-технической информации (ЦВТИ) министерства обороны США.

Военно-научная деятельность в Соединенных Штатах строится на основе общих принципов военного планирования в предусматривает подготовку каждой организацией ежегодного "Первоначального плана важнейших потребностей". Этот документ включает в себя наиболее важные (по мнению руководства заинтересованного органа) направления исследований в соответствии с его потребностями и ресурсами. Первоначальные планы представляются координатору по вопросам аналитических исследований министерства обороны США, который обобщает их и рассылает (в форме рабочих документов) для ознакомления и оценки в аппараты министров видов вооруженных сил, а также в другие центральные военные ведомства, Это позволяет выявить дублирующие друг друга направления исследований. Полученные данные используются для подготовки плана научных исследований министерства обороны на следующий финансовый год, который утверждается мини-стром обороны.

По мнению руководства министерства обороны, рассмотрение заинтересованными ведомствами первоначальных планов научных исследований способствует повышению качества их планирования и экономии ресурсов, выделяемых на эту деятельность. После ежегодного рассмотрения плана из него может исключаться до 25 проц заявок дублирующих уже проведенные или выполняемые работы либо не представляющих ценности для министерства обороны.

Как считают специалисты в области организации военно-теоретической деятельности, совместный анализ первоначальных планов позволяет, кроме того, выявить, направления исследовании, которые отражают общие интересы различных организаций. В этом случае заинтересованные стороны планируют финансирование и проведение НИОКР по единой программе. Например, исследование, заключающее в себе сравнительный анализ типов модернизации вооруженных сил США и ОВД, было организовано совместно заместителем министра обороны США по приобретению оружия и военной техники, помощником министра обороны по анализу и оценке программ и начальником управления суммарных оценок министерства обороны. Военно-научные исследовательские проекты разрабатываются и осуществляются не только объединенными усилиями американских ведомств, но и с привлечением учреждений, находящихся в подчинении верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе.

Такая организация процесса планирования, как указывается в официальных документах Пентагона, позволяет вовлекать в него все заинтересованные военные ведомства поощряет их к выделению больших средств на проведение совместных исследовательских работ, повышает эффективность взаимодействия между ними, дает возможность ликвидировать бесцельные исследовательские проекты, своевременно вносить изменения и дополнения в планы теоретической деятельности. В то же время руководство министерства обороны допускает частичное перекрытие тематики исследований в ходе планирования, исходя из того, что одна и та же проблема может решаться с использованием различных аналитических методов.

Основная доля исследований в области военной теории проводится по контрактам или соответствующим соглашениям (гарантия, заказ, контрактное письмо и т. д.). Лишь незначительную часть в общем объеме НИОКР занимают военно-научные работы проводимые профессорско-преподавательским составом и слушателями высших военно-учебных заведений согласно тематическим спискам, которые рассылаются заинтересованным организациям.

Непосредственная организация процесса работ осуществляется на. основе директивы министра обороны США № 4205.2 "Консультативные услуги министерству обороны по контрактам", изданный в январе 1986 года и действительной для аппаратов министра и управлений министерства обороны, министров видов вооруженных сил, КНШ объединённых а специальных командований. Она охватывает всю теоретическую деятельность, проводимую в интересах вооруженных сил, независимо от источника финансирования, формы заключения контракта и организации-исполнителя.

Процесс организации исследования предполагает участие трех сторон заказчика, то есть ведомства, заинтересованного в проведении военно-научной работы, контролирующего исследовательский процесс и использующего его результаты; исполнителя - научно-исследовательской организации, выполняющей заказ и отвечающей за его качество; официального лица, следящего за соблюдением правил оформления и выполнения контракта. При взаимном согласии сторон функции ответственного за контракт может выполнять заказчик., В тех случаях, когда исследования требуют расширения масштабов работы или приобщают особо важный характер, в их организации могут принимать участие (помимо официальных сторон) совещательные органы министерства обороны или отдельные консультанты - специалисты по соответствующей тематике и вооруженным силам. В отдельных случай, если заказчик не имеет достаточных возможностей, чтобы руководить исследованиями или контролировать их проведение, он может обратиться за помощью к частным фирмам, специализирующимся в области предоставления услуг по организации исследовательского процесса, или непосредственно к исполнителю.

Значительная часть научно-исследовательских центров США располагает собственной базой для организация и проведения НИОКР. Кроме того, в последнее время во многих из них создаются специальные органы, которые консультируют заказчика и выдают ему рекомендации по заключению контракта с данной исследовательской организацией, а при необходимости могут принять на себя функции стороны, контролирующей соблюдение контрактной договорённости. Такие крупные научно-исследовательские центры, как "Рэнд корпорейшн" и институт оборонных исследований, располагающие мощными административными аппаратами, с целью повышения заинтересованности заказчика в эффективном руководстве исследовательским процессом зачастую заранее разрабатывают план проведения выгодного исследования, заказ на которое они предполагают получить.

Исполнителя исследований, проводимых в интересах министерства обороны США, делятся на внутренних и внешних. Внутренними считаются научно-исследовательские организации, входящие в организационно-штатную структуру вооруженных сил, а также отдельные исследователи, как военные, так и гражданские, служащие в военных учреждениях. К внешним относятся частные и общественные научно-исследовательские организации, исследовательские центры университетов, а также самостоятельно работающие аналитики. В США существует особая категория научно-исследовательских организаций - центры, финансируемые министерством обороны, которые не принадлежат вооруженным силам и поэтому считаются внешними исполнителями, однако фактически, в силу полной зависимости от Пентагона, действуют в качестве внутренних.

Органам, заинтересованным в решении той или иной проблемы военно-теоретического характера, требуется меньше времени и средств ля организации проведения какого-либо исследования силами внутреннего исполнителя чем внешнего. Первый имеет, как правило, тесные административные или исторически сложившиеся связи с заказчиком, поэтому контакты с ним предполагают минимум формальностей. Иногда бывает достаточно беседы между представителями заказчика и внутреннего исполняют, в результате которой достигается общая договоренность, являющаяся залогом дальнейшей совместной деятельности. Это заставляет и внешних исполнителей максимально облегчать деятельность заказчиков, возлагая на себя не только исполнительские, но и организаторские функции. По признанию американских специалистов, военные научно-исследовательские центры США не располагают такими возможностями.

Внутренний исполнитель определяется с помощью соответствующих документов, разрабатываемых для заказчиков и содержащих списки научно-исследовательских центров с указанием их функциональных задач и главных направлений деятельности, а также тех областей военно-теоретических знаний, где тот или иной центр зарекомендовал себя наиболее компетентным. Другим способом поиска исполнителя в рамках министерства обороны является запрос в ЦВТИ, картотека которого содержит сведения о том, что, кем, когда, где, как, на какой основе и с какими финансовыми затратами выполнено в военных целях. Таким образом отыскивается исполнитель, имеющий близкое отношение к предполагаемому предмету исследования, после чего заказчик устанавливает контакт с организатором или исполнителем работы для заключения контракта.

Эквивалентами контракта являются основное соглашение и рабочий запрос. Первое вырабатывается, как правило, в результате неофициальных переговоров между заказчиком и исполнителем. После заключения соглашения планируемое исследование включается в рабочую программу военного научно-исследовательского учреждения, а данные о нем направляются в систему информации министерства обороны. В случае, если заказчику потребуется усовершенствовать или изменить проект исследования, он посылает исполнителю письменное указание, в котором содержатся новые требования и суммы предполагаемых дополнительных затрат. Рабочий запрос содержит краткое описание требований к работе и пояснительную записку, подробно определяющую задачу исследовании. Он используется при необходимости оперативно поставить задачу. После того как запрос принят исполнителем, он приобретает статус соглашения и финансируется так же, как обычный контракт.

Заказчик контролирует выполнение исследования, проводимого военным научно-исследовательским центром, путем телефонных переговоров либо в ходе личных контактов представителей обеих сторон. Внешний исполнитель обязан представлять ежемесячные письменные доклады, содержащие следующие разделы: список основных участников; использование информационных и технических возможностей министерства обороны и других правительственных организаций; состояние работы на текущий момент; результаты исследований, полученные за истекший период; финансовый отчет.

Каждый исследовательский центр министерства обороны США, помимо выполнения работ по заказам, реализует собственную программу исследований, финансирование которой предусматривается бюджетом на проведение НИОКР военного значения. В соответствии с этой программой научно-исследовательские учреждения министерства обороны организуют работы по проектам, разрабатываемым самостоятельно.

Основной объем исследований военно-теоретического характера по заказам приходится на долю внешних исполнителей. По оценкам американских экспертов, они выполняют более 2/3 общего объема всех военных программ НИОКР. Значительный научно-аналитический потенциал сосредоточен в частном секторе, академических организациях и научно-исследовательских центрах, финансируемых министерством обороны. Они располагают мощным административным аппаратом. Все это делает их услуги выгодными для Пентагона. Характерной особенностью, играющей существенную роль в широком привлечении внешних исполнителей, является поддержание тесных контактов между организациями-заказчиками и их бывшими сотрудниками, перешедшая на службу в гражданские исследовательские центры.

Согласно директиве министра обороны США по организации и контролю военно-научных исследований работы могут быть поручены внешнему исполнителю в следующих случаях:
- заказчик уверен в том, что положительный результат может быть получен только тогда, когда исследование поручено внешнему исполнителю;
- министерство обороны не располагает возможностями для эффективного ведения необходимого исследования, не может организовать и провести его в сроки, установленные заказчиком и в соответствии с его требованиями;
- исследование предусматривает использование специальных областей знаний, специалистов по которым министерство не имеет, а развертывание собствен-
ной базы для его проведения экономически невыгодно из-за отсутствия постоянной необходимости в ней;
- планируемая работа не входит в сферу ответственности министерства, ее выполнение не требует привлечения собственных сил;
- министерству предоставляется возможность воспользоваться научным и техническим потенциалом внешней научно-исследовательской организации, располагающей высококвалифицированными кадрами;
- исследование, осуществляемое внешней организацией по самостоятельной программе, может быть использовано в интересах министерства;
- министерству требуется провести исследование силами независимой организаций для решения спорной проблемы, возникшей в результате столкновения интересов различных военных ведомств.

Руководители учреждения министерства обороны имеют право предлагать и утверждать требования к работам внешних исполнителей.

При проведении ими исследований основными задачами заказчика являются: поиск соответствующих исследовательских организаций и создание базы для проведения конкурса между ними; отбор наиболее квалифицированных исполнителей; заключение соглашения; предоставление исполнителю информационной и технической базы министерства обороны и других правительственных организаций; строгое соблюдение контрактных обязательств; контроль за ходом исследования; финансирование работы.

Вне конкурса контракт на исследование может быть заключен с организацией, являющейся единственным исполнителем, а также в том случае, когда исполнитель выступает с инициативным предложением по разработке темы, представляющей интерес для министерства обороны. Значительная часть заказов передаётся внешним исполнителям без конкурсного отбора. Как правило, вне конкурса контракты заключаются с научно-исследовательскими центрами, финансируемыми министерством обороны и имеющими в ним наиболее тесные связи.

Научно- исследовательская организация, получившая по контракту военный заказ, имеет право передать всю работу или ее часть другой организации (субподрядчику), оставляя за собой лишь административные функции.

В некоторых случаях исполнителям разрешается вести работы сверх объёма предусмотренного контрактом. Деятельность такого характера поощряется министерством обороны США, так как считается, что она служит делу развития военной науки. Объем внеплановой работы обсуждается с заказчиком.

Значительную помощь в организации военно-научных исследований оказывает ЦВТИ. Каждый орган министерства обороны, предполагающий организовать такую деятельность обязан запросить ЦВТИ, чтобы убедиться, что она не дублирует уже проделанную или проводимую работу. Результаты запроса оформляются и хранятся в досье заказчика, которое содержит следующую информацию: стоимость и способ заключения контракта (по конкурсу или вне конкурса); название организации-исполнителя обоснование необходимости проведения данного исследования с указанием целей, которые заказчик планирует достичь, его потребностей и приоритетности исследовательских задач, стоящих перед ним; открытия или выводы, сделанные в ходе исследования их реализация; мероприятия, проведенные в соответствия с выводами и рекомендациями по работе; оценка реальности исполнителя Досье хранится в течение пяти лет, а при необходимости и более продолжительный срок.

По мнению американских специалистов, в ряде случаев результаты военно-теоретических исследований используются немедленно и эффективно, иногда желаемого эффекта удается достичь не сразу, нередко их реализация откладывается на неопределенное время или невозможна. Результаты исследований могут быть введены в ЭВМ либо направлены в архив для пополнения банка данных. Эффективность любого исследования, как полагают военные эксперты, зависит от многих причин, и прежде всего от сложности изучаемой проблем, аналитических способностей исполнителя, своевременности представления результатов работы, а также от качества руководства исследовательским процессом. В документах Пентагона признается возможность полностью использовать результаты всех военно-научных исследований, 0|днако в них постоянно подчеркивается необходимость борьбы за повышение эффективности военно-научной работы путём улучшения ее организации.

Зарубежное военное обозрение №9 1989 С.3-7

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (01.02.2010) | Автор: Подполковник С. Якушев
Просмотров: 18520 | Теги: НИОКР | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar