search
menu
person

NEWS AND UDATES


Единое разведывательное обеспечение вооруженных сил США (2023)

Полковник в отставке Н.П. Удальцов,
кандидат военных наук
Подполковник П.А. Агеев,
кандидат военных наук

Военная разведка — комплекс мероприятий, проводимых государством в лице военной организации, преимущественно в целях получения и обработки данных о реальном или вероятном противнике, его военных ресурсах, боевых возможностях и намерениях, а также о театре военных действий.

В соответствии с общепринятой терминологией термин "разведка" трактуется как "синхронизированные и спланированные в масштабах объединенной разведывательной системы разнородных сил и средств добывания, обработки, анализа и распределения разведывательной информации мероприятия, проводимые с целью обеспечения проводимых и планируемых действий войск (сил)".

Данная формулировка максимально точно определяет подход высшего военного руководства США к процессу организации разведки как комплексного мероприятия, проводимого системой разведки (разведывательными органами, силами и средствами) видов и родов войск (сил) в интересах конкретных потребителей.

Основными видами разведки в ВС США являются:
• геопространственная разведка;
• радио- и радиотехническая разведка;
• техническая разведка;
• агентурная разведка;
• контрразведка;
• специальная техническая разведка;
• разведка на основе анализа открытых источников.

"Единое разведывательное обеспечение" ВС США определяется документами серии JP2-0. В настоящее время эти документы постоянно совершенствуются в соответствии с военно-политической обстановкой в мире и изменениями в способах ведения боевых действий1,2.

Однако их основу по-прежнему составляют предыдущие наставления, принятые 22 июня 2007 года и 22 октября 2013 года. В новых наставлениях обобщены и развиты положения по разведке, изложенные в предыдущих изданиях наставления Комитета начальников штабов (КНШ) серии JP2-0.

Наставление является основополагающим руководящим документом для разведывательных органов стратегического, оперативно-стратегического, оперативного и тактического звеньев управления по организации разведывательного обеспечения и боевому применению разведывательных частей и соединений в мирное и военное время. Данное издание является базовым документом серии публикаций по разведывательной деятельности ВС США и содержит основополагающие принципы разведывательного обеспечения в рамках подготовки и проведения совместных операций объединенными группировками войск (сил) ВС США.

Контроль над осуществлением разведывательного обеспечения, а также над разработкой и комплексированием разведывательной информации является неотъемлемой задачей военного командования. Указанная задача выполняется во всех звеньях управления при проведении различных видов операций (боевых действий).
Современные технологии позволяют командующим объединенными оперативными формированиями (ООФ) и группировками войск (сил) видов ВС получать в масштабе времени, близком к реальному, доступ к массивам информации, связанной со всеми аспектами оперативного пространства (района боевых действий), к данным о совокупности условий, обстоятельств и факторов, влияющих на возможности боевого применения ВС и, соответственно, на решения командующих.

Информация по широкому спектру вопросов, касающихся деятельности союзников по коалиции, нейтральных сил и сил противника, а также гражданского населения, доступна во всех подразделениях объединенных группировок войск (сил).

Также доступен весь объем информации по метеорологическим условиям, особенностям местности, культурным и другим аспектам оперативного пространства. Анализ данных, представленных в массивах, позволяет выделить разведывательную информацию, содержащую оценку боевых возможностей противника и прогнозирование его намерений. Возможность прогнозирования дальнейшего развития обстановки в оперативном пространстве отличает разведывательную информацию от других видов информации, имеющейся в распоряжении командующего.

Основной задачей единого разведывательного обеспечения является обеспечение военно-политического руководства и высшего командования ВС США актуальной, достоверной и своевременной разведывательной информацией в интересах выполнения поставленных задач.

В объединенном штабе КНШ также определяют цели единого разведывательного обеспечения, которые служат ориентирами для деятельности разведывательных управлений штабов объединенных группировок войск (сил) и взаимодействующих организаций национального разведывательного сообщества. В частности, выделяются следующие основные цели единого разведывательного обеспечения:
• описание оперативного пространства предстоящих боевых действий;
• информационное обеспечение командования в части, касающейся противника и физико-географических условий;
• определение целей и задач воздействия на противника;
• обеспечение осведомленности командования в интересах планирования и проведения военных операций;
• противодействие мерам противника по дезинформации и предотвращению внезапности его действий;
• обеспечение мероприятий оперативной маскировки;
• оценка результатов воздействий на противника в ходе операций.

В интересах достижения поставленных целей единого разведывательного обеспечения предписывается следующее: должностные лица разведывательных органов должны различать разведывательные данные по степени достоверности и создавать перечень информационных разведывательных признаков, позволяющих вскрывать деятельность объектов разведки с требуемой (заданной) уверенностью. Под уверенностью в достоверности разведывательной информации понимается объективность выводов о составе, состоянии и направленности (характере) деятельности группировки войск (сил) противника, определения географических координат районов его сосредоточения с заданной степенью точности.

Степень уверенности в аналитических выводах должна основываться на следующих факторах: количестве исходных предположений (допущений), надежности и разнообразии источников информации и силе аргументации.

Каждый из факторов сначала оценивается отдельно, а затем в совокупности с другими факторами, комплексно.

В информационных документах могут содержаться выводы, характеризуемые различными степенями уверенности.

Степень уверенности в аналитических выводах может быть низкой, средней и высокой (табл. 1).

Создание единого разведывательного обеспечения определяет методологию и этапы разведывательной деятельности. Этап разведывательной деятельности как часть процесса единого разведывательного обеспечения представляет собой определенную последовательность действий разведывательных организаций и органов управления в целях обеспечения командования и лиц, принимающих решения, объективной, точной и своевременной информацией.

Таблица 1 Степень уверенности в аналитических выводах

Критерии степени уверенности в аналитических выводах

Степень уверенности Признаки Словесное описание (дескрипторы)
Низкая Неподтвержденная информация из хороших или допустимых источников;
большое количество предположений;
слабые логические заключения и небольшое количество применяемых методов анализа информации;
значительные информационно-разведывательные пробелы
Возможно;
может быть;
не могу судить;
неясно
Средняя Частично подтвержденная информация из хороших (надежных) источников;
небольшое количество предположений;
сочетание сильных и слабых логических заключений и методов;
минимальное количество информационно-разведывательных пробелов
Вероятно;
маловероятно;
наверное;
предполагаю
Высокая Подтвержденная информация из проверенных (надежных) источников;
минимальное количество предположений;
сильные (максимально обоснованные) логические заключения;
отсутствие информационно-разведывательных пробелов, возможны несущественные недостатки
Будет, не будет;
определенно;
крайне вероятно;
крайне маловероятно;
заявляю, утверждаю

Проведение мероприятий по единому разведывательному обеспечению предполагает несколько этапов3,4:
• заблаговременное планирование и определение направлений ведения разведки;
• добывание разведывательных сведений;
• обработка разведывательных сведений и подготовка разведывательных данных;
• анализ разведывательных данных и подготовка разведывательной информации;
• комплексная обработка данных и доведение разведывательной информации до командования;
• оценка разведывательной информации командованием и формирование задач по доразведке (уточнение разведывательных задач).

Формирование единого разведывательного обеспечения осуществляется на основе всестороннего анализа разведывательной проявляемости объектов противника.

Структурно-признаковая модель разведывательной проявляемости объектов противника и возможностей видов разведки по их регистрации является объективной основой для осуществления комплексной обработки информации от всех видов разведки и формирования единого разведывательного пространства и обеспечения ВС США (рис. 1)5.

Силы и средства воздушной, космической, войсковой и специальной разведки выявляют следующие факторы проявляемости объектов: область пространства, занимаемого объектом, ее конфигурацию и степень дискретности, соответствующую количеству разнесенных на местности элементов объекта с точным определением координатных данных. Но каждый из перечисленных видов разведки охватывает только часть факторов проявляемости объектов противника, базируясь, как правило, на одном-двух факторах.

Средства воздушной и космической разведки опираются на следующие факторы:
• занятие объектом определенной области пространства, ее конфигурацию и степень дискретности;
• способность к отражению световых и радиосигналов, излучению в инфракрасной области;
• создание объектами определенного зрительного образа (при фотографировании и телевизионной съемке).

Специальная и войсковая разведка опираются в основном на определенный зрительный образ объекта, а также в некоторой степени на излучение им электромагнитной энергии (используется для более точного и быстрого выхода групп специального назначения в район размещения объекта).

Радиоэлектронная разведка базируется на факторах проявляемости объектов, связанных с излучением электромагнитной энергии различными радиоэлектронными средствами, устанавливаемыми на объекте.

В условиях проводимой разведываемой группировкой войск унификации транспортных и специальных средств управления и связи, перехода на модульный принцип построения пунктов управления, значительная часть объектов разведки обладает похожими характеристиками проявляемости, которые возможно разделить только согласованным использованием разведывательного ресурса.

Кроме прямых факторов проявляемости объектов в районе ведения боевых действий, в интересах максимально полного разведывательного обеспечения командиров и штабов различных звеньев управления, систематизируются и подвергаются обработке данные из различных доступных открытых источников информации.

Разведка открытых источников основана на изучении общедоступной информации, а также служебной информации, имеющей ограничения в распространении. Примерами открытых источников являются публикуемые официальные документы, справочные материалы, научные исследования, базы данных, коммерческие и некоммерческие веб-сайты, сетевые обсуждения (чаты, форумы) и дневники (блоги). Разведка открытых источников дополняет данные других видов разведывательного обеспечения и используется для устранения пробелов в секретных базах данных и проверки их точности и достоверности.

Данные разведки из открытых источников используются для нацеливания других видов разведывательного обеспечения, а также для изучения контекста получаемой секретной информации. Использование данных разведки открытых источников в целях получения базовой информации позволяет высвободить имеющиеся силы, средства и ресурсы для выполнения задач по устранению существующих информационно-разведывательных пробелов. Разведка открытых источников также ведется в целях оценки настроений в тех или иных группах общества, изучения тенденций в иностранных средствах массовой информации, обеспечения проведения социокультурных исследований и оказания гуманитарной помощи, отслеживания научно-технического прогресса в зарубежных государствах, а также развития сотрудничества со странами-партнерами. В процессе обмена могут использоваться возможности системы контроля потребностей в сборе (добывании) данных разведки из открытых источников разведывательного управления министерства обороны (РУМО).

При работе с открытыми источниками предписывается учитывать возможность их использования противником в целях дезинформации. Публикуемая в общедоступных средствах информация может быть заведомо ложной, неточной или необъективной. При подготовке разведывательной информации из всех источников необходимо обобщать, сопоставлять и анализировать данные из закрытых и открытых источников, а также искать подтверждения сведений, полученных из одного источника.

В ходе ведения разведки открытых источников активно используются данные, полученные на основе изучения так называемой серой литературы, т. е. данных, подготавливаемых, как правило, какими-либо научно-исследовательскими организациями, но не публикуемых официально и не представленных в общедоступных источниках. К серой литературе могут относиться различные научные доклады, личные документы или рабочие версии отчетов и т. д.

В ВС США понятия "сбор данных из открытых источников" (open-sourceacquisition) и "добывание данных из открытых источников" (open-sourcecollection) синонимичны, но не тождественны. Предпочтительнее употребление термина "сбор данных", так как при ведении разведки открытых источников по определению используется информация, разработанная (добытая) другими лицами6,7.

Общее функциональное руководство мероприятиями по разведке открытых источников разведывательного сообщества осуществляет директор ЦРУ. Непосредственно данные обязанности исполняет директор национального центра разведки открытых источников. В составе министерства обороны США соответствующие задачи возложены на директора РУМО.

В соответствии с основными положениями наставления КНШ ВС США JP 3-0 "Совместные операции" определены три уровня масштабов военных действий (стратегический, оперативный и тактический), представляющие собой доктринальные аспекты, раскрывающие взаимосвязь между стратегическими целями, проведением оперативных мероприятий и тактическими действиями. Понимание командным составом взаимосвязи между ними помогает определять логический ход операций (боевых действий), выделять ресурсы и ставить задачи8,9. Однако зачастую точность определения их принадлежности к какому-либо из уровней выявляется в результате анализа проведенной операции или анализа данных опыта ведения боевых действий.

Разведывательное обеспечение операции (боевых действий) на различных уровнях может осуществляться любой командной инстанцией, которой подчинены определенные соединения (части) или компоненты видов вооруженных сил. Разведывательное обеспечение различных по масштабу и уровню военных действий классифицируется в зависимости от ожидаемого результата или вклада в достижение стратегических, оперативных и тактических целей.

Существующее разграничение разведывательной деятельности позволяет эффективно распределять силы и средства для сбора, анализа и распределения информации, а также ставить задачи органам разведки национального уровня, разведывательным подразделениям на театре военных действий, разведывательным службам видовых компонентов ООФ и взаимодействующих организаций разведывательного сообщества.

Рис. 1. Структурно-признаковая модель разведывательной проявляемости объектов и возможностей видов разведки по их регистрации
Рис. 2. Структура разведывательного сообщества США

Разведывательное обеспечение командования объединенной группировки должно осуществляться при любых масштабах военных действий как самостоятельно командирами разведывательных частей, так и по планам начальника разведки оперативного формирования. Разведывательные операции стратегического уровня носят непрерывный характер и не прекращаются даже в период развертывания объединенных формирований. На этапе планирования боевых операций основной задачей разведывательных органов стратегического и оперативного уровней является добывание сведений, позволяющих вскрыть районы сосредоточения и установить направление главного удара основных сил противника, а также местоположение объектов особой важности (критически важных объектов). В ходе ведения боевых действий основной задачей органов разведки оперативного уровня является своевременное доведение до сведения командования оперативного формирования важной и достоверной разведывательной информации о ходе боевых действий и степени выполнения поставленных задач.

В соответствии с основными положениями наставления КНШ ВС США JP 3-0 не рекомендуется соотносить напрямую разведывательное обеспечение различных по масштабам военных действий с размерами частей и подразделений, видами вооружения и военной техники. Различные национальные средства разведки, рассматриваемые, как правило, в стратегическом контексте, например, разведывательные искусственные спутники Земли, имеют большое значение и для проведения тактических операций. И наоборот, войска, действующие на поле боя, могут добывать разведывательные сведения, имеющие стратегическое значение.

Организация разведывательной деятельности на оперативном и тактическом уровнях позволяет прежде всего повысить осведомленность командующего объединенным оперативным формированием о противнике и об оперативном пространстве.

Наряду с деятельностью по оценке обстановки разведывательные части оперативного и тактического уровней обеспечивают командующего информацией, необходимой для определения районов сосредоточения основных сил, местоположения важнейших объектов и уязвимых мест противника в целях оптимального применения имеющихся ресурсов и, соответственно, максимально эффективного использования возможностей ООФ.

В зависимости от вида операций (боевых действий) планируется проведение соответствующих разведывательных операций во всей зоне вооруженного конфликта. В ходе всех видов операций (боевых действий) разведывательная деятельность ведется непрерывно.

Для реализации единого разведывательного обеспечения военно-политического руководства и, в частности, ВС США имеется целый ряд разведывательных органов и организаций, характеризуемых собирательным термином "Разведывательное сообщество США".

Разведывательное сообщество США (United States Intelligence Community) — собирательный термин для обозначения отдельных правительственных учреждений США, перед которыми стоит задача ведения разведывательной деятельности10.

Разведывательное сообщество США возглавляет Директор национальной разведки, одновременно являющийся советником президента США по разведке. Управление Директора национальной разведки (штаб-квартира расположена в Вашингтоне, федеральный округ Колумбия) входит в состав сообщества и представляет собой административное, а не разведывательное учреждение.

В настоящее время в состав разведывательного сообщества США входят порядка 17 структур (рис. 2):
• два самостоятельных управления: Управление директора национальной разведки и Центральное разведывательное управление;
• восемь подчинены министерству обороны: Разведывательное управление министерства обороны, Управление национальной безопасности, Национальное управление геопространственной разведки, Национальное управление воздушно-космической разведки, командование разведки сухопутных войск (СВ), военно-воздушных сил (ВВС), военно-морских сил (ВМС) и морской пехоты (МП);
• семь принадлежат различным гражданским ведомствам: Федеральное бюро расследований и Управление по борьбе с наркотиками, входящие в Министерство юстиции, разведывательные органы Государственного департамента, Министерства финансов, Министерства энергетики, Управление разведки и анализа информации, а также разведка береговой охраны Министерства внутренней безопасности.

Под непосредственным руководством директора национальной разведки они должны функционировать как единая организация, призванная обеспечивать органы политического и военного руководства достоверной разведывательной информацией, касающейся национальных стратегических интересов государства в политической, военной и экономической сферах. При этом многолетняя разобщенность и специфика работы разведывательных органов существенно осложняют процесс объединения их в единую систему.

Элементом, официально не входящим в разведывательное сообщество и выполняющим при этом разведывательные функции, является Командование боевых действий в кибернетическом пространстве (КБДКП) МО США. Учитывая схожесть решаемых задач, единство управления и инфраструктуры, можно предположить скорое включение командования в целом или отдельных подразделений КБДКП в структуру разведывательного сообщества.

Деятельность разведывательного сообщества регламентируется рядом законодательных актов11:
• законом "О национальной безопасности" (National Security Act) 1947 года;
• законом "Деятельность внешней разведки" (Foreign Intelligence Surveillance Act) 1978 года;
• законом "О реформировании разведки и предотвращении террористических актов" (The Intelligence Reformand Terrorist Prevention Act) 2004 года;
• указом президента № 12333 "О разведывательной деятельности США" (Executive Order 12333, United States Intelligence Activities) 1981 года;
• стратегией национальной разведки 2014 года.

События 11 сентября 2001 года заставили пересмотреть взгляды высшего военно-политического руководства США на организацию разведывательной работы. Законы и документы нового тысячелетия направлены на интеграцию спецслужб в систему обеспечения безопасности страны в целом, укрепление единоначалия, преодоление ведомственной разобщенности и главенства корпоративных приоритетов. Проведены реформы, нацеленные на непрерывную координацию усилий всех членов разведывательного сообщества, постоянный обмен информацией, повышение кадрового, научно-технического и образовательного потенциала, подчиненного единым, утвержденным на высшем уровне целям и задачам.

Разведывательное сообщество США предназначено для обеспечения военно-политического руководства страны упреждающей, детальной и объективной разведывательной информацией в интересах своевременного принятия им решений по проблемам национальной безопасности.

Таким образом, в ВС США на основе объективных факторов разносторонней разведывательной проявляемости военных объектов и с учетом возрастающей роли разведки в современных боевых действиях создается и реализуется на практике единое разведывательное обеспечение командиров и штабов всех уровней управления.

Примечания
1 JP2-0 "Joint and National Intelligence Support to Military Operations". Washington: Joint Doctrine Division, 7000 Joint Staff (J-7), 2017. 220 р.
2 Краткая аннотация публикаций по доктрине ВС США "Joint Vision...". URL: http://csef.ru/media/articles/3670/3670.pdf (дата обращения: 25.03.2023).
3 Там же.
4 JP2-0 "Joint and National Intelligence Support to Military Operations".
5 Кузьмин В.В., Удальцов Н.П. Концептуальная модель комплексной обработки информации, добываемой различными видами мониторинга / Труды 35-го межвузовского НТС "Повышение эффективности радиоэлектронного вооружения. Развитие тренажерной базы". СПб.: МВАА, 2016. С. 167—175.
6 JP2-0 "Joint and National Intelligence Support to Military Operations".
7 Краткая аннотация публикаций по доктрине ВС США "Joint Vision...".
8 Там же.
9 JP 3-0 "Joint Operations". URL: http://www.globalsecurity.org/military/library/policy/ dod/joint/jp3_0_2006.pdf (дата обращения: 25.03.2023).
10 Сёмин Н. Л. Разведывательное сообщество США в начале XXI века: реформы и перспективы // Зарубежное военное обозрение. 2011—2012.
11 Законодательство о разведывательной деятельности. URL: http://vuzlit.com/2031857/zakonodatelstvo_ razvedyvatelnoy_deyatelnosti (дата обращения: 25.03.2023).

Военная мысль. - 2023. - №7. - С. 147-157

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (20.07.2023) | Автор: Полковник в отставке Н.П. Удальцов
Просмотров: 1490 | Теги: разведка, Н. Удальцов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar