Взгляды руководства США на факторы, определяющие применение вооруженных сил в военных конфликтах будущего (2022) Капитан 1 ранга Н. Башкиров, Соединенные Штаты уделяют серьезное внимание прогнозированию международной обстановки и планированию применения вооруженных сил (ВС) в возможных вооруженных конфликтах будущего. Изучению влияния основных геополитических, военно-стратегических, экономических, нормативно-правовых, технологических, демографических, экологических и прочих факторов, определяющих тенденции мирового развития на период до 2030 года1, посвящено множество публикаций исследовательских учреждений американского разведывательного сообщества2, военного ведомства, а также отдельных аналитиков и специалистов. В них авторы пытаются дать ответ на следующие вопросы: по каким причинам, с кем, когда и где могут начаться вооруженные конфликты и войны с возможным участием в них ВС США, а также каким будет вероятный характер войн. При этом анализ и оценки научных организаций Пентагона, разведывательного сообщества и других государственных органов носят обобщенный характер, в то время как работы академических кругов и университетов, как правило, рассматривают лишь отдельные факторы и их влияние на тенденции мирового развития. Общий вывод этих исследований – возрастающая к 2035 году хаотизация миропорядка, ослабление роли Соединенных Штатов и утрата ими статуса глобального мирового лидера. В ближайшей перспективе мир видится не глобально интегрированным, а локально фрагментированным при дальнейшем росте влияния в нем конкурирующих региональных блоков. На этом фоне США все-таки останутся лидером отдельных коалиций и сохранят способность влиять на ход и интенсивность возникающих кризисных процессов. В качестве угроз и вызовов национальной безопасности Вашингтон рассматривает широкий спектр проблем в социально-политической, экономической и технической (технологической) областях. К ним относят обострение борьбы государств, негосударственных образований и транснациональных компаний за доступ к рынкам сбыта и природным ресурсам (прежде всего водным и нефтегазовым), а также демографические проблемы, вызванные дальнейшим ростом численности населения Земли, интенсивной миграцией больших масс населения (в том числе из-за глобальных климатических изменений и проблем с ведением сельского хозяйства), повышение роли высоких технологий, например, технологий искусственного интеллекта (ТИИ), что может привести к резкому повышению уровня безработицы вследствие роботизации. Данные обстоятельства, по мнению американских аналитиков, актуализируют необходимость прогнозирования и заблаговременной подготовки ВС США к противодействию угрозам национальной безопасности, обусловленными будущими военными конфликтами и глобальным хаосом в мире. – Геополитические: ослабление влияния США в мире; усиление влияния и рост потенциала Китая; бурное развитие ряда государств Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР); усиление России; ослабление ЕС (Западной Европы); рост степени хаотизации в исламском мире. – Военные: сокращение численности и боевого состава сил общего назначения (СОН) ВС США; наращивание возможностей ВС КНР и России; усиление потенциала ВС Ирана и КНДР; использование тактики "серой зоны"4 противниками США; ослабление монопольного права государств на применение военной силы вследствие повсеместного подрыва и демонтажа института государственности в мире; подрывное влияние ТИИ на баланс сил в мире. – Более широкое использование космоса в военных целях и тенденция распространения ядерных вооружений (выделены отдельно от военных факторов как особо значимые): рост значимости космоса как сферы противоборства; распространение коммерческих космических технологий и средств; распространение ядерного оружия (ЯО); "эрозия" международно-правового режима контроля за ядерными вооружениями. – Влияние киберпространства: опасность ослабления степени контроля информационного (кибер) пространства; кибершпионаж; киберсаботаж5. – Ограничивающие применение военной силы: широкое освещение военных действий в СМИ; чувствительность общественного мнения к потерям среди гражданского населения; распространение "правовой войны" (lawfare)6; усиление влияния ложных обвинений. – Экономические: стремление контролировать систему мировой торговли; рост экономического потенциала Китая; поиск новых энергоресурсов; относительная деградация экономической мощи Соединенных Штатов, их союзников и партнеров; сокращение возможностей военно-промышленного комплекса (ВПК) США; ослабление действенности экономических санкций. – Экологические: повышение среднегодовой температуры воздуха; дефицит питьевой воды; освобождение Арктики от ледяного покрова; повышение уровня Мирового океана; урбанизация и появление все большего количества мегагородов. С учетом действия всех этих факторов военными специалистами произведена оценка перспективных военных конфликтов с участием американских ВС по следующим аспектам: состав участников (сторон) военного конфликта; география конфликта (вероятные ТВД или районы ТВД); условия возникновения конфликта; причины, обусловливающие вовлеченность ВС США; обобщенное описание характера действий американских вооруженных сил. В ежегодном докладе аппарата директора национальной разведки США (Office of the Director of National Intelligence)7 отмечается тенденция ослабления американских позиций и Евросоюза в мире (Западная Европа, следуя курсу Соединенных Штатов, стремительно теряет свою субъектность, игнорируя собственные экономические и политические интересы) на фоне укрепления России, усиления значимости и роста потенциала КНР, а также усиления других государств. В документе серьезное внимание акцентируется на Китае как главной угрозе мировой технологической конкурентоспособности США с неизбежными геополитическими последствиями. Среди военных факторов американские эксперты выделяют использование противниками США тактики "серой зоны" (боевые и иные действия, не достигающие уровня военного конфликта). Успех ее применения связан со следующим аспектом – ослаблением монополии государств на использование военной силы и появлением вследствие этого "вакуума власти". Этому способствует дестабилизация внутриполитической ситуации как внешними силами, так и радикальной оппозицией. Следует отметить, что Вашингтон сам использует подобные "неуправляемые пространства" для оказания всех видов воздействий на противника, хаотизации и дестабилизации соседних государств с целью формирования внутренней нестабильности и сплочения вооруженной, радикально настроенной оппозиции. На таких территориях негосударственные субъекты (например, "Талибан" в Афганистане, ИГИЛ в Ираке (запрещены в РФ) становятся источниками беспорядков, противостояний (межплеменных, этнических, религиозных и т. д.), постепенно перерастающих в серьезные вооруженные конфликты, и в конечном счете – в войны. Озабоченность военных специалистов США вызывают новые технологии, особенно внедрение в военную сферу ТИИ, которые, по их мнению, способствуют нарушению сложившегося соотношения сил в мире. Отмечается все более широкое использование космоса в военных целях. По мнению американских экспертов, доминирование США в этой сфере все в большей степени будет ограничиваться растущим потенциалом противоспутникового оружия РФ и КНР, а также продолжающейся коммерциализацией космоса. В американских аналитических исследованиях подчеркивается, что тенденция распространения ЯО в мире, ослабление режима контроля за ядерными вооружениями может привести к развязыванию Соединенными Штатами превентивной войны и даже к ограниченному его применению. В обозримой перспективе эксперты также не исключают применение Китаем и Россией в оборонительных войнах тактического ядерного оружия. Особую тревогу у Вашингтона вызывает превращение КНР "в одну из величайших ядерных сил в мировой истории". По мере цифровизации мира и внедрения соответствующих технологий значимость фактора киберпространства постоянно повышается. В настоящее время обеспечение контроля киберпространства становится чрезвычайно важной задачей обеспечения безопасности государств и предотвращения его использования для подрывной деятельности, кибершпионажа и киберсаботажа. Киберпространство превратилось в "среду стратегического межгосударственного соперничества", где кибератаки могут привести к ответным мерам США, в том числе с применением военной силы. По мнению американских экспертов, Китай "почти наверняка способен осуществлять кибератаки, приводящие к нарушению работы элементов критически важной инфраструктуры Соединенных Штатов, в том числе сети нефтегазопроводов и железных дорог". Факторы, ограничивающие применение военной силы, наиболее эффективно воздействуют на так называемые либерально-демократические государства Запада. В современных условиях постоянно повышается роль социальных сетей и СМИ, оказывающих серьезное влияние на возможность применения военной силы. При этом США активно используют эти средства для распространения дезинформации, организации "цветных революций", а также в ходе ведения гибридных войн и военных конфликтов. Военные эксперты Соединенных Штатов обращают внимание на тенденцию распространения "правовой войны" (lawfare) – стратегии использования, манипулирования или злоупотребления в интересах достижения собственных целей норм международного права, регулирующих применение военной силы, которые подменяются так называемыми правилами США и НАТО. Однако в качестве примера приводится деятельность террористической группировки ХАМАС в Секторе Газа, КНР в Южно-Китайском море и спровоцированная англосаксами специальная военная операция России на Украине. Глобальные экономические факторы во многом определят характер будущих военных конфликтов с участием американских ВС. Соединенные Штаты, их союзники и партнеры, скорее всего, до 2030 года сохранят доминирующее положение в мировой экономике. Однако, как считают американские эксперты, рост экономического потенциала других стран окажет негативное влияние на экономику США, снизит их военный потенциал и результативность экономических санкций Запада. Одной из причин военных конфликтов в современном мире все чаще называют отсутствие доступа к природным энергоресурсам. Постоянный рост экономического потенциала Китая сопровождается возрастанием его геополитических амбиций на фоне постепенного снижения экономической мощи США и возможностей их ВПК. Американские специалисты прогнозируют усиление воздействия экологических факторов (влияния окружающей среды), которые станут особенно ощутимы после 2050 года. Увеличение среднегодовой температуры воздуха более чем на один градус к 2030 году по сравнению с 1990–2000 годами способно вызвать дополнительные проблемы с базированием авиации в зоне Персидского залива и странах с особенно жарким климатом. Проблемы дефицита питьевой воды неизбежно обострят ситуацию в зонах нестабильности, особенно на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Дальнейшее таяние полярных льдов может повысить потенциал конфликтности между США, РФ и КНР в Арктике, а повышение уровня Мирового океана приведет к необходимости проведения гуманитарных операций. Согласно прогнозам экспертов Межправительственного комитета по вопросам изменения климата, в результате одних только климатических отклонений число людей, страдающих от недоедания по всему миру, может увеличиться к 2100 году до 170 млн человек. Климатические аномалии повлияют на погодные условия и характер распределения осадков, что негативно скажется на объемах и возможности производства сельскохозяйственной продукции. Повысится также степень ущерба от природных и техногенных катастроф. В ходе обобщения результатов оценки влияния рассмотренных факторов американскими специалистами показана взаимосвязь между этими факторами и основными геополитическими противниками США (РФ, КНР, КНДР, Иран и террористические группировки)8. Согласно прогнозам военных экспертов, именно в силу действия рассмотренных выше факторов состав противников Соединенных Штатов останется неизменным до конца текущего десятилетия. Список же их союзников и партнеров может сильно измениться особенно в Индо-Тихоокеанском регионе. Усиление Китая побуждает Вашингтон искать сближения с Индией и рядом государств АТР, где США заинтересованы в инициировании войны КНР с соседними государствами. Однако до 2030 года они сами могут быть втянуты в войну в Азии в коалиции с совершенно другими союзниками и партнерами. Западноевропейские страны традиционно выступают в качестве американских союзников. Ярко выраженную устремленность к сближению с Соединенными Штатами проявляют государства Восточной Европы. Усиление РФ вдохнуло новую жизнь в блок НАТО – краеугольный камень стратегической архитектуры (миропорядка) во главе с США. Тем не менее Западная Европа в отличие от восточноевропейских союзников не склонна к использованию военной силы за рубежом и поддержке военных интервенций Америки. Наиболее вероятные географические районы будущих войн с участием Соединенных Штатов, обусловленные влиянием рассматриваемых факторов, расположены в Азии, Европе и на Ближнем Востоке. Считается, что они не совпадают с самыми опасными для них вариантами военных конфликтов и войн с ядерными державами – РФ, КНР и КНДР. Военными специалистами США подчеркивается, что государства Азии активно наращивают военный потенциал. Так, с 2008 по 2018 год военные расходы региона возросли в среднем на 59%, в том числе в КНР – на 110%, в Камбодже, Бангладеш и Индонезии – в еще большей степени. Вьетнам, Филиппины, Индия и Пакистан увеличили их в среднем на 40% Возможные конфликты в АТР с участием Соединенных Штатов (например, изза о-вов Сенкаку – между КНР и Японией, о. Тайвань – между КНР и США) относят к категории межгосударственных и затрагивают интересы множества сторон. Вероятность их развития в определенной мере сдерживается преимущественно морским характером вероятных ТВД. Наиболее вероятным районом вовлечения США в конфликты на период до 2030 года считается Ближний Восток, где возникновению военного столкновения в значительной мере способствуют не только геополитические, но и социально-экономические и экологические факторы. Участие Ирана в военных действиях в Сирии и Йемене повышает вероятность ирано-израильского военного конфликта. Не исключена дестабилизация ситуации в Саудовской Аравии. По оценкам американской администрации, вероятность войны в Европе с участием ВС США значительно ниже, чем на Ближнем Востоком и в Индо-Тихоокеанском регионе. Американские специалисты выделяют четыре вида возможных вооруженных конфликтов с участием ВС США в период до 2030 года: Американские эксперты полагают, что США, их союзники и партнеры наиболее уязвимы в отношении конфликтов "серой зоны". КНДР и Иран ориентируются на ведение асимметричной войны против Соединенных Штатов. В качестве преимуществ РФ и КНР рассматривается наличие тактического ЯО и решимость его применения в случае необходимости, а также оспаривание американского превосходства в воздушно-космической сфере и киберпространстве. По мнению военных экспертов, вероятность войны с РФ или КНР может значительно возрасти через 10 лет по мере ослабления сдерживающей роли ЯО и сокращения разрыва между военными потенциалами противников. К этому времени ожидается, что ВС США в основном потеряют численное преимущество при снижении степени качественного превосходства, особенно по отношению к КНР. Продолжается сужение экономической основы американских военных приготовлений, что ведет к уменьшению численности СОН ВС США, тогда как будущие войны потребуют увеличения численного состава вооруженных сил. Среди мировых тенденций – продолжающееся снижение доли США, ЕС и Японии в мировом ВВП. Если в 1990 году на долю Соединенных Штатов то в 2017 году – уже только 57,9% Прогнозируется, что к 2030 году эта доля станет уже меньше 50%, а у основных государств – противников Америки – около 30% Причем к 2030 году Китай станет самой мощной экономической державой мира. Качественный уровень ВС США напрямую зависит от состояния ВПК страны. Из мировых "топ-100" военно-промышленных компаний (все американские) к 2014 году осталось только 19 американских9. Ведущие американские эксперты отмечают три основные тенденции в глобальном балансе сил, имеющих отношение к США:
1 См.: The Future of Warfare in 2030/ Project Overview and Conclusions / RAND Corporation, 2020. 2 Причем, разведывательным сообществом США не реже, чем каждые четыре года осуществляется публикация результатов долгосрочного анализа глобальных тенденций мирового развития. См.: Paradox of Progress. Global Trends Main Report / Washington, D.C. National Intelligence Council. – January 2017. Аналогичная работа в отношении характера будущих войн, перспективных форм и способов применения ВС США ведется Комитетом начальников штабов (КНШ). Например: Joint Operating Environment (JOE) 2035: The Joint Force in a Contested World / Washington, D.C. Joint Chief of Staff. – July, 2016. 3 Следует отметить, что используемая в данном случае американскими специалистами классификация факторов обусловлена, возможно, особенностями решаемой ими задачи и применяемыми методами, так как не в полной мере соответствует общенаучным принципам системности, единства классификационных признаков и пр. 4 "Серая зона" – театр гибридной войны как формы противоборства со сравнимыми по военному потенциалу противниками (КНР и РФ) ниже порога втягивания в обычную войну (между войной и миром). Действия в "серой зоне" рассматриваются в качестве способа избежать прямого военного столкновения, которое представляет угрозу существованию самих США. Впервые в официальном документе США данное понятие использовано во "Временных указаниях по стратегии национальной безопасности" администрации президента Д. Байдена от 3 марта 2021 года. География "серых зон" во многом совпадает с контуром евразийской дуги нестабильности, которую в 1997 году обозначил З. Бжезинский. К "серым зонам" США относят, в том числе периферии России (в первую очередь, Украину, Молдавию, Абхазию и Южную Осетию). Идея стратегии создания и использования "серых зон" – вынудить Россию подорвать свои силы посредством втягивания в увеличивающиеся по количеству и растущие по интенсивности конфликты на ее периферии. См.: Бартош А.А. "Серые зоны" как ключевой элемент современного операционного пространства гибридной войны. "Военная мысль". – 2021. – № 2. – С. 6–19. 5 Киберсаботаж – скрытое противодействие (диверсия), намеренное нарушение (срыв) функционирования информационной инфраструктуры. 6 "Правовая война" (lawfare) определяется американскими специалистами как стратегия использования и манипулирования (злоупотребления) нормативно-правовыми аспектами, регулирующими применение военной силы (норм международного гуманитарного права) в интересах достижения собственных целей. 7 См.: Chris Strohm, Anthony Capaccio. U.S. Spies See Grim Global Outlook With Russia, China Top Foes / Bloomberg Information Agency, 8 March 2022. 8 Подобный список противников впервые был сформирован еще в 2016 году и затем уже был использован в таких документах, как "Стратегия национальной безопасности США" (2017) и "Стратегия национальной обороны США" (2018). 9 В большей мере, но не исчерпывающим образом, это связано с интеграционными процессами в рамках американского ВПК. 10 Например, из 33 редкоземельных элементов, в которых остро нуждается экономика США, 19 поставляется из КНР. Китай является главным мировым экспортером 12 из них. Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 650 | | |
Всего комментариев: 0 | |