search
menu
person

NEWS AND UDATES


Боевые возможности тактической авиации военно-воздушных сил США (2023)

Полковник В. Александров,
доктор военных наук, профессор

Определение и содержание понятия боевых возможностей авиации военно-воздушных сил (ВВС) США в целом и характеризующих их показателей применительно к ее стратегическому компоненту, рассматривалось в предыдущей статье1. В настоящей публикации в соответствии с принятой в вооруженных силах (ВС) Соединенных Штатов организационной структурой войск, их предназначением и взглядами на применение проведен анализ летно-технического потенциала тактической авиации (ТА).

Тактическая авиация ВВС США, как компонент сил общего назначения американских ВС, является важнейшим средством решения боевых задач в операциях на различных театрах военных действий (ТВД) с использованием как обычного, так и ядерного оружия. В настоящее время парк ТА включает:
– многоцелевые истребители четвертого поколения F-15 "Игл" различных модификаций, F-16С/D "Файтинг Фалкон", а также истребители пятого поколения – F-22A "Раптор" и F-35A "Лайтнинг-2";
– штурмовики А/ОА-10С "Тандерболт-2";
– тактические самолеты воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы (РЭБ) Е-8С "Джистарс", MC-12W "Либерти", RC-26В "Кондор", ЕС-130Н "Компас Колл" и ЕС-130J "Коммандо Соло".

Всего в составе ВВС Пентагона насчитывается более 1600 самолетов тактической авиации. Уже в мирное время в наиболее важных, с точки зрения достижения военно-политических целей США, регионах мира развернуты ее значительные передовые группировки, объединяющие более 30% располагаемых сил и средств.

Остальные формирования, базируясь на континентальной части национальной территории, предназначены для быстрого наращивания имеющихся и создания новых объединений ТА на заморских ТВД.

Часть самолетов-истребителей является носителями тактического ядерного оружия (до 650 ед.), запас которого хранится на территории США (около 500 ядерных боеприпасов) и шести авиабазах стран – союзниц по блоку НАТО. Данное обстоятельство существенно увеличивает боевые возможности ВВС и является сдерживающим фактором по отношению, в первую очередь, к России, служит гарантом выполнения ими боевых задач силами общего назначения в условиях войны.

Основным предназначением тактических истребителей (ТИ) четвертого поколения F-15С/D "Игл" является завоевание превосходства в воздухе.

Большой потенциал, заложенный в самолете, позволяет последовательно наращивать его боевые возможности, перечень выполняемых задач и номенклатуру применяемых АСП.

Двухместный ТИ F-15Е "Страйк Игл", являющийся модификацией F-15D, предназначен для завоевания превосходства в воздухе, поражения воздушных, наземных и морских целей, а также обеспечения противовоздушной обороны (ПВО) наземных объектов. Самолет имеет улучшенные летно-технические характеристики (ЛТХ), в том числе увеличенные максимальные массу боевой нагрузки (до 13,4 т), скорость полета (до 3000 км/ч), практический потолок (до 20 000 м) и радиус действия без дозаправки 1 800 км, а также более совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО).

Тактический истребитель F-15ЕX позиционируется как носитель средств поражения большой дальности, применяемый в условиях сильного противодействия противника. В перспективе он может быть оснащен гиперзвуковыми ракетами AGM-183A класса "воздух – поверхность", а также нести УР класса "воздух – воздух". Всего ВВС США планируют закупить до 150 таких самолетов. 

F-16С "Файтинг Фалкон" – самый массовый легкий ТИ четвертого поколения, составляющий основу истребительной авиации американских ВВС. Созданный как относительно простой ЛА завоевания превосходства в воздухе, F-16 с годами трансформировался в многоцелевой авиационный комплекс, способный решать ударные задачи. Благодаря своей универсальности, отличным ЛТХ и умеренной стоимости в настоящее время этот образец АТ является самым массовым истребителем четвертого поколения и пользуется успехом на международном рынке вооружений. Так, F-16С закупают 25 стран для оснащения своих ВВС.

Истребитель пятого поколения F-22А "Раптор" предназначен для завоевания превосходства в воздухе и поражения наземных целей.  

В основу проектирования самолета был положен принцип обеспечения повышенной выживаемости за счет реализации принципа "первый обнаружил – первый поразил". Для этого в данном образце АТ широко использованы стелс-технологии для снижения заметности, а также усовершенствованное БРЭО, позволяющее обнаруживать воздушного противника – истребители (ЭПР более 3 м2) на дистанции 250–310 км, крылатые ракеты (ЭПР порядка 0,1–0,5 м2) на удалении 150 км и различные наземные и надводные цели (до 70 км), обстреливая при этом одновременно до 20 из них.

По своим ЛТХ F-22А превосходит любые американские самолеты четвертого поколения аналогичного класса. Высокие аэродинамические качества и двигатели с управляемым вектором тяги обеспечивают истребителю отличную маневренность и управляемость на любых режимах полета. Летательный аппарат имеет значительный практический потолок, что также является преимуществом в воздушном бою.

Стоит отметить, что "Раптор" недостаточно приспособлен для нанесения ударов по наземным целям. Это связано с его главным достоинством – малой заметностью, однако данное качество не позволяет размещать основной боекомплект (БК) на имеющихся четырех внешних узлах подвесках под крыльями и фюзеляжем самолета. При необходимости они применяются для сбрасываемых дополнительных топливных баков, используемых с целью увеличения дальности полета истребителя, поэтому такой вариант не является для F-22А основным, так как снижает малую заметность самолета. В свою очередь, это ограничивает его возможности по решению боевых задач и является существенным недостатком. Данное обстоятельство обусловило установку АСП внутри истребителя.

Для этого в корпусе фюзеляжа ЛА предусмотрены три отсека: два небольших для УР класса "воздух – воздух", центральный – для УР класса "воздух – земля"/"воздух – поверхность" и управляемых авиабомб. Пуски ракет и сброс УАБ из внутренних отсеков самолет может выполнять на сверхзвуковых скоростях. F-22А "Раптор" также вооружен 20-мм пушкой M61A2 "Вулкан" с боекомплектом 480 снарядов.

Многоцелевой истребитель пятого поколения F-35 "Лайтнинг-2" создан в США с учетом стелс-технологии для замены состоящих на вооружении американских ВВС самолетов F-15 и F-16. Изначально данный образец АТ разрабатывался в интересах трех основных заказчиков Пентагона: для ВВС – в качестве тактического истребителя F-35А, ВМС – в варианте палубного истребителя F-35С, и корпуса морской пехоты, как истребителя короткого/вертикального взлета и посадки – F-35В.

Интегрированный комплекс бортового оборудования F-35 "Лайтнинг-2" в сочетании с системой обмена информацией обеспечивает летчику высокий уровень осведомленности о воздушной и наземной обстановке, минимизирует зависимость от управления с наземных командных пунктов (КП) и самолетов дальнего радио-локационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), а также обеспечивает ведение радиотехнической и визуальной разведки и даже возможность постановки радиоэлектронных помех.

Низкий уровень заметности в электромагнитном спектре позволяет применять ЛА в районах, имеющих сильную ПВО, для нанесения ударов по хорошо защищенным объектам.

С этой целью он оснащен достаточно мощным вооружением, в состав которого входят: УР класса "воздух – воздух" и "воздух – поверхность"; управляемые бомбы; другие виды АСП, а также четырехствольная пушка GAU-22/A. Самолет способен применять ракетно-бомбовое вооружение на сверхзвуковой скорости полета.

Тем не менее самолет F-35 "Лайтнинг-2" является относительно тяжелым и менее скоростным, чем требовалось. Его низкая радиолокационная заметность достигается только при размещении вооружения в двух внутренних отсеках крайне малого размера, что ведет к снижению количества подвешиваемых авиационных средств поражения. Предусматривается также возможность установки четырех внешних подкрыльевых пилонов для подвески вооружения массой до 1 130 кг УР "воздух – воздух". Количество боеприпасов, которое способен нести самолет F-35 в одном боевом вылете, по современным стандартам недостаточно даже с учетом их расположения на внешних подвесках. Американские эксперты отмечают низкую маневренность данного образца АТ, малый радиус действия, использование при его производстве устаревших технологий снижения заметности, а также высокую стоимость самолета, его обслуживания и ремонта.

Штурмовик А-10С "Тандерболт" предназначается для оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам (СВ), уничтожения танков, бронетехники и других наземных целей противника. Самолет был принят на вооружение в 1976 году и по настоящее время является единственным ВВС США, используемым исключительно для решения задачи непосредственной авиационной поддержки.

Высокая живучесть и маневренность штурмовика, хороший обзор из кабины и сравнительно низкая скорость полета позволяют летчику выявлять и поражать ракетно-артиллерийским вооружением малоразмерные цели с одного захода.

Воздушное судно планируется использовать в составе национальных ВВС до 2028 года. На его базе был создан самолет ОА-10А, оборудованный дополнительной системой БРЭО для наведения ЛА на цель.

Ударная авиация в настоящее время является наиболее перспективным видом авиационной техники, поскольку тенденции ведения боевых действий меняются, а внимание военных специалистов переносится на ракетное вооружение воздушного базирования. В связи с этим в США проводятся исследования в области разработки и создания истребителя шестого поколения с возможным принятием его на вооружение после 2040 года. Так, Пентагон планирует наладить выпуск целой линейки новых тактических истребителей F-Х, в том числе для военно-воздушных сил, которые должны значительно превосходить любые существующие ударные самолеты.

Согласно имеющимся данным, этот проект предусматривает создание многофункционального истребителя, способного дополнить или заменить ряд существующих образцов АТ. Перспективный ТИ будет решать задачи завоевания превосходства в воздухе, сопровождения и прикрытия ударных ЛА и самостоятельно уничтожать наземные цели. При создании образцов ТА шестого поколения продолжится применение технологий, направленных на снижение их заметности для любых средств обнаружения. Важнейшее значение уделяется также авионике, разрабатываемой с учетом внедрения элементов искусственного интеллекта (ИИ).

Определенной поддержкой у разработчиков перспективной авиационной техники пользуется концепция создания опционально пилотируемого самолета. В зависимости от поставленной задачи истребителем нового поколения сможет управлять летчик из кабины ЛА или оператор с внешнего пульта, размещенного на наземном пункте управления. Отсутствие экипажа, по американским оценкам, обеспечит возможность повысить часть ЛТХ и боевых качеств самолета. Дистанционно пилотируемые самолеты смогут работать как самостоятельно, так и в связке с ведущим истребителем с экипажем на борту.

Для получения максимальной боевой эффективности F-X должен иметь высокие летно-технические характеристики. В частности, необходимо существенно увеличить высоту и дальность его полета, полезную нагрузку, превосходящую аналогичный показатель нынешних ТИ, повысить огневые характеристики снаряжаемых АСП. Обсуждается вопрос о придании перспективному истребителю возможности полета на гиперзвуковых скоростях, а также оснащения его новейшими системами авиационного вооружения.

Опыт ведения боевых действий ВС США в ходе современных вооруженных конфликтов показывает значительный рост роли воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы в информационном обеспечении войск. В этой связи командование американских ВВС уделяет значительное внимание развитию и совершенствованию соответствующих сил и средств и их боевых возможностей.

Тактическая авиация национальных ВВС для выполнения подобных задач в своем составе имеет самолеты воздушной разведки и РЭБ E-8C "Джистарс", MC-12W "Либерти", RC-26В "Кондор", EC-130H "Компас Колл" и EC-130J "Коммандо Соло".

Самолет радиолокационной разведки наземных целей Е-8С "Джистарс" является основой одноименной объединенной радиолокационной системы обнаружения и управления огнем JSTARS (Joint Surveillance Target Attack Radar System) и разведывательно-ударного комплекса (РУК), обеспечивающей обнаружение, определение местоположения, классификацию, сопровождение наземных целей и выдачу по ним целеуказания с передачей информации в масштабе реального времени для нанесения по ним высокоточных ударов огневыми средствами сухопутных войск и авиации. В ее состав входят два-три воздушных центра боевого управления и целеуказания, до 15 наземных мобильных пунктов приема и обработки информации, линии связи между ними, а также армейские наземные комплексы РТР и разведывательные беспилотные разведывательные аппараты (БПЛА). На ЛА установлен комплекс оборудования, включающий пять подсистем: радиолокационную, управления, связи, РЭБ и пилотажно-навигационную.

Оперативные режимы работы системы позволяют осуществлять широкий поиск объектов в секторе 120 град. на глубину до 250–300 км с периодичностью 1 мин обнаруживать, классифицировать и автоматически сопровождать несколько тысяч наземных и низколетящих воздушных целей, одновременно контролируя площадь до 50–90 тыс. км2 вдоль линии фронта протяженностью 200–300 км, а за 8 ч полета отслеживать обстановку на площади более 1 млн км2. При этом точность определения текущих координат составляет: групповых целей на дальности 150–200 км – не менее 150 м, каждой одиночной цели внутри групповой – не менее 50 м. Время патрулирования составляет 11 ч, с дозаправкой – 20 ч. Такие высокие летно-технические показатели Е-8С "Джистарс" позволяют ему быть одними из самых востребованных средств боевого обеспечения военных операций США и их союзников.

Тактический разведывательный самолет ВВС США MC-12W "Либерти" предназначен для ведения воздушной разведки интересах СВ, а также сбора и обмена разведывательной информацией, поступающей от стратегических самолетов-разведчиков U-2S "Дрэгон Леди", БПЛА типа MQ-9 "Рипер" и RQ-4 "Глобал Хок".

Летательный аппарат оборудован бортовым многофункциональным комплексом электронно-оптической и инфракрасной разведки с привязкой к системам позиционирования GPS для наведения высокоточного оружия. Управление и обмен информацией осуществляется с наземного пункта управления (НПУ), который расположен на передовой авиабазе, либо с мобильных ПУ развернутых на участках сосредоточения основных усилий войск, а также с другими объектами, входящими в состав формирований, находящихся на рубежах соприкосновения с противником. Для связи используется современное оборудование, которое задействует информационные каналы из ретрансляторо-спутниковой группировки SATCOM.

Многоцелевой самолет наблюдения RC-26В "Кондор" представляет собой модификацию среднего транспортного самолета ВВС США, оборудованного радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой и оптическими средствами для выполнения задач воздушной разведки.

Помимо национальных военно-воздушных сил данный образец АТ используется для ведения воздушной разведки авиацией национальной гвардии, в интересах государственных органов и агентств США, в том числе береговой, таможенной и пограничной охраны, федерального агентства по чрезвычайным ситуациям.

Тактические самолеты радиоэлектронной разведки ЕС-130H поступили на вооружение ВВС США в конце 1950-х годов. Под видом обычных машин они скрытно действовали в составе военно-транспортных эскадрилий С-130, изучая приграничные территории стран Варшавского договора. По мере роста международной напряженности и развития техники разрабатывались более сложные радиоэлектронные модернизации этого летательного аппарата. Так, вариант ЕС-130Н "Компас Колл" является платформой для центра РЭБ, задача которого заключается в постановке помех системам управления, наведения и связи противника.

Аппаратура радиоэлектронного подавления самолета обеспечивает ведение радиоразведки в диапазоне 20–1 500 МГц, постановку шумовых прицельных помех с подавлением до 20 радиолиний в диапазоне частот 20–100 МГц на дальностях до 300 км, а также создание помех системам связи в ОВЧ- и УВЧ-диапазонах с расширенной верхней границей рабочих частот до 2000 МГц. Самолеты активно применяются практически в ходе всех военных конфликтах XXI века с участием ВС США.

Самолет ведения информационной войны EC-130J "Коммандо Соло" предназначен для трансляции с воздуха на территорию противника радиовещательных и телевизионных программ, передачи дезинформационных сообщений, радиоэлектронного подавления военных систем связи и управления, гражданских передающих радио- и телецентров, а также ограниченного ведения радиоразведки.

В состав оборудования данного образца АТ входят вещательная теле-радиоаппаратура ДВ-, СВ-, КВ- и УКВ-диапазонов во всех современных форматах. Экипаж состоит из двух пилотов, штурмана, офицера – руководителя операции и 12 специалистов: инженера, специалиста по радиоэлектронному оборудованию и десяти операторов.

Эффективность и результативность психологического давления, оказываемого на армию и население противника в ходе информационных и дезинформационных операций, оцениваются американскими военными и гражданскими экспертами как крайне высокие, сокрушающие у противостоящей стороны веру в цели борьбы и в грядущую победу.

Таким образом, ВВС США располагают наиболее технологически совершенными и дорогостоящими образцами авиационной техники. Участвуя в локальных войнах и вооруженных конфликтах различного масштаба практически в любых регионах земного шара, они обладают существенным боевым опытом. Тем не менее до настоящего времени противниками в них выступали государства заведомо более слабые, имеющие меньшие возможности ведения боевых действий, чем Соединенные Штаты. В них американские ВВС демонстрировали высокий потенциал своей авиации фактически только в противоборстве с наземными и надводными целями, не имея практически значимого опыта борьбы с воздушным противником, сопоставимого с ними уровня, а также с серьезными системами ПВО.

Потери авиационной техники и личного состава в ВС США традиционно воспринимаются весьма болезненно, и хотя и опосредованно, но сказываются на боевых возможностях ВВС в целом. Осознавая завершение периода безраздельного господства своей авиации, Пентагон предпринимает серьезные усилия к достижению военно-технического превосходства над ними за счет предельного напряжения возможностей научно-технического и экономического потенциалов государства.

1 Александров В. Боевые возможности стратегической авиации военно-воздушных сил США. Зарубежное военное обозрение. – 2023 – № 3. – С. 62–67.

Зарубежное военное обозрение. - 2023. - №5. - С. 52-60

Смотрите также
Категория: ВВС | Добавил: pentagonus (02.06.2023) | Автор: Полковник В. Александров
Просмотров: 752 | Теги: В. Александров, ВВС | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar