Проект военного бюджета США на 1990 и 1991 финансовые годы Подполковник В. Ефремов В начале января 1989 года на рассмотрение конгресса США был представлен наработанный администрацией Рейгана проект военного бюджета страны на два финансовых года - 1990-й и 1991-й. Ассигнования по официальному военному бюджету (федеральной программе «Национальная оборона») предусматривались в сумме 315,2 и 330,8 млн. долларов соответственно (годовые приросты - 5,5 и 4,9 проц.), расходы - 303,0 и 314,4 млрд. (1,6 и 3,8 проц), а ассигнования министерству обороны - в сумме 305,6 и 320,9 млрд. долларов (годовые приросты - 5,3 и 5,0 проц. соответственно), расходы - 293,8 и 304,7 млрд. (1,4 и 3,7 проц.). В реальном исчислении прирост ассигнований военному ведомству оценивался примерно в 2 проц. ежегодно, расходы Пентагона в 1990 году должны были уменьшится по сравнению с предыдущим на 2,2 проц., а в 1991-м увеличиться на 0,4 проц. Относительно невысокие планируемые темпы роста военного бюджета на 1990 и 1991 финансовые годы были обусловлены в первую очередь планами администрации Рейгана сбалансировать к 1993-му федеральный бюджет, дефицит которого в текущем году составит, по оценкам западных экономистов, более 160 млрд. долларов. Новый президент США Дж. Буш, вступивший в должность 20 января 1989 года,, объявил о продолжении в целом бюджетной политики прежней администрации. В то же время новое руководство предприняло более кардинальные меры для ликвидации дефицита федерального бюджета. Так, были пересмотрены некоторые его разделы на 1990 и 1991 годы, и в первую очередь заявка министерства обороны. Бюджетная заявка военного ведомства на 1990 финансовый год по ассигнованиям сокращена на 10 млрд. долларов, а его расходы - на 4 млрд., а на 1991-й эти показатели снижены на 9,9 и 6,8 млрд. долларов соответственно, В результате годовые приросты ассигнований министерству обороны в текущих ценах составят 1,9 проц. в 1990 году и 1,5 проц. в 1991-м. Расходы в 1990 году останутся на уровне предыдущего года, а в 1991-м возрастут на 2,8 проц. В постоянных ценах ассигнования министерству обороны США снизятся в 1990 году по сравнению с 1989-м на 1,2 проц., а в 1991-м годовой прирост будет 2,2. Предполагается, что годовое снижение расходов Пентагона в 1990 году составит 1 проц., а в 1991-м - 0,4. Сокращение бюджетной заявки администрации Рейгана повлечет за собой снижение доли военного бюджета в ВНП и федеральном бюджете (табл. 1). Кроме того, в рамках военного бюджета финансируются военные программы министерства энергетики, основной целью которых является создание ядерного оружия, федерального агентства по действиям в чрезвычайных условиях (ФЕМА), а также ряд других видов деятельности, отнесенных по национальной классификации к «военной». На военные программы министерства энергетики в предстоящие два года запрашивается 9,0 и 9,4 млрд. долларов. Около 50 проц. этих сумм предназначается на разработку, испытание и производство ядерного оружия, почти 40 проц. - на производство ядерных материалов и захоронение радиоактивных отходов. Такой значительный рост ассигнований (в 1990 году на 11,1 проц. больше по сравнению с предыдущим) обусловлен в первую очередь увеличением средств, выделяемых на производство ядерных материалов и захоронение радиоактивных отходов в связи с расширением объемов переработки материалов, а также проведением мероприятий по повышению безопасности и охране окружающей среды. На исследования и разработки по программе СОИ министерству энергетики планируется выделить свыше 0,3 млрд. долларов. Из этих средств 266 млн. предназначаются для проведения работ в области создания оружия направленной энергии, 45 млн. - на разработку ядерного реактора для установки на космических аппаратах военного назначения. Финансовые средства на военные цели выделяются не только в рамках программы «Национальная оборона», но и по ряду гражданских статей федерального бюджета. Этот факт не отрицают и официальные представители. Так,, по данным центра оборонной информации, четверть бюджета Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) предназначена для реализации космических программ военного назначения. Важное место в деятельности НАСА уделяется созданию долговременной орбитальной станции, которая будет иметь военно-прикладное назначение. В 1990 году на эти цели планируется ассигновать около 2,1 млрд. долларов. Предполагается, что к ее создании наряду с НАСА примет участие Европейское космическое агентство, а также Канада и Япония. Долговременная орбитальная станция будет представлять собой многоцелевой космический комплекс с наращиваемой структурой, состоящий из обитаемых и необитаемых модулей, размещаемых на разных орбитах и связанных между собой посредством системы управления. Первый этап программы, предполагающий создание обитаемой части комплекса на низкой околоземной орбите и автономной автоматической платформы на полярной орбите, должен быть завершен к 1996 году. Но оценкам американских специалистов, стоимость строительства в рамках первого этапа составит 25-30 млрд. долларов. Предполагается, что с начала 90-х годов на выполнение данной программы будет выделяться до 3 млрд. долларов в год. В целом на деятельность НАСА в 1990 и 1991 финансовых годах запрашиваются ассигнования в сумме 13,1 и 14,6 млрд. долларов соответственно. Основная часть военного бюджета
- около 97 проц. - направляется министерству
обороны и предназначается непосредственно на техническое оснащение видов
вооруженных сил, обеспечение их повседневной деятельности. В последние годы на содержание и оснащение ВВС и ВМС выделяются примерно одинаковые суммы - от 31 до 33 проц. бюджета министерства обороны (табл. 2). На долю сухопутных войск приходится более 26 проц. Рост абсолютного и относительного значений ассигнований управлениям и ведомствам министерства обороны связан в первую очередь со значительными объемами финансовых ресурсов, выделяемых Организации по осуществлению «стратегической оборонной инициативы» - ООСОИ (4,6 млрд. долларов в 1990 году и 5,4 млрд. в 1991-м). Неодинаковые численные и боевые составы видов вооруженных сил обусловливают различия в структуре их бюджетов. Так, если более 50 проц. бюджета ВВС и около 40 проц. бюджета ВМС выделяется на их техническое оснащение (закупки оружия и боевой техники, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, военное строительство), то доля ассигнований на эти цели в бюджете армии составляет примерно 25 проц., а основная его часть - более 70 проц. - направляется на содержание личного состава, боевую подготовку и материально-техническое обеспечение войск. Характерной чертой распределения ассигнований министерству обороны по целевому назначению (по бюджетным статьям) в 1991 году является рост после пятилетнего сокращения финансовых средств на закупки оружия и боевой техники. В то же время наибольшая доля бюджета предназначается для проведения боевой подготовки и материально-технического обеспечения войск (табл. 3). Это свидетельствует о стремлении руководства министерства обороны повысить уровень боеготовности вооруженных сил и их способность вести длительные боевые действия. Ассигнования на закупки оружия и боевой техники по видам вооруженных сил в 1990 и 1991 финансовых годах распределяются следующим образом; наибольшая доля средств (42 проц.) предназначается ВВС, удельный вес ВМС составляет примерно 38 проц., сухопутных войск - 17 проц., управлений и ведомств министерства обороны - около 3 проц. (табл. 4). Для военно-воздушных сил на приобретение оружия и боевой техники планируется ассигновать 32,8 (37,4)* млрд. долларов. Половина этих средств предназначается для производства новых и модернизации состоящих на вооружении самолетов стратегической авиации, авиации ПВО, тактической, военно-транспортной авиации, вертолетов различных типов, а также запасных частей к ним. На закупки ракетно-космической техники предполагается выделить 7,4 (10,1) млрд. долларов, прочей боевой техники - 8,6 (9,0) млрд. Финансирование программ закупок основных систем оружия для ВВС приведено в табл. 5. На закупки оружия и боевой техники для военно-морских сил (табл. 6) запланировано выделить 30,2 (33,6) млрд. долларов, из них 8,8 (9,5) млрд. пойдут на приобретение авиационной техники, 9,6 (11,0) млрд. - боевых кораблей и вспомогательных судов, 5,7 (6,0) млрд. - ракетного оружия, артиллерийско-стрелкового вооружения и торпед, 4,9 (5,7) млрд. - прочей военной техники. По бюджету военно-морских сил также планируются закупки оружия и боевой техники для морской пехоты, В 1990 году на эти цели предполагается направить 1,2 млрд. долларов, | 1991-м - 1,4 млрд. Бюджетом сухопутных войск ассигнования на закупки оружия и военной техники предусмотрены в размере 14,2 (14,3) млрд. долларов (табл. 7). По видам оружия и боевой техники эти суммы распределяются следующим образом: авиационная техника - 2,9 (3,0) млрд. долларов, ракетное оружие - 2,7 (3,0) млрд., артиллерийско-стрелковое вооружение и бронетанковая техника - 2,7 (2,8) млрд., боеприпасы - 1,7 (1,6) млрд., прочие виды боевой техники - 4,2 (3,9) млрд. Военно-техническая сторона современной военной доктрины США предусматривает постоянное удержание военно-технического превосходства Соединенных Штатов над СССР, что подтверждается значительным объемом финансовых средств на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), В 1990 к 1991 финансовых годах на эти цели предполагается выделить по 39,5 млрд. долларов, что составляет 13,4 (12,7) проц. всего бюджета министерства обороны. Как I в прошлом, наиболее высокими темпами растут финансовые средства на разработку перспективных технологий, более 70 проц. которых выполняется в рамках СОИ. В то же время более 1/3 ассигнований на НИОКР направляется на реализацию тактических программ. На разработки стратегических систем оружия в 1990 году предполагается выделить 5,7 млрд. долларов, в 1991-м - 4,9 млрд. Наибольшая доля ассигнований, запрашиваемых администрацией Дж. Буша на проведение НИОКР, предназначается ВВС - 36,8 (34,2). проц. (табл. 8). На втором месте находятся управления и ведомства министерства обороны, тогда как в предыдущие годы его стабильно занимали ВМС. Изменения в структуре финансирования НИОКР обусловлены в первую очередь значительными объемами финансовых ресурсов, выделяемых 00С0И. Удельный вес ВМС в ассигнованиях на НИОКР составит 24,9 (23,6) проц., сухопутных войск - 14,4 (15,3) проц. Наиболее дорогостоящими НИОКР являются разработки перспективного многоцелевого истребителя ATF (в 1990-м - 1,1 млрд. долларов, в 1991-м - 1,6 млрд.), военно-транспортного самолета С-17А (0,9 и 0,5 млрд.), многоцелевого вертолета LHX (0,2 и 0,4 млрд.), МБР MX (с учетом железнодорожного варианта базирования 0,8 и 0,5 млрд.), МБР «Миджитмен» (0,1 и 0,2 млрд.), управляемой раке-ты «Срэм-2» класса «воздух - земля» (по 0,2 млрд. ежегодно), системы спутниковой связи МИЛСТАР (0,7 и 0,6 млрд. долларов). Таким образом, несмотря на то что в последнее время обстановка в мире несколько улучшилась: в соответствии с подписанным СССР и США Договором идет процесс ликвидации ракет средней и меньшей дальности, а в настоящее время ведутся переговоры о 50-процентном сокращении стратегических вооружений, - направленность военной политики Соединенных Штатов осталась неизменной. Военно-политическое руководство страны продолжает курс на повышение боеготовности и уровня технической оснащенности вооруженных сил, в первую очередь за счет разработок и закупок высокоэффективных систем оружия. * Здесь и далее до скобок приводятся цифры на 1990 финансовый год, а в скобках - на 1991-й,-Ред.
-
-
-
-
-
-
-
Зарубежное военное обозрение №9 1989 С. 63-68 Смотрите также | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 10026 | | |
Всего комментариев: 0 | |