Прогноз по созданию МТКККапитан 2 ранга А. Моренин После опубликования доклада о причинах катастрофы орбитальной ступени американского многоразового транспортного космического корабля (МТКК) "Колумбия", произошедшей 1 февраля 2003 года, эксперты фирмы "Тил груп" (США) сделали прогноз по развитию НИОКР в данной области. Отмечается, что на данный момент прекратили существование более десятка программ создания многоразовых носителей RLV (Reusable Launch Vehicle), которые несколько лет назад привлекали к себе интерес производителей спутниковых систем и организаций, участвующих в их запуске. По существу, остались только МТКК "Спейс Шаттл", созданный по программе NASA, орбитальный космический самолет OSP (Orbital Space Plane), основой которого был проект SLI (Space Launch Initiative), предусматривающий создание второго поколения МТКК, ракета-носитель K-1 фирмы "Кистлер аэроспейс", а также несколько незавершенных программ: XCOR, носитель "Астра", "Прора", Pre-X, FLTP. Ранее на разработку и летные испытания коммерческих носителей требовалось пять-десять лет. Такие сроки теперь считаются нереальными. В настоящее время на создание коммерческих многоразовых носителей RLV выделяются недостаточные средства. Это обусловлено высокой степенью риска, которая сопутствует их производству. Другой причиной является отсутствие достаточного количества заказчиков для обеспечения прибыльности компаний, занимающихся производством RLV. Высокая степень риска при создании таких носителей обусловлена использованием новых сложных технологий. С учетом того что до настоящего момента в эксплуатации находится только МТКК "Спейс Шаттл" управления по аэронавтике и исследованию космического пространства, становится понятно, насколько трудно убедить потенциальных инвесторов вкладывать средства в новые программы. В настоящее время нет ни коммерческих носителей RLV, ни экономически выгодных проектов подобного рода. В зарубежных СМИ отмечается, что за 20-летний период эксплуатации средняя стоимость одного запуска МТКК, который выполнял (до катастрофы) пять-шесть полетов в год, составляла 400-500 млн долларов, руководством заключались выгодные контракты. Хотя, согласно проектным расчетам, четыре МТКК должны были выполнять до 60 полетов в год и запускаться с двух испытательных полигонов - Западного (штат Калифорния) и Восточного (м. Канаверал, штат Флорида), а управление ими намечалось осуществлять из трех центров, в том числе из специального военного. По оценкам экспертов, средняя стоимость одного полета не должна была превышать 50 млн долларов. Тем не менее в августе 2003 года контракт по программе "Спейс Шаттл" был продлен до 30 сентября 2004 года. Однако руководство NASA планирует объявить повторный конкурс на его заключение, поскольку запуски по программе "Спейс Шаттл" не слишком привлекательны для инвесторов, ожидающих быстрого возврата вложенных средств. Недостаточный спрос на использование носителя RLV является менее очевидным, чем проблема высокого риска, сопутствующего данным программам. Достаточное количество заказчиков могло бы участвовать в запусках КА, если бы цена их производства не была столь высокой. В прогнозе отмечается, что при стоимости выведения на орбиту 1 кг полезной нагрузки (ПН) от 11 тыс. до более 33 тыс. долларов круг возможных заказчиков ограничивается 150-200 компаниями, правительственными учреждениями, организациями и университетами, расположенными в разных странах. Многие из них могут позволить себе оплатить только один запуск в течение нескольких лет. До тех пор пока стоимость выведения на орбиту 1 кг ПН будет находиться в пределах 1 000-2 200 долларов, круг заказчиков останется недостаточно широк для поддержки производителей носителей RLV. Следует учитывать, что фирмы - производители многоразовых носителей, составляя свои бизнес-планы, исходят из возможности осуществления запусков каждые несколько дней или по крайней мере раз в неделю. Прежде всего они хотят иметь сложившийся рынок. Вот почему единственным существующим проектом по созданию носителя RLV является РН K-1. За последний год об этой программе практически ничего не сообщалось, поэтому считалось, что проект постигла участь остальных программ. Поскольку компания не имеет достаточных средств, то любой прогноз относительно ее проекта будет носить гипотетический характер. Существует определенная степень доверия к этой программе, что объясняется наличием контракта, заключенного 17 мая 2001 года "Кистлер" с NASA в рамках программы SLI. Согласно условиям договора, стоимость которого составляет 135 млн долларов, NASA имеет право использовать K-1 при проведении четырех запусков в качестве испытательного стенда для отработки перспективных технологий. Этот контракт мог бы способствовать продолжению работ над проектом K-1, однако роль фирмы в пересмотренной программе SLI до сих пор остается неопределенной. По-прежнему сохраняется необходимость использования РН K-1 фирмы "Кистлер" в качестве испытательного стенда по программам OSP, а также многоразового носителя. Правительство США и специалисты фирм предполагают, что МТКК будет необходим на протяжении следующих двух десятилетий. На смену устаревшим кораблям фактически придут модернизированные аппараты, которые будут доставлять экипажи и грузы на международную космическую станцию и обратно на Землю. Меньшие по габаритам аппараты OSP предполагается использовать в качестве средств спасения экипажа в аварийных ситуациях. Таким образом, согласно оценке экспертов фирмы "Тил груп", пока не появится необходимость создания нового носителя RLV в военных целях и "Кистлер" будет продолжать работу в рамках пересмотренной программы NASA, проекты по разработке других носителей многоразового применения не могут быть реализованы. Смотрите также | |
| |
Просмотров: 1117 | | |
Всего комментариев: 0 | |