Реформирование системы организации и управления программами космической деятельности и ПРО МО США
Полковник В. Дорофеев
В министерстве обороны США началась масштабная реформа систем организации и управления программами космической деятельности и ПРО. Основной причиной, побудившей военное руководство США к ее проведению, стало наличие серьезного разрыва между заявленными целями военно-космической политики страны и реальными возможностями имеющихся в распоряжении вооруженных сил космических систем и средств (КСС). Так, в соответствии с требованиями документов, отражающих содержание национальной военной доктрины, должно обеспечиваться безусловное военное господство в космосе. Однако на сегодняшний день США не только не обладают вооружениями, которые могли бы стать инструментами такого господства, но не имеют также и близких к завершению программ их создания.
Необходимость корректировки организационно-правовых подходов в отношении этих программ обосновывается стремлением существенно сократить для противоракетных и космических систем жестко регламентируемый нормативными документами МО США цикл «разработка - принятие на вооружение». С этой целью руководством министерства обороны был подготовлен и проведен комплекс мероприятий, нормативно-правовую базу которых составили директивы министра обороны «Организация и управление космической деятельностью, осуществляемой в интересах национальной безопасности» (18 октября 2001 года) и «Управление программой ПРО» (2 января 2002 года), а также директива заместителя министра обороны по приобретению и технологиям «Эволюционное приобретение и спиральная разработка» (12 апреля 2002 года).
В качестве механизма формирования такого статуса выбран специальный подход, предусматривающий включение большинства «космических программ» в новую, единую бюджетную программу министерства обороны, получающей ранг главной. Тем самым «военный космос» формально уравнивается с такими программами (фактически направлениями деятельности американских вооруженных сил), как «стратегические силы», «силы общего назначения», «специальные операции» и другие (всего в военном бюджете и пятилетней программе строительства ВС США до настоящего времени насчитывалось 11 главных программ).
С введением в действие данного механизма, что согласно требованиям директивы должно произойти с 2003 финансового года, ассигнования на космические программы будут иметь намного более высокую степень защищенности, поскольку их «растворенность» в прошлом внутри других главных программ давала широкие возможности для манипулирования финансовыми ресурсами, часто вопреки интересам «военного космоса».
Другим важным новшеством стало изменение организации и порядка разработки, принятия на вооружение и эксплуатации КСС. До сих пор все вопросы, связанные с системами вооружения и военной техники любого предназначения и видовой принадлежности, решал заместитель министра обороны по приобретению и технологиям.
С 2002 года, однако, космические программы вычленяются из общего состава программ вооружения с передачей указанных функций в ведение министерства ВВС, где для их реализации создается специальная организационная структура, возглавляемая заместителем министра (вводится новая должность). Он будет пользоваться правом принятия самостоятельных решений по прохождению всех этапов жизненного цикла КСС - от разработки концепции и до снятия их с вооружения. Таким образом, произойдет концентрация властных полномочий и ресурсов, что, как ожидается, приведет к ускорению хода большинства НИОКР в этой области и упрощению процедуры воплощения их результатов в конкретных системах и средствах.
Ожидаемые от введения данных изменений преимущества предполагается использовать практически немедленно: начальнику управления перспективных исследований МО США было предписано к началу 2002 года подготовить план проведения интенсивных исследований, направленных на решение широкого круга конкретных военно-прикладных задач с использованием космических средств и технологий. Для организации и проведения демонстрационных испытаний, осуществляемых в рамках этих исследовательских работ, председателю КНШ и главнокомандующему объединенным командованием единых сил США (ОКЕС) предлагается сформировать в составе ОКЕС новое подразделение - отдел прикладных космических экспериментов.
Одновременно министерству ВВС передаются полномочия по всестороннему обеспечению, включая создание необходимого кадрового потенциала, любых (наступательных, оборонительных, обеспечивающих) космических операций вне зависимости от участия в них сил и средств, принадлежащих другим видам вооруженных сил. Вместе с тем организация и проведение таких операций остаются прерогативой объединенного космического командования ВС США.
Согласно документам, помимо перечисленных предусматривается еще ряд нововведений, касающихся прежде всего таких вопросов, как оптимизация организации взаимодействия и совместной деятельности в космосе с органами центральной разведки, создание в составе организационных структур НАТО специальных органов, предназначенных для обеспечения возможности эффективного использования американских военных КСС в интересах альянса, расширение масштабов взаимодействия с национальными и международными космическими коммерческими организациями с целью увеличения объемов использования в ВС США принадлежащих этим организациям информационных и других ресурсов.
Анализ бюджетных документов США на 2002 финансовый год показал, что «космическая инициатива министра обороны» нашла полную поддержку в конгрессе. Более того, в ходе отработки этим органом указанных документов и в сенате, и в палате представителей предпринимались попытки еще большей радикализации и ускорения проведения космической реформы.
В настоящее время в конгрессе США завершаются слушания по проекту бюджетного финансирования работ в области противоракетной обороны на 2003-й, а также на 2003 - 2007 финансовые годы (в рамках перспективной пятилетней программы министерства обороны). Анализ выступлений экспертов, представлявших на слушаниях позицию администрации, наиболее значимыми из которых были директор агентства ПРО генерал-лейтенант Р. Кадиш и начальник управления по проведению и оценке войсковых испытаний министерства обороны Т. Кристи, позволяет сделать вывод о том, что в последние месяцы в планах и подходах американцев к разработке и последующему развертыванию системы ПРО также наметились определенные изменения.
Так, предполагается, что по новым правилам большинство из системных компонентов перспективной ПРО будут развернуты в ходе НИОКР - на фазе «Разработка и демонстрация систем В и ВТ» (фаза 1 по классификации, введенной для американской программы приобретения В и ВТ директивой министра обороны от 4 января 2001 года № 5000.1) без перевода работ в следующую фазу - «Производство и развертывание» (фаза 2).
Основным критерием, использовавшимся при принятии решения о переходе от фазы 1 к фазе 2, является демонстрация опытным образцом разрабатываемой системы количественных и качественных показателей, определенных тактико-техническим заданием (ТТЗ). Но применительно к космическим и противоракетным системам требования ТТЗ, касающиеся их оперативных и боевых возможностей, с изданием указанных директив оказались фактически отмененными, а разработка этих систем будет теперь вестись не по принципу «от требуемого», а «от достигнутого». Таким образом, практически любое достижение, кроме очевидного провала, может быть объявлено успехом и, соответственно, основанием для дальнейшего финансирования работ.
Еще одним фактором, оказавшим существенное влияние на представление американцев об облике и возможностях системы противоракетной обороны, стал состоявшийся в июне текущего года выход из Договора по ПРО. Несмотря на то что еще до прихода к власти администрации Дж. Буша было объявлено о необходимости коренной модификации или отмены Договора, и действия, идущие в разрез с его требованиями, были запланированы с 2002 финансового года, некоторые существенные моменты были внесены в планы США в самое последнее время. В частности, в начале августа агентство ПРО заключило с фирмой «Боинг» контракт, предусматривающий разработку и строительство РЛС ПРО 3-см диапазона на морской платформе. При этом на слушаниях по проблемам ПРО, проходивших в палате представителей 16 июля 2002 года, генерал-лейтенант Р. Кадиш утверждал, что вопрос о базировании РЛС находится еще на стадии проработки (более ранними планами предусматривалось строительство только РЛС наземного базирования).
Возможность выдвинуть РЛС ПРО на угрожаемом направлении практически на любую глубину, по мнению американских специалистов, окажет большое влияние на архитектуру системы ПРО (в первую очередь за счет снижения ряда требований к ее космическим компонентам) и принципы ее боевого применения.
Выход из Договора по ПРО открыл для США также совершенно новые возможности в области международного военного сотрудничества (ранее, в соответствии со ст. IX Договора, каждая из сторон брала на себя обязательства «...не передавать другим государствам системы ПРО и их компоненты»). И Соединенные Штаты весьма активно уже приступили к их реализации - с середины июля были сформированы и начали серию визитов по союзным странам Европы, Ближнего и Среднего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) несколько групп, состоящих из высокопоставленных представителей госдепартамента и министерства обороны, специалистов ВПК и экономистов. Предполагается, что результатом этих визитов будет формирование некоего глобального противоракетного альянса или группы региональных противоракетных альянсов (Европа, Ближний Восток, АТР), страны - участницы которых станут не только предоставлять свои территории для американских объектов ПРО, но и, как надеются в Белом доме, полномасштабными участниками (в первую очередь с точки зрения государственного финансирования) соответствующих программ и, следовательно, потребителями средств ПРО американского производства.
Как отмечается в западных СМИ, сущностной стороной наблюдаемых изменений, касающихся планов и подходов США к разработке и развертыванию КСС и ПРО, фактически является лоббирование интересов крупнейших корпораций военно-промышленного комплекса, выражающееся в деятельности, направленной на снижение возможностей конгресса по контролю, а также на расширение рынка сбыта перспективных вооружений. «Растущая» же угроза со стороны так называемых «стран-изгоев» в лучшем случае может рассматриваться как третьестепенный мотив указанных действий американской администрации. Ожидается, что результатом реформы станет значительное ускорение милитаризации космоса, в том числе и в форме вывода в космическое пространство ударных вооружений различного назначения.
Зарубежное военное обозрение №9 2002 с. 30-32
Смотрите также
|