search
menu
person

NEWS AND UDATES


О проводимых в США мероприятиях, повышающих возможности борьбы с крылатыми ракетами (2002)

О проводимых в США мероприятиях, повышающих возможности борьбы с крылатыми ракетами

Полковник М. Баканов

После совершенных 11 сентября 2001 года террористических актов в городах Нью-Йорк и Вашингтон американское военно-политическое руководство придает большое значение обеспечению всесторонней защиты континентальной части страны от широкого спектра угроз потенциально враждебных стран. Согласно подготовленному исследовательской службой конгресса США докладу к 2010 году существенно возрастет угроза применения крылатых ракет воздушного и морского базирования против Соединенных Штатов. Общее количество крылатых ракет (КР) в мире без учета имеющихся в США уже составляет более 80 000 единиц и подразделяется на 75 типов. В стадии разработки находится еще около 40 типов КР.
Причинами, стимулирующими распространение крылатых ракет, являются: относительная дешевизна производства или приобретения КР- некоторые страны будут закупать их как средство высокоточного удара, которое намного дешевле пилотируемых летательных аппаратов и баллистических ракет; простота обслуживания и применения - для развертывания и боевого применения КР требуется гораздо меньшее количество подготовленного персонала, чем для эксплуатации пилотируемых средств; применение таких ракет не создает риска захвата в плен пилотов, а, следовательно, исключает проблемы и затраты, связанные с их освобождением; КР одинаково удобны для нанесения ударов с любых направлений по наземным и морским целям, а также для доставки химических и бактериологических боеприпасов; в современных войнах этот вид вооружения позволяет уничтожать определенные цели, используя обычные боеприпасы, тем самым сводятся к минимуму разрушения и жертвы среди мирного населения, что может быть важно в акциях принуждения в ходе полномасштабной войны; высокая точность стрельбы, возможность скрытного достижения цели (используя технологию «стелт» и рельеф местности); сложность обнаружения и сопровождения КР из-за отсутствия сплошного радиолокационного поля на малых и предельно малых высотах, а также невозможности использовать для их обнаружения и сопровождения космических систем; возможность скрыть место пуска КР, в то время как скрыть точку пуска баллистической ракеты, а следовательно, избежать ответного удара в современной войне невозможно.
Для изучения возможностей существующих и перспективных средств обнаружения малозаметных низколетящих целей, требующих немедленного воздействия по ним, неправительственная организация «Спарта» по заказу Пентагона исследовала три наиболее вероятных сценария атак террористов территории США с использованием крылатых ракет. Они включают варианты применения оружия массового поражения (радиационного, химического и бактериологического заражения).
Согласно первому сценарию атаке террористов подвергнется общественный центр в г. Сан-Диего (штат Калифорния) во время выступления там президента Соединенных Штатов. Эта акция имеет целью причинить максимальный ущерб населению США, ослабить общественную поддержку усилий президента страны, проводящего решительную и жесткую политику в отношении террористов.
Предполагается, что для нанесения удара террористы могут использовать крылатую ракету китайского производства CSS-C-2 «Силкуорм», приобретенную при помощи сочувствующих У. Ладену военных Судана, а в качестве «начинки» штатной боевой части КР могут служить радиоактивные вещества: плутоний (Ри-239) и цезий (Cs-137). Плутония потребуется как минимум 2 кг, и содействие в его приобретение вероятнее всего окажут, по мнению экспертов «Спарты», российские криминальные структуры. Цезий-137 широко используется в медицине и промышленности. Сценарием предусматривается, что необходимое его количество (не более 50 г) будет получено через госпиталь в г. Картум.
Запуск ракеты может быть произведен с борта транспортного корабля, зарегистрированного на Филлипинах. Предполагается, что этот корабль займет исходное положение для выполнения своей задачи (80 - 85 км от береговой черты) за несколько дней до удара и будет находиться в готовности осуществить пуск КР при получении сообщения о прибытии в общественный центр в г. Сан-Диего президента США и вице-президента.
Крылатая ракета «Силкуорм» имеет максимальную дальность пуска 85 км, скорость полета 1125 км/ч, боевая часть оснащена контактным взрывателем. Время полета КР до цели составит всего 4-4,5 мин, что недостаточно для реагирования любой системы ПВО. После пуска ракеты все следы ее пребывания на борту транспортного корабля будут немедленно уничтожены.
По подсчетам экспертов «Спарты», в результате взрыва КР могут погибнуть от 30 до 2 000 человек и более 12 000 получат различные дозы радиоактивного облучения, в том числе около 500 - смертельные, а местность подвергнется радиоактивному заражению в радиусе 7 - 8 км.
Согласно второму сценарию лидер одной из стран-«изгоев» в ответ на вмешательство США в региональный конфликт посредством КР может распылить над Вашингтоном споры сибирской язвы. Для этих целей вероятнее всего будет использован беспилотный летательный аппарат (БЛА) типа SDPR VBL-200 югославского производства (дальность полета 1 000 - 1 100 км, средняя скорость 180 км/ч). Запуск его может быть осуществлен с корабля, находящегося на расстоянии 100 - 120 км от побережья США с восходом солнца, чтобы утренняя дымка могла скрыть сам факт запуска БЛА с корабля. Маршрут аппарата рассчитывается с учетом влияния ветра с целью увеличения площади заражения. После распыления над городом спор сибирской язвы БЛА должен достичь конечного пункта маршрута - точки над океаном, где он будет затоплен. Сибирская язва имеет инкубационный период от одного до шести дней, летальный исход наблюдается почти в 100 проц. случаев.
В третьем сценарии рассматривается возможность применения против американских вооруженных сил, находящихся на своей территории, химического оружия. В качестве примера выбран конфликт между Эфиопией и Эритреей, для урегулирования которого Соединенные Штаты направляют экспедиционные силы численностью 2 500 человек. Доставить этот миротворческий контингент планируется кораблями из порта Чарлстон (Южная Каролина). Эфиопия с целью отсрочить или предотвратить американское вмешательство в региональный конфликт может применить против экспедиционных сил нервно-паралитический газ. Для осуществления этой акции правительство скорее всего зафрахтует небольшое транспортное судно под либерийским флагом, которое займет исходную для атаки точку в 200 км от побережья США. На подготовку к пуску БЛА типа «Мираж-150» итальянского производства потребуется не более 2 ч. «Мираж-150» имеет максимальную скорость полета 700 км/ч, максимальную дальность полета 250 км. Стартовав с корабля в самый выгодный с точки зрения маскировки момент восхода солнца, БЛА на высоте 100 м и скорости 600 км/ч приблизится к цели на 50 км, затем наберет высоту и менее чем за 5 мин распылит нервно-паралитический газ над портом.
По мнению экспертов исследовательской службы конгресса США, для организации надежной защиты от КР необходимо следующее: знать характеристики ракет, состоящих на вооружении или разрабатываемых потенциальными противниками; своевременно выявить признаки подготовки к их применению; обнаружить и уничтожить ракеты как во время их полета, так и на мобильных пусковых установках. Это актуализирует задачи национальных разведывательных служб США по выявлению и контролю над имеющимися запасами таких систем вооружения в государствах, расцениваемых Вашингтоном в качестве потенциальных противников, а также за распространением технологий, применяемых при производстве крылатых ракет. В связи с этим в политическом плане американцы могут пересмотреть существующие международные договоренности по контролю за В и ВТ, прежде всего соглашения о режиме контроля за ракетными технологиями - РКРТ
1и Вассенаарские соглашения2.
Специалисты министерства обороны США считают, что развертывание системы обороны против КР необходимо рассматривать в контексте создания единой системы ПВО/ПРО и осуществлять последовательно. Первоначально должна быть создана объединенная система слежения за КР в полете на основе единой интегрированной системы контроля воздушного пространства, что даст возможность, используя средства, имеющихся у видов вооруженных сил, развернуть ограниченную систему обороны наиболее важных объектов, а затем создать полномасштабную систему защиты всей территории страны.
Согласно планам американского руководства, единая интегрированная система контроля воздушного пространства и управления воздушным движением (УВД) над территорией США объединит радиолокационные средства различной ведомственной принадлежности и функционального предназначения. Это позволит создать многоярусное радиолокационное поле, обеспечивающее обнаружение и сопровождение воздушных целей практически на любых высотах. Для решения технических, ведомственных, организационных вопросов и обоснования размеров необходимых финансовых затрат на эти цели решением президента Соединенных Штатов образована межведомственная рабочая группа, в которую вошли представители видов вооруженных сил, Федерального управления гражданской авиации (ФУГА), таможенной службы и береговой охраны.
В рамках создаваемой единой системы УВР с учетом новых требований будут продолжены мероприятия, начатые в 2000 году командованием NORAD с целью улучшения качества радиолокационного поля и повышения эффективности боевого применения сил и средств ПВО: замена в течение ближайших пяти лет аэродромных РЛС ASR-7 и -8 гражданского и AN/GPN-12 и -20 военного ведомств диспетчерскими РЛС нового поколения AN/GPN-30, характеризующимися повышенными разрешающими способностями по азимуту и дальности, а также надежностью работы в сложной помеховой обстановке и неблагоприятных метеоусловиях; развертывание во всех подразделениях УВД унифицированных терминалов автоматизированной системы обработки и отображения данных типа STARS (Standard Terminal Automation Replacement System), которые способны одновременно обрабатывать данные, полученные от 16 РЛС, о 900 воздушных объектах (целях) и передавать их в оперативные центры NORAD и ФУГА. Всего в рамках контракта с фирмой «Рэйтеон» стоимостью 620 млн долларов планируется приобрести 215 РЛС AN/GPN-30 и 300 терминалов STARS, а также заменить устаревшие РЛС аэростатных радиолокационных постов типа AN/DPS-5 и AN/TPS-63 новыми - L-88(V)3. Стоимость контракта с фирмой «Локхид - Мартин» на производство и поставку этих РЛС составляет 79 млн долларов.
Кроме того, США активизировали переговоры с министерством национальной обороны и главным управлением гражданской авиации Мексики в интересах расширения сотрудничества в области обмена данными о воздушных объектах у южных границ Соединенных Штатов. Изучается возможность создания единой комплексной системы контроля воздушного пространства в рамках североамериканской зоны свободной торговли (США - Канада - Мексика). Работы по совершенствованию методов борьбы с КР ведутся во всех видах ВС США. В сухопутных войсках разработка аэростатных РЛС, способных обнаруживать малозаметные цели в условиях радиопротиводействия со стороны противника и переотражений от подстилающей поверхности и местных предметов, осуществляется с начала 90-х годов.
В 1996 году решением заместителя министра обороны США по приобретению и технологиям в составе командования стратегической обороны и космоса (в настоящее время - командование противоракетной и противокосмической обороны СВ) было создано специальное подразделение - JAPO (Joint Aerostat Project Office), которое должно заниматься организацией разработок и испытаний опытных образцов информационно-разведывательных средств, размещаемых на аэростатах. Данному подразделению была поставлена задача создать перспективную объединенную аэростатную радиолокационную систему JLENS (Joint Land attack cruise missile defense Elevated Netted Sensor system). Главным промышленным подрядчиком проекта стала фирма «Рэйтеон», получившая долгосрочный контракт стоимостью 300 млн долларов.
Основу JLENS составляют РЛС различного предназначения, установленные на гелиевых аэростатах (рис.1) длиной 71 м (объем 17 тыс. м3), аппаратура обработки информации и связи, а также средства подъема этих аэростатов. Кроме того, в эту систему включены специальные метеорологические датчики, позволяющие заблаговременно предупреждать операторов об ухудшении погодных условий в районе развертывания аэростата и изменять высоту его подъема.
В целях решения задач обороны от самолетов, БЛА, крылатых и баллистических ракет, применяемых на ТВД, в зоне ответственности предусматривается развернуть сеть или «цепочку» из нескольких аэростатов системы JLENS, информационные средства которых должны обеспечить получение единой обобщенной картины воздушной обстановки - SIAP (Single Integrated Air Picture, рис.2).
РЛС обнаружения, точного сопровождения и подсветки PTIR (Precision Tracking and Illumination Radar), размещаемые в гондолах аэростатов, обеспечивают заго-ризонтное (в отличие от станций наземного базирования) обнаружение воздушных целей, точное измерение их координат, сопровождение и наведение на них ракет наземных и корабельных комплексов. При этом реализуется концепция наведения зенитных управляемых ракет (ЗУР) и противоракет (ПР), а также УР класса «воздух - земля». Чтобы получить информацию в масштабе времени, близком к реальному, требующуюся для наведения огневых средств, используется единая сеть обмена данными - JDN (Joint Data Net) и единая сеть совместного сопровождения целей - JCTN (Joint Composite Tracking Net).
В ходе проводившихся в 1999 году испытаний демонстрационного образца система JLENS обеспечила раннее предупреждение о приближении самолетов и КР условного противника - за 10 мин до их обнаружения наземными радиолокационными средствами ПВО.
Полигонные испытания демонстрационного варианта JLENS продолжались в ходе учения СВ США «Ровинг-сэндз» в 2000 году. На полигоне Мак-Грегор (Форт-Блисс, штат Техас) был развернут экспериментальный аэростатный радиолокационный пост, отработана выдача целеуказания пунктам управления (рис. 3) ЗРК «Патриот» РАС-3 и корабельным противоракетным комплексам. Трансляция осуществлялась по каналам единой системы обмена тактической информацией ВС «Джитидс». Для подъема бортовой аппаратуры различной комплектации на заданную высоту использовались два аэростата длиной 71 и 15 м грузоподъемностью 1 940 и 63 кг соответственно.
СВ США планируют принять на вооружение первый комплект разрабатываемой системы к концу 2007 года, решение о полномасштабном производстве, закупке и передаче для эксплуатации в войска ожидается в 2009 году, а полное развертывание всей системы - к 2010-му. Изготовление 12 аэростатов с аппаратурой для возможного развертывания над территорией любого ТВД оценивается министерством обороны США в 1,6 млрд долларов.
В 2001 году командование ПРО и космоса СВ США на полигоне Уайт-Сэндз (штат Нью-Мексико) провело демонстрационные испытания новой системы обнаружения и уничтожения КР в рамках оценки концепции совместного боевого применения аппаратуры обнаружения, идентификации и сопровождения низколетящих воздушных целей, установленной на аэростате, пусковой установки HMRAAM, созданной на базе многоцелевого колесного автомобиля СВ США и авиационной ракеты средней дальности AMRAAM. Основной целью проведенного теста являлось практическое подтверждение возможности перехвата крылатых ракет системой HMRAAM с использованием данных, полученных от аппаратуры JLENS. В ходе испытаний с помощью оборудования, установленного на аэростате, находящемся на высоте около 300 м, была обнаружена и уничтожена учебная мишень - беспилотный летательный аппарат BQM-74, имитировавший крылатую ракету.
По оценке руководства СВ США, испытания прошли успешно и подтвердили перспективность разработки данных систем.
В военно-воздушных силах продолжается модернизация самолетов ДРЛО и управления Е-ЗА (рис. 4) системы AWACS, состоящих на вооружении ВВС США. В ходе ее предусматривается: оснащение рабочих мест операторов новыми цифровыми дисплеями с повышенной разрешающей способностью, установка цифровой аппаратуры спутниковой связи, расширение диапазона работы УКВ-радиосвязи для работы с узлами связи сухопутных войск и пунктами управления ICAO, размещение новых терминалов глобальной навигационной системы NAVSTAR, замена бортовых компьютерных систем, усовершенствование бортовых РЛС. Проведение этих работ даст возможность значительно повысить точность определения координат и высоты как аэродинамических целей, выполненных по технологии «стелт», так и, при определенных условиях, баллистических, сократит время их распознавания и идентификации, позволит использовать в реальном масштабе времени информацию от других источников, улучшит показатели по управлению активными средствами ПВО, расширит возможности взаимодействия с наземными, воздушными и корабельными пунктами управления.
До 2004 года планируется дооснастить модернизированные самолеты Е-3 программно-аппаратными комплексами TAWS (Theater Airborne Warning System), позволяющими осуществлять в реальном масштабе времени комплексную обработку данных по засечке ракетных пусков, поступающих от всех авиационно-космических средств, а также выдавать данные целеуказания наземным и корабельным комплексам ПРО.
В военно-морских силах продолжается совершенствование автоматизированной системы управления силами и средствами ПВО/ПРО оперативного соединения ВМС США СЕС (Cooperative Engagement Capability) и модернизация палубного самолета ДРЛО Е-2С «Хокай».
АСУ СЕС обеспечивает повышение эффективности использования штатных средств ПВО кораблей и самолетов ДРЛО оперативной группы или соединения ВМС, а также взаимодействующих с ним сил путем их объединения в распределительную систему ПВО/ПРО в районе боевых действий.
Аппаратура системы СЕС позволяет: увеличивать дальность обнаружения малозаметных целей путем объединения данных от РЛС, наблюдающих цель под разными ракурсами; формировать единую для всех взаимодействующих сил оперативного соединения картину воздушной обстановки, имеющей достаточные точность и темп обновления для автоматического наведения оружия; использовать преимущества более совершенных типов РЛС всеми кораблями соединения; осуществлять взаимное нацеливание РЛС; обеспечивать пуск и наведение ЗУР при отсутствии у корабля собственных данных о цели, а также наведение ЗУР, пущенной с одного корабля, другим кораблем.
Концепция СЕС состоит в оснащении кораблей и самолетов ДРЛО комплектами аппаратуры АСУ СЕС, полностью совместимыми с имеющимися на этих платформах системами оружия и средствами обнаружения. При этом обеспечивается: возможность взаимного обмена данными между комплектами АСУ СЕС с помощью помехозащищенной линии передачи данных; формирование единой картины воздушной обстановки в районе боевых действий путем объединения данных от пространственно разнесенных РЛС на всех взаимодействующих кораблях и самолетах ДРЛО; централизованная автоматическая оценка степени угрозы и целераспределение; скоординированное гибкое управление всеми средствами ПВО/ПРО корабельной группировки в процессе перехвата.
Вторым крупным проектом командования ВМС США, который призван обеспечить повышение возможностей борьбы с крылатыми ракетами, является модернизация самолета ДРЛО и управления Е-2С «Хокай». В ходе ее проведения преследуются следующие цели: на 40 - 50 проц. увеличить дальность обнаружения и сопровождения малоразмерных воздушных целей над водной поверхностью, в прибрежных зонах и над сушей со сложным рельефом местности; комплексно использовать активное радиолокационное обнаружение и пассивную радиотехническую разведку целей; обнаруживать на больших дальностях пуски противокорабельных и других ракет с воздушных и морских носителей; увеличить до нескольких тысяч число одновременно сопровождаемых целей, а также возможности по наведению на них истребителей-перехватчиков.
Проект модернизации самолета Е-2С предусматривает замену его РЛС, станции радиотехнической разведки, средств связи и информационно-компьютерного оснащения.
Поскольку штатная РЛС самолета серии AN/APS с вращающейся антенной за время эксплуатации выдержала шесть модернизаций, то, по мнению специалистов ВМС США, возможности ее совершенствования полностью исчерпаны. Ее заменит новая радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой, разработанная фирмой «Нортроп - Грумман». Дальность действия этой РЛС по малоразмерной низколетящей цели составит 300 - 350 км, а разрешающая способность по дальности - 50 м. Замена станции, использующейся в настоящее время, более современной позволит повысить техническую надежность, увеличить дальность и вероятность обнаружения радиолокационных источников излучения.
Вместо центрального бортового компьютера устанавливается более современный фирмы «Рэйтеон», имеющий меньшие массу и размеры. Автоматизированные рабочие места операторов заменяются новыми - типа ACIS (Advanced Control Indicator Set) фирмы «Локхид - Мартин», обладающий более широкими возможностями отображения обстановки и управления, что позволит сопровождать и оценивать параметры одновременно более 2 500 целей.
В будущем возможно создание в министерстве обороны США новой структурной организации, аналогичной агентству ПРО, которая бы взяла на себя централизованное руководство исследованиями и разработками в области средств защиты от крылатых ракет и сведение работ в самостоятельную программу с соответствующим целевым финансированием.

 

Рис. 1. Гелиевый аэростат системы JLENS
Рис. 3. Стационарный ПУ (вверху); операторы на рабочих местах

Рис. 4. Самолет системы ДРЛО и управления Е-ЗА AWACS

Рис. 2. Графическое представление концепции SIAP

1Подробнее см.: Зарубежное военное обозрение 2002. № 10. С. 11
2Подробнее см.: Зарубежное военное обозрение 2002. № 10. С. 13

Зарубежное военное обозрение №10 2002 с. 30-35

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (20.01.2003) | Автор: Полковник М. Баканов
Просмотров: 7187 | Теги: М. Баканов, ПРО | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar