search
menu
person

NEWS AND UDATES


Разработка в США многоразового воздушно-космического летательного аппарата Dream Chaser (2019)

Подполковник Э. Гагарин,
майор И. Шипов

Американской компанией Dream Chaser (подразделение компании "Сьерра Невада корпорейшн") в инициативном порядке разрабатывается многоразовый воздушно-космический летательный аппарат (ВКЛА) Dream Chaser для доставки на международную космическую станцию (МКС) грузов и экипажей численностью до семи человек. Вывод в космос предусматривается осуществлять ракетой-носителем "Атлас-5" с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида).

С января 2017 года в летно-испытательном центре НАСА им. Армстронга (АвБ Эдвардс) проходят испытания летного прототипа ВКЛА. В частности, 11 ноября 2017 года были успешно отработаны планирование после сброса с вертолета на высоте 3,8 км и посадка на взлетно-посадочную полосу в автоматическом режиме.

Основные ТТХ ВКЛА Dream Chaser
Масса, кг 11340
Длина, м 9
Размах крыльев, м 7
Объем центрального отсека, м3 16
Срок пребывания в космосе, сут. До 210
Масса поднимаемого груза, кг 5500
Масса спускаемого груза в центральном отсеке, кг 1925
Дальность полета в атмосфере, км До 1500
Гарантированное количество выводов в космос Не менее 15

Для космоплана Dream Chaser выбрана схема "несущий фюзеляж" с тремя отсеками: один центральный грузовой либо обитаемый и два бортовых, в которых будут размещены топливные баки горючего и окислителя, а также по одному маршевому двигателю. Планер аппарата выполнен из композитных материалов с керамической теплозащитой третьего поколения всей носовой части, передней кромки крыла и киля, а также нижней части фюзеляжа и крыла.
Доступ в центральный отсек ВКЛА осуществляется через люк овальной формы в хвостовой части с размерами, примерно, 1 м по вертикали и 0,9 м по горизонтали. Шпангоут стыковочного механизма имеет диаметр порядка 1,2 м.

Для управления полетом в атмосфере в хвостовой части аппарата размещены один вертикальный цельноповоротный руль направления сверху фюзеляжа и две наклонных плоскости прямой стреловидности по бортам (развал около 37º) с рулями управления по крену. Кроме того, в задней части бортовых отсеков сверху и снизу размещены две пары горизонтальных аэродинамических щитков, изменяющих угол тангажа аппарата в полете либо осуществляющих аэродинамическое торможение при пробеге путем их полного подъема. Шасси трехопорное с передней скользящей и задними колесными стойками, убирающееся во внутренние отсеки фюзеляжа.

Посадка будет осуществляться по-самолетному на любую взлетно-посадочную полосу длиной не менее 2,5 км. Заход на посадку предполагается осуществлять не только в режиме планирования, но и с применением маршевых двигателей, что позволит в случае необходимости осуществлять активное маневрирование и изменять скорость полета. Самолетная посадка ВКЛА позволит снизить перегрузку до 1,5 g на возвращаемый с МКС груз, что является важным для результатов некоторых проводившихся или проведенных экспериментов.



Предполагается создание транспортной (беспилотной) и пилотируемой модификаций космоплана, которые внешне будут отличаться, соответственно, отсутствием и наличием в носовой части остекления центрального отсека. У транспортного ВКЛА плоскости с рулями по крену выполнены складными, что позволит размещать космоплан под головным обтекателем ракеты-носителя. Пилотируемый аппарат с экипажем планируется выводить в космос без обтекателя.

Запуск транспортной модификации ВКЛА предполагается осуществлять с пристыкованным герметичным грузовым модулем, а также закрепленными на нем негерметичными грузовыми контейнерами. На модуле будут установлены складные солнечные батареи, обеспечивающие снабжение аппарата электроэнергией до спуска с орбиты. Кроме того, снаружи модуля предполагается размещение выводимых на низкие орбиты микро-КА попутного запуска, которые будут отстыковываться по необходимости. При возвращении аппарата на Землю модуль будет сбрасываться перед входом в атмосферу вместе с внешними контейнерами и ненужным грузом внутри.

Установка модуля аналогичного грузовому на пилотируемый ВКЛА, но с комплектом специальной аппаратуры и оборудования, позволит вести разведку всех видов и выполнять другие боевые задачи, а также осуществлять орбитальную инспекцию. В частности, ВКЛА Dream Chaser планируется привлекать для обслуживания космического телескопа "Хаббл", а также контроля технического состояния и дозаправки низкоорбитальных КА.

В начале 2016 года ВКЛА Dream Chaser на конкурсной основе был выбран руководством НАСА для участия во втором этапе программы снабжения МКС "Крс-2" (CRS2 - Commercial Resupply Services 2), в рамках которого предусматривается совершение не менее шести полетов транспортной версии ВКЛА в 2020-2024 годах.

Первый полет летательного аппарата с грузом намечается совершить в конце 2020 года.

Таким образом, в США практически завершена коммерческая разработка многоразового ВКЛА, на базе которого планируется создание транспортной и пилотируемой модификаций. С помощью данного аппарата по контракту компании производителя и НАСА предполагается доставлять на МКС и спускать на Землю грузы различного назначения и экипажи.

В дальнейшем не исключена возможность использования ВКЛА Dream Chaser в военных целях для ведения различных видов разведки, обеспечения или ведения боевых действий в космосе и из космоса, а также инспектирования других космических аппаратов в интересах внешнего контроля технического состояния, наблюдения, подавления и поражения.

Зарубежное военное обозрение. - 2019. - № 3. - С. 62-64

Смотрите также
Категория: НИОКР | Добавил: pentagonus (26.03.2019) | Автор: Подполковник Э. Гагарин
Просмотров: 3321 | Теги: космос, Э. Гагарин, Dream Chaser | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar