Силы заблаговременного складирования на море ВС США ч2Полковник П. Ширшов В первой части статьи* были раскрыты концептуальные основы системы заблаговременного складирования вооружения и военной техники (ВВТ) в ВС США, изложенные в "Интегрированной стратегии глобального присутствия и базирования", программе "Закрытия и перепрофилирования баз" и в других документах, а также сформулированы задачи перехода от основополагающего принципа учета угроз к принципу оценки возможностей сил и средств посредством создания динамичных объединенных оперативных формирований для решения конкретных задач. В статье излагается содержание инструкции "Принципы формирования запаса военного времени", направленные на развитие гибкости системы базирования, даются определения таким понятиям, как "исходные запасы", "запасы условий неопределенности" и "тренировочные запасы", приводятся порядок исчисления мобилизационных запасов, процедуры по управлению заблаговременно складированными военными мобилизационными запасами, а также классификация по назначению и географическому положению заблаговременно складированных запасов наземного и морского базирования. Согласно межвидовому руководству КНШ "Поддержка операций способом морских перевозок" (JP 4-01.2) в силы заблаговременного складирования на море (APF - Afloat Prepositioning Force) входят суда командования морских перевозок (КМП) ВМС США и зафрахтованные коммерческие суда. Формирование и развитие этих сил идет по трем программам: "Морские силы заблаговременного складирования", "Заблаговременное складирование запасов СВ на море" и "Суда заблаговременного складирования на море". Сегодняшний облик морских сил заблаговременного складирования определяется тесно связанными между собой концепциями "Морское базирование" от 2005 года и "Объединенное тыловое обеспечение (распределение)", поскольку обеспечение боеспособности объединенной группировки - одно из важных направлений проведения операции. В этой связи такие ключевые аспекты, как "командование и управление" (С2), "сетевой архитектурный принцип" (Net-Centric), "всеобъемлющая визуализация наличности/транзита" (TAV/IT - Total Asset Visibility/In-Transit), "выборочная разгрузка/погрузка" (selective off-load/on-load) и "конфигурированные под задачу тыловые комплекты" (tailored logistics packages), отражены в обеих концепциях. Их реализация призвана обеспечить наличие таких средств, которые бы позволили организовать поддержку объединенных сил как на море, так и на суше. Программа "Морские силы заблаговременного складирования" (МСЗС) с учетом перечисленных выше направлений определяет их структуру и задачи по тыловому обеспечению (ТО). Они детализированы в наставлении по боевым действиям КМП и ВМС "Операции морских сил заблаговременного складирования" (MCWP 3-32/NTTP 3-02.3М) от 21 ноября 2011 года и в "Концепции применения морских сил заблаговременного складирования (действующего морского базирования)" (Maritime Prepositioning Force (Seabasing Enabled) - MPF (SE), Concept of Employment) от 15 августа 2015-го. Последняя знаменует завершение этапа создания морских сил заблаговременного складирования повышенной эффективности и переход к этапу и формированию МСЗС с возможностью морского базирования на период с 2016 по 2024 год. В наставлении MCWP 3-32 раскрывается доктрина, отражены соподчи-ненность органов управления и исполнительных формирований, а также процедуры планирования и выполнения операций МСЗС. Морские силы заблаговременного складирования формируются из элементов управления экспедиционного формирования (ЭФ) NUT и групп морских сил заблаговременного складирования. Группе управления ЭФ МП подчинены: боевая группа наземных сил (GCE - Ground Combat Element), боевая группа авиации (АСЕ - Aviation Combat Element) морской пехоты, боевая группа ТО (LCE - Logistics Combat Element) и морская инженерно-строительная группа (МИСГ) (NCE - Naval Construction Element). Группа управления обеспечивает взаимодействие с командиром морских сил заблаговременного складирования (CMPF - Commander Maritime Prepositioning Force), которому подчинены суда-склады (MPS - Maritime Prepositioning Ships), военно-морская группа обеспечения (NSE - Navy Support Element) и группа безопасности морских экспедиционных сил (MESF - Maritime Expeditionary Security Force). Суда-склады организационно сведены в две эскадры (ЭСС) (MPSRON). 2-я эскадра судов-складов (MPSRON-2) базируется на ВМБ Диего-Гарсия в Индийском океане, а 3-я (MPSRON-3) - в западной части Тихого океана на ВМБ Гуам и передовой базе Сайпан (Марианские о-ва). 1-я эскадра судов-складов была расформирована в 2012 финансовом году в связи с секвестрованием статьи расходов на программу заблаговременного складирования, а ее суда переданы на усиление 2-й и 3-й эскадр, а также вошли в состав флота ОКСП ВС США. Особенность судового состава эскадр повышенной эффективности заключается в том, что они имеют дополнительный транспорт, на котором складирована наличность морского инженерно-строительного батальона из состава МИСГ со средствами жизнеобеспечения. Ввод в конце 2015 года в состав эскадр судов-складов плавучих баз (ПБ) (MLP - Mobile Landing Platform) типа "Монтфорд Пойнт" означал переход к этапу базирования на море. Это послужило отправной точкой, позволившей ВМС США перейти от концепции "Объединенное тыловое обеспечение посредством береговой зоны" (JLOTS - Joint Logistics Over-the-Shore) к реализации положений концепции "Тыловое обеспечение морского базирования" (Seabased Logistics). Центральное место в последней занимает ТО на основе формирования морской базы. Использование в составе каждой из ЭСС плавучей базы позволило создать такой ключевой элемент тыловой инфраструктуры морской базы, как модуль морского базирования (seabasing module), основу которого составляют три крупнотоннажных судна: ПБ, транспорт самоходной техники (ТРСТ), транспорт снабжения и боеприпасов (ТРСБ). Кроме того, его дополняют множество малотоннажных морских средств (десантные катера на воздушной подушке - ДКВП), быстроходные военно-транспортные суда катамаранного типа, а также транспортная авиация (самолеты MV-22 "Ос-прей" и вертолеты СН-53). Плавучие базы "Монфорд Пойнт" и "Джон Гленн" выполняют задачи по выгрузке и погрузке ВВТ, а также по морским перевозкам. На них оборудованы специальные места парковки транспорта и ДКВП, рампа перехода автобронетанковой техники и причально-швартовочные устройства. Кроме того, ПБ имеет на борту хранилища емкостью 380 тыс. галлонов авиационного топлива для заправки палубной авиации. Использование модуля морского базирования позволяет производить выборочную разгрузку и погрузку "комплектов оснащения сил реагирования в кризисной ситуации" (КОСРКС) (CRFP - Crisis Response Force Packages) для экспедиционных формирований МП США. Их основное предназначение заключается в придании гибкости процессам ТО на основе разработки таких выборок комплектов ВВТ и ПС в каждой из эскадр, которые позволили бы экспедиционным силам МП и ВМС эффективно решать задачи в условиях кризисной обстановки и ведения масштабных военных действий с привлечением минимального количества судов-складов. Согласно "Концепции применения морских сил заблаговременного складирования (возможности по реализации морского базирования)" в настоящее время разработаны и применяются четыре типа комплектов оснащения сил реагирования в кризисной ситуации. Легкий КОСРКС первого типа (Light CRFP-1) размещается на судах типового модуля морского базирования, второго типа (CRFP-2) - только на транспортном судне-складе, а также на транспорте снабжения и боеприпасов. Оба типа легких комплектов предназначены в первую очередь для оснащения экспедиционного батальона МП с задачами оказания гуманитарной помощи/ликвидации последствий природных или техногенных катастроф (FHA - Foreign Humanitarian Assistance/DR - Disaster Relief). Среднему КОСРКС (Medium CRFP) для складирования запаса и выполнения передаточных функций необходимо пять судов: одна ПБ, два ТРСТ, одно ТРСС и один ТРСБ. Что касается тяжелого КОСРКС (Heavy CRFP), то он размещается на эскадре судов-складов полного состава. Их основное предназначение - проецирование силы в целях быстрого развертывания и обеспечения формирований МП в зависимости от складывающейся кризисной обстановки. По состоянию на первое полугодие 2016 года две эскадры судов-складов включают 14 судов четырех типов, загруженных двумя комплектами тяжелых КОСРКС для личного состава двух экспедиционных бригад. Их дальнейшее развитие намечается в рамках программы "Перспективные морские силы заблаговременного складирования" (MPF(F) - Maritime Prepositioning Force (Future). В ВМС США в текущем году планируется приступить к формированию перспективной эскадры судов-складов заблаговременного хранения, куда войдут два универсальных десантных корабля (УДК), один десантно-вертолетный корабль-док (ДВКД), три ПБ, три транспорта самоходной техники, три транспорта снабжения и боеприпасов, а также два транспортных судна-склада из состава действующих эскадр. Концепция ВМС "Применение тылового обеспечения морского базирования" (Seabasing Logistics Enabling Concept) от декабря 2006 года определила развитие и разнообразие способов применения перспективных морских сил заблаговременного складирования. В дальнейшем эскадра перспективного состава станет ядром группы заблаговременного складирования МП США (MPG - Maritime Prepositioning Group) и совместно с приданными морскими и авиационными средствами будет способна осуществлять доставку морем боевых экспедиционных формирований, их снабжение ВВТ и непосредственное тыловое обеспечение штурмового эшелона оперативного соединения МП, бесперебойное снабжение действующих на море сил, а также обратную переброску сил и средств.
Программа "Заблаговременного складирования запасов СВ на море" (АРА - Army Prepositioned Afloat) развивается в соответствии со стратегией "Заблаговременно складированный запас СВ-2020". Ее основу составляют суда-склады с ЗСЗ-3, которые объединены в 4-ю эскадру судов-складов. В настоящее время она включает три стратегические флотилии (ASF -Army Strategic Flotillas) армейских заблаговременных запасов с нижеуказанными районами базирования:
Дальнейшее развитие теории и практики оперативного применения флотилий определяется планом реализации концептуальных возможностей командования боевой подготовки и разработки принципов ведения боевых действий СВ США под названием "Вклад СВ США в разновидовые наземные операции посредством объединенной морской базы на 2015-2024 годы" от 23 марта 2009-го, а также "Функциональной концепцией СВ США по снабжению" от 13 октября 2010-го. Согласно этим документам стратегические флотилии будут действовать в качестве компонента морской базы и обеспечивать весь спектр тыловых операций посредством мобильных комплектов системы командования на ТВД по снабжению и поддержке (BCS3 - Battle Command Sustainment and Support System). Данная система используется тыловыми органами СВ и МП США при развертывании на побережье. Она представляет собой программный продукт, позволяющий управлять процессами ТО с отображением текущей тыловой обстановки на основе обычного ноутбука. Программа "Суда заблаговременного складирования на море" в интересах ВМС, управления тыла (УТ) МО и ВВС США включает суда, которые фрахтуются под задачи видов ВС или объединенных зональных командований. По состоянию на первое полугодие 2016 года в ней выделяются три программы: Каждый из них обеспечивает доставку личного состава эскадрильи МТО авиации морской пехоты и мобильных строений (MF - Mobile facilities) контейнерного типа (МСКТ). В зависимости от трех режимов планируемых действий: оперативный, транспортный и смешанный, на борт загружается различное количество МСКТ. В оперативном режиме, являющемся основным, загрузка составляет 300 контейнеров мобильных строений, рефрижераторов и пр. и 42 модуля доступа к складированному запасу. Из них 186 МСКТ могут быть обеспечены силовым питанием и задействованы в конфигурации мобильной мастерской эскадрильи МТО морского базирования для обеспечения проведения среднего ремонта. В данном режиме в МСКТ размещаются технический персонал, ремонтное оборудование, запасные части и предметы снабжения (до 80 контейнеров). В транспортном режиме количество контейнеров на борту может достигать максимального - 680 единиц, при этом они не могут быть задействованы, вплоть до их выгрузки в районе развертывания эскадрильи МТО на берегу. При этом в этих контейнерах размещается 90-суточный запас критически важных авиационных запасных частей и 120-суточный запас предметов снабжения поддержки боеспособности морской авиации, включая боеприпасы. Смешанный (промежуточный) режим предполагает принятие компромиссного решения в отношении двух предыдущих вариантов загрузки. Таким образом, начиная с 2016 года потенциальными элементами ядра тылового обеспечения морской базы могут служить рассмотренные выше эскадры судов-складов МП, стратегические флотилии СВ США и другие транспорты обеспечения видов ВС и УТ МО США. Центральное место в этом ядре с точки зрения автоматизированного управления и учета сил и средств занимает "Система поддержки переброски и развертывания (СППР) оперативных формирований МП" (MDSSII -Marine air-ground task force Deployment Support System П), которая функционирует на уровне воинской части (батальона/эскадрильи/отдельной роты). Она способна поддерживать базу данных по планированию, координации, управлению и выполнению переброски комплектов ВВТ формирований на всех этапах их доставки - из исходного пункта к порту или ВМБ погрузки, затем до порта или морской базы выгрузки и доставки в пункт назначения. Для сил заблаговременного складирования на море это система, поддерживающая основную базу данных, в которой обновляются и сохраняются сведения по всем комплектам ВВТ и ПС в условиях нахождения их на судах-складах и транспортах снабжения. Командование посредством информационного центра по заблаговременному складированию отвечает за корректность сведений в СППР II и полноту данных по учету комплектов на всех судах с детализацией до каждого изделия ВВТ и ПС, а также за их техническое состояние и обновление в ходе цикла технического обслуживания продолжительностью 36 месяцев.
Система предоставляет детализацию местоположения до шестого уровня вложения по комплектам ВВТ и ПС на судне-складе, начиная с "уровня основного элемента соподчиненности" (MSE - Major Subordinate Element level). Она позволяет создавать ярлыки со штриховым двухмерным кодом посредством технического обеспечения по "технологии автоматической идентификации" (AIT - Automated Identification Technology) для таких приложений, как "автоматическая тыловая маркировка и считывание символов" и ярлыки военных перевозок (MSL - Military Shipping Label). Эта системе генерирует коды контрольных номеров транспортных накладных (TCN - Transportation Control Numbers) на основе идентификации частей и подразделений для обеспечения "визуализации хода транзита" (ITV - In-Transit Visibility) в комплектах заблаговременного складирования. Кроме того, СППР II ОФ МП обеспечивает информационную совместимость функционирования следующих интерфейсов с другими информационными системами, что выражается в следующем: В итоге СППР II оперативных формирований МП в режиме времени, близком к реальному, обеспечивает визуализацию: всех этапов тылового обеспечения морского базирования, и в частности доставку в акваторию морской базы ВВТ и ПС; укомплектования формирований; переброски в район предназначения и текущего хода операций тылового обеспечения МП. Сведения по частной тыловой обстановке с данными о заблаговременном запасе транслируются посредством генератора потребностей объединенных сил. В результате обеспечивается общее отображение оперативной обстановки в глобальной системе оперативного управления (GCCS - Global Command and Control System). В районе морской базы сопряжение, взаимодействие и прозрачность прохождения информационного трафика представленных выше систем обеспечиваются таким сегментом глобальной информационной сети, как "Единая сеть сил ВМС и МП" (FORCEnet), а также ее каналами спутниковых систем связи, KB- и УКВ-сетями радиосвязи, входящими в качестве компонентов в инфраструктуру этой корпоративной сети. В целом две эскадры судов-складов с комплектами для двух экспедиционных бригад МП и три стратегические флотилии судов-складов с комплектами для двух легких бригадных групп, двух бригад снабжения СВ США и комплектом инженерных средств причального/портового оборудования заблаговременно размещаются вблизи кризисных районов, потенциальных районов борьбы с терроризмом и оказания гуманитарной помощи. Личный состав формирований перебрасывается в район боевого предназначения воздушным транспортом. Такое проецирование силы на основе морского базирования имеет ряд преимуществ перед наземным базированием. Прежде всего отпадает необходимость по отношению к сопредельным государствам кризисного района иметь договорные обязательства по созданию объектов тыловой инфраструктуры, а со страной пребывания - по заходу в ее территориальные воды, использованию баз, портов и причалов, которые бы отвечали требованиям глубокой осадки крупнотоннажных судов, обеспечению портового оборудования погрузки-выгрузки тяжелого ВВТ, обслуживанию и безопасности складских комплексов. Военные эксперты ВС США, рассматривая море в качестве обширного пространства для маневра, с учетом международного права свободы мореплавания считают, что морская база предоставляет максимальную гибкость для выбора местоположения и полного контроля в отношении безопасности и досягаемости средств огневого поражения противника. Силы заблаговременного складирования с возможностями морского базирования и программа заблаговременного складирования запаса СВ на море устраняют необходимость берегового развертывания и использования тыловых органов и складских комплексов, что сокращает сроки оперативной готовности сил и средств. За счет модульных принципов складирования, модульности типовых формирований и принятия в судовой состав эскадр плавучих баз станет возможным организовать ТО экспедиционных сил в ходе выполнения конкретной оперативной задачи. Упрощаются процедуры технического обслуживания среднего уровня за счет использования ремонтных мастерских, размещенных на судне, а также обновления ВВТ и комплектов ПС посредством процедур техобслуживания докового уровня силами коммерческих предприятий по договорам с тыловым командованием МП США в ходе трехгодичного цикла. Основным подрядчиком по обслуживанию ВВТ в метрополии является корпорация "Технические решения Ханиуэлл". Благодаря развитию инновационных средств погрузки-выгрузки, воздушных транспортных и десантно-высадочных средств сокращается продолжительность этапов снабжения. Широкое использование средств идентификации ВВТ и ПС позволяет точно позиционировать искомые образцы вооружения и предметы снабжения. Возрастает надежность и комплексность сервисов корпоративной сетевой инфраструктуры и универсальность обмена стандартными данными, что обеспечивает совместимость автоматизированных и информационных систем объединенной, или коалиционной, группировки войск. Тем не менее негативной стороной морского базирования является зависимость от погодных условий, поскольку операции погрузки-выгрузки не могут выполняться при волнении моря свыше 3 баллов, основные судовые операции - свыше 5 баллов и обеспечения живучести - более 8 баллов. Кроме того, эксплуатация морской базы предполагает значительное увеличение финансовых расходов по сравнению с использованием наземной тыловой инфраструктуры. * Начало см.: Зарубежное военное обозрение. - 2016. - № 10. - С. 34-42. Смотрите также | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 12361 | | |
Всего комментариев: 0 | |