Авиация ВМС США - регулярные силы и резервный компонентКапитан 1 ранга М. Юрьев Авиация военно-морских сил США - это особый род сил флота, который в настоящее время является одним из основных ударных компонентов ВМС общего назначения. Она подразделяется на авиацию флота и морской пехоты (МП), которые имеют регулярные и резервные компоненты. Становление авиации ВМС происходило следующим образом. Впервые летательный аппарат (ЛА) тяжелее воздуха, биплан "Куртис" D, выполнил взлет с борта боевого корабля - легкого крейсера "Бирмингем" - 14 ноября 1910 года (пилот - американский летчик Юджин Элай). При этом тот стоял на якоре на Хэмптонском рейде недалеко от ВМБ Норфолк (штат Виргиния). Для обеспечения взлета самолета на палубе бака крейсера между носовой башней главного калибра и форштевнем была оборудована деревянная рампа длиной 25 м с уклоном в сторону форштевня, что повышало скорость разбега. Руководитель испытаний (авиаконструктор Гленн Куртис) предлагал провести их, когда корабль будет двигаться против ветра, что создаст дополнительную подъемную силу. Однако по настоянию Ю. Элайя взлет выполнялся с неподвижного корабля. Испытания могли закончиться катастрофой, поскольку самолет при разбеге не набрал нужной скорости отрыва. Высота бака крейсера от уреза воды составляла 11,2 м, и биплан, набирая скорость на снижении, коснулся водной поверхности и повредил винт. Однако пилот смог удержать машину в воздухе и, пролетев 4 км, благополучно приземлился у поселка Уиллоби-Спит (штат Виргиния). В конце 1910 года в ВМС США началась подготовка к выполнению следующего элемента - посадки на палубу корабля. Для этого на тяжелом крейсере "Пенсильвания" над палубой юта и кормовой артиллерийской башней главного калибра была смонтирована деревянная посадочная рампа размером 36,6 х 9,7 м. Ее наклон в сторону кормы корабля составлял 5-6°, что обеспечивало дополнительное торможение при пробеге. Также применялись примитивные аэрофинишеры, которые представляли собой связанные тросами попарно 45-кг мешки с песком, расположенные в 10 рядов по бортам рампы. При посадке шасси зацеплялось за тросы между мешками, и таким образом происходило торможение самолета. Первую посадку биплан выполнил 18 января 1911 года. Крейсер "Пенсильвания" стоял на якоре в бухте Сан-Франциско (штат Калифорния). Биплан "Куртис" D-IV, пилотируемый Ю. Элаем, вылетел с аэродрома Пресидио и совершил посадку на рампу корабля. При этом благодаря "песочным" аэрофинишерам пробег самолета составил всего 9,1 м. Несколько часов спустя пилот, выполнив взлет с палубы крейсера, благополучно возвратился на свой аэродром. Честь первого взлета с палубы движущегося корабля принадлежит британскому летчику капитан-лейтенанту Чарльзу Сэмсону. На биплане "Шорт" S.27 10 января 1912 года он поднялся с рампы на баке линкора "Африка", который двигался со скоростью 10,5 уз. Офицер повторно взлетел 12 мая 1912 года с борта линкора "Гиберния" на королевском смотре британского флота в ВМБ Портленд. Днем рождения авиации американского флота считается 8 мая 1911 года. В этот день министерство военно-морских сил приобрело первые два биплана "Куртис" D-IV. Авиация морской пехоты ВМС США ведет свою историю с 22 мая 1911 года, когда третий аппарат, закупленный для флота, был передан МП. С тех пор в течение более 100 лет военно-политическое руководство США уделяет повышенное внимание развитию авиации флота, и особенно ее авианосного компонента. К моменту вступления Соединенных Штатов в Первую мировую войну в апреле 1917 года в боевом составе авиации флота насчитывалось 54 самолета и три аэростата, а к моменту нападения Японии на ВМБ Пёрл-Харбор в декабре 1941-го их было уже около 5 300 единиц. К концу Второй мировой войны на вооружении авиации флота и морской пехоты американских ВМС состояло в общей сложности более 15 000 самолетов различного типа. По мнению зарубежных военных специалистов, авианосная авиация сыграла ключевую роль в войне на море как в Атлантике (борьба с подводными силами фашистской Германии), так и на Тихом океане (разгром императорского флота Японии). Так, первое в истории сражение крупных авианосных группировок произошло в 1942 году у атолла Мидуэй, в результате которого японский флот потерял четыре тяжелых авианосца и около 400 самолетов. Оно считается ключевым моментом в боевых действиях на Тихоокеанском театре войны. В послевоенные годы командование ВМС продолжало уделять внимание развитию и наращиванию боевых возможностей своих авиакомпонентов. Авиация ВМС получила на вооружение реактивные палубные самолеты, ядерное и управляемое ракетное оружие, вертолеты различного типа и назначения. Весь комплекс боевых задач авиации флота и всех видов ее обеспечения был практически отработан в ходе войн в Корее и во Вьетнаме, а также локальных военных конфликтов и операций (Ливия, Ближний Восток, Персидский залив, Югославия, Ирак, Афганистан), где воздушные силы ВМС продемонстрировали свои боевые возможности и гибкость оперативного применения. В настоящее время в составе регулярных сил и резерва авиации ВМС США насчитывается около 3 900 самолетов и вертолетов, в том числе около 1 300 в авиации МП. Командование вооруженных сил США рассматривает авиацию флота в качестве универсального средства вооруженной борьбы, предназначенного для решения широкого круга задач как на океанских, так и на континентальных ТВД. По оценке американских военных экспертов, авианосная авиация способна поразить более 70 % стратегически важных целей на территории государств - потенциальных противников. Особая роль отводится ей при ведении боевых действий на удаленных от США театрах, что было продемонстрировано в ходе операций по борьбе с терроризмом в Ираке и Афганистане. По мнению командования ВМС, только этот вид авиации в составе разнородных оперативных соединений флота, развернутых в передовых зонах, способен обеспечить эффективное решение задач в ходе начальной фазы любого регионального конфликта. Наиболее значимыми программами в области развития авиации ВМС США являются: закупки и освоение истребителя-штурмовика F-35B (для авиации МП) и F-35C "Лайтнинг-2" (для палубной авиации флота), противолодочного самолета Р-8А "Посейдон", самолета ДЕЛО и У E-2D "Супер Хокай", беспилотного летательного аппарата MQ-4C "Тритон"; продолжение поставок палубных самолетов РЭБ E/A-18G "Гроулер", многоцелевых вертолетов MH-60S "Найт Хок" и противолодочных MH-60R "Страйк Хок", транспортно-десантных самолетов MV-22B "Оспрей", вертолетов огневой поддержки AH-1Z "Кинг Кобра", вертолетов боевого обеспечения UH-1Y "Веном", а также БЛА вертолетного типа MQ-SB "Файр Скаут". Кроме того, ведутся НИОКР по созданию транспортного вертолета СН-53К "Супер Стэльен", ударного БЛА авианосного базирования на базе Х-47В и БЛА вертолетного типа MQ-8C.
По административной линии авиацией флота, как и военно-морскими силами в целом, руководят министр ВМС (гражданское лицо) и начальник штаба ВМС (г. Вашингтон, федеральный округ Колумбия) через командующего воздушными силами ВМС (Commander, U.S. Naval Air Forces) - штаб на авиабазе Норт-Айленд (штат Калифорния), который одновременно является командующим воздушными силами Тихоокеанского флота (Commander, Naval Air Force, U.S. Pacific Fleet) и подчиненного ему командующего воздушными силами Атлантического флота (Commander, Naval Air Force, Atlantic) - штаб на АвБ Норфолк. Командующему воздушными силами ВМС непосредственно подчинены: - заместитель командующего воздушными силами ВМС (Deputy Commander, Naval Air Forces) - первый заместитель командующего воздушными силами ТОФ (Vice-Commander, Naval Air Forces, U.S. Pacific Fleet), который по совместительству является также командующим резервом авиации флота (Commander, Navy Air Force Reserve); штаб дислоцируется на АвБ Норфолк; Особое место в воздушных силах ВМС занимает авиационно-техническое командование ВМС (Naval Air Systems Command) со штабом на АвБ Патаксент-Ривер (штат Мэриленд). Данный орган является береговым командованием центрального подчинения. На него возложены задачи создания и проведения всесторонних испытаний новой авиатехники и вооружения, а также воздушных средств противодействия ПВО противника, обнаружения и опознавания целей, целеуказания, разведки, связи и управления. В структуру этого командования входит центр боевого применения авиации ВМС (Naval Air Warfare Center), который состоит из двух подразделений: испытаний AT (Air Division) на АвБ Патаксент-Ривер и испытаний авиационных вооружений (Weapon Division) на АвБ Чайна-Лейк (Калифорния). В интересах центра боевого применения авиации ВМС созданы испытательные авиакрылья Атлантического (АвБ Патак-сент-Ривер) и Тихоокеанского (АвБ Пойнт-Мугу, штат Калифорния) флотов. В общей сложности в составе вышеуказанных формирований насчитывается более 100 самолетов и вертолетов различного типа, которые используются для летных и наземных испытаний в ходе целевых НИОКР. На командующих воздушными силами Атлантического и Тихоокеанского флотов замыкаются командиры авиакрыльев авианосной и базовой авиации. Авиаэскадрильи из их состава включаются в авиакрылья авианосных ударных групп (АУГ) и групп БПА оперативных флотов (3 ОФ - восточная и центральная части Тихого океана, 4 ОФ - зона Центральной и Южной Америки, 5 ОФ - зона ОЦК, 6 ОФ -Европейская и Африканская зоны, 7 ОФ - западная часть Тихого океана). Воздушные силы Атлантического флота (АТФ). В соответствии с административной организацией ВМС США они включают четыре авиакрыла однородных сил: истребительно-штурмовое АТФ (Strike Fighter Wing Atlantic), 11-е патрульно-разведывательное (Patrol and Reconnaissance Wing 11), противолодочное вертолетное АТФ (Helicopter Maritime Strike Wing Atlantic) и боевое вертолетное АТФ (Helicopter Sea Combat Wing Atlantic), а также три отдельные авиаэскадрильи. Несмотря на значительную разницу в количестве подчиненных авиаэскадрилий и, соответственно, в наличии авиационной техники и имеющейся численности личного состава, командиры всех авиакрыльев, отдельных, учебно-боевых и испытательных эскадрилий имеют воинское звание кэптен (капитан 1 ранга), а командиры остальных авиаэскадрилий - коммандер (капитан 2 ранга). Командир авиакрыла отвечает за подготовку летного и технического состава, состояние AT, укомплектованность соединения личным составом и все виды тылового обеспечения подразделений. Каждое авиакрыло имеет свой герб и девиз, а каждая авиаэскадрилья -герб, название и буквенный код, который наносится на крылья самолетов, а также на вертикальное хвостовое оперение самолетов и вертолетов. Воздушные силы Тихоокеанского флота (ТОФ). Включают девять авиакрыльев, в том числе: истребительно-штурмовое ТОФ (Strike Fighter Wing Pacific); боевого управления и тылового обеспечения (Command and Control Logistics Wing); авиакрыло РЭБ (Electronic Attack Wing Pacific); 1 акр стратегической связи (Strategic Communication Wing 1); 2, 10 и 57-е патрульно-разведывательные авиакрылья (Patrol and Reconnaissance Wing: 2,10, and 57); противолодочное вертолетное (Helicopter Maritime Strike Wing Pacific); боевое вертолетное (Helicopter Sea Combat Wing Pacific). В системе административной организации авиации ТОФ особое место занимают следующие соединения: авиакрыло РЭБ, авиакрыло боевого управления и тылового обеспечения, а также 1 акр стратегической связи. Это обусловлено тем, что первые два выделяют авиаэскадрильи в состав авианосных авиакрыльев ТОФ и АТФ, а третье представляет собой соединение самолетов-ретрансляторов системы "ТАКАМО" и воздушных командных пунктов, которое предназначено для обеспечения резервной связи с ПЛАРБ ВМС США, находящимися в районах боевого патрулирования. С учетом того что данное крыло базируется в центральной части США на АвБ Тинкер (штат Оклахома), из его состава на основе ротации выделяются авиаотряды, которые располагаются на АвБ Патаксент-Ривер (Мэриленд) и Тревис (Калифорния). Из состава 2,10 и 11-го патрульно-разведывательных авиакрыльев на ротационной основе выделяются патрульные эскадрильи и отряды самолетов для несения боевой службы в передовых зонах с базированием на АвБ Сигонела (о. Сицилия, Италия), Комалапа (Сальвадор), Мисава (Япония), Кадена (о. Окинава) и Эль-Удейд (Катар). Авиация морской пехоты. В рамках административной организации ВМС она имеет свои особенности. В частности, в ее регулярном составе насчитывается три авиакрыла (MAW - Marine Air Wing), являющиеся одновременно компонентом воздушного усиления для трех дивизий регулярных сил морской пехоты при формировании экспедиционных соединений МП. В свою очередь, они делятся на авиагруппы (MAG - Marine Air Group). Административное руководство авиацией МП также осуществляет комендант морской пехоты ВМС США через своего помощника по авиации.
Командующему силами морской пехоты АТФ подчинен командир 2-го авиакрыла МП (2 MAW), штаб которого дислоцирован на АвБ Черри-Пойнт (Северная Каролина). В состав авиакрыла входит четыре авиагруппы и три отдельные авиаэскадрильи. Командующему силами морской пехоты ТОФ подчинены командиры 1-го и 3-го авиакрыльев МП (1 и 3 MAW), штабы которых дислоцированы на АвБ Ивакуни (Япония) и Мирамар (штат Калифорния) соответственно. Первое из них, которое за исключением отдельной смешанной авиагруппы, базирующейся на АвБ Канеохе-Бей (Гавайи), не имеет постоянного состава, комплектуется авиаэскадрильями и авиаотрядами из состава 2-го и 3-го авиакрыльев МП на основе ротации. Резерв авиации ВМС США. Первое подразделение резерва авиации в американском флоте было сформировано в 1916 году. Главными задачами резервных компонентов авиации ВМС являются обеспечение подготовки входящих в них авиаэскадрилий к ведению боевых действий и восполнение возможных потерь в летном составе и AT регулярных сил, куда они передаются в период мобилизационного развертывания военно-морских сил. Командующий резервом авиации ВМС по административной линии подчиняется командующему резервом и помощнику начальника штаба ВМС по боевому применению воздушных сил флота. В структуру резерва в настоящее время входят следующие соединения и части: вспомогательное авиакрыло (Tactical Support Wing), авиакрыло тылового обеспечения (Fleet Logistic Support Wing), а также две патрульные и три вертолетные авиаэскадрильи. Резерв авиации морской пехоты в настоящее время представлен 4-м авиакрылом МП (4 MAW), имеющим в своем составе две авиагруппы. Управление подготовки летного состава ВМС США. Оргштатная структура управления включает пять учебных авиакрыльев (TAW - Training Air Wing): 1-е учебное, которое дислоцировано на АвБ Меридиан (штат Миссисипи), а также 2, 4, 5 и 6-е - на авиабазах Кингсвилл и Корпус-Кристи (Техас), Уайтинг-Филд и Пенсакола (Флорида) соответственно. Каждое из них специализируется на подготовке летчиков для определенных родов авиации ВМС.
Летный и технический состав авиации флота, морской пехоты, а также береговой охраны США проходит в этих учебных соединениях полный курс подготовки. При этом пилоты палубной авиации завершают его практической отработкой взлета и посадки на палубу авианосца. В дальнейшем подготовка летного состава проводится в учебно-боевых авиаэскадрильях воздушных сил флотов, где в полном объеме отрабатывается техника пилотирования самолетов и вертолетов определенного типа, а также тактика воздушного боя и боевое применение авиационного вооружения. Средний налет пилотов в ходе обучения составляет 200-250 ч в зависимости от типов самолетов (вертолетов). Оперативная организация авиации ВМС США. В соответствии с оперативной организацией, авиацией флота руководит начальник штаба ВМС, который является членом комитета начальников штабов (КНШ) и подчиняется его председателю. По решению президента и министра обороны председателю КНШ подчинены командующие объединенными командованиями (ОК) ВС США в зонах, а им, в свою очередь, - соответствующие командующие ВМС и далее командующие оперативными флотами, а также командиры оперативных соединений и групп в передовых районах. Основу оперативной организации авиации ВМС составляют авианосные авиакрылья (CVW - Carrier Air Wing). Командир авиакрыла (воинское звание капитан 1 ранга) подчинен командиру оперативного соединения, который со своим штабом находится на борту того же авианосца, что и авиакрыло. Каждое из авиакрыльев закреплено за определенным авианосцем (АВМА), имеет свой береговой штаб и типовой состав. С одного авианосца на другой авиакрылья передаются, как правило, только в случае постановки корабля на длительный ремонт, связанный с модернизацией и заменой активных зон ядерных реакторов. Они комплектуются авиаэскадрильями из состава авиакрыльев воздушных сил флотов и (иногда) авиации морской пехоты. В настоящее время штатное авианосное авиакрыло в ходе несения боевой службы на авианосцах в составе оперативных флотов включает следующие авиаэскадрильи: четыре ишаэ (по 10-12 самолетов F/A-18C "Хорнет", F/A-18E, F/A-18F "Супер Хорнет"), одна аэ РЭБ (четыре-пять самолетов EA-18G "Гроулер" или ЕА-6В "Проулер"), одна аэ ДРЛО (четыре самолета Е-2С "Хокай"), одна плвэ (четыре вертолета MH-60R "Страйк Хок") и одна вэбо (шесть MH-60S "Найт Хок"), Кроме того, в период отработки задач боевой подготовки в море и несения боевой службы в передовых районах дополнительно каждому крылу придается один транспортный авиаотряд (два самолета С-2А "Грейхаунд" из состава 40 птаэ на АТФ и 30 птаэ на ТОФ). По состоянию на февраль 2014 года в составе авиации ВМС насчитывается девять авианосных авиакрыльев. К АТФ приписаны четыре авиакрыла (CVW-1,3,7 и 8), а к ТОФ - пять (CVW-2,5,9,11 и 17), которые имеют свой герб и буквенный код (нанесены на все самолеты из их состава). Каждое авиакрыло направляется на боевую службу на борту АВМА. В настоящее время срок боевой службы АУГ семь-девять месяцев. Подготовка к ней проводится на берегу в составе однородных крыльев воздушных сил флотов, а затем на борту АВМА, где в основном отрабатывается взлет и посадка с применением катапульт и аэрофинишеров (как правило, без отработки применения авиационного оружия). Очередной береговой этап проводится на полигонах центра боевого применения авиации ВМС на АвБ Фэллон (штат Невада), в том числе с применением оружия. Заключительный этап предусматривает комплексную отработку всех задач на зачетных учениях типа JTFEX (Joint Task Force EXercise) в составе авианосной ударной группы с привлечением сил базовой патрульно-разведывательной авиации. В последние годы командование американских ВМС существенно сократило корабельный состав АУГ до одного АВМА, одного-двух крейсеров УРО, двух-трех эсминцев УРО и быстроходного универсального транспорта снабжения типа "Саплай" или транспорта спецоружия и боеприпасов типа "Льюис энд Кларк". Следует отметить и возрастающую роль авиации морской пехоты в составе передовых группировок вооруженных сил. Усиленные авиаэскадрильи авиации МП постоянно несут боевую службу в составе амфибийно-десантных групп на борту универсальных десантных кораблей (УДК). Эти корабли фактически являются легкими авианосцами, способными принимать на борт наряду с вертолетами самолеты с вертикальным взлетом в посадкой (в общей сложности до 30 единиц). В настоящее время авиаэскадрияьи на борту УДК имеют следующий типовой состав: шесть штурмовиков AV-8B "Харриер-2", 12 самолетов MV-22B "Оспрей" (или 10 вертолетов СН-46Е "Си Найт"), четыре вертолета огневой поддержки АН-1W "Супер Кобра", четыре тяжелых (СН-53Е "Супер Стэльен") транспортно-десантных вертолета, а также четыре многоцелевых UH-1N "Ирокез". Постепенно штурмовики "Харриер" будут заменяться истребителями-штурмовиками F-35B "Лайтнинг-2". При необходимости количество штурмовиков, ударных или транспортно-десантных вертолетов на борту может быть изменено исходя из поставленной УДК задачи. Военно-политическое руководство США, объективно представляя задачи ВМС, в том числе и авиации флота, в условиях нынешней геополитической обстановки, отводит важное место военно-морским силам, обеспечивающим безопасность государства и его экономическое развитие, уделяет постоянное внимание вопросам совершенствования регулярных и резервных компонентов авиации ВМС как в организационном плане, так и в плане их технического оснащения, всестороннего обеспечения повседневной и боевой деятельности авиационных соединений, частей и подразделений, а также повышению уровня их боевой подготовки и боеготовности. В регулярной и резервной авиации флота и морской пехоты ВМС авиаэскадрильи (аэ) обозначаются буквенно-цифровыми индексами, где цифры соответствуют их номерам, а буквы - типам. В авиации флота приняты следующие буквенные обозначения авиаэскадрилий: Зарубежное военное обозрение. - 2014. - №3. - С.62-73 Смотрите также | ||||||||
| ||||||||
Просмотров: 9932 | | |
Всего комментариев: 0 | |