Авиация военно-морских сил США: регулярные и резервные компоненты ч2 2007
Авиация военно-морских сил США: регулярные и резервные компоненты Капитан 1 ранга М. Юрьев Авиация военно-морских сил США является важнейшим ударным компонентом сил общего назначения ВМС. Она подразделяется на авиацию флота и морской пехоты (МП), которые имеют регулярные силы и резервные формирования. История ее зарождения имеет почти вековую давность.
Смотрите также
Первый взлет летательного аппарата с борта боевого корабля (линкор «Бирмингем») был осуществлен в 1910 году американским летчиком Юджином Элайем. В январе 1911 года Ю. Элай и Гленн Кёртис совершили и первую посадку на специальный деревянный настил, смонтированный над палубой юта и кормовой артиллерийской башней главного калибра тяжелого крейсера «Пенсильвания». Однако днем рождения авиации американского флота считается 8 мая 1911 года, когда министерство ВМС закупило первые два самолета «Кёртис» (третий самолет, закупленный для флота, был передан авиации морской пехоты 22 мая 1911 года). С тех пор в течение около 100 лет военно-политическое руководство США неизменно уделяет большое внимание развитию авиации ВМС, особенно ее авианосному компоненту. К моменту вступления Соединенных Штатов в Первую мировую войну в апреле 1917 года в боевом составе авиации ВМС насчитывалось уже 54 самолета и три аэростата. В декабре 1941 года американский флот располагал примерно 5 300 самолетами, а к концу Второй мировой войны его авиационный парк составлял уже свыше 15 000 самолетов и несколько десятков вертолетов. По мнению большинства военных экспертов, авианосная авиация сыграла ключевую роль в войне на море, как на Атлантическом театре в борьбе с подводными лодками фашистской Германии, так и на Тихом океане в разгроме японского императорского флота. Первое в истории морское сражение крупных авианосных соединений у атолла Мидуэй в 1942 году, в ходе которого японский флот потерял четыре тяжелых авианосца и около 400 самолетов, считается в США началом перелома в боевых действиях на Тихоокеанском театре войны. При этом американские военные историки пытаются сопоставлять значение этой победы и ее влияние на ход Второй мировой войны в целом с итогами Сталинградской и Курской битв в 1942-1943 годах на советско-германском фронте. В послевоенные годы авиация ВМС продолжала динамично развиваться, что позволило значительно расширить боевые возможности сил флота и морской пехоты. В этот период на ее вооружение поступают реактивные самолеты и вертолеты различного назначения, совершенствуется система аэродромного базирования как на континентальной части США, так и за рубежом. Современная стратегия и тактика боевого применения авиации ВМС и все виды ее боевого обеспечения были отработаны в ходе войн и локальных военных конфликтов (в Корее, Вьетнаме, Ливии, Ираке в 1991 и 2003 годах, а также в Югославии, Афганистане и Сомали). В настоящее время в боевом составе авиации ВМС насчитывается около 4 000 самолетов и вертолетов, в том числе до 1 200 единиц в авиации МП. ВПР страны в условиях современной напряженной обстановки в мире рассматривает авиацию флота как универсальный ударный компонент сил общего назначения, способный решать широкий круг боевых задач в региональных военных конфликтах различной интенсивности как на океанских, так и на континентальных театрах войны. Авианосные ударные группы (АУГ), постоянно несущие боевую службу в составе оперативных флотов в наиболее стратегически важных районах Мирового океана (в Персидском заливе, Аравийском и Средиземном морях, западной части Тихого океана), предназначены для своевременного реагирования на обострение обстановки в любом кризисном районе. Авиация морской пехоты также активно привлекается к несению боевой службы в передовых зонах и может действовать как с береговых аэродромов, так и с десантных кораблей. По оценкам американских военных экспертов, авиация ВМС, действующая с авианосцев и десантных кораблей, способна поразить не менее 70 проц. стратегически важных целей на территории потенциальных противников на самом раннем этапе любого конфликта, возникающего на удаленных театрах военных действий (ТВД). Начиная с 2003 года командование флота и морской пехоты отказалось от применения амфибийно-десантных групп (АДГ) и приступило к развертыванию оперативных соединений нового типа - экспедиционных ударных групп (ЭУГ). В целях обеспечения их формирования штаб ВМС США пошел даже на сокращение количества боевых кораблей охранения в составе АУГ, что несколько снизило их боевые возможности. В течение практически 20 лет - с середины 80-х годов и до начала XXI столетия - боевую службу в передовых районах несли авианосные многоцелевые группы (АМГ) и АДГ. В состав АМГ в типовом варианте кроме многоцелевых авианосцев (АВМА или АВМ) входили: два крейсера УРО типа «Тикондерога», одна-две ПЛА типа «Лос-Анджелес», четыре - шесть эсминцев (типа «Спрюенс» или «Орли Бёрк») и фрегатов УРО (типа «Оливер X. Перри»), а также несколько вспомогательных судов подвижного тылового обеспечения. Авианосное авиакрыло (Акр) включало до 80 самолетов и вертолетов, базирующихся на борту авианосца. В состав АДГ входили по одному универсальному десантному кораблю (УДК) типа «Уосп» или «Тарава», десантно-вертолетному кораблю-доку (ДВКД) типа «Остин» и десантному транспорту-доку (ДТД) типа «Уидби-Айленд». На кораблях находился экспедиционный батальон морской пехоты (эбмп), и базировалась смешанная авиагруппа МП, включающая четыре средних транспортно-десантных вертолета СН-46Е «Си Найт», четыре вертолета огневой поддержки AH-1W «Супер Кобра», четыре тяжелых транспортно-десантных вертолета СН-53Е «Супер Стэльен» и многоцелевые вертолеты UH-1N «Ирокез» (четыре-шесть машин). Кроме того, для решения задач поиска и спасения на борту УДК базировалось до двух вертолетов HH-46D. Вместо части вертолетов в состав авиагруппы включался отряд эскадрильи штурмовиков AV-8B «Харриер-2» (шесть машин). В настоящее время типовой состав АУГ существенно сокращен. Кроме флагманского корабля (как правило, АВМА, ибо последний из ABM - CV-63 «Китти Хок» - должен быть выведен из боевого состава в 2008 году) с авиакрылом обновленного состава (64 самолета и вертолета) на борту, в него входят: крейсер УРО типа «Тикондерога», атомная подводная лодка (типа «Лос-Анджелес» или «Вирджиния»), два эсминца УРО типа «Орли Бёрк», фрегат УРО типа «Оливер X. Перри» и универсальный транспорт снабжения (УТРС), то есть всего шесть кораблей вместо 10-12. Типовой состав ЭУГ включает по одному УДК, ДТД и ДВКД (типа «Остин» или «Сан-Антонио»), крейсер УРО, ПЛА, эсминец и фрегат УРО, а также вспомогательное судно (как правило, УТРС). На борту десантных кораблей по-прежнему базируется смешанная авиагруппа, а на боевых кораблях - от четырех до шести противолодочных вертолетов SH-60B «Си Хок» и три многоцелевых MH-60S «Найт Хок» (один из них в поисково-спасательном варианте - на борту УДК). В ближайшей перспективе устаревшие вертолеты СН-46Е «Си Найт» будут полностью заменены транспортно-десантными самолетами с поворотными двигателями MV-22B «Оспрей». В начале 2008 года планируется первое развертывание ЭУГ на боевую службу с обновленным составом авиатехники. Программа перевооружения авиации военно-морских сил реализуется по трем основным направлениям. Первое предусматривает создание авиатехники нового поколения, такой как: - многоцелевой истребитель F-35 «Лайтнинг-2» проекта JSF (Joint Strike Fighter) - поступит на замену истребителей-штурмовиков F/A-18A/C палубной авиации и штурмовиков AV-8B авиации морской пехоты; - самолет базовой патруль-но-разведывательной авиации Р-8 А «Посейдон» (ММА -Multimission Maritime Aircraft) на базе авиалайнера Боинг 737-700 (заменит устаревшие самолеты Р-ЗС «Орион» и ЕР-ЗЕ «Ариес-2»); -палубный самолет РЭБ и РТР EF-18G «Гроулер» на базе истребителя-штурмовика F/A-18F «Супер Хорнет» (заменит самолеты ЕА-6В «Проулер»); -боевой беспилотный летательный аппарат вертолетного типа корабельного базирования MQ-8B «Файрскаут». Новыми БЛА в первую очередь планируется оснащать строящиеся корабли прибрежной зоны проекта LCS (первые два - «Фридом» LCS-1 и «Индепенденс» LCS-2 - должны быть переданы флоту в 2008 году); - вертолет обеспечения президента VH-71A «Кестрел» (создается для замены вертолетов VH-3D «Си Кинг» и VH-60N «Уайтхок»); -боевой ударный палубный малозаметный БЛА. Второе - глубокая модернизация авиатехники, предусматривающая поступление на вооружение: - палубного самолета ДРЛО E-2D «Супер Хокай» (заменит Е-2С и Е-2С «Хокай-2000»); - вертолета огневой поддержки AH-1Z «Супер Кобра» (вместо АН-1W); - легкого многоцелевого вертолета UH-1Y «Ирокез» (заменит машины HH-1N и UH-1N); -тяжелого транспортно-десантного вертолета СН-53К «Супер Стэльен» (вместо СН-53Е и МН-53Е); - противолодочного вертолета корабельного базирования MH-60R «Си Хок» (взамен SH-60B и SH-60F). При этом ведется подготовка к развертыванию серийного производства новых машин, а не ремонта и модернизации их более ранних вариантов. Третье - продолжение закупок новых образцов авиатехники, уже состоящих на вооружении: - палубных истребителей-штурмовиков F/A-18E/F «Супер Хорнет»; - многоцелевых вертолетов MH-60S «Найт Хок»; - транспортных самолетов с поворотными двигателями MV-22B «Оспрей»; - учебных самолетов Т-6А «Тексан-2»; - учебно-боевых палубных самолетов Т-45С «Госхок»; - военно-транспортных самолетов С-40А «Клипер»; - стратегических разведывательных БЛА RQ-4A «Глобал Хок». К наиболее примечательным программам развития авиации ВМС можно отнести создание самолетов «Оспрей» и «Супер Хорнет». Разработка самолетов семейства V-22 ведется с конца 80-х годов XX века. Программа неоднократно закрывалась ввиду серьезных технических проблем, приведших к трем тяжелым катастрофам с гибелью не только членов экипажа, но и морских пехотинцев. Однако военно-промышленное лобби сумело добиться возобновления работ, на что было затрачено около 1 млрд долларов. Главный аргумент, выдвигавшийся сторонниками возобновления финансирования программы, заключался в том, что V-22 летает дальше и быстрее любого вертолета. Вместе с тем, как полагают ряд специалистов в области авиатехники и аэродинамики, сама схема самолета с поворотными турбовинтовыми двигателями и несущими винтами большого диаметра не пригодна для боевого самолета с точки зрения его низкой живучести, сложности и дороговизны технического обслуживания. Тем не менее в настоящее время развернуто серийное производство машины, способной перевозить 24 пехотинцев с личным оружием и снаряжением. Стоимость одного самолета при этом составляет около 45 млн долларов, что сопоставимо со стоимостью истребителя-штурмовика «Супер Хорнет». Самолеты семейства «Супер Хорнет» изначально создавались как многофункциональные палубные, способные наносить удары по морским и наземным целям с применением высокоточного оружия класса «воздух - поверхность», а также вести борьбу с воздушным противником в дальней зоне ПВО - ПРО АУГ в качестве замены палубных истребителей F-14 «Томкэт». Иностранные специалисты, подчеркивая в целом качественно проведенную глубокую модернизацию бортового РЭО и планера самолета, увеличение боевого радиуса, тяговооруженности и значительное снижение затрат на обеспечение жизненного цикла новой машины, в то же время отмечают, что ничего не было сделано для повышения ее маневренности по сравнению с F/A-18C. Начало очередного этапа реорганизации авиации ВМС совпало с формированием в конце 2001 года нового командования сил флота США (U. S. Fleet Forces Command) со штабом в ВМБ Норфолк (штат Виргиния). Командующему силами флота непосредственно был подчинен, в частности, командующий воздушными силами ВМС США. Последняя должность также была учреждена в конце 2001 года. По совместительству ее занимает командующий авиацией Тихоокеанского флота (штаб на АвБ Норт-Айленд, Калифорния). По административной линии авиацией флота как одним из родов ВМС руководят министр (гражданское лицо) и начальник штаба ВМС США (Пентагон, г. Арлингтон, Виргиния) через командующего воздушными силами флота, которому подчинены командующие воздушными силами Атлантического и Тихоокеанского флотов. На командующих авиацией флотов замыкаются командиры типовых авиакрыльев и отдельных авиаэскадрилий. Авиацией морской пехоты ВМС по административной линии также руководят министр ВМС и комендант МП (через своего помощника по авиации), которому подчинены командиры авиационных соединений и частей. Как в регулярных, так и в резервных компонентах авиации ВМС авиаэскадрильи (аэ) имеют буквенно-цифровые индексы, где буквы обозначают тип подразделений, а цифры - их номера. В настоящее время в авиации флота применяются следующие буквенные индексы эскадрилий: VFA - истребительно-штурмовая (ишаэ), VC - смешанная (смаэ), VFC - смешанная обозначения противника (смаэ опр), VAQ - аэ РЭБ, VAW - аэ ДРЛО, VS - контроля морской обстановки (аэ кмо), VQ - разведывательная (раэ) или самолетов-ретрансляторов (аэ рет), VP - патрульная (паэ), VPU - специальная патрульная (спаэ), VR - транспортная (таэ), VRC - палубная транспортная (птаэ), VX - испытательная (исп аэ), VT - учебная (учаэ), VXS - исследовательская, HS - противолодочных вертолетов (аэ плв), HSL -легких многоцелевых вертолетов (аэ лмв), HSM - ударная вертолетная (уваэ), НМ - вертолетов-тральщиков (аэ втщ), HSC - боевых вертолетов (аэ бв), HCS - вертолетов боевого обеспечения (аэ вбо), НТ - учебная вертолетная (уч ваэ), НХ - испытательная вертолетная (исп ваэ). В авиации морской пехоты используются следующие индексы: VMA- штурмовая (шаэ), VMAT - учебно-боевая штурмовая (учб шаэ), VMFA (AW) - всепогодная истребительно-штурмовая (ишаэ), VMFA - истребительно-штурмовая (ишаэ), VMFAT - учебно-боевая ишаэ, VMFT - учебно-боевая истребительная (учб иаэ), VMAQ - аэ РЭБ, VMGR - заправочная (заэ), VMGRT - учебно-боевая заэ, VMM - транспортно-десантная (тдаэ), VMMT — учебно-боевая тдаэ, VMX - испытательная тдаэ, VMR - транспортная (таэ), VMU - беспилотных летательных аппаратов (аэ БЛА), HMLA - вертолетов огневой поддержки (аэ воп), НМН - тяжелых транспортно-десантных вертолетов (аэ тдв), НММ - средних транспортно-десантных вертолетов (аэ тдв), НМТ - учебно-боевая вертолетная, НМХ - отдельная вертолетная испытательная, MWHS - штабная (шаэ). Административная организация и дислокация авиации ВМС США приведены в приложении (по состоянию на 1 апреля 2007 года). Воздушные силы Атлантического флота (АТФ) в настоящее время включают шесть авиакрыльев, в том числе: истребителей-штурмовиков (Strike Fighter Wing Atlantic), контроля морской обстановки (Sea Control Wing Atlantic), 5-е и 11-е патрульно-разведывательные (Patrol and Reconnaissance Wing Five, Patrol and Reconnaissance Wing Eleven), ударное вертолетное (Helicopter Maritime Strike Wing Atlantic) и боевых вертолетов (Helicopter Sea Combat Wing Atlantic). Кроме того, имеются три отдельные авиаэскадрильи. Воздушные силы Тихоокеанского флота (ТОФ) насчитывают девять авиакрыльев, в том числе: истребителей-штурмовиков (Strike Fighter Wing Pacific), ударное РЭБ (Electronic Attack Wing Pacific), боевого управления и тылового обеспечения (Command and Control Logistics Wing), 1-е стратегической связи (Strategic Communication Wing One), 2-е и 10-е патрульно-разведывательные (Patrol and Reconnaissance Wing Two, Patrol and Reconnaissance Wing Ten), ударное вертолетное (Helicopter Maritime Strike Wing Pacific) и боевых вертолетов (Helicopter Sea Combat Wing Pacific). Есть также одна отдельная эскадрилья. Авиация морской пехоты в рамках административной организации ВМС имеет свои особенности. Так, в регулярных силах МП насчитываются три авиакрыла (MAW - Marine Air Wing), которые одновременно являются компонентами усиления трех дивизий МП при формировании экспедиционных дивизий. В свою очередь, авиакрылья подразделяются на авиагруппы (MAG - Marine Air Group). Командиры авиакрыльев подчиняются командующим силами морской пехоты Атлантического (2-е авиакрыло МП) и Тихоокеанского (1-е и 3-е) флотов. Штабы авиакрыльев дислоцируются соответственно на АвБ Черри-Пойнт (штат Северная Каролина), базе морской пехоты Кэмп-Батлер (о. Окинава, Япония) и АвБ Мирамар (Калифорния). | |
| |
Просмотров: 5937 | | |
Всего комментариев: 0 | |