Палубные штурмовики ВМС СШАПолковник-инженер запаса И. Куцев Милитаристские круги США рассматривают ВМС как один из важных инструментов осуществления своей агрессивной политики. Они считают, что силы флота, особенно авианосцы с базирующейся на них авиацией, способны мобильно и гибко вести боевые действия, эффективно применять разнообразные средства поражения целей, в том числе ракетно-ядерное оружие. Авианосцы могут перебрасывать самолеты на значительные расстояния и в короткие сроки создавать в различных районах Мирового океана мощную авиационную группировку для прикрытия с воздуха корабельных соединений флота и оказания авиационной поддержки сухопутным войскам или морской пехоте, действующим на данном ТВД. На вооружении авианосцев находятся дозвуковые штурмовики А-4 "Скайхок", А-6 "Интрудер" и А-7 "Корсар"2, а также сверхзвуковой штурмовик-разведчик RA-5C "Виджилент", разработанные еще в конце 50-х - начале 60-х годов. Все они участвовали в боевых действиях во Вьетнаме, и уже на первом этапе этой войны были выявлены их серьезные недостатки. В частности, по мнению американских военных специалистов, штурмовики А-4А и А-6А показали низкую эффективность при нанесении ударов по объектам, и в особенности по малоразмерным целям. Поэтому американское командование вынуждено было в ходе боевых действий принять меры по модернизации этих самолетов и ускорению создания более совершенного штурмовика А-7А "Корсар"2. Одновременно разрабатывались и испытывались новые виды вооружения и бортовые радиоэлектронные системы. Как сообщает зарубежная печать, модернизация палубных штурмовиков с целью продлить срок их эксплуатации в частях продолжается и до настоящего времени. В ходе ее самолеты оснащаются современными бортовыми комплексными навигационно-бомбардировачными системами, радиолокационными, инфракрасными, телевизионными и лазерными станциями, цифровыми ЭВМ, аппаратурой индикации данных и другим оборудованием, обеспечивающим возможность атаковать цели а любых метеорологических условиях с применением более эффективных видов оружия. За последнее десятилетие из вооружение авианосной авиации не был принят ни один палубный штурмовик нового типа. Основные тактико-технические характеристики штурмовиков приведены в таблице. Штурмовик А-4 "Скайхок" относится к легким машинам, спроектированным с учетом опыта использования штурмовиков "Скайрейдер" в агрессивной войне США в Корее. В процессе эксплуатации его боевые возможности улучшались за счет оснащении более мощным двигателем, внедрения современного бортового радиоэлектронного оборудовании и небольших конструктивных новшеств. Выпущено шесть модификаций самолета А-4 "Скайхок", которые по внешнему виду незначительно отличаются друг от друга. Самолет А-4А представляет собой одноместный моноплан с низкорасположенным крылом стреловидностью по хорде 35°. Силовая установка состоит из ТРД (максимальная тяга 3490 кг). Вооружен двумя встроенными 20-мм пушками Мк12, На подфюзеляжном и двух под-крыльевых узлах могут подвешиваться обычные бомбы различного назначения, напалмовые баки, НУР и другие виды боеприпасов. Максимальная боевая нагрузка около 3000 кг. Начал выпускаться серийно в 1956 году, всего построено 166 машин. Самолет А-4В имеет аппаратуру наведения УР "Буллпап" класса "воздух-земля" и устройство дозаправки самолета топливом в полете. Усовершенствовано навигационное оборудование. Всего выпущено 542 машины.
Самолет А-4Е оснащен более мощным, чем предшествующие модификации, двигателем (тяга 3855 кг), увеличена дальность полета на 27 % за счет установки дополнительного топливного бака, смонтировано пять (вместо трех) узлов подвески вооружения (максимальная боевая нагрузка 3700 кг). Всего построено 439 самолетов, из них 43 для Израиля. Самолет A-4F имеет двигатель тягой 4200 кг и улучшенную механизацию крыла, обеспечивающие длину разбега около 305 м. В 1967-1968 годах выпущено 146 самолетов. Самолет А-4М. Благодаря более мощному двигателю (тяга 5080 кг) маневренность его повысилась на 30 проц, по сравнению с предшествующими модификациями. Увеличены размеры кабины и улучшен обзор для летчика. Поставки самолета для морской пехоты начались и 1970 году. На нем установлены протектированные крыльевые и фюзеляжный баки (вес топлива 3028 кг). На наружных узлах подвески могут размещаться: под фюзеляжем - баки емкостью 568, 1136 или 1514 л; внутренних подкрыльевых пилонах - по 568 или 1136 л. Вооружение самолета находится на пяти подкрыльевых узлах подвески. Подфюзеляжный узел рассчитан на подвеску боеприпасов весам до 1590 кг, внутренние подкрыльевые узлы - 1020 кг, наружные - 450 кг. Самолет может брать как обычные, так и ядерные бомбы, УР *Булллап" ("воздух - эемля>} и "Сайдвиндер" ("воздух - воздух"). Кроме того, самолет вооружен 20-мм пушками Мк32 (боекомплект по 200 патронов). Предусмотрена возможность замены 20 мм пушек 30-мм пушками типа "Дефа" (боекомплект по 150 патронов). На подкрыльевых пилонах могут подвешиваться контейнеры со средствами постановки пассивных и активных помех. По мнению американских специалистов, самолет хорошо управляем и надежен в полете. Оснащен индикатором летчика на лобовом стекле типа 546 (фирма "Эллиот"), РЛС для обеспечения полета с огибанием рельефа местности AN/APG-53A, навигационными системами AN/ASN-41. AN/APN-153 (V) и "Такан", радиовысотомером типа AN/APN-Ш, средствами создания пассивных и активных помех и современной аппаратурой радиосвязи.
Самолет А-6А широко использовался в агрессивной войне США во Вьетнаме. В течение 1963-1969 годов в ВМС было поставлено 482 машины. На его базе создан самолет радиоэлектронного противодействия ЕА-6А (см. цветную вклейку). Построено 27 таких машин. Самолет А-6В имеет аппаратуру управления противорадиолокационой УР "Стандарт-ARM". Всего изготовлено 19 самолетов. Самолет А-6С имеет ИК разведывательную станцию, смонтированную под фюзеляжем на турельной установке, и ТВ станцию, обеспечивающую ведение боевых действий при низких уровнях освещенности. Всего сделано 12 самолетов. Самолет А-6Е - современный штурмовик с мощным вооружением и совершенным радиоэлектронным оборудованием. При его создании учитывался опыт боевого использования штурмовиков в Юго-Восточной Азии. На начало 1976 года построено 58 таких самолетов и 119 были переоборудованы из штурмовиков А-6А. Планируется иметь в составе флота 318 самолетов этой модификации. Самолет представляет собой моноплан со среднерасположенным крылом стреловидностью 25°. Силовая установка состоит из двух ТРД тягой по 4200 кг. Топливо размещается во внутренних (7250 л), подвесных (3660 л) баках. Оснащен системой дозаправки топливом в полете. По данным зарубежной прессы, вооружение самолета включает бомбы различного назначения, в том числе ядерные (максимальный калибр до 2000 фунтов). Вооружение подвешивается на пяти пилонах: подфюзеляжном и четырех подкрыльевых. Каждый узел рассчитан на максимальную нагрузку 1630 кг (с учетом перегрузки). Типовой вариант загрузки самолета - 30 фугасных бомб калибром по 500 фунтов (с подвеской на многозамковые держатели), три бомбы калибра 2000 фунтов и два топливных подвесных бака емкостью по 1135 л. Самолет имеет оборудование для пуска противокорабельных ракет "Кондор". Как сообщает иностранная печать, в отличие от предшествующих модификаций он оснащастся более совершенным оборудованием, позволяющим успешно преодолевать средства ПВО и эффективно выполнять боевые задачи в любых метеорологических условиях днем и ночью, Основой этого оборудования является многофункциональная РЛС AN/APQ-148. Благодаря ей летчик при полете и район цели и обратно осуществляет самолетовождение, поиск, опознавание и сопровождение как стационарных, так и подвижных целей и атакует их с больших и малых высот. Кроме того, она дает возможность обнаруживать, определять местоположение и следить за радиолокационными маяками, установленными на самолетах наведения при авиационной поддержке сухопутных войск. РЛС сопряжена с автоматической системой для обеспечения полета с огибанием рельефа местности. В кабинах летчика и штурмана-бомбардира есть свои индикаторы отображения тактической обстановки. В систему включена аппаратура автоматического определения неисправностей, которые устраняются техническим персоналом эскадрильи в короткие сроки. Выполненная на твердотельнык элементах цифровая ЭВМ AN/ASQ-133 сопряжена с РЛС, инерциальной доплеровской навигационной системой, автоматической системой управления полетом и средствами радиосвязи. Вычислительное устройство управления оружием самолета позволяет оптимально выбирать тип вооружения и способы его применения (одиночно, серией или залпом). Вертикальный индикатор отображения данных AN/AVA-1 выдает летчику сведения по навигации, заходу и осуществлению посадки, а также необходимые данные для атаки цели. С 1973 года началось оснащение самолетов А-6Е комбинированной электронно-оптической системой обнаружении и подсветки целей TRAM (Target Recognition Attack Multisensor). Она сопряжена с многофункциональной РЛС, системой управления оружием и ЭВМ, что позволяет автоматически сопровождать цели. В кабине имеются индикаторы отображения данных для электронно-оптической системы и собственно РЛС, На первом этапе сопровождение пели осуществляется РЛС, а после захвата и опознавания цели - электронно-оптической системой.
Самолет А-7А оснащен турбореактивным двух контурным двигателем максимальной тягой 5050 кг. Начал поступать на вооружение частей в 1965 году. За два года было выпущено 199 самолетов. Самолет А-7В выпускался с 1968 года (имеет двигатель максимальной тягой 5430 кг). С марта 1969 года применялся в боевых действиях во Вьетнаме Всего было поставлено флоту 196 самолетов. Самолет А-7Е - наиболее совершенный штурмовик, оснащенный мощным двигателем н совершенным вооружением. Первый самолет был изготовлен в 1969 году, а с мая 1970 года использовался в боевых действиях во Вьетнаме с авианосца "Америка". Его аэродинамическая схема аналогична схемам предшествующих модификаций: моноплан с высокорасположенным крылом стреловидностью 35°. Компоновка самолета и ТРДД максимальной тягой 6300 кг обеспечивают самолету высокую маневренность, что имеет важное значение при нанесении ударов по наземным и морским целям. Эксплуатационные перегрузки самолета лежат в пределах от -3 и до +7. а скорость по крену 90 град/с. Топливо размещается во внутренних (5673 л) и подвесных (4542 л) баках.
Броневую защиту имеют жизненно важные части самолета: силовые приводы, компрессор и агрегаты двигателя, топливные баки, основной трубопровод подачи топлива к кабина летчика. Общий вес брони (205,2 кг) распределяется следующим образом: двигатель - 155 кг, кабина летчика - 39,3 кг, силовые приводы - 10,9 кг. Кроме того, гидравлические и электрические проводки проходят внутри элементов конструкции самолета, что обеспечивает их максимальную защиту. В гидросистеме имеется специальный клапан, который при ее повреждении отключает вспомогательное оборудование и переключает ее на питание только системы управления полетом. По высказыванию американских специалистов, вероятность попадания авиабомб в цель с самолета А-7Е в два раза выше, чем с любого другого палубного самолета. Средняя круговая вероятная ошибка при бомбометании со штурмовика А-4, которое совершали опытные летчики, составляла 29-31 м, тогда как у неопытных летчиков, выполнявших бомбометание с самолета А-7Е, она равнялась 7-8 м (в полигонных условиях). Самолет имеет автоматическую систему управления полетом AN/ASW-30 и современные средства радиосвязи. Часть подкрыльевых узлов подвески может быть использована для размещения контейнеров со средствами РЭБ. В 1976/77 финансовом голу самолеты A-7E начали оснащать электронно-оптической системой TRAM, аналогичной системе самолета А-6Е, но работающей с меньшим количеством сопряженного оборудования. Самолет А-7Е планируется использовать также и в варианте разведчика. Кроме того, на его базе строится двухместный вариант учебно-тренировочного самолета, получившего обозначение А-7Н.
Разведывательное оборудование самолета выполнено в виде девяти самостоятельных модулей, размешенных под фюзеляжем и закрытых снизу обтекателем. Часть оборудования смонтирована в фюзеляже. При применении самолета в варианте штурмовика каждый из четырех подкрыльевых пилонов может нести по ядерной бомбе Мк28 или Мк43, либо по фугасной бомбе Мк82, Мк83 или Мк84 калибра 500, 1000 или 2000 фунтов соответственно. В настоящее время часть самолетов RA-5C. не прошедших модернизацию и имеющих устаревшее оборудование, выводится в резерв. Как сообщает зарубежная печать, командование ВМС изучает возможность замены в начале 80-х годов этих самолетов самолетами ЕА-7Е, разведывательное оборудование которых будет размещаться в подвесном контейнере. Судя по сообщениям иностранной прессы, до середины 80-х годов основными палубными штурмовиками ВМС будут самолеты А-6Е и А-7Е. Штурмовики А-4Е выводятся в резерв и заменяются штурмовиками А-7Е. К середине 80-х годов планируется разработать палубный штурмовик А-18 - вариант находящегося в стадии окончания постройки истребителя F-18. Ими планируется заменить штурмовые А-7 "Корсар"2. Зарубежное военное обозрение, 1977, №10, с. 73-79 Смотрите также | ||||||||
| ||||||||
Просмотров: 15064 | | |
Всего комментариев: 0 | |