Модернизация самолётов ВМС СШАПолковник-инженер запаса И. Куцев В ВМС США наряду с разработкой и принятием на вооружение самолетов нового поколения, рассчитанных на использование в боевом составе до конца 90-х годов, уделяется большое внимание модернизации самолетов авианосной авиации и берегового базирования, принятых на вооружение в 60-е годы. Существующие программы модернизации рассчитаны в основном на повышение боевых возможностей самолетов, увеличение надежности работы всех бортовых систем и обеспечение необходимой боеготовности. Это достигается, в частности, путем: установки более мощных двигателей, позволяющих улучшить летные характеристики самолетов и повысить их взлетный вес; совершенствования систем вооружения за счет внедрения новых, более эффективных образцов; оснащения совершенными бортовыми радиоэлектронными системами, позволяющими эффективно использовать самолеты при проведении боевых операций в сложных метеорологических условиях днем и ночью; внесения ряда изменений в конструкцию самолета или его систем с целью увеличения жизненного цикла и надежности их работы. В ходе модернизации также рассматриваются вопросы обеспечения высокой боеготовности авиационной техники не только за счет повышения ее надежности, но и благодаря совершенствованию организации, качественному техническому обслуживанию и своевременному снабжению запасными частями. Ниже, по данным иностранной прессы, приведены краткие сведения о модернизации самолетного парка авиации ВМС США, проведенной в 1971-1979 годах. Штурмовики в течение рассматриваемого периода модернизировались чаще других самолетов. Это объясняется, в частности, тем, что состоящие на вооружении ВМС дозвуковые штурмовики А-4 "Скайхок". A-6 "Интрудер" и А-7 "Корсар" были разработаны еще в начале 60-х годов и по своим летным характеристикам, а также составу вооружения и бортового радиоэлектронного оборудования не удовлетворяли всевозрастающим требованиям. Командование ВМС США не предусматривает заменять их штурмовиками повой конструкции до 80-х годов. Штурмовики А-4 "Скайхок" многократно подвергались модернизации: выпущены модификации А-4А, -4В, -4С, -4Е, -4F и -4М. В настоящее время в боевом составе авиации морской пехоты остались только А-4М. Их маневренность примерно на 30 % лучше, чем у других модификаций, что достигнуто за счет установки более мощного двигателя (тята 5080 кг, у А-4А - 3490 кг). Увеличены размеры кабины летчика, улучшен обзор, обновлено вооружение самолета, и увеличен вес боевой нагрузки. В настоящее время, разрабатываются новая прицельно-навигационная система, система бомбометания ARBS {Angle Rate Bombing System) и средства РЭБ. Самолеты, оборудованные этими системами, получат обозначение A-4Y и будут находиться в боевом составе авиации морской пехоты до принятия на вооружение в середине 80-х годов штурмовика А-18А. Штурмовики типа А-6 "Интрудер" модернизировались трижды (модификации А-6В, -6С и -6Е). Опыт боевых действий самолета А-6Л в Юго-Восточной Азии доказал необходимость усилить его вооружение и усовершенствовать бортовые системы, обеспечивающие более точное поражение морских и наземных целей в сложных метеорологических условиях днем и ночью, С этой целью самолет А-6В был оснащен противорадиолокационной УР "Стандарт" ARM, а А-6С - инфракрасной разведывательной станцией переднего обзора и телевизионной камерой. С 1975 года на вооружение частей начали поступать самолеты А-6Е, боевые возможности которых в значительной степени возросли в основном за счет установки более совершенного бортового оборудования. Так, многофункциональная РЛС AN/APQ-I48 дает возможность обнаруживать, опознавать, сопровождать подвижные малоразмерные цели и атаковать их с больших и малых высот. Она сопряжена с автоматической системой обеспечения полета с огибанием рельефа местности. А-6Е оснащен цифровой ЭВМ AN/ASQ-133, выполненной на твердотельных элементах и сопряженной с РЛС, инерциальной навигационной системой и автоматической системой управления полетом. Вычислительное устройство системы управления оружием позволяет оптимально выбрать тип оружия и способы его применения. В 1976 году разработана комбинированная система TRAM, включающая инфракрасную станцию переднего обзора и лазерный целеуказатель. В стадии внедрения находится противокорабельная ракета "Гарпун". Штурмовики типа А-7 "Корсар" были разработаны в 1966 году специально для усиления штурмовой авиации, действовавшей в агрессивной войне во Вьетнаме. До 1969 года было выпущено около 400 самолетов модификаций А-7А и А-7В, которые не использовались во Вьетнаме из-за недостаточной тяги двигателя (5050-5430 кг), низкой маневренности, малой эффективности вооружения и т. д. В ходе модернизации были установлены более мощные ТРДД (тяга 6800 кг), что существенно улучшило их летные характеристики. Была усовершенствована и система вооружения. Так, самолеты оснастили встроенной 20-мм шестиствольной пушкой М61, бомбами и УР "Буллпап", противорадиолокационной УР "Шрайк" и двумя УР "Сандвиндер" класса "воздух-воздух", предназначенными для самообороны. Усилили броневую защиту кабины летчика, топливных баков, силовых приводов, агрегатов двигателя, общий вес ее составил около 205 кг. С 1969 года модернизированные самолеты, получившие обозначение А-7Е, участвовали в боевых действиях в Юго-Восточной Азии. С 1977 года в состав аппаратуры самолетов А-7Е для обеспечения боевых действий ночью стали включать инфракрасную станцию переднего обзора (размещена в контейнере, подвешенном на пилоне под правой консолью крыла) и прицельно-навигационную систему с индикацией данных на экране, расположенном в кабине перед летчиком. Кроме того, для повышения надежности двигателя TF41 изменена конструкция первой ступени компрессора и камеры сгорания, что обеспечивает более плавное распределение теплового потока. Фирма "Воут" на базе самолета А-7Е разработала двух двигательный вариант, силовая установка которого должна состоять из двух двигателей F404 максимальной тягой по 7260 кг (суммарная тяга возрастет с 6800 до 14 520 кг). Запас топлива во внутренних баках будет больше (5750 кг вместо 4550 кг). Для установки двух двигателей необходимо будет увеличить длину и ширину фюзеляжа соответственно на 0,51 м (для сохранения статической балансировки) и на 0,74 м, а также переконструировать заднюю часть фюзеляжа. На базе штурмовика А-7Е создан и двухместный учебно-тренировочный вариант YA-7E, который при оснащении его специальной аппаратурой может использоваться также в качестве самолета РЭБ. Одновременно он послужил опытным образцом для учебного самолета ТА-7С, поставка которых в части в количестве 65 машин началась в 1978 году. Палубные истребители. В 1972 году был принят на вооружение ВМС США истребитель F-14A. В ходе его эксплуатации было много летных происшествий, вызванных ненадел; ной работой двигателей TF30-P-412A. Недостаточная тяга этих двигателей ограничивает также маневренность самолета и не позволяет улучшить другие важные боевые характеристики. Однако проведенная модернизация двигателей TF30-P-412A не увеличила их тяги ив желаемую величину. Поэтому рассматривается вопрос о замене в начале 80-х годов старых двигателей новыми с максимальной тягой около 13 000 кг (F401, F101 или TF41), что примерно на 3500 кг больше, чем у двигателя, установленного па истребителе. Предусматриваются работы го оснащению самолета предкрылками и закрылками, автоматически отклоняющимися в зависимости от скорости полета и угла атаки, что в значительной степени должно улучшить его устойчивость при больших углах атаки и сопротивляемость к сваливанию в штопор. Уплотняются сочленения неподвижных частей с отклоняющимися консолями крыла, съемные панели, люки и другие поверхности, через которые внутрь фюзеляжа проникает вода, вызывая повреждения электронной и другой аппаратуры. Повышается надежность системы управления оружием путем усовершенствования системы встроенного контроля, ЭВМ и аппаратуры радиосвязи. Так, надежность УКВ радиостанции типа AN/APS-159 увеличится примерно в десять раз. При этом все значения рабочих частот отображаются на навигационно-прицельном индикаторе летчика. Разрабатывается телевизионный прицел, который планируют устанавливать в носовой части под фюзеляжем. Он позволит обнаруживать и захватывать цели, а также отображать их на индикаторе летчика или оператора, что дает возможность во время воздушного боя принимать решение раньше, чем это обеспечивают существующие прицелы. Противолодочные самолеты - палубный S-3A "Викинг" и базовый Р-ЗС "Орион", принятые на вооружение соответственно в 1972 и 1969 годах, постоянно совершенствуются в основном за счет оснащения их более современным вооружением и бортовым оборудованием различного назначения (гидроакустическим, электронно-оптическим, инфракрасным, а также приема, обработки, отображения и передачи данных). Особое значение придается оснащению самолетов процессором AN/UYS-1 для обработки сигналов РГБ, который вместе с ЭВМ, анализатором, индикаторами и другой аппаратурой составят систему "Протеус" фирмы [ВМ. ЭВМ будет сопряжена с существующими и перспективными акустическими датчиками и обеспечит экипаж в реальном масштабе времени данными о местоположении лодки для ее сопровождения и атаки. Совершенствуются пассивные РГБ AN/SSQ-41 и AN/SSQ-53 системы "Дифар". Проходят оценочные испытания глубоководные пассивные РГБ AN/SSQ-77 с вертикальной линейной решеткой гидрофонов. Подготовлены требования на создание всенаправленных дрейфующих пассивных РГБ. В 1983 году на вооружение флота планируется принять РГБ нового поколения AN/SSQ-79 с вертикальной линейной решеткой гидрофонов, в которых для улучшения отношения "сигнал/шум" использован принцип многократного отражения сигналов, а также впервые применена цифровая форма передачи сигналов с буев. В стадии разработки находятся дрейфующие РГБ двух типов, по своим размерам они занимают только '/з объема, используемого в настоящее время буями типа А. Это позволяет разместить в пусковой установке вместо одного три новых буя и таким образом значительно увеличить общее количество РГБ на самолете для выполнения боевого задания. На самолетах используется два типа активных РГБ - миниатюрные AN/SSQ-47 ненаправленного действия и AN/SSQ-50 системы "Касс", Последние с 1978 гола заменяются РГБ AN/SSQ-62 системы "Дикасс". Внедряется 3(-канальный приемник AN/ARR-76 для приема сигналов от РГБ. Число каналов у перспективного приемника AN/ARR-76 будет увеличено примерно в три раза. Большое значение придается созданию интегральной акустической системы, предназначенной для обнаружения подводных лодок, съемки рельефа морского дна и связи {с помощью лазера) в звене "самолет-подводная лодка". В настоящее время лазер проходит испытания. Его характеристики: частота повторения импульсов на выходе 15 Гц при импульсной энергии 5 мДж, входная мощность 7,5 Вт. Магнитный обнаружитель, который раньше располагался в хвостовой части фюзеляжа, планируется размещать в специальном контейнере, подвешиваемом под крылом. Это увеличит наклонную дальность и повысит точность определения местоположения подводной лодки Он выбрасывается из контейнера и буксируется посредством специального троса. После окончания операции с помощью подъемного устройства втягивают его внутрь контейнера. Первоначальные летные испытания планировалось провести с существующим магнитным обнаружителем AN/ASQ-81. Совершенствуются также компенсаторы магнитных аномалий и создаются процессоры с цифровой программой обработки сигналов для автоматического обнаружения подводной лодки с помощью магнитного обнаружителя. Модернизируются также РЛС поиска и обнаружения надводных кораблей AN/APS-I15 (самолетов Р-ЗС) и AN/APS-I16 (самолетов S-3A). Устаревшие инфракрасные станции переднего обзора типов AN/AAR-37, -40 и OR-89/AA планируется заменить новой - AN/AAS-36 модульной конструкции. Специалисты работают над усовершенствованием аппаратуры ведения радиотехнической разведки: повышается чувствительность и точность, расширяется диапазон частот и дальности, улучшается надежность приема излучаемых сигналов (приемник AN/ALR-47). Повышаются боевые возможности самолетов по борьбе с надводными целями за счет оснащения их противокорабельными ракетами "Гарпун". Самолетам ДРЛО и РЭБ командование ВМС придает важное значение. В настоящее время наиболее современными из них считаются Е-2С и ЕА-6В. Е-2С представляет собой дальнейшую модификацию самолета ДРЛО Е-2В, от которого отличается более совершенной бортовой аппаратурой, позволяющей значительно расширить диапазон его боевого применения (дальнее радиолокационное обнаружение воздушных целей и наведение истребителей, управление боевым патрулированием самолетов в воздухе, управление ими при нанесении ударов по кораблям и береговым объектам, поиск самолетов в море и управление спасательными самолетами). В процессе модернизации он был оснащен более мощными двигателями (два ТВД мощностью по 4500 л. с), носовая часть фюзеляжа удлинена на 0,56 м для размещения антенны пассивной разведывательной станции типа AN/ALR-59 и системы воздушного охлаждения электронного оборудования, поддерживающей температуру воздуха в отсеках не выше +18°С. С 1978 года РЛС AN/APS-120 заменяются более современной AN/APS-125, антенная система которой находится в дискообразном обтекателе над фюзеляжем (диаметр 7,32 м, скорость вращения 6 об/мин). В станции применен цифровой, а не аналоговый метод обработки сигналов. Она обеспечивает автоматический захват и сопровождение цели и обладает повышенной помехозащищенностью. С 1972 года в боевые части начал поступать самолет РЭБ ЕА-6В, представляющий собой модернизированный вариант штурмовика А-6А "Интрудер", Для размещения экипажа (четыре человека вместо двух) его фюзеляж был удлинен на 1,37 м. В отличие от самолетов аналогичного назначения первого поколения аппаратура РЭБ расположена не в фюзеляже, а в контейнерах, подвешиваемых на наружных пилонах. В состав радиоэлектронного оборудования входят: станции радиоэлектронного подавления AN/ALQ-92, -99 и -126, устройства выбрасывания противо-радиолокационных отражателей AN/ALE-39, станция радиотехнической разведки AN/ALR-62, разведывательный приемник AN/ALR-42, цифровая ЭВМ AN/AYQ-6, а также средства отображения н регистрации данных. Кроме того, самолет оснащен РЛС AN/APS-120 обнаружения воздушных и надводных целей. Разработана более современная станция радиотехнической разведки AN/ALR-67. Для увеличения дальности полета самолет оборудован системой дозаправки топливом в воздухе. Аппаратура самолета ЕА-6В совершенствуется в направлении повышения чувствительности приемников, увеличения скорости обработки к анализа полученных сигналов, а также снижения времени ответной реакции на воздействие средств РЭБ. Зарубежное военное обозрение №2 1980 С.77-82 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 2930 | | |
Всего комментариев: 0 | |