Палубный штурмовик Макдоннелл-Дуглас A-4 "Скайхок"Виктор Ильин "Скайхоки" в бою В биографии "Скайхока" было много войн. Первая из них - Вьетнамская (1964 - 1972 гг.). 2 августа 1964 года в Тонкинском заливе произошло боевое столкновение между американским эскадренным миноносцем "Мэддокс", выполнявшим радиоэлектронную разведку у берегов Демократической Республики Вьетнам, и вьетнамскими торпедными катерами. "Мэддокс" вторгся в территориальные воды ДРВ и был перехвачен тремя катерами. Эсминец при поддержке палубных истребителей F8 нанёс катерам существенные повреждения и заставил их выйти из боя. В ночь с 4 на 5 августа столкновения повторились. В ходе них был потерян первый А-4В с авианосца "Constel!ation", сбитый артиллерийским огнем с вьетнамского торпедного катера. Пилотировавший "Скайхок" лейтенант Эверетт Альварец (Alvarez) катапультировался и попал в плен (он получил свободу лишь в феврале 1973 года, когда война закончилась) Якобы в ответ на действия вьетнамских кораблей палубная авиация США 5 августа 1964 года впервые нанесла удары по военным объектам Северного Вьетнама (операция "Pierce Arrow"), а конгресс США принял так называемую "Тонкинскую резолюцию", дававшую американскому президенту право при необходимости открыто использовать военную силу в Юго-Восточной Азии. Разумеется, такая необходимость тут же и возникла. Тем самым было положено начало Вьетнамской войне, закончившейся поражением Соединенных Штатов и падением Южного Вьетнама. На начальном этапе боевых действий "Скайхоки", наравне со сверхзвуковыми истребителями-бомбардировщиками ВВС F-105 "Тандерчиф" и F-100 "Супер Сейбр", привлекались к нанесению ракетно-бомбовых ударов по территории Северного Вьетнама. В первой половине штурмовики А-4В, А-4С, а затем и А-4Е являлись самыми массовыми и активными ударными самолетами ВМС США. Они использовались против целей в Северном Вьетнаме (на Юге действовали, в основном, поршневые "Скайрейдеры"). Основные боевые задачи, решаемые "Скайхоками", включали удары по коммуникациям и особо важным объектам ДРВ, вооружённую разведку ("свободную охоту"), а также подавление неприятельской системы ПВО.
В дальнейшем, после временного прекращения бомбардировок ДРВ в 1968 году, А-4 были переориентированы на действия по целям на территории Южного Вьетнама и Лаоса, При этом "Скайхоки" активно заменялись новыми штурмовиками LTV А-7 "Корсар" II. В результате, когда весной 1972 года массированные налеты на Северный Вьетнам возобновились, в них приняли участие лишь несколько палубных эскадрилий наиболее современных палубных A-4F. Авиация Корпуса морской пехоты США действовала с авиабаз Дананг и Чулай, находящихся на территории Южного Вьетнама. Её "Скайхоки" лишь эпизодически привлекались к рейдам на ДРВ. В основном они наносили удары по целям в северных районах Южного Вьетнама, осуществляя авиационную поддержку американских и сайгонских сухопутных войск. Последние боевые вылеты А-4 морской пехоты совершили 28 января 1973 года, на следующий день после подписания Парижского мирного договора и непосредственно перед вступлением в силу соглашения о прекращении огня. Всего в ходе боевых действий во Вьетнаме было потеряно, в общей сложности, 384 самолетов типа "Скайхок", 273 из них принадлежало американскому флоту и 101 (в том числе девять УТС TA-4F) -Корпусу морской пехоты. По американским данным, 32 "Скайхока" были уничтожены ЗРК С-75 и один сбит 25 апреля 1967 года в воздушном бою с истребителем МиГ-17. Остальные потери американцы списывают на зенитную артиллерию и технические причины. Вьетнамская сторона какой либо конкретной статистики своих побед над А-4 не приводит.
Высокая маневренность штурмовиков А-4В и А-4С обеспечивала им возможность уклонения от атак истребителей противника, а мощное пушечное вооружение, дополненное ракетами "Сайдуиндер", делало "Скайхоки" серьезными противниками для вьетнамской авиации. Тем не менее, известен лишь единственный успешный воздушный бой, проведенный этим самолетом: штурмовик А-4С, взлетевший с палубы авианосца "Воп Homme Richarcb и пилотировавшийся капитан-лейтенантом Теодором Швартцем (Theodore R. Swartz), 1 мая 1967 года сбил неуправляемой 127-мм ракетой "Зуни" истребитель МиГ-17. Все же боевая живучесть однодвигательной машины, спроектированной почти на пределе и имеющей минимальное дублирование бортовых систем, в условиях Вьетнама оказалась сравнительно низкой. Кроме того, моряков не устраивал и боевой радиус действия "Пули Хейнеманна", затрудняющий нанесение ударов по целям в глубине территории ДРВ. А использование крупногабаритных ПТБ существенно "съедало" боевую нагрузку и снижало эффективность штурмовика. Самолет не имел и резервов по дальнейшему увеличению возможности бортового радиоэлектронного комплекса. Появление на A-4F малосимпатичного "горба", ухудшавшего аэродинамику самолета, являлось отчаянной попыткой хоть как-то втиснуть в "нерезиновый" самолет дополнительное БРЭО. Следует заметить, что ровесник А-4 - "толстозадый" F-4 "Фантом" II - оказался более пригодным к участию в "эволюционном процессе".
Со "Скайхоком" связан грандиозный пожар на борту авианосца "Forrestal", едва не приведший к гибели этого корабля. Он случился 29 июля 1967 года, когда корабль крейсировал в Тонинском заливе, готовясь к нанесению удара по ДРВ. Случайный пуск ракеты "Зуни" привел к взрыву подвесного топливного бака под одним из А-4 С. Затем последовало крупномасштабное возгорание авиационного топлива и взрыв части боеприпасов, находящихся на полетной палубе "Фор-рестола". Борьба с огнем продолжалась несколько часов, погибло 134 человека, 161 моряк получил ранения. Пожар и взрывы уничтожили 20 самолетов. Нужно сказать, что история штурмовика А-4 тесно переплелась с биографией большого "друга" России, видного американского политика, Джона Сидни Маккейна III (John Sidney McCain III). Сенатор США от штата Аризона, основной кандидат от республиканцев на выборах президента США 2008 года (где он в финале проиграл Бараку Обаме), достаточно пожилой Маккейн (ему уже за 75) по-прежнему остается в "большой политике" и много делает для гармонизации российско-американских отношений (разумеется, в том виде, в котором эту гармонизацию понимает элита республиканской партии). Весной 1967 года авианосец "Форрестол", где служил будущий кандидат в президенты, перешел из Атлантики на тихоокеанский ТВД для участия в войне с Северным Вьетнамом. Здесь Маккейн едва не погиб, став "главным действующим лицом" на пожаре 29 июля: шальная ракета попала именно в его самолет, готовящийся к взлету (после чего на корабле и начался "отнюдь не голливудский ужас"). Однако Джон, раненый "дружественной" шрапнелью в ноги и грудь, чудом спасся, выпрыгнув из кабины объятого пламенем штурмовика. Оправившийся от ранений Маккейн в сентябре 1967 года был переведен на авианосец "Oriskany" ("Forrestal" отправился на капитальный ремонт в Штаты). С палубы этого корабля Джон совершил 22 боевых вылета (в том числе по целям в районах Хайфона и Ханоя). Вылет 26 октября 1967 года оказался для него последним в этой войне. Стартовав в составе группы их 20 самолетов на бомбардировку электростанции в центре Ханоя, А-4С Маккейна был сбит ЗРК С-75. Летчик катапультировался и "удачно" приземлился в Западное озеро, чуть не утонув в центре вьетнамской столицы. Сломав обе руки и ногу, он был, в завершение всех своих несчастий, жестоко избит вытащившими его из воды вьетнамцами. Как и солдаты других армий XX века, воины Хошимина очень не любили летчиков вражеской авиации и стремились прикончить их при любом удобном случае. Но Джону вновь повезло. Любителям исторических курьезов будет интересно узнать, что вьетнамскими солдатами, спасавшими американца, руководили советники Евгений Легостаев и полковник Иван Шпорт, случайно оказавшиеся на места происшествия. Видимо, они и не допустили стихийной расправы над летчиком. Маккейн пробыл в плену до 15 марта 1973 года (т.е. до окончания войны). Он потерял 26 кг веса, был неоднократно бит вьетнамцами, не оценившими его американский патриотизм, и вернулся домой на костылях, по всей видимости, навсегда увезя с собой "самые теплые" чувства к стране, создавшей ракетный комплекс "Двина"... Ближний Восток Израильский военный историк Леонид Иоффе в книге "Египет и Израиль в войне на истощение, 1967-1970 г.г." писал: "Первый заказ на 48 "Скайхоков" был сделан еще до Шестидневной войны, в 1966 году. Поставки начались в декабре 1967 г. и в течение года эти простые и очень выносливые машины стали основным средством ВВС для нанесения ударов по наземным целям. "Скайхоки" приобрели большую популярность среди израильских пилотов благодаря своей высокой надежности и исключительной маневренности. Конечно, А-4 не имел скорости истребителя, но эта верткая машина могла с успехом постоять за себя в воздушном бою с любым противником. Бомбовая нагрузка "Скайхока" значительно превышала грузоподъемность других самолетов ВВС (за исключением F-4E, поставки которых начались одновременно с А-4Н. Прим. авт.). Вторая партия из 42 "Скайхоков" начала прибывать в Израиль осенью 1969 года". Израильские ВВС впервые использовали "Скайхоки" в боевых действиях весной 1968 года на иорданском фронте. В дальнейшем эти штурмовики применялись в т.н. "Войне на истощение" (1967-1970 г.г.) -серии позиционных боев вдоль Суэцкого канала и на Голанских высотах, сопровождаемых активными действиями авиации и средств ПВО обеих сторон. При этом несколько "Скайхоков" было сбито или повреждено "МиГами" и зенитными средствами египтян. Так, 25 июля 1970 года пара истребителей МиГ-21 из состава ограниченного контингента советских войск (лётчики Крапивин и Сальник), используя малую высоту, скрытно приблизилась к группе "Скайхоков", шедшей на Исмаилию, и поразила один из них ракетой Р-3с. Однако поврежденный штурмовик сумел дотянуть до своего аэродрома (согласно другим источникам, А-4Н все же упал, а лётчик погиб). Впрочем, "Скайхоки" тоже одерживали победы в воздухе. 15 мая 1970 года, по утверждению израильтян, один А-4Н в воздушном бою над Ливаном сбил два сирийских МиГ-17. Всего с 20 июля 1969 года по начало августа 1970 года, по советским данным, было сбито 94 израильских самолета. В то же время израильские источники утверждают, что в ходе "Войны на истощение" ВВС Израиля сбили 113 египетских самолетов и еще 25 было уничтожено средствами ПВО -ракетами "Хок" и зенитной артиллерией. При этом израильские ВВС, якобы, потеряли всего 17 самолётов. К началу "Войны Судного дня" (6-24 октября 1 973 года) "Скайхок" стал основным боевым самолетом ВВС Израиля: в строю имелось около 160 А-4Н и A-4N. В ходе боевых действий израильская авиация столкнулась с неожиданно мощной системой ПВО египтян и сирийцев, в результате чего с первых дней конфликта она начала нести тяжелые потери. По наиболее объективным оценкам, потери Израильских ВВС составили, в общей сложности, 197 боевых самолетов, 60 из которых пришлось на "Скайхоки" (кроме того, было потеряно 110 "Фантомов" и 25 "Миражей"). Штурмовики стали относительно легкой добычей как для арабских модернизированных МиГ-21, так и для войсковых средств ПВО, в первую очередь - новейших мобильных ЗРК "Квадрат" (армия Египта насчитывала 26 таких комплексов, а сирийская армия - 14), ЗСУ "Шилка", а также ПЗРК "Стрела-2М". Большая убыль штурмовиков уже в первые дни войны заставила Израиль искать пути экстренного пополнения своего самолетного парка. На помощь пришли США, направившие на Ближний Восток 46 А-4Е, ранее состоявших на вооружении ВМС США. Переброско этих штурмовиков в Израиль была осуществлена в ходе операции "Nickel Grass". Несмотря на неожиданно большие потери, "Скайхоки" проявили себя в "Войне Судного дня" как наиболее эффективные израильские самолеты непосредственной поддержки наземных войск, определенно превосходя в этом качестве арабские истребители-бомбардировщики МиГ-17. В значительной степени этим штурмовикам израильтяне обязаны остановке египетского наступления на Синайском полуострове, а также сирийских танков на Голанских высотах. После войны 1973 года вооруженное противостояние на Ближнем Востоке продолжалось. В конце 1970-х и начале 1980-х годов израильские А-4 участвовали в налётах на базы Организации освобождения Палестины на территории Ливана, Высокая маневренность и огневая мощь делали А-4 серьезными противниками арабских истребителей-бомбардировщиков МиГ-17 (являвшихся "рабочими лошадками" сирийской и египетской фронтовой ударной авиации). Последней крупной войной Израиля, в которой участвовали "Скайхоки", стала война в Ливане летом 1982 года, явившаяся, пожалуй, "лебединой песней" израильских А-4. К тому времени на роль основного легкого ударного самолета "Хейль Авир" стал выдвигаться многоцелевой истребитель F-16, оттеснивший "Скайхоки" и "Кфиры" на второй план. Тем не менее А-4 продолжали применяться в боевых действиях и несли потери. Так, 8 июня эскадрилья МиГ-21бис, отражая налет на позиции 85-й отдельной моторизированной бригады к востоку от Бейрута, сбила два "Скайхока" (в свою очередь, израильские истребители F-15, прикрывавшие действия штурмовиков, поразили ракетами два "МиГа"). Однако израильтяне, верные своей традиции всеми доступными средствами занижать свои потери и преувеличивать потери противника, официально признали уничтожение сирийцами лишь одного "Скайхока", сбитого ПЗРК 6 июня 1982 года. В общей сложности (по советским и сирийским данным) ВВС Израиля потеряли в войне 1982 года 47 летательных аппаратов. Среди них было и несколько "Скайхоков". Стоит указать и потери сирийцев -шесть МиГ-23МФ, четыре МиГ-23МС, 26 МиГ-21бис, 11 МиГ-21МФ, семь Су-22М и 14 МиГ-23БН. Итого - 68 самолетов. При этом нельзя не отметить, что 12 этих машин было уничтожено "дружественным огнем" своих же зенитчиков. Фолклендская война и другие конфликты В 1982 году началась англо-аргентинская война из-за Фолклендских (или Мальвинских, как называют их аргентинцы) островов. Дряхлеющей, но все еще мощной Британии противостояли вооруженные силы Аргентины, боеспособность которых была заметно подорвана американским эмбарго. Возглавлявший Аргентину в то время генерал Леопольдо Гальтиери, стремящийся при помощи "маленькой, но победоносной войны" предотвратить надвигавшийся экономический и политический кризис, отдал приказ армии высадиться на Мальвинских островах, которые с 1833 года находились под английской оккупацией. Однако Великобритания, собравшись с силами, к большому удивлению аргентинской военной хунты, направила в Южную Атлантику свои войска. Через три месяца аргентинцы были разгромлены, а острова вернулись в состав Англии. Следует сказать, что к началу боевых действий Аргентина располагала 48 боеспособными самолетами "Скайхок" (26 А-4Р, 12 А-4С и 10 A-4Q). Эти машины, вооруженные лишь свободнопадающими авиационными бомбами и не имевшие каких-либо средств РЭБ, предпринимали поистине героические, казавшиеся безнадежными атаки английских кораблей, несущих самые современные на то время средства обнаружения воздушных целей и ракетные комплексы ПВО. Но храбрым везет. Штурмовики, действовавшие с континентальных аэродромов, продемонстрировали неожиданно высокую боевую эффективность, потопив современные боевые корабли англичан - эсминец УРО "Coventry" (Туре 42), фрегаты "Antelope" и "Arden" (Туре 21), а также десантный корабль "Sir Golahacb. Кроме того, бомбами аргентинских самолетов были повреждены эсминец "Glasgow" (Туре 42), фрегаты "Агдопаит" (тип "Leander"), "Broaclsword" (Type 22), а также десантный корабль "Siг Tristram". На судьбе последнего следует остановиться более подробно. 8 июня 1982 года. Британское командование собиралось перебросить в район Блафф-Коув (где закрепился английский парашютный десант) подкрепления. Транспортировка войск должна была проводиться по морю в тёмное время суток. Однако в результате ряда случайностей и ошибок в планировании оба десантных корабля, задействованных в операции, к рассвету 8 июня всё ещё находились на месте высадки. Аргентинцы не заставили себя ждать. Группа "Скайхоков" нанесла стремительный удар по кораблям, не встретив при этом практически никакого противодействия. Последствия налёта были катастрофическими: погибло около 50 британских военнослужащих, а десантные корабли - повреждены. Причём повреждения "Сэра Галахэда" оказались настолько тяжёлыми, что корабль вскоре пришлось затопить. За эти победы аргентинской стороной было заплачено потерей 22 "Скайхоков" (22% от первоначально имевшегося числа этих штурмовиков) и 19 летчиков: восемь А-4 было сбито палубными истребителями "Си Харриер", оснащенными ракетами AIM-9L, семь - корабельными зенитными ракетами, четыре - огнем (в том числе и "дружественным) ЗРК и МЗА, размещенными на островах. Еще три самолета было потеряно по "не боевым" причинам. Во время оккупации Кувейта Ираком в августе 1990 года самолеты "Скайхок" кувейтских ВВС нанесли несколько бомбовых ударов по колоннам иракских войск, продвигающихся по кувейтской территории, после чего перелетели в Саудовскую Аравию. При этом несколько штурмовиков было сбито иракцами. В ходе операции "Буря в пустыне" (1991 год) кувейтские штурмовики, базировавшиеся на саудовской территории, наносили удары по Ираку, действуя в составе объединенных сил антииракской коалиции. В ударах принимали участие 24 из 29 сохранившихся под контролем командования "Свободного Кувейта" A-4KU (всего в 1970-х годах Кувейтом было закуплено в США 36 самолетов этого типа). В ходе боевых действий эти самолеты выполнили 1361 боевой вылет.
Один A-4KU был сбит иракцами 17 января 1991 г. Его летчик, Мохам-мед (Mohammed
Mubarak), катапультировался и был захвачен в плен. В сентябре 1983 года вооруженные силы Индонезии начали противоповстанческую операцию "Persa-tuan" в провинции Восточный Тимор. Авиационную поддержку наземных сил обеспечивали "Скайхоки" индонезийских ВВС. В ноябре 1983 года они нанесли по повстанцам серию бомбовых ударов. При этом обычно они несли по два подвесных топливных бака, по шесть 227-килограммовых авиабомб Мк 82 и 38 70-мм НАР FFAR в двух 19-зарядных ПУ LAU-61C/A. Вооружение "Скайхока" Встроенное вооружение штурмовика А-4Е включало две пушки Кольт Мк.12 (20 мм, 100 снарядов на ствол). На трех (в дальнейшем -пяти) "мокрых" узлах внешней подвески могли размещаться подвесные топливные баки емкостью до 1400 л. Масса внешней нагрузки могла достигать 3800 кг. Позже эта величина была увеличена до 4500 кг. Первоначально штурмовики могли нести только неуправляемое ударное (в том числе и ядерное) вооружение. "Атомный арсенал" самолета включал тактические ядерные бомбы типа В57 или (позже) В61. Один "спецбоеприпас" мог размещаться на центральном подфюзеляжном узле подвески, к которому были подведены соответствующие коммуникации. "Скайхок" мог брать на борт обычные (или, как говорят американцы, "чугунные") авиационные бомбы 80-й серии калибром 110 (Мк.81), 227 (Мк.82), 454 (Мк.83) или 907 кг (Мк.84). Число авиабомб Мк.84 на борту самолета достигало трех (две под крылом и одна _ род фюзеляжем), Мк.83 - девяти, а Мк.82 - 14. Штурмовик мог нести до шести разовых бомбовых кассет (CBU Cluster Bomb Unit - CBU) "Рокай"П Mk 20 или "Рокай" Mk 7/ АРАМ-59 CBU, а также напалмовые баки. Для учебного бомбометания применялись специальные легкие (3 или 14 кг) практические авиабомбы. Штурмовик мог брать на борт два - четыре блока LAU-10 (каждый - на четыре 127-мм неуправляемые авиационные ракеты Mk 32 "Зуни") или LAU-3/A на 19 70-мм НАР. Во Вьетнаме в составе его вооружения были включены и контейнеры с пушечным вооружением -три SUU-23/A с 20-мм шестиствольной пушкой М61А1 и боекомплектом 1200 патронами или два Хьюз Мк.4 с 20-мм пушкой и 750 патронами. Однако наибольший вклад в историю американской и мировой авиации "ястребок Хейнеманна" внес как носитель первого управляемого авиационного тактического оружия. Собственно, применительно к А-4 слово "№ первый" можно произнести четырежды. 1. А-4В стал первым носителем ракеты класса "воздух-поверхность" Мартин Мариетта GAM-83A (AGM-12В) "Булпап", оснащенной радиокомандной системой наведения. Летчик управлял полетом "Булпапа" посредством кнюппеля на ручке управления самолетом. "Булпап" стала второй в мире (после шведской Robot-304, состоящей на вооружении штурмовика А-32 "Нансен") тактической ракетой этого класса. Она имела стартовую массу 260 кг, максимальную скорость 780 м/с и дальность применения в пределах 3,5-7 км. УР была принята на вооружение ВМС США в 1957 году и первоначально носила обозначение ASM-N-7. Вслед за "Скай-хоком" "Булпапами" вооружили самолеты А-6, F-105 и F-4 и даже шведский J35 "Дракен"). Помимо полубронебойной боевой части массой 114 кг, AGM-12В могла комплектоваться ядерной и боевой частью. Мощность ядерного заряда W-45 Y3 составляла 15кт. Следует заметить, что именно "атомный" вариант "Булпапа" первое время считался основным. Ракеты AGM-12B с ядерным оснащением (в ряде источников ее называют AGM-12D) состояли на вооружении ВМС США с 1961 по 1977 г. В 1964 году на вооружение флота США была принята новая модификация AGM-12C. Ее стартовая масса возросла до 812 кг, а масса полубронебойной боевой части -до 454 кг (ядерная БЧ для этой ракеты уже не создавалась). Дальность стрельбы AGM-12C увеличилась до 19 км. Специально под требования Вьетнама была создана модификация AGM-12E (770 кг.). Ее основным отличием стала кассетная боевая часть с малогабаритными осколочными элементами (суббоеприпасами). Масса боевой части составила 420 кг. С 1959 по 1970 г.г. было произведено более 22100 ракет "Булпап" всех модификаций. В дальнейшем их заменили УР AGM-65 "Мейврик". 2. Другим высокоточным оружием, впервые испытанном и примененном в реальных боевых условиях при участии "Скайхока", стала управляемая планирующая авиабомба (УПАБ) Мартин Мариетта AGM-62 "Уоллай" (Walleye) с телевизионным самонаведением. Разработка этого боеприпаса (который первоначально планировалось комплектовать как обычной, так и ядерной, предназначенной для поражения особо прочных малоразмерных целей, боевыми частыми) началась в 1958 году. 29 января 1963 года самолет А-4В на полигоне Центра авиационных вооружений ("China Lake") провел первое испытательное бомбометание, в 1966 году начался серийный выпуск нового боеприпаса, а 19 мая 1967 года, в день 77-й годовщины Хошимина, А-4С с авианосца "Воп Homme Richard" сбросил на цель в районе вьетнамской столицы первую УПАБ. В общей сложности, было произведено около 5000 УПАБ "Уоллай" I и "Уоллай" II. "Уоллай" I, которая, преимущественно и применялась "Скайхоками", имела массу 510 кг и несла БЧ массой 370 кг. Ее дальность планирования (при сбросе со средних высот) составляла около 30 км. Более тяжелая "Уоллай" II весила 1060 кг, несла 900-килограммовую БЧ и летала на дальность до 45 км. На американском флоте ее основными носителями были палубные штурмовики А-6. 3. "Скайхок" стал и первым американским самолетом, оснащенным еще одним принципиально новым оружием - противорадиолокационной ракетой AGM-45 "Шрайк" (Shrike). Она была разработана "Texas lnstruments" при участии "Зреггу Rand"/"Univac" в 1963 году на безе УР "воздух-воздух" AIM-7C "Спэрроу"1И и предназначалась для борьбы с РЛС системы ПВО противника. Ракета поступила на вооружение ВМС США в 1965 году под первоначальным индексом ASM-N-10. Первыми ее носителями на американском флоте стали А-4С, каждый из которых мог нести по две ракеты этого типа. В войска поступали УР "Шрайк" с литерными головки самонаведения, работающими в диапазонах Е/ F, G и I. Ракета имела стартовую массу 177 кг и несла осколочно-фугасную БЧ массой (в зависимости от модификации) 66,6-67,5 кг. Первый серийный вариант - AGM-45А - развивал скорость, соответствующую М=2 и имел дальность 16 км. Усовершенствованная ракета AGM-45B, оснащенная усовершенствованным твердотопливным двигателем и более эффективной пассивной радиолокационной системой самонаведения, принятая на вооружение в начале 1970-х годов, в оптимальных условиях могла поражать цели на дальности до 40 км. До 1982 года было выпущено, в общей сложности, 18500 ракет типа "Шрайк" всех модификаций, которые использовались до 1992 года. В настоящее время на смену им пришли противорадиолокационные пакеты нового поколения - AGM-88 HARM. 4. Наконец, А-4В явился первым серийным самолетом американских ВМС, "штатно" вооруженным управляемой ракетой "воздух-воздух" малой дальности AIM-9B "Сайдуиндер" с тепловой головкой самонаведения (ТГС). Об этом оружии, сделавшем настоящий переворот в воздушной войне, сказано уже достаточно много. Хочется только добавить, что дальний потомок первых "Сайдуиндеров" - УР AIM-9X -стоит на вооружении и сегодня. Какой-либо реальной замены этой ракеты в ВМС и ВВС США, по меньшей мере, до 2030 года не предвидится. Самолеты "Скайхок" несли две, а в дальнейшем - четыре ракеты типа "Сайдуиндер". Сначала это были AIM-9B, имеющие ряд существенных ограничений. Уже в ходе войны во Вьетнаме на вооружение самолетов ВМС и КМП США (в том числе "Скайхоков") появились более совершенные AIM-9D, G и Н. Рассматривать еще более поздние варианты "Сайдуиндеров", пожалуй, не имеет смысла, так как к "Скайхокам" они уже не имеют отношения.
Характеристики самолета А-4Е "Скайхок" В заключение следует сказать о зарубежных аналогах "Скайхока". Их не так уж много: А-4 был весьма специфическим боевым самолетом, во многом отражавшим точку зрения на палубный штурмовик лично Хейнеманна (сумевшего на короткое время убедить в своей правоте и заказывающую структуру авиации ВМС). Идеология этой машины (проще, легче, дешевле!) шла в разрез с идеологией, пусть и неофициально, но твердо исповедуемой заказывающими службами большинства "авиационных" стран мира, тесно сросшимися со структурами авиационно-ракетной промышленности, и действующими по принципу "круче", сложнее, дороже". Впрочем, борьба за простоту и легкость на этапе формирования облика "Ястреба" обернулась впоследствии нехваткой резервов объема и массы при создании все новых, отвечающих постоянно растущим потребностями войны в Юго-Восточной Азии, модификаций "Скайхока". В то же время более тяжелые и дорогостоящие истребители (которых Хейнеманн иронически прозвал "толстозадыми") проявили гораздо большую способность к последовательному совершенствованию, чем созданный "на пределе" штурмовик А-4. Одним из ближайших зарубежным аналогом А-4, пожалуй, можно считать китайский истребитель-бомбардировщик Q-5, совершивший первый полет в 1965 году и поставленный на вооружение ВВС и ВМС НОАК в 1969 году (на 13 лет позже, чем А-4А). Разработанный на базе фронтового истребителя J-6 (МиГ-19), Q-5 имеет массу, приблизительно равную массе "Скайхока" (максимальная взлетная - 10200 - 12000 кг в зависимости от модификации). Он обладает немного большей максимальной скоростью (1210 км/ч) и практическим потолком (16000-16500 м)у что обусловлено применением на "китайце" двигателей с форсажными камерами, и имеет соизмеримый с А-4 радиус действия (600 км нагрузкой на внешних узлах подвески в полете в полете по профилю "большая-малая-большая высота").
Оба самолета первоначально имели предельно простой комплекс авионики, который со
временем постепенно усложнялся. Оба обладают прекрасными маневренными
характеристиками. И А-4, и Q-5 несут довольно мощное (разумеется, для своей
"весовой категории") вооружение, но обладают относительно низкой боевой
живучестью (которую, впрочем, постоянно старались улучшить по мере создания все
новых модификаций). А, главное - и американская, и китайская программы легких
штурмовиков оказались одинаково успешны. Об этом говорят объемы серийного
производства "Скайхока" и Q-5: первый был выпущен в количестве около трех тысяч
экземпляров, а второй -более тысячи. АМХ был построен в количестве 192 единиц - 136 для Италии и 56 -для Бразилии (производство завершилось в 1999 году). В конце 1990-х годов велись переговоры о поставке еще 12 штурмовиков Венесуэле, окончившиеся, впрочем, безрезультатно. Другие страны интереса к АМХ не проявили. Авиация и Космонавтика №7, 2012, С.13-24
| |||||||
| |||||||
Просмотров: 10664 | | |
Всего комментариев: 0 | |