Развитие систем ПВО-ПРО боевых кораблей ВМС СШАПолковник Я. Пак, полковник запаса А. Стрелецкий, Динамичные изменения военно-политической обстановки в мире, связанные в том числе с намерениями президента США Дональда Трампа усилить контроль над морским пространством и значительно увеличить в ближайшие годы число боевых кораблей сверх существующих планов строительства ВМС (вместо 308 единиц 350), ставят перед министерством обороны и военно-промышленным комплексом страны новые задачи. С целью повышения боевых возможностей сил флота планируется в кратчайшие сроки увеличить финансирование разработок и производства корабельного оружия, активизировать вооружение и перевооружение морских носителей перспективными системами противовоздушной и противоракетной обороны (ПВО-ПРО). Несомненно, нацеленность на усиление морского компонента, обозначенная новым американским президентом, окажет влияние на корректировку планов строительства ВМС, включая развитие корабельных систем ПВО-ПРО. Решение задач ПВО-ПРО в ВМС США возлагается на боевые корабли, оснащенные системами управляемого ракетного оружия (УРО) и боевыми информационно-управляющими системами (БИУС) типа "Иджис" (Aegis). К ним относятся прежде всего крейсера УРО типа "Тикондерога" (Ticonderoga) и эскадренные миноносцы (ЭМ) УРО типа "О. Бёрк" (Arleigh Burke). На сегодняшний день в составе ВМС насчитывается 22 крейсера УРО типа "Тикондерога" и 62 ЭМ УРО типа "О. Бёрк" четырех модификаций. При этом, около трети из них оснащена оборудованием и пакетом программного обеспечения для решения задач противоракетной обороны. Необходимо отметить, что в решении вопросов вооружения и перевооружения боевых кораблей системами и комплексами ПВО-ПРО американский флот имеет как положительный, так и отрицательный опыт. Его анализ позволяет более четко понимать дальнейшие действия руководства ВМС США в этом направлении. Крейсера УРО типа "Тикондерога" начали поступать на вооружение ВМС США в 1983 году. Первоначально планировалось построить 30 единиц, но фактически было принято на вооружение 27. При создании корабля в качестве основы были взяты корпус и механизмы эскадренного миноносца "Спрюенс". Повышенное внимание было уделено оптимальному размещению и условиям функционирования радиоэлектронных средств, а также возможности проведения модернизации корабля в сравнительно короткие сроки. Крейсера данного типа стали первыми кораблями ВМС США, на которых появилась БИУС "Иджис". Ее основной элемент - радиолокационная станция AN/SPY-1А с четырьмя неподвижными фазированными антенными решетками (ФАР), способная автоматически обнаруживать и сопровождать до 1000 воздушных и надводных целей в радиусе 300 км. Для перехвата первых предназначались управляемые ракеты семейства "Стандарт" (Standard Missile), оснащенные инерциальным автопилотом (за счет двусторонней связи с кораблем-носителем обеспечивалось его перепрограммирование в процессе сближения с целью). Находящиеся в составе флота 22 крейсера были введены в строй с 1986 по 1993 год. Ввод в строй кораблей после спуска на воду в среднем занимал два года. Все они прошли модернизацию в период с 2000 по 2011 год. Основной ее целью было обеспечение возможности применения противоракет "Стандарт-3", первоначально наводящихся БИУС "Иджис", а на конечном участке полета - инфракрасной головкой самонаведения. Первоначально списание кораблей данного типа было предусмотрено с 2021 по 2028 год. Однако в дальнейшем с целью экономии финансовых средств появились планы вывести в резерв в середине второго десятилетия XXI века более 10 единиц. Опыт эксплуатации, испытаний и боевого применения систем ПВО-ПРО крейсера типа "Тикондерога", исходя из публикаций в зарубежной печати, позволил выявить достоинства и недостатки в его проектировании, оснащении и функционировании. Зарубежные эксперты считают, что благодаря выбранному сантиметровому диапазону и мощности РЛС система ПВО крейсера идеально приспособлена для перехвата воздушных целей (ВЦ) в верхних слоях атмосферы. В то же время имеется ряд проблем, касающихся перехвата низколетящих целей. В частности, РЛС AN/SPY-1А (всего разработано пять ее основных модификаций) достаточно эффективно осуществляет поиск по азимуту и углу места, захват, классификацию и сопровождение целей, управление зенитными ракетами на стартовом и маршевом участках траектории, однако с трудом различает быстродвижущиеся цели, летящие близко от поверхности воды. Как недостаток отмечается также тот факт, что имеющаяся на крейсере в качестве резервной РЛС AN/SPS-49 на случай выхода из строя станции AN/SPY-1А не сможет даже частично ее заменить, поскольку не располагает функцией определения высоты полета ВЦ. Кроме того, ее значительная масса, составляющая 17 т, и место размещения на палубе привели к уменьшению остойчивости корабля и снизили и без того небольшой запас его плавучести. Небезынтересен также печальный опыт боевого применения БИУС "Иджис" при решении задач ПВО. В июле 1988 года во время конфликта с иранскими ВМС в Персидском заливе ракетный крейсер "Винсенс" типа "Тикондерога" ВМС США из-за ошибок в работе системы, связанных с опознаванием, классификацией и селекцией целей, двумя ЗУР сбил иранский гражданский самолет авиакомпании "Иран эр флайт". В результате ошибочной атаки погибли 290 пассажиров и экипаж лайнера. 16 ноября 2013 года ракетный крейсер "Чанселлорсвиль", прошедший в 2012 году модернизацию, при отработке задач по отражению воздушного нападения был поражен в борт дозвуковой ракетой-мишенью BQM-74 с дистанционным управлением, вследствие чего пострадали два члена экипажа. Неудачный перехват ВЦ, как считают американские эксперты, стал результатом сбоя в работе БИУС. Согласно обнародованным данным об испытаниях систем УРО по программе "Иджис", при отработке перехвата баллистических ракет (БР) средней дальности, проводимом на крейсерах около 12 лет (с 2001 по 2013 годы), успешное выполнение огневой задачи составило 80% (24 из 30 пусков; согласно другим публикациям - в 63 случаях из 79). Испытания проводились на базе системы ПРО второго поколения (использовались ракеты "Стандарт-2 и -3" нескольких модификаций). Вместе с тем в марте 2009 года был опубликован доклад "Ошибочный и опасный план создания системы ПРО США", в котором его авторы - американские ученые и эксперты - утверждали, что ракеты-перехватчики серии "Стандарт-3" далеко не так эффективны, как это пытаются представить американские власти. Согласно официальной статистике министерства обороны США, в результате проведенных испытаний было поражено 84% целей. Однако авторам доклада удалось установить, что, взяв за критерий эффективности уничтожение боеголовки, на самом деле успешно были перехвачены только две ракеты из десяти. В остальных случаях удалось лишь частично выполнить задачу - изменить траекторию полета, но не уничтожить цель. В пользу того, что эксперты Пентагона не стремились добиться уничтожения боеголовок при проведении испытаний, говорит и тот факт, что на четырех из десяти ракет-мишеней не были даже установлены учебные боеголовки. В этой связи интересен опыт проведения испытаний в области ПРО крейсером "Лейк Эри" (Lake Erie). 21 февраля 2008 года с борта корабля в Тихом океане была запущена ракета "Стандарт-3" мод. 1А по мишени, в качестве которой использовался американский разведывательный спутник USA-193. Цель, по сообщениям прессы, была поражена на высоте 247 км. Однако в результате разбирательства было установлено, что ее траекторию знали заранее. В сентябре 2011 года испытательный пуск ракеты нового типа "Стандарт-3" мод. 1В с борта крейсера по перехвату баллистической ракеты-цели малой дальности завершился неудачей. Причины невыполнения огневой задачи обнародованы не были. Осенью 2013 года, согласно пресс-релизу Пентагона, крейсер "Лейк Эри" провел успешные испытания. В качестве цели использовалась БР с разделяющейся головной частью. По ней были выпущены две ракеты "Стандарт-3" мод. 1В, одна из которых поразила отделившуюся от ракеты-мишени боеголовку. Таким образом, для успешного выполнения задач по поражению баллистических целей с момента начала морских испытаний понадобилось более пяти лет. Согласно взглядам командования американских ВМС, крейсера типа "Тикондерога" до середины 2020-х годов будут играть роль лидеров в противовоздушной и противоракетной обороне корабельных соединений и авианосных групп. Эскадренные миноносцы УРО типа "О. Бёрк" являются самым многочисленным серийным типом боевых кораблей надводного флота. Они по сравнению с крейсерами типа "Тикондерога" имеют меньшие габаритные размеры, лучшую остойчивость и боевую живучесть, а также оснащены преимущественно более поздними и совершенными модификациями систем радиоэлектронного, зенитного ракетного и артиллерийского вооружения. При проектировании, а затем и строительстве эскадренных миноносцев типа "О. Бёрк" была предпринята попытка создать корабль, имеющий 3/4 возможностей ракетных крейсеров типа "Тикондерога" за две трети стоимости последних (по другим данным, 2/3 возможностей крейсера при половине его стоимости). Корабли стали первыми американскими эсминцами, чей корпус и надстройка выполнены с применением стелт-технологий (ЭМ УРО типа "О. Бёрк" имеет почти вдвое меньшую радиолокационную и тепловую заметность, чем их предшественники - ЭМ типа "Спрюенс"). С момента передачи ВМС первого эсминца типа "О. Бёрк" в 1991 году проведены две и начата третья модернизация кораблей данного типа, которые связаны прежде всего с повышением их возможностей по решению задач ПВО-ПРО. Первая модернизации продолжалась три года, а ввод в боевой состав флота кораблей данной модификации (семь единиц) был осуществлен в течение двух лет. Период второй модернизации эсминцев составил 12 лет (1994-2016). Ввод в строй кораблей данной модификации (46 единиц) намечается завершить в 2019 году (первый корабль вошел в строй в 2000-м). Третья модернизация ЭМ типа "О. Бёрк" (подсерия 3) начата в 2016 году. Ввод в боевой состав кораблей данной модификации (всего запланировано иметь в составе ВМС 22 единицы) предусмотрен в период с 2021 по 2030 год. Командование ВМС США рассчитывает, что эскадренные миноносцы подсерии 3 будут отвечать основным требованиям по решению задач ПВО-ПРО к 2023 году, а максимальный уровень возможностей может быть достигнут не ранее 2027 года. Согласно перспективным кораблестроительным планам американских ВМС, в конце 2020-х годов должны начаться работы по созданию четвертой модификации ЭМ типа "О. Бёрк", которые в техническом отношении будут значительно превосходить корабли предыдущих подсерий. Одним из ключевых моментов модернизации эсминцев, оказывающих решающее влияние на сроки ее проведения и их ввод в боевой состав, является установка и принятие на вооружение усовершенствованных систем ПВО-ПРО. Основным компонентом противовоздушной обороны эсминцев является зенитный ракетный комплекс (ЗРК) и многофункциональная БИУС "Иджис". В состав ЗРК может входить в зависимости от распределения боекомплекта от 34 до 74 ЗУР и противоракет семейства "Стандарт" различных модификаций, установка вертикального пуска (УВП) Мк 41. Важную роль в функционировании БИУС "Иджис" эсминцев первой и второй модификаций играет многофункциональная РЛС AN/SPY-1 (модификации А, В и D). Для ЭМ УРО "О. Бёрк" подсерии 3 одним из ключевых элементов считается двухдиапазонная станция AN/SPY-6. Конструкция РЛС является масштабируемой, с высоким модернизационным ресурсом. Основные недостатки системы ПВО-ПРО ЭМ типа "О. Бёрк", по мнению зарубежных аналитиков, связаны с несоответствием перспективных ЗРК изначально заданной эффективности. Это связано прежде всего с недоработками входящих в состав комплексов ракет и РЛС, возрастанием сроков и стоимости их разработки и установки на корабли, а также некорректным учетом массогабаритных ограничений, характерных для носителей данного типа. Кроме того, проблемным является выбор места в конструкции корабля для размещения пусковых установок систем ПВО-ПРО. Так, по мнению британских разработчиков перспективных эсминцев УРО типа "Дэринг" для ВМС Великобритании, аналогичных по предназначению ЭМ УРО типа "О. Бёрк", компоновочная схема американской РЛС AN/ SPY-1 (четыре плоские неподвижные ФАР, размещенные по квадрантам с интервалом 90°) является неудачной. В частности, она неэффективна при отражении массированных атак с одного направления - это перегружает одну решетку, а задействовать остальные невозможно. Другой важный недостаток - решение американских разработчиков не позволяет установить четыре достаточно тяжелых ФАР на верхних оконечностях надстройки корабля, в результате чего антенны крепятся к внешним стенкам надстроек, что ограничивает дальность обнаружения низколетящих целей. Время создания РЛС AN/SPY-6 для ЭМ типа "О. Бёрк" подсерии 3, согласно заявлениям представителей ВМС США, в 30 раз превышает время, затраченное на разработку заменяемой РЛС AN/SPY-1. Анализ динамики НИР по данной станции показывает, что на их проведение было потрачено более четырех лет (с октября 2010 по январь 2015 года). С 2015-го ведется детальное изучение результатов разработки (создание полномасштабной модели), тестирование и проведение испытаний на береговых объектах. Решение о начале мелкосерийного производства, как ожидается, будет принято только к концу текущего года, а начало эксплуатационных испытаний РЛС запланировано на 2023-й. Кроме того, отмечается, что РЛС AN/SPY-6 имеет предельные показатели для развертывания на ЭМ типа "О. Бёрк" исходя из массогабаритных ограничений, и добавление нового оборудования в будущем станет возможно только за счет демонтажа другого или путем внесения существенных конструктивных изменений. Исходя из этого, по расчетам американских экспертов, требуемый уровень эффективности интегрированной системы ПВО-ПРО, изначально заданный руководством ВМС как целевой, достичь не удастся. Это обусловило тот факт, что в 2012 году руководство американских ВМС внесло изменения в предполагаемое количество эсминцев типа "О. Бёрк", которые должны быть задействованы в формировании интегрированной системы ПВО-ПРО с целью минимизации разрыва между реальными и ожидаемыми возможностями РЛС. Наличие проблем с функционированием УВП на эсминцах данного типа подтверждается случаем, произошедшим в июле 2015 года во время практических стрельб ЗУР с ЭМ УРО "Салливанс". Тогда после выхода из контейнера на высоте нескольких метров произошел взрыв двигателя ракеты "Стандарт-2MR" мод. 3А. ЗУР была оснащена инертной боевой частью. Эсминец "Салливанс" получил некоторые повреждения от обломков ракеты, из членов экипажа никто не пострадал. Эскадренные миноносцы УРО типа "Замволт". В 1990-х годах для решения задач ПВО-ПРО в будущем начались разработки нового типа эсминца УРО под обозначением DD21, а позже - DD(X) (типа "Замволт"). Первоначально планировалось построить 32 таких корабля, затем количество сократилось до 24, после этого - до семи из-за их высокой стоимости. В настоящее время речь идет только о трех эсминцах, один из которых передан флоту, а два находятся в стадии постройки и сроки ввода их в строй постоянно сдвигаются. Согласно уточненным планам руководства ВМС США, эсминцы данного типа решено использовать в качестве кораблей для отработки перспективных технологий вплоть до 2050 года. Первоначальные планы оснащения ЭМ УРО типа "Замволт" ЗУР "Стан-дарт-2MR" или "Стандарт-6" и перспективными модификациями противоракеты "Стандарт-3" реализованы не были. Имели место проблемы адаптации пусковых установок систем ПВО и ПРО к конструкции корпуса и оснащения корабля новым радиолокационным комплексом. Ранее запланированный к установке комплекс DBR (Dual-Band Radar) в состав двух многофункциональных РЛС AN/SPY-4 VSR и AN/SPY-3 впоследствии был отвергнут из-за неприемлемых массогабаритных характеристик. На эсминце УРО "Замволт", официально переданном ВМС 15 октября 2016 года, в качестве основной установлена многофункциональная РЛС, которая, по мнению американских экспертов, отвечает только половине предъявляемых требований, что не позволило оснастить корабль современными ЗУР. Планируется, что после проведения обширной программы испытаний данный эсминец достигнет начальной стадии боеготовности не ранее 2018 года. Отдельного рассмотрения заслуживает зенитная управляемая ракета "Стандарт-6" (RIM-174 ERAM), предназначенная для установки на крейсера УРО типа "Тикондерога" и эсминцы УРО типа "О. Бёрк". По заявлению Кирка Джонсона, руководителя военно-морской программы "Стандарт", ЗУР "Стандарт-6" находится в списке приоритетных. Ракета должна обеспечивать защиту кораблей от самолетов, беспилотных летательных аппаратов и крылатых ракет, летящих в том числе на предельно малых высотах, сверхзвуковых противокорабельных ракет, а также в перспективе применяться для поражения аэродинамических и баллистических целей на загоризонтных дальностях. Разработка ракеты началась в 2004 году на базе ЗУР "Стандарт-2" мод. 4А и активной/полуактивной радиолокационной системы самонаведения ракеты AIM-120C-7 AMRAAM класса "воздух - воздух". Сначала программа обозначалась как "Стандарт-5", затем ее перезапустили как "Стандарт-6". Сочетание двух технологий обеспечивает применение ракеты "Стандарт-6" как в активном, так и в полуактивном режиме. Она предназначена для запуска из стандартных УВП Мк 41 и поражения целей на дальностях более 160 км (по другим источникам, более 340 км). В настоящее время разработаны три модификации ракеты - "Стандарт-6" мод. 1, "Стандарт-6" мод. 1А, и "Стандарт-6" мод. дуал 1 (SM-6 Block Duall). В начале 2016 года стало известно, со слов на тот момент министра обороны США Эштона Картера, что на базе ЗУР "Стандарт-6" (RIM-174 ERAM) проводятся работы по проектированию ее противокорабельной версии. Пентагон планирует оснастить ею корабли ВМС США, затратив на эти цели 2,9 млрд долларов. Сведения о результатах испытаний "Стандарт-6" и поступлении ее на вооружение боевых кораблей в открытых источниках носят отрывочный и противоречивый характер. Сообщения о первых удачных испытаниях этой ЗУР относятся к 2008 году. В 2009-м появляются публикации о завершении цикла ее испытаний, в результате которых были осуществлены успешные перехваты воздушных целей-мишеней BQM-74. По первоначальным планам после завершения испытаний поступление ракеты "Стандарт-6" на вооружение кораблей ожидалось в 2011-м, а затем в 2013 году. В 2013-м появилось сообщение о том, что ЗУР "Стандарт-6" поступили на вооружение кораблей и обеспечивают их защиту от самолетов и вертолетов, беспилотных летательных аппаратов и крылатых ракет. Однако, согласно сообщениям в прессе, испытания ракеты были продолжены. Так, появились сообщения о проведении в 2013-2014 годах успешных испытаний "Стандарт-6" с борта крейсера УРО "Чанселлорсвиль" по перехвату и уничтожению воздушных целей, имитирующих крылатые ракеты. В это же время, согласно открытым источникам, ВМС были поставлены более 50 ракет в рамках контрактов, подписанных на этапе мелкосерийного производства. В мае 2013 года совет оборонных закупок Пентагона выдал заказ компании "Рейтеон" на полномасштабное серийное производство ЗУР увеличенной дальности "Стандарт-6" (начало поставок ожидалось с 2015 года). В сентябре 2013-го с этой компанией был подписан контракт на 243 млн долларов на поставку американскому флоту 89 корабельных ЗУР "Стандарт-6" мод. 1, включающий запчасти, транспортно-пусковые контейнеры и услуги технического обеспечения. Согласно сообщениям прессы, в июне 2014 года были проведены первые летные испытания ракеты неуказанной модификации с борта ЭМ УРО типа "О. Бёрк", оснащенного версией БИУС "Иджис бэйслайн-9" (Aegis Baseline 9), по поражению ВЦ, имитирующей крылатую ракету. Позже, в марте 2016 года, как сообщило американское международное информационное агентство UPI (United Press International), ВМС заказали новую партию "Стандарт-6" на сумму 270 млн долларов в дополнение к 250 единицам, поставляемым с 2013-го. Вместе с тем, по сообщениям прессы, в декабре 2016 года ВМС США провели первое испытание новой модификации ЗУР - "Стандарт-6" Дуал-1 по перехвату мишени, имитирующей БР средней дальности. Пуск был произведен с борта эсминца УРО "Джон Пол Джонс", оснащенного новой версией БИУС "Иджис" - "Иджис бэйслайн-9С1" (Aegis Baseline 9.С1). Следует также отметить, что в процессе разработки ЗУР "Стандарт-6", по оценке американских специалистов, происходило устаревание ее критически важных элементов. Для решения данной проблемы в 2015 году в рамках изменения в финансировании производства ракеты, согласно договору с компанией "Рейтеон" на сумму более 15 млн долларов, в течение жизненного цикла ракеты будет выполняться дозакупка критических компонентов, находящихся на этапе устаревания, учитывая появление новых технологий. Принимая во внимание ограниченность и противоречивость данных об испытаниях и принятии ЗУР "Стандарт-6" на вооружение американских кораблей, с большой долей уверенности можно отметить следующее: Следует также отметить, что согласно публикациям в открытых источниках результаты испытательных и контрольных пусков корабельных противоракет различных модификаций с задействованием всех версий БИУС "Иджис" на крейсерах УРО типа "Тикондерога" и эсминцах УРО типа "О. Бёрк", проведенных в период с 1999 по 2008 год, только в 70% случаев были признаны зачетными. При этом в 8,5% они выполнялись по электронным целям. Доля неудачных пусков превысила 22% и более 6% были отменены по различным причинам. Таким образом, основной проблемой для ВМС США, сопровождающей решение задач развития систем противовоздушной и противоракетной обороны на боевых кораблях, является несоответствие перспективных комплексов ПВО-ПРО изначально запланированным эффективности, стоимости и срокам принятия их на вооружение. Следствием этого стали решения руководства ВМС, связанные с уменьшением или даже отказом от ранее намеченного заказа новых кораблей, необходимостью корректировки (переноса) планов ввода их в боевой состав. Как видно из опыта оснащения крейсеров УРО типа "Тикондерога", эсминцев УРО типа "О. Бёрк" и "Замволт" системами ПВО-ПРО, основные трудности связаны с недоработками в ЗУР и РЛС, входящими в их состав. Наиболее характерным недостатком в ходе разработки и при принятии на вооружение ЗУР являются упрощенные условия проведения испытаний. Для перспективных РЛС характерно возрастание их стоимости в процессе разработки, увеличение сроков проведения испытаний и недостаточный учет при проектировании возможностей их дальнейшей модернизации исходя из массогабаритных ограничений. К актуальным проблемам совершенствования корабельных систем ПВО-ПРО относятся также адаптация пусковых установок к конструкции корпуса и необходимость непрерывной доработки систем даже после ввода кораблей в боевой состав ВМС. Информационное отражение результатов испытаний корабельных систем ПВО-ПРО в открытых источниках носит ярко выраженный характер - акцентировать внимание на успехах и игнорировать или оттенять неудачи, если их невозможно скрыть. Смотрите также | ||||
| ||||
Просмотров: 5961 | | |
Всего комментариев: 0 | |