Заокеанское разведсообщество совершенствуется и интегрируется Спецслужбы достигли ощутимого прогресса в борьбе с мировым террором
Владимир Иванов Я полагаю, что за последние 10 лет разведкой США был достигнут значительный прогресс в сборе и анализе информации». Такое заявление сделала председатель сенатского комитета по разведке Дайэнн Файнстайн (Dianne Feinstein), открывая совместное с членами комитета по разведке Палаты представителей заседание, посвященное 10-й годовщине печально известных событий 11 сентября 2001 года. Встреча сенаторов и конгрессменов состоялась в Конгрессе в зале заседаний Палаты 13 сентября. Последний раз они собирались вместе в 2002 году. НАЧАЛЬНИК СЕНАТСКОГО КОМИТЕТА ДОВОЛЬНА СПЕЦСЛУЖБАМИ Как отметила Файнстайн, для сенаторов посещение Палаты и возможность увидеть роскошные помещения, в которых трудятся конгрессмены, – этой особый случай. «В Сенате мы работаем в более скромных условиях», – пошутила председатель. «Нам часто задают вопрос: стали ли мы сегодня защищеннее? Я считаю, что есть только один ответ на этот вопрос: да! Это совсем не значит, что атаки террористов можно всегда предотвратить, но следует заметить, что разведывательное сообщество осознало стоящие перед ним вызовы и приспособилось к ним», – объявила Файнстайн. Она также отметила, что в преддверии годовщины 9/11 стало известно о возможных нападениях боевиков на Америку, связанных с этой датой. В течение одного дня информация о возможных терактах, полученная разведкой, была направлена в Конгресс, в ФБР, в Министерство внутренней безопасности (МВБ), а также правительствам штатов и местным властям, чтобы все эти структуры могли принять необходимые меры по противодействию терактам. «Это реальный прогресс», – констатировала председатель сенатского комитета. Сенатор напомнила законодателям, что на сегодняшний момент, согласно данным, приведенным в июне этого года помощником президента США по внутренней безопасности и борьбе с терроризмом Джоном Бреннаном (John Brennan), спецслужбами уничтожено более половины лидеров «Аль-Каиды», включая главного врага Америки Усаму бен Ладена. Файнстайн подчеркнула тот факт, что после 11 сентября количество Объединенных антитеррористических групп (ОАТГ) (Joint Terrorism Task Forces) ФБР в различных штатах Америки увеличилось с 35 до 106. До атаки «Аль-Каиды» на Всемирный торговый центр и Пентагон борьбой с террористами занималось около тысячи специалистов этой спецслужбы. Сегодня их численность возросла до 4,5 тыс. человек. МВБ, которое было учреждено после событий 9/11, за прошедшие годы на всей территории США создало 72 специализированных центра. Эти центры стали основными подразделениями министерства по сбору, обработке, хранению и передаче сведений о террористических угрозах соответствующим службам правительств штатов и органов местного управления, а также службам разведывательного сообщества Америки. По словам Файнстайн, в настоящее время комитеты по разведке заканчивают совместную разработку третьего проекта закона о спецслужбах, который за последние шесть лет появится впервые и определит юридические полномочия разведывательных и контрразведывательных организаций США. Она подчеркнула, что совершенствование деятельности силовых ведомств происходит параллельно с изменением характера террористических угроз. Сегодня Америке приходится бороться не только с «Аль-Каидой», но и с ее сторонниками в Ираке, Йемене, Сомали и Северной Африке. Число мелких террористических ячеек в Афганистане и Пакистане постоянно растет, включая военизированные подразделения талибов и такие группы боевиков, как мощная сеть афганских моджахедов группы «Хаккани» (Haqqani network) и радикальная исламистская организация «Солдаты добра» (Lashkar-e-Tayyiba). Эти активные сторонники «Аль-Каиды» не прекращают разрабатывать планы и готовить боевиков для совершения жестоких терактов в США. Объединения боевиков достаточно быстро и эффективно приспособились к мерам по совершенствованию деятельности американских спецслужб. Они разработали способы ухода от слежки со стороны сотрудников контрразведывательных органов и выработали тактику проведения террористических акций, против которой спецслужбам стало довольно затруднительно организовывать эффективную защиту. Сегодня такие акции стали проводиться в стиле операций коммандос, как это было в Мумбаи, небольшими группами моджахедов, вооруженных только стрелковым оружием. Кроме того, боевики стали использовать такие мощные и чувствительные к удару бризантные взрывчатые вещества, как пентаэритриттетранитрат (PETN). Взрывные устройства с этим веществом укрепляются на телах шахидов или размещаются в специальных контейнерах. Такие заряды достаточно трудно обнаружить имеющимися в распоряжении контрразведчиков средствами. Сказала Файнстайн и о том, что американские спецслужбы хорошо осведомлены о попытках лидеров боевиков овладеть оружием массового уничтожения и использовать его для нападения на США. Она заявила, что все эти попытки должны быть самым решительным образом предотвращены. В заключение председатель комитета подчеркнула, что с момента трагедии 11 сентября американцам стало жить значительно безопаснее, и в некоторых областях их защиты разведывательному сообществу и исполнительной власти удалось добиться значительных хороших успехов. Однако проблемы все-таки остаются, и властям США совместно со спецслужбами необходимо эффективно разрешать их всеми возможными способами. СЕНАТ ПРИЗВАЛ СПЕЦСЛУЖБЫ АМЕРИКИ КОНСОЛИДИРОВАТЬ УСИЛИЯ Заместитель Файнстайн, вице-председатель комитета Сэксби Чемблисс (Saxby Chambliss), как и его начальница, отметил, что спецслужбы достигли ощутимого прогресса в борьбе с мировым террором, и их взаимодействие друг с другом улучшилось коренным образом. ФБР и ЦРУ сделали значительные шаги на пути полной интеграции с другими подразделениями разведывательного сообщества Америки. Он также подчеркнул, что сегодня наблюдаются значительные успехи в направлении развития сотрудничества в наступательной войне с террором военных структур Пентагона и американских спецслужб. И это, по словам Чемблисса, весьма наглядно показала недавняя операция по уничтожению врага Америки № 1 Усамы бен Ладена. Чемблисс выразил надежду на то, что в самое ближайшие недели нынешний директор ЦРУ Дэвид Петрэус рассмотрит направления совершенствования взаимодействия вверенного ему ведомства с аппаратом директора национальной разведки (ДНР) Джеймса Клеппера (James Clapper). Сенатор заявил, что необходимо рассмотреть такие сферы сотрудничества двух руководителей, как повышение эффективности сбора информации о боевиках агентурной разведкой (HUMINT); совершенствование методик анализа полученных данных; а также сокращение числа частных компаний, участвующих в акциях разведывательного сообщества и занимающихся лингвистической подготовкой специалистов ЦРУ, необходимой для понимания истинной сути событий, происходящих в различных частях планеты, особенно по таким языкам, как дари, урду, пушту, фарси и арабский. Как отметил заместитель председателя комитета, сразу же после атак 11 сентября представители разведывательного сообщества заключили контракты с тысячами фирм, которые принимали участие в оперативных мероприятиях, в сборе и анализе информации, а также обеспечивали решение целого ряда задач в интересах спецслужб, хотя все эти функции должны были выполняться федеральными служащими и могли обойтись федеральным властям более чем на 30% дешевле. Чемблисс подчеркнул, что в прошлом финансовом году число специалистов в частных фирмах-подрядчиках, выполняющих задания различных служб разведывательного сообщества, сократилось только на 1% и составило 23% от всех экспертов Управления ДНР, решающих задачи борьбы с террором. Сегодня число таких специалистов, участвующих в мероприятиях разведки, Пентагона и МВБ, составляет сотни тысяч человек, хотя в 2009 году парламентарии приняли решение о ежегодном сокращении числа представителей частных фирм в деятельности спецслужб на 5%. Сенатор обратил внимание присутствующих и на то, что за последние два года был достигнут весьма незначительный прогресс в сфере языковой подготовки специалистов Пентагона и разведывательных служб. Сегодня МО и спецслужбам необходимо несколько тысяч экспертов, владеющих иностранными языками. Однако в настоящее время разведывательное сообщество насчитывает только половину таких профессионалов, необходимых для решения всех его задач. В заключение своей речи Чемблисс констатировал, что Конгресс США должен положить конец постоянно повторяющимся попыткам некоторых законодателей ограничить действие Закона «О предоставлении необходимых инструментов для остановки и блокирования терроризма» (Providing Appropriate Tools Required (to) Intercept (and) Obstruct Terrorism Act), который сокращенно называется закон «О патриотизме» (PATRIOT Act), и Закона «О контроле деятельности иностранных разведок» (Foreign Intelligence Surveillance Act). РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО США НА ПОДЪЕМЕ После председателя и его зама о современном состоянии американских спецслужб и их дальнейшем развитии законодателям в самых радужных тонах рассказал шеф всех американских разведчиков, директор национальной разведки, отставной генерал-лейтенант ВВС Джеймс Клеппер (James Clapper), который в свое время был директором Разведывательного управления МО (РУМО, Defense Intelligence Agency). Он рассказал членам комитетов, что за прошедшие 10 лет разведывательное сообщество Америки сделало большой вклад в борьбу с терроризмом и жестоким экстремизмом. Сегодня «Аль-Каида» уже перестала быть такой мощной террористической организацией, какой она была до 11 сентября 2001 года и некоторое время после этих событий. Непрерывная борьба силовых структур США с ее лидерами и вооруженными формированиями привела к реструктуризации и значительному ослаблению руководства этого оплота мирового террора, но также заставило его новых лидеров искать другие пути проведения своих античеловеческих акций. По словам Клеппера, на протяжении всех прошедших 10 лет спецслужбы США постоянно преследовали руководителей «Аль-Каиды», делали все возможное, чтобы развалить эту организацию и лишить ее лидеров возможности направлять действия подчиненных им боевиков и сторонников против западной цивилизации и ее демократических устоев. Действия разведки США были нацелены на лишение лидеров боевиков ощущения своей безопасности и безнаказанности, а также на ограничение их возможностей по привлечению в свои ряды новых бойцов, организации их подготовки в специальных лагерях и централизованному планированию террористических актов. ДНР также заявил, что сегодня у США нет никаких оснований для успокоенности и снижения интенсивности усилий в борьбе с мировым террором. Угрозы Америке со стороны моджахедов нисколько не ослабляются, они даже становятся все более вероятными. Просто существенно изменяется их характер. Это обусловлено прежде всего тем, что «Аль-Каида» на современном этапе значительно ослабла и потеряла большую часть своих возможностей по набору, подготовке и использованию рекрутов. Однако она по-прежнему остается в числе лидеров экстремистских движений мирового масштаба. Новые лидеры этой организации продолжают продвигать свою идеологию и не прекращают попыток привлечения в свои ряды коренных жителей стран, против которых направлены их акции. При этом вероятность нанесения террористических ударов по Америке остается крайне высокой. Сегодня, как заявил шеф всех заокеанских разведчиков, наиболее опасными для США являются сторонники «Аль-Каиды» на Арабском полуострове (Al-Qa’ida in the Arabian Peninsula – AQAP), нашедшие прибежище в Йемене. Они уже предприняли две неудавшиеся попытки уничтожить транспортные самолеты США в декабре 2009 года и в октябре 2010 года. Белый дом крайне озабочен тем, что эти акции будут продолжены и составят угрозу интересам Америки за рубежом. Кроме того, руководство США опасается, что акции боевиков могут быть перенесены на внутреннюю территорию страны. Тревогу Вашингтона вызывает и тот факт, что йеменские сторонники «Аль-Каиды» продолжают интенсифицировать пропаганду террора среди коренных американцев и склонять их к проведению террористических акций в США. Он также отметил, что в странах Магриба и в других регионах мира продолжают действовать многочисленные филиалы «Аль-Каиды». Дальнейшее совершенствование разведывательного сообщества США, как заявил Клеппер, будет определяться тремя факторами. Прежде всего преданностью своему делу, целеустремленностью, самоотверженностью и профессиональным мастерством сотрудников разведки. Никакая стратегия борьбы с террором и никакая разведывательная структура не смогут обеспечить решение проблемы ликвидации мирового террора, если профессионалы, занятые в этой сфере, не будут обладать требуемым уровнем подготовки и осознанно стремиться к решению стоящих перед ними задач, которые они должны выполнять в соответствии с присягой и данными обязательствами по соблюдению требований Конституции США. По словам директора, за последние 10 лет профессионализм сотрудников разведывательного сообщества Америки был доведен до совершенства. Другими двумя факторами, определяющими успех действий спецслужб в борьбе с террором, как объявил Клеппер, является интеграция структур, занимающихся разведывательной деятельностью, и расширение возможностей спецслужб по обмену информацией, что составляет основу усилий по объединению всех звеньев американской разведки. По словам ДНР, за последние годы его ведомство разработало общие подходы и методы, которые помогают разведывательным службам эффективно обмениваться наиболее важной информацией, и учредило ряд организаций, обеспечивающих решение этой задачи. Был создан единый централизованный архив данных, в котором содержатся сведения обо всех пассажирах рейсов американских самолетов; о лицах, получивших визы на въезд в Америку; об иммигрантах и других аналогичных категориях иностранных граждан. В Национальном антитеррористическом центре (НАТЦ, National Counterterrorism Center – NCTC) организован специальный архив по хранению данных контрразведки и разведки о террористах (Counterterrorism Data Layer), чтобы разведывательное сообщество могло более эффективно идентифицировать потенциальные угрозы терактов. ДИРЕКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ РАЗВЕДКИ ПРОВОДИТ ИНТЕГРАЦИЮ СПЕЦСЛУЖБ Так же как и остальные ведомства разведки США, ЦРУ сосредоточило свои основные усилия на предотвращении возможных атак боевиков на Америку и на нанесении ударов по террористическим ячейкам за пределами США. При этом оно имеет очень тесные контакты с Пентагоном и другими элементами разведывательной структуры по анализу информации и участвует в совместных операциях. Кроме того, сотрудники ЦРУ активно взаимодействуют с иностранными партнерами, что позволяет отслеживать террористов за рубежом и предотвращать их акции. ФБР тоже провело широкие мероприятия по трансформации своей организационной структуры. До 11 сентября оно занималось исключительно правоохранительной деятельностью и защитой Конституции. На современном этапе это ведомство переориентировалось, направило часть своих усилий на сбор данных о террористах и стало полноправным членом разведывательного сообщества, активно сотрудничающим с властями штатов и органами местного управления по предотвращению акций боевиков на территории США. В настоящее время на территории Америки под эгидой ФБР в 106 городах действуют Объединенные антитеррористические группы. Агентство национальной безопасности (АНБ, National Security Agency) тоже принимает весьма активное участие в борьбе с террором. Оно предпринимает все необходимые меры по противодействию боевикам, которые стали применять все более изощренные методы нанесения ударов. АНБ направляет свои усилия на предотвращение использования моджахедами новейших технологий при проведении своих акций. МВБ тоже создало разведывательное подразделение и продолжает укреплять свои связи с лидерами штатов, с местными властями и руководством национальных общин Америки. Это делается с целью выявления слабых мест в организации защиты американцев от террора и обеспечения более эффективного противодействия боевикам. Представители НАТЦ, ФБР и министерства возглавляют Группу интеграции по оценке угроз и координации (Interagency Threat Assessment and Coordination Group). В нее входят бывшие и действующие сотрудники штатов, местных властей и национальных общин, которые оценивают разведывательную информацию о террористах и принимают решения о ее дальнейшем распространении. Кроме того, МВБ играет лидирующую роль во взаимодействии с Национальной сетью аналитических центров (National Fusion Center Network), которая действует в 50 штатах и в 22 крупных регионах США. Руководство РУМО тоже создало Объединенное подразделение для борьбы с терроризмом (Joint Task Force-Combating Terrorism). Целью этой структуры является повышение качества защиты МО и боевых подразделений ВС США, находящихся за рубежом, и их обеспечение всеми видами аналитической информации, необходимой для формирования общих подходов в борьбе с террором, планирования и проведения контртеррористических операций. Национальное агентство картографической разведки (National Geospatial-Intelligence Agency) провело ряд мероприятий по консолидации деятельности его аналитических подразделений, занимающихся оценкой добываемой им разведывательной информации и снабжением этими данными боевых командиров и федеральных властей. Это позволило существенно повысить эффективность проводимых контртеррористических операций. С целью улучшения взаимодействия с некоторыми структурами разведывательного сообщества МО ввело ряд своих специалистов в Объединенные центры разведывательных операций (Joint Intelligence Operations Centers), что дало возможность повысить эффективность снабжения объединенных командований ВС США необходимой информацией. Клеппер особо отметил роль НАТЦ, который является главным звеном в интеграции спецслужб и разведывательной информации, поступающей к ним из различных регионов планеты. Клеппер сказал парламентариям, что дальнейшее развитие разведывательного сообщества США должно идти по двум направлениям. Первое из них относится к совершенствованию системы управления его структурными элементами, и прежде всего в области реализации Национальной программы разведки (National Intelligence Program – NIP), в рамках которой всем спецслужбам Америки выделяются необходимые ресурсы. В настоящее время все разведывательные ведомства США самостоятельно получают и расходуют выделяемые им ассигнования. Однако в условиях, когда они должны тесно взаимодействовать друг с другом и решать общие задачи, такое положение вещей создает определенные проблемы в обеспечении эффективности управления бюджетами спецслужб, неоправданного расходования средств и дублирования разведывательных операций. Это особенно актуально, как заметил ДНР, в условиях намеченной президентом США экономии в ближайшие годы ассигнований, выделяемых на обеспечение национальной безопасности. Ко второй сфере, в которой разведке еще предстоит сделать более эффективные поступательные шаги, относится интеграция ее компонентов и дальнейшее совершенствование системы обмена информацией. Должна быть обеспечена надлежащая защита разведданных на всех уровнях их распределения. РЕФОРМА И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВЕДДЕЯТЕЛЬНОСТИ Неделю просидевший перед совместным заседанием комитетов в кресле директора ЦРУ, бывший и весьма удачливый в своей военной карьере четырехзвездный генерал Дэвид Петрэус, по понятной причине, не рассказал конгрессменам и сенаторам о достигнутых успехах в области реформирования ЦРУ и своих планах по дальнейшему развитию вверенного ему ведомства. Новый глава ЦРУ очень высоко оценил профессионализм, самоотверженность и приверженность своему делу находящихся в его подчинении специалистов. Основную часть своей речи он посвятил угрозе, которую представляет «Аль-Каида» после уничтожения ее лидера. Петрэус правда отметил, что за последние десять лет специалисты по добыванию данных, аналитики и технические эксперты ЦРУ и других разведывательных ведомств стали работать более слаженно и эффективно. Им удается своевременно получать все сведения о террористах и приводить их в форму, необходимую для принятия решений высшим руководством страны. Петрэус также рассказал законодателям, что его ведомство в области борьбы с террором очень активно сотрудничает с правительствами Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и других регионов земли. По его словам, это позволило оперативным службам ЦРУ предотвратить десятки террористических заговоров и арестовать сотни боевиков и их помощников. В США не все специалисты одинаково оценивают проходящую реформу разведки. Но, большинство из них отмечает, что за последние 10 лет национальным разведывательным службам удалось значительно повысить свою эффективность. Существенные изменения в деятельности разведывательного сообщества, по мнению многих экспертов, позволили устранить многие барьеры на путях обмена данными и более эффективно осуществлять координацию деятельности оперативных подразделений спецслужб. Однако полностью решить все стоящие перед ними проблемы в этой сфере им пока не удается. В разведывательных кругах очень сложно проходит изменение менталитета специалистов, которые до настоящего времени руководствовались принципом «необходимо знать», а теперь должны действовать в соответствии с принципом «необходимо поделиться» знаниями. Некоторые специалисты разведки весьма обеспокоены тем, что при возможной будущей атаке на Америку может оказаться, что различные разведывательные службы будут иметь соответствующую информацию в своих архивах, но не смогут синтезировать ее или даже не будут знать о существовании таких сведений. Как заявил заместитель директора РУМО Дэвид Шедд (David Shedd), за 10 лет разведывательное сообщество продвинулось далеко вперед. И теперь оно обладает необходимым инструментарием, чтобы в определенных ситуациях обеспечить ликвидацию пробелов в объединении данных. Однако он не исключает, что некоторые свидетельства о предстоящей атаке могут быть снова пропущены. Сегодня ряд предложений по расширению возможностей властей по ликвидации последствий атак боевиков на Америку все еще находятся в стадии рассмотрения. Например, вопрос о создании единой сети связи для полиции, пожарных и других структур, занимающихся ликвидацией чрезвычайных ситуаций, завяз в политических дебатах парламентариев, которые никак не могут решить, как должно быть реализовано это предложение. Недавно бывшие члены комиссии «9/11» выпустили отчет, в котором указывается, что 9 из их 41 предложения по совершенствованию форм и методов борьбы с терроризмом до сих пор не нашли своей реализации. Сюда входят предложения по созданию единой системы управления чрезвычайными ситуациями, по расширению спектра радиочастот для систем связи, обеспечивающих контакты соответствующих федеральных структур в таких условиях, по учреждению в Конгрессе единого органа, отвечающего за контроль деятельности организаций, отвечающих за внутреннюю безопасность США, по принятию необходимых мер, направленных на исключение возможности нарушения спецслужбами гражданских прав и свобод американцев, а также ряд других инициатив комиссии. Совершенствование системы обмена сведениями между подразделениями разведывательного сообщества привело к возникновению новой проблемы. Аналитики разведки теперь вынуждены тратить значительно большее время на то, чтобы просто извлечь и связать воедино огромное количество разнородных данных. А на их реальный анализ у специалистов остается очень мало временных ресурсов. В связи с этим руководители спецслужб настаивают на разработке автоматизированной системы, которая была бы способна обрабатывать информацию, поступающую от различных разведывательных ведомств, и превращала бы разнородные данные в логически связанные блоки, пригодные для анализа специалистами. В настоящее время все более реальной становится перспектива появления террористов-одиночек. Этот факт вызывает серьезные опасения у федеральных чиновников и у руководителей разведывательных ведомств. Радикальные критики реформы разведки утверждают, что вводимые изменения, особенно в настоящее время, когда боевики очень быстро и достаточно эффективно реагируют на все нововведения спецслужб по борьбе с ними, не дадут никаких ощутимых результатов. По их убеждению, все новшества, как это уже бывало много раз, приведут не к разгрому моджахедов, а только к увеличению бюрократического аппарата федеральных и разведывательных структур. Независимое военное обозрение 07.10.2011 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 3021 | | |
Всего комментариев: 0 | |