Совершенствование информационно-аналитической деятельности разведывательного сообщества США Подполковник А. Кондратьев, "Сбор разведывательной информации остается важной задачей, но в эпоху сложного многополярного мира, повышения уровня информационного обмена при одновременной фрагментарности предоставляемых данных, а также возможной дезинформации превосходство переходит к тому, кто сможет быстро обработать, проанализировать собранные сведения и подготовить на их основе документы, необходимые для обеспечения принятия решения». За 62 года существования разведывательного сообщества были отмечены взлеты и падения, проводились различного рода реорганизации, уточнялись и перераспределялись задачи его членов. Но, несмотря на это, добиться реальной интеграции разрозненных ведомств в единое разведывательное сообщество длительное время не удавалось. Именно данное обстоятельство, по мнению ряда американских аналитиков, стало причиной многих ошибок, приводящих к катастрофическим последствиям. Это и ошибки в вопросе определения наличия и возможностей оружия массового поражения в Ираке, и теракт 11 сентября 2001 года, и даже последствия урагана Катрина в 2005-м, которые бывший спикер палаты представителей конгресса Ньют Гингрич прокомментировал так: «Последствия урагана Катрина явились очень наглядным примером того, как наша бюрократическая машина разведывательного сообщества адаптируется к новым вызовам и угрозам. Изображения горя, смерти, нанесенного ущерба, транслируемые из Нового Орлеана, показали нам, что разведывательное сообщество не может своевременно и эффективно реагировать на «незапланированные» события и чрезвычайные происшествия. Даже страшно представить, что наша разведка не способна ни адаптироваться к новым угрозам и вызовам безопасности страны, ни быстро реагировать на них». Другой представитель конгресса - Курт Вэлдон, занимавший посты вице-председателя комитета по делам вооруженных сил и комитета внутренней безопасности, указывал на то, что деятельность членов разведывательного сообщества очень часто находит точки соприкосновения (например, информация о наркодиллерах может пригодиться в борьбе с международным терроризмом), но, несмотря на это, огромное число специалистов-аналитиков в различных ведомствах не могут или просто не хотят взаимодействовать друг с другом и «делиться информацией». «Доходит до смешного, когда службы безопасности каждого ведомства используют так называемые коммуникационные межсетевые экраны - «брандмауэры» (Firewall) не для обеспечения безопасности своих ресурсов в сети, а для ограничения доступа других членов разведывательного сообщества к такой информации», - отмечал Вэлдон. Организация взаимодействия. Продолжающиеся в настоящее время изменения в американском разведывательном сообществе начались еще после террористической атаки 11 сентября 2001 года. Тогда была сформирована новая структура - министерство внутренней безопасности (МВБ), на которое возложили функции обеспечения внутренней безопасности государства и координации усилий всех членов разведывательного сообщества в этой области. Следующим этапом реформ можно считать 2004 год, когда президентом был подписан закон «О реформировании разведки» (Intelligence Reform Act). Главными особенностями этого закона стали понижение статуса директора ЦРУ, введение нового поста - директора национальной разведки (ДНР, предыдущая должность директора центральной разведки совмещалась с должностью директора ЦРУ) более широкими полномочиями и формирование его аппарата. Первый ДНР Джон Негропонте отмечал, что эффективная деятельность разведывательного сообщества заключается прежде всего в объединении усилий зарубежной, военной и внутренней разведки в интересах обеспечения внутренней безопасности государства и защиты его интересов за рубежом. Именно поэтому одним из главных направлений деятельности аппарата ДНР стало формирование так называемого единого информационного пространства в рамках всего разведывательного сообщества (Information Sharing Environment - ISE), для чего в этой структуре даже была введена специальная должность - руководитель проекта. Был создан ряд новых центров, в том числе национальный контртеррористический центр и центр разведки, занимающиеся анализом открытых источников информации, а также выпущены документы, определяющие порядок (инструментарий) взаимодействия и организации работы членов разведывательного сообщества по осуществлению аналитической деятельности в обеспечение борьбы с терроризмом и противодействию возможным угрозам. В октябре 2005 года аппарат ДНР впервые выпустил «Национальную разведывательную стратегию» (National Intelligence Strategy - NIS)*. В документе были сформулированы пять основных задач разведывательного сообщества, в числе которых поиск новых способов вскрытия и анализа угроз национальной безопасности, а также обеспечение ВПР страны достоверными и своевременными данными, необходимыми для принятия решения. Но, несмотря на то что первые шаги по формированию единого информационного пространства, принятию решений о необходимости формирования новых цифровых баз данных и разработки планов создания централизованной системы подготовки специалистов информационно-аналитических служб предпринимались еще Негропонте, реальных результатов смог достичь только его преемник - Майк Макконелл. Повышение уровня информационного обмена и было основной задачей, поставленной конгрессом в 2004 году при введении должности директора национальной разведки. Такая трансформация шла долго и трудно. Но в отличие от своего предшественника Джона Негропонте Макконелл, проработавший в должности ДНР меньше двух лет, смог преодолеть все технологические, организационные и, самое главное, бюрократические препоны и сформировать из 16 разобщенных ведомств действительно одно единое сообщество. В решении технических проблем организации взаимодействия принимали участие специалисты шести крупнейших разведывательных ведомств. И уже летом 2008 года были найдены организационные и технологические решения, включая защиту информационных ресурсов на различных уровнях. К сентябрю от всех 16 ведомств было получено согласие осуществить переход на единую поисковую и почтовую систему, внедрение которой было поручено руководителю Управления национальной безопасности (УНБ). На первом этапе предполагалось подключить к системе шесть ведомств разведки, в том числе ФБР, ЦРУ и УНБ, остальные 10 - до конца 2008 года, а командования и управления министерства обороны уже в 2010-м. Развертывание такой системы было невозможно еще несколько лет назад, когда в самом разгаре была межведомственная борьба, а каждая служба осуществляла свои программы разработки и внедрения информационных решений. Вместе с тем объединение всех ведомств разведывательного сообщества единой поисковой и почтовой службой не является самоцелью. Главное, по мнению Макконелла, было повысить эффективность информационно-разведывательной деятельности, которая напрямую зависит от уровня информационного обмена. До недавнего времени сотрудники информационно-аналитических подразделений имели доступ только к 5 проц. всех информационных документов, хранящихся в различных базах спецслужб США. И даже если они находили такой документ, то не всегда получали к нему доступ без специального разрешения, принятого именно в этом ведомстве. «С новой системой появится возможность обработки уже 95 проц. имеющихся документов», - отмечал Макконелл. Сама необходимость трансформации информационно-аналитической деятельности была вызвана рядом факторов, таких как: трудности подготовки квалифицированных кадров, увеличение уровня информационного потока, сокращение времени на принятие решения, повышение комплексности разведывательных задач, разработка новых методов и автоматизированных инструментариев обработки и анализа информации, появление новых потребителей разведданных, а также повышение значимости самой аналитической работы. Информационно-аналитическая деятельность. В рамках повышения эффективности такой деятельности аппарат директора национальной разведки провел ряд мероприятий: 1. Во взаимодействии с ЦРУ разработана специальная база данных разведывательного сообщества, получившая наименование «Библиотека национальной разведки» (Library of National Intelligence). Одной из ее особенностей является наличие специального электронного каталога с кратким изложением всех хранящихся там документов. К этой базе данных будут иметь доступ все заинтересованные ведомства. Предусматривается, что после формирования библиотеки она станет основным источником информации для аналитиков, добывающих органов, руководства вооруженных сил и правительства, а также позволит контролировать уровень взаимодействия и передачи информации заинтересованным потребителям. В сентябре 2008 года семь из 16 ведомств разведывательного сообщества получили доступ к базе данных, содержащей уже около 750 000 документов, а к началу 2009-го аппарат ДНР рассчитывал подключить к ней оставшиеся организации. 2. Во взаимодействии с РУМО сформировано единое аналитическое пространство, получившее наименование A-Space. Благодаря этому аналитическим структурам всего сообщества должен быть обеспечен доступ ко всем имеющимся базам данных текстовой, графической или видеоинформации. Само пространство будет функционировать как специальное приложение глобальной системы передачи разведывательной информации JWICS, а любой аналитик, подключенный к нему, получит возможность как ручного, так и автоматического поиска и обработки информационных материалов. В начале прошлого года началась экспериментальная эксплуатация аналитического пространства, в результате чего было подготовлено более 400 замечаний и предложений по его совершенствованию. К концу сентября 2008 года планами аппарата ДНР предусматривалось подключение к пространству свыше 9 000 рабочих мест аналитиков. 3. Сформирован специальный информационный ресурс Intellipedia, который представляет собой закрытую версию всемирной электронной библиотеки Wikipedia и разработан в трех вариантах: -Совершенно секретная версия Intel-lipedia-TS, доступная через глобальную систему передачи разведывательной информации JWICS. Данная библиотека активно применялась сотрудниками разведывательного сообщества во время Пекинской олимпиады, а самым посещаемым (1 297 000 посещений) сайтом стал портал объединенного разведывательного центра объединенного командования ВС США в зоне Тихого океана. - Секретная версия Intellipedia-S, доступ в которую осуществляется через систему закрытой передачи сообщений SIPRNET. - Несекретная версия Intellipedia-S (для служебного пользования), которая с июня 2008 года используется для распределения и доведения информации внутри МВБ. Особенностью библиотеки Intellipedia является то, что в отличие от программы формирования аналитического пространства A-Space она доступна не только для сотрудников разведывательного сообщества, но и других пользователей, имеющих соответствующий допуск к работе. В настоящее время на сайте библиотеки, содержащей 349 тыс. интернет-страниц, зарегистрировались более 40 тыс. пользователей. 4. Разработана регулярно обновляемая матрица приоритетов национальной разведки (National Intelligence Priorities Framework), представляющая собой специальный инструментарий определения потребностей в разведывательной информации и корректировки с их учетом задач добывающим и аналитическим подразделениям. Функционирование матрицы аналогично действию аналитического инструментария Shofar в военной разведке Израиля, с помощью которого обеспечивается взаимодействие органов сбора и анализа информации с потребителями, а в конечном счете осуществляется и управление разведывательной деятельностью. 5. Реализуется программа Rapid Analytic Support and Expeditionary Response (RASER), предусматривающая формирование специальных аналитических групп из представителей ведомств разведывательного сообщества, имеющих специальную аналитическую подготовку и опыт выполнения задач по анализу вновь возникающих угроз и вызовов национальной безопасности в различных регионах мира. Программа RASER является по сути одной из моделей формирования в рамках разведывательного сообщества межведомственных многофункциональных аналитических групп для решения неотложных задач. Такие группы будут способны к быстрому развертыванию для решения наиболее сложных проблем и обеспечения подготовки принятия решений ВПР США при возникновении кризисных ситуаций в любом регионе мира. В рамках реализации данной программы осуществляется экспериментальное применение инновационных аналитических инструментариев, а также организованы специальные курсы по подготовке специалистов-аналитиков. При этом после прохождения такого интенсивного курса специалисты продолжают службу в своих ведомствах. Фактически программа RASER - это эксперимент по информационно-аналитическому обеспечению реагирования на вновь возникающие угрозы и вызовы национальной безопасности США, а также по ускоренной подготовке специалистов-аналитиков. В связи с этим из многолетней может быть сведена к годовому курсу. Аналитические группы, прошедшие обучение по данной программе, уже выполняют задачи, касающиеся Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, а в ближайшем времени такие группы могут быть подготовлены и для Африканского региона. В мае 2008 года закончились курсы для второго потока, набор на который осуществлялся в 2007-м. В конце ноября должно было начаться обучение третьего курса потока. 6. В соответствии с программой Summer Hard Problem Program (SHARP) проводятся летние заседания экспертов, привлекаемых для решения наиболее сложных проблем, представляющих угрозу национальной безопасности США. Костяк участников таких заседаний составляют 15 экспертов федеральных ведомств, а также 15 представителей военно-промышленного комплекса, научно-исследовательских организаций, муниципальных и местных органов управления. В процессе встреч экспертов происходит обмен мнениями по сформулированной проблеме, а кроме того, имеется возможность организации более тесного сотрудничества в выбранных областях. Результатом каждой летней сессии является подготовка для ДНР специального документа, содержащего консолидированное мнение участников, а также приемлемые инновационные пути решения проблемы. Например, летом 2006 года на такой встрече обсуждались факторы, подталкивающие людей объединяться в общественные, антиобщественные, террористические и криминальные движения и группировки. Летом 2007 года основными темами обсуждения были «Информационные технологии и недемократическое общество» и «Эволюция внешних угроз США: международная преступность и терроризм». На летней встрече 2008 года в числе прочих обсуждались вопросы, связанные с возможностью использования террористическими и экстремистскими группами биологически опасных веществ, а также новые способы распознавания и вскрытия такой деятельности. 7. Сформирован каталог аналитических ресурсов и справочник «Желтые страницы». Каталог аналитических ресурсов (Analytic Resources Catalog - ARC) представляет собой базу данных, формируемую и поддерживаемую аппаратом директора и содержащую сведения о всех специалистах информационно-аналитических служб ведомств разведывательного сообщества с указанием опыта их работы, квалификации и знания иностранных языков. Телефонный справочник «Желтые страницы» (Analyst Yellow Pages), являющийся составной частью ARC, содержит контактную информацию о специалистах информационно-аналитических подразделений. Например, используя такой справочник, аналитик, работающий по ядерной проблеме Ирана, может быстро найти контактную информацию и связаться с коллегами, работающими по той же теме. Доступ к справочнику возможен через систему JWICS. Основные работы по наполнению каталога аналитических ресурсов были закончены еще весной 2008 года. Всего в него вошли данные о 18 000 сотрудниках информационно-аналитических управлений разведывательного сообщества. В каталог может также добавляться информация от объединенных командований ВС США и научно-исследовательских организаций, которые пожелают принять участие в проекте. Необходимо, кроме того, учитывать то, что без внесения в ARC данных никакой аналитик не сможет получить доступ к формируемому аппаратом ДНР единому аналитическому пространству A-Space. 8. Разработана единая система подготовки и обучения критического мнения и структурного анализа (Tradecraft Training in Critical Thinking and Structured Analysis), получившая наименование «Анализ 101» (Analysis 101). Новая система предназначена для введения единых норм, терминологии и методов анализа в рамках всего разведывательного сообщества. Изначально программа осуществлялась под руководством управления интеграции аналитической деятельности и разработки стандартов аппарата ДНР, а также национального разведывательного университета. В настоящее время она передана под контроль РУМО. В рамках программы «Анализ 101» обучение прошли уже 650 сотрудников 24 организаций и ведомств. В 2009 году планировалось подготовить еще 1 320 сотрудников информационно-аналитических структур. 9. Разработан ежедневный интернет-сборник (Executive Intelligence Summary - EIS), доступ к которому обеспечивает JWICS. Сборник содержит систематизированные разведывательные документы, подготавливаемые всеми ведомствами разведывательного сообщества, которые каталогизированы по тематическим вопросам или географическим регионам. В его состав входят «разведывательный обзор» ЦРУ (World Intelligence Review), «краткая сводка» (Executive Highlights) РУМО, а также ежедневные сообщения от УНБ и национального управления геопространственной разведки (НУГР), национального совета по разведке, государственного департамента, ФБР, разведывательных центров объединенных командований, управления по борьбе с наркотиками и др. Одним из положительных моментов такого сборника является то, что все аналитические доклады, брифинги, выступления и справки доступны потребителям сразу на одном сайте, который уже с прошлого года ежедневно обновляется. Помимо указанных мероприятий аппаратом ДНР утверждены единые аналитические стандарты (Analytic Standards), которые предназначены для применения в разрабатываемых аналитических документах всех ведомств разведывательного сообщества и должны учитываться при подготовке всех обучающих программ, создана система каталогизирования и тегирования (индексирования) информации (Catalyst), а также проделана другая работа. Проводя целенаправленную политику по реорганизации разведывательного сообщества, формированию новой культуры и правил взаимодействия, выработке единых стандартов организации и выполнения задач, внедрению инновационных технических решений, и в первую очередь перспективных информационных технологий во всех 16 подчиненных ведомствах, Макконелл смог создать эффективную систему национальной разведки и осуществить переход сначала от принципа «необходимого знания» (Need to Know) к принципу «необходимого распределения» (Need to Share), а затем и к принципу «ответственности за предоставление» информации (Responsibility to Provide). Но, установив жесткие правила организации взаимодействия и ведения информационного обмена между всеми ведомствами разведывательного сообщества, а также ответственность за их невыполнение, Макконелл не забыл при этом и о поощрении своих подчиненных. В частности, наряду с некоторыми директивами, касающимися вопросов повышения эффективности информационно-аналитической работы, подготовки новых функциональных обязанностей сотрудников подчиненных ведомств, Макконелл спустя всего три месяца после назначения, подписал документ ICD № 655 о предлагаемой системе поощрений. Новая директива устанавливала обновленный порядок награждения сотрудников, отличившихся по службе и внесших значительный вклад в деятельность разведывательного сообщества и обеспечение национальной безопасности страны. Этим же документом определялось формирование нового наградного комитета, а также утверждалась специальная коллегия в составе директора и восьми членов. Интересен тот факт, что список новых поощрений и наград точно отражал все современные проблемы, с которыми столкнулась американская национальная разведка. Так, за выдающиеся достижения, которые демонстрируют, способствуют и, самое главное, обучают культуре организации взаимодействия различных ведомств разведывательного сообщества и обеспечивают эффективный обмен разведывательной информацией, была введена специальная награда ДНР «За организацию взаимодействия и сотрудничество» (Director of National Intelligence Award for Collaboration Leadership), за внедрение инновационных технологий и предложений по преодолению вновь возникающих угроз и вызовов национальной безопасности учреждена ежегодная премия Га-лилео (Galileo Award), а руководители разведывательных ведомств могли рассчитывать на медаль «За реформирование национальной разведки» (National Intelligence Reform Medal), которая вручается за выдающийся вклад в выполнение задач, поставленных в президентском указе «О предотвращении террористической угрозы и реформировании разведывательного сообщества» от 2004 года, а также на интеграцию ведомств национальной разведки. В соответствии с данными, обнародованными аппаратом директора национальной разведки США Денниса Блэра, на деятельность американской разведки в завершившемся 30 сентября 2009 финансовом году было ассигновано 49,8 млрд долларов. В 2007 году Вашингтон объявил, что неполный бюджет разведки США составляет 43,5 млрд долларов, а в 2008-м достиг 47,5 млрд. До этого Белый дом лишь дважды официально предавал огласке сведения о размерах бюджета своей разведки: в 1997 и 1998 годах. Тогда американская разведка получила 26,6 млрд и 26,7 млрд долларов соответственно. * В настоящее время документ выпускается на регулярной основе с периодичностью раз в четыре года. Зарубежное военное обозрение №12 2009 С.14-18 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 23960 | Комментарии: 3 | | |
Всего комментариев: 3 | |
| |