Шестнадцать ведомств или одно сообщество? Разведывательное сообщество США «Наша работа заключается в эффективном объединении усилий зарубежной, военной и внутренней разведки в интересах обеспечения внутренней безопасности государства и защиты его интересов за рубежом». Бывший директор национальной разведки Джон Негропонте. В последнее десятилетие американское военно-политическое руководство в своих выступлениях все чаще стало говорить о разведке, разведывательной информации, а также государственных институтах, занимающихся вопросами разведывательной деятельности, как о главных средствах обеспечения национальных интересов государства, при этом, косвенно или прямо подчеркивая одну из главных задач функционирования государства – осуществление информационно-разведывательной деятельности. Вопросы ее организации, в том числе информационно-аналитической деятельности, в политической, военной, технической и торгово-экономической областях возложены на разведывательное сообщество США. Разведывательное сообщество США (Intelligence Community – IC), отмечающее в этом году 60 летний юбилей, представляет собой совокупность федеральных ведомств, организаций и служб, на которые возложена обязанность осуществления информационно-разведывательной деятельности. Данная деятельность направлена на обеспечение высшего военно-политического руководства необходимой информацией в интересах регулирования внешней и внутренней политики и обеспечения национальной безопасности государства.
В настоящее время, руководит деятельностью разведывательного сообщества директор национальной разведки (Director of National Intelligence – DNI), который в своей деятельности опирается на подчиненный ему аппарат. Кроме того, он одновременно является главным советником президента по разведке. Директор национальной разведки (ДНР) несет ответственность за разработку стратегии ведения текущей разведки и подготовку рекомендаций и указаний на осуществление разведывательной деятельности членами разведывательного сообщества на перспективу. В состав разведывательного сообщества включены федеральные правительственные ведомства, которые можно разделить на два типа - военные и «невоенные». Принадлежность к военным членам определяется административным подчинением министерству обороны: Управление национальной безопасности; Разведывательное управление министерства обороны; Национальное управление геопространственной разведки; Национальное управление воздушно-космической разведки; органы разведки сухопутных войск, ВВС, ВМС и морской пехоты. «Невоенные» члены разведывательного сообщества (Non-military Members of the Intelligence Community) представлены восемью гражданскими структурами - одна из них самостоятельная, семь других принадлежат различным гражданским ведомствам. Законодательно деятельность разведывательного сообщества была оформлена еще в 1947 году. Основным документом, определяющим базовые положения функционирования американского разведывательного сообщества, является федеральный закон «О национальной безопасности» (National Security Act). В этом документе определяется роль и задачи разведывательного сообщества, принципы управления и взаимодействия с другими ведомствами. За 60 лет существования разведывательного сообщества были отмечены взлеты и падения, проводились различного рода реорганизации, уточнялись и перераспределялись задачи его членов. Но, несмотря на это ряд американских аналитиков отмечает, что разведывательное сообщество по-прежнему допускает очень много ошибок, приводящих к катастрофическим последствиям. Это и ошибки в вопросе определения наличия и возможностей оружия массового поражения в Ираке («случайность» этих ошибок вызывает много вопросов), и теракт 11 сентября 2001 года и даже последствия урагана Катрина в 2005 году, которые бывший спикер палаты представителей конгресса Ньют Гингрич прокомментировал так: «последствия урагана Катрина явились очень наглядным примером того, как наша бюрократическая машина разведывательного сообщества адаптируется к новым вызовам и угрозам. Изображения горя, смерти, нанесенного ущерба, транслируемые из Нового Орлеана показали нам, что разведывательное сообщество не может своевременно и эффективно реагировать на «незапланированные» события и чрезвычайные происшествия. Даже страшно представить, что наша разведка не способна ни адаптироваться к новым угрозам и вызовам безопасности страны, ни быстро реагировать на них». Другой представитель конгресса Курт Вэлдон, занимавший посты вице-председателя комитета по делам вооруженных сил и комитета внутренней безопасности отмечал, что деятельность членов разведывательного сообщества очень часто находит точки соприкосновения (например, информация о наркодиллерах может пригодиться в борьбе с международным терроризмом), но, несмотря на это огромное количество специалистов-аналитиков в различных ведомствах не могут или просто не хотят взаимодействовать друг с другом и «делиться информацией». «Доходит до смешного, когда службы безопасности каждого ведомства используют так называемые коммуникационные межсетевые экраны «брандмауэры» (Firewall[1]) не для обеспечения безопасности своих ресурсов в сети, а для ограничения доступа других членов разведывательного сообщества к такой информации» - заметил Вэлдон. Наиболее серьезные изменения в американском разведывательном сообществе начались после террористической атаки 11 сентября 2001 года. Тогда была сформирована новая структура – Министерство внутренней безопасности, на которое были возложены в первую очередь функции обеспечения внутренней безопасности государства и координации усилий всех членов разведывательного сообщества в этой области. Следующим этапом реформ можно считать 2004 год, когда президентом был подписан закон «О реформировании разведки» (Intelligence Reform Act). Главной особенностью этого закона стало понижение статуса директора ЦРУ, введение нового поста директора национальной разведки (предыдущая должность директора центральной разведки совмещалась с должностью директора ЦРУ) с более широкими полномочиями и формирование аппарата директора национальной разведки, который временно размещается на авиабазе Боллинг, шт. Вашингтон. Директор национальной разведки в соответствии с полномочиями, определенными в законе, интегрирует деятельность всех членов разведывательного сообщества, руководствуясь при этом принципом «централизованный контроль, децентрализованное исполнение», а его аппарат осуществляет координацию деятельности разведывательных структур и подготовку конечных разведывательных документов, притом, что основные функции (сбор, анализ, разработка средств, управление силами и проведением операции и т.д.) остаются в ведении руководителей ведомств. Свою работу с руководителями ведомств директор национальной разведки осуществляет через специально сформированный комитет начальников разведывательных структур (в состав комитета входят все руководители ведомств), заседания которого осуществляются раз в два месяца и через специальные координационные встречи, проводящиеся еженедельно только с руководителями ФБР, ЦРУ, УНБ, РУМО, НУВКР и НУГР. Согласно докладу (The 2006 Annual Report of the United States Intelligence Community Director of National Intelligence) директора национальной разведки, в 2006 фин. году отмечалось возрастание роли его аппарата и повышение централизации управления разведывательным сообществом. Кроме того, повысилась и эффективность сбора достоверной и своевременной, началась работа по формированию специальных должностей «кураторов направлений», которые должны усилить работу разведывательного сообщества по наиболее важным задачам. С целью оптимизации работы всего сообщества был сформирован список несвойственных ему задач и функций, выполнение которых необходимо передать профильным организациям и структурам. Как отмечают американские специалисты, к 2006 году аппарат ДНР превратился из «неоперившегося птенца» в полноценную интегрирующую и успешно функционирующую организацию. Существенные изменения происходят во всех разведывательных структурах сообщества. Так в соответствии с положениями закона «О реформировании разведки» ЦРУ трансформировало свои управляющие структуры. В настоящее время за счет вербовки и набора все новых и новых сотрудников увеличивается его штатная численность. Так 40% сотрудников, работающих сейчас в ЦРУ, приняты на службу после 11 сентября 2001 года. Квалификация этих сотрудников как говорится в докладе ДНР не вызывает сомнений, однако необходимый опыт они приобретут только через несколько лет. В структуре РУМО в 2006 году в каждом объединенном командовании был сформирован центр обеспечения информационного превосходства (ЦОИП), получивший наименование Joint Intelligence-Operations Centers – JIOC или как его еще называют «хаб», кроме того, был сформирован ЦОИП более высокого уровня непосредственно в РУМО, который также будет функционировать и в интересах нового Объединенного стратегического командования США. Данные центры, по сути, представляют «хабы», укомплектованные специалистами-аналитиками и оборудованные специализированными инструментариями обработки, представления информации, системами связи и аппаратурой передачи данных. Они предназначены для эффективного осуществления разведывательного обеспечения средствами МО и национального уровня, кроме того, обеспечивая доступ всех потребителей (на поле боя, ТВД, ТВ и ВПР) к базам данных всех уровней. Одним из инициаторов создания сети «хабов» является конгрессмен Курт Вэлдон. «План Вэлдона», охватывающий «Белый дом», конгресс, Пентагон, а также аналитические центры и структуры национальных организаций и ведомств, нашел отражение в проекте Morning Calm, выполнение которого находится под контролем аппарата министра обороны США и разведывательного управления СВ. В соответствии с проектом планируется создать национальный оперативно-аналитический центр (National operations and analysis hub – NOAH), а также развернуть сеть «информационных концентраторов» на стратегическом и оперативном уровнях. Такие центры («хабы») планируется строить по аналогии с центром информационной превосходства (Land Information Warfare Center – LIWA) Командования разведки и безопасности СВ. В одном из своих выступлений конгрессмен отметил, что национальный «хаб» должен стать «инструментом» высших должностных лиц государства, а его создание, скорее юридический вопрос, а не технический. Потому, что бездействие и несогласованность разведывательных структур приводит не только к катастрофическим последствиям, но и к необдуманным действиям военно-политического руководства страны, загоняющим его в тупик из которого практически невозможно выбраться, не потеряв лицо, а гарантии того, что руководители всех разведывательных ведомств добровольно согласятся делиться своей информацией с «конкурентами» нет никакой. Одним из основных изменений в ФБР является формирование собственного подразделения национальной безопасности. Новое подразделения вобрало в себя задачи, возможности и силы, занятые в осуществлении мероприятий борьбы с терроризмом, распространением компонентов оружия массового поражения ведением контрразведки и разведывательной деятельности на территории США. Эти нововведения касаются не только организационных вопросов, но и изменений в принципах, способах работы, обмена информацией и взаимодействия. Так за восемь месяцев 2006 года подразделениями ФБР были подготовлены и переданы в сеть SIPRNET 254 разведывательных бюллетеня (разведывательных оценок), 333 в сеть INTELLINK, 149 в LEO. Кроме того, за этот же период было разослано через сеть INTELLINK 202 информационных сообщения, 330 через SIPRNET, 698 через LEO. Такие цифры в несколько раз превышают показатели предыдущих лет, что может свидетельствовать о серьезности происходящих изменений и одновременно эффективности работы ДНР и его аппарата. В других структурах разведывательного сообщества также произошли существенные изменения. Управление по борьбе с наркотиками вновь вошло в состав сообщества в 2006 году. Через свой отдел разведки и безопасности управление сможет тесно взаимодействовать с другими членами (получать и предоставлять необходимую информацию) в рамках обеспечения национальной безопасности государства. Министерство энергетики объединило свои разведывательные и контрразведывательные подразделения и осуществляет тесное сотрудничество с членами разведывательного сообщества через управление разведки и контрразведки. Одним из последних документов, определяющих современные задачи и уточняющих дальнейшие пути реформирования разведывательного сообщества стала «Национальная разведывательная стратегия» (National Intelligence Strategy – NIS) впервые вышедшая в свет в октябре 2005 года (такой документ планируется выпускать на регулярной основе). В этом документе были сформулированы пять основных задач разведывательного сообщества: – борьба с терроризмом на континентальной части и за океаном путем «сковывания» возможностей террористических группировок и перехвата инициативы, подразумевающую в том числе «экспорт» свобод и демократии; – борьба с распространением оружия массового поражения; – пропаганда демократии и поддержка демократических государств; – поиск новых способов вскрытия и анализа наиболее важных целей (угроз) национальной безопасности; – обеспечение ВПР страны достоверными и своевременными данными, необходимыми для принятия решения. Главный принцип, лежащий в основе всей национальной разведывательной стратегии, является трансформация сообщества через интеграцию его функций. А главной задачей остается предотвращение возможных террористических атак. Именно с этой целью был сформирован Национальный контртеррористический центр (National Counterterrorism Center – NCTC), подчиненный ДНР. Возможности такого центра были продемонстрированы во время зимней олимпиады в 2006 году. Для обеспечения безопасности игр в итальянском Турине Национальный контртеррористический центр развернул специальный многонациональный аналитический «хаб», где специалисты аналитики имели возможность доступа более чем к 30 государственным и разведывательным ресурсам для предупреждения возможных террористических атак. Ближайшими планами директора центра предусматривается создание специального WEB-сайта, пользователями которого станут более 5000 чел. в правительственных структурах. Как отмечается в стратегии существующие способы и средства добывания позволяют собирать огромное количество разведывательных данных о террористической деятельности государств, организаций и отдельных лиц. Вместе с тем ведутся и новые разработки, так в УНБ разработана перспективная программа мониторинга деятельности террористических групп техническими средствами (Terrorist Surveillance Program), развертываются дополнительные агентурные сети (ЦРУ, РУМО, ФБР, Министерства внутренней безопасности и Министерства юстиции), в Ираке и Афганистане подразделениями разведывательного сообщества применяются новые системы поиска и обнаружения самодельных взрывных устройств, размещаются специальные необслуживаемые датчики инструментальной технической разведки, ведется целенаправленный сбор и обработка документов, и исследование вооружения, конфискованного у террористов. В области повышения эффективности аналитической работы и корреляции информации также предпринимается ряд шагов. В 2006 фин. г. директором Национального контртеррористического центра был выпущен новый документ, определяющий порядок (инструментарий) взаимодействия и организации работы членов разведывательного сообщества по осуществлению аналитической деятельности в обеспечение борьбы с терроризмом и противодействию возможным угрозам (Analytic Framework for Counterterrorism). Кроме того, в центре сформирована и постоянно обновляется специальная база данных по деятельности террористических организаций (Terrorist Identities Datamart Environment – TIDE), служащая основным источником информации по вопросам борьбы с международным терроризмом для членов всего разведывательного сообщества, правоохранительного сообщества и других организаций. Через базу данных осуществляется подготовка и рассылка специального листа рекомендаций федеральным ведомствам США, а в некоторых случаях и контртерористическим центрами других государств. Аналогичным образом и другие структуры разведывательного сообщества стали применять новые методы в борьбе с террористической угрозой. Новой тенденцией для них в первую очередь стало противодействие терроризму за рубежом, с одновременным препятствованием росту радикального ислама на континентальной части. Так, после успешного апробирования в 10 полевых офисах по всей стране, ФБР утвердило новую методологию работы «абсолютная управляемость», которая, по мнению специалистов, позволит сформировать и применить базовые принципы анализа и корреляции. Министерство финансов стало осуществлять более тщательный контроль за финансовыми потоками различных группировок, в том числе Аль Кайды, Хамас, Хэзбола и др. Министерство внутренней безопасности подготавливает разнообразные аналитические документы по уязвимости национальной инфраструктуры страны и возможным атакам на ее объекты. Как отмечают некоторые американские специалисты, в результате реформирования планируется сформировать так называемое единое информационное пространство для всего разведывательного сообщества (Information Sharing Environment – ISE) для чего в аппарате ДНР введена специальная должность руководителя проекта. С этой целью аппаратом директора формируется и новая цифровая база данных по всем разведывательным документам, подготавливаемым членами разведывательного сообщества, а также формулируются планы по формированию централизованной системы подготовки с едиными стандартами обучения, в которую будут включены школы, училища, учебные центры и др. всех членов сообщества. В настоящее время в США создана мощная структура разведывательных органов, объединенных в единое разведывательное сообщество. Эффективность же этой структуры, по мнению американских аналитиков, оставляет желать лучшего, так как остается множество межведомственных барьеров и противоречий, которые в конечном итоге приводят к негласной борьбе за лидерство среди самих разведывательных структур. Кроме того, разведывательное сообщество должно быть готово к новым вызовам и угрозам национальной безопасности, среди которых ряд американских сенаторов выделяют следующие: – Угроза применения электромагнитного импульса (Electromagnetic Pulse (EMP) Threat). Применение такого оружия, по мнению американских физиков, может нарушить работу электросетей и телекоммуникационных, водоснабжения и др. более трети территории всей страны. – Распространение ядерных технологий. В этом вопросе американская разведка показала себя не с лучшей стороны. Она ошиблась в вопросе наличия и возможностей оружия массового поражения Ирака в 1991 году недооценив и в 2002 году переоценив их. – Потеря союзников в Латинской Америке. Как считают американские специалисты, пока все внимание ВПР страны сосредоточено на Ближнем востоке, этот регион может стать наиболее взрывоопасным. Для недопущения этого необходимо проводить там более активную политику. – «Серый (неуправляемый) мир» (The Gray World). «Серый мир» является побочным продуктом процесса глобализации и представляет собой так называемые неконтролируемые зоны, являющиеся концентраторами террористических организаций и международного криминала. – Экономический рост других стран. Наибольшую тревогу американских аналитиков вызывает экономический рост Китая и Индии. Как отмечается, это напоминает экономический подъем США в период 1840 – 1918 гг., Германии 1864 - 1914 гг. и Японии – 1868 – 1941 гг. – Появление новых политических центров. В этом вызове Белый дом отмечает возрастающую роль Брюсселя как столицы Европейского союза, Пекина и Дели, которые во взаимодействии с Токио формируют азиатский центр, упоминаются также Бразилия и Россия. – Энергетическая безопасность. Возрастание стоимости энергоресурсов, сокращение их запасов, а также экономический рост Китая, Индии и др. стран только активизирует борьбу за доступ к таким ресурсам. – Математика и наука – кризис национальной безопасности. По мнению некоторых специалистов, в том числе и сенатской комиссии «Харта-Рудмана» (Hart-Rudman) математическое и научное образование в США потерпели провал. И, по мнению многих американцев, эта угроза стоит на втором месте, сразу после угрозы применения против США биологического и химического оружия. Отсутствие научных кадров и просто образованного населения сможет нивелировать все технологические преимущества США в ближайшие 25 лет. – Технический прорыв. США должны не только развивать свои технологии, но и контролировать технические разработки других стран. Приоритетными областями являются: квантовые компьютеры; электромагнитные импульсы; генная инженерия; нанотехнологии и др. Анализ открытых зарубежных публикаций свидетельствует о том, что военно-политическим руководством США осуществляется ряд программ, предназначенных в первую очередь для преодоления отмеченных недостатков и тесно увязанных с рядом перспективных американских концепций: ведение боевых действий в едином информационно-коммуникационном пространстве (Network-Centric Warfare); информационное превосходство (Information Dominance); информационная война (Information Warfare); глобальная информационно-управленческая сеть (Global Information Grid) и др. Главной же целью проводимых мероприятий является создание действительно глобальной разведывательной сети, функционирующей как в интересах принятия правильных и обоснованных решений военно-политическим руководством страны, так и эффективного разведывательного обеспечения формирований (вплоть до отдельного солдата) в современных операциях и боевых действиях. С.Заполев, А.Кондратьев, М.Попов. Журнал "Смысл" №12-13, 2007. [1] Firewall (межсетевой экран, защитная система, брандмауэр, сетевой заслон, "огненная стена") представляет собой систему (аппаратную или программную) или комбинацию систем, образующую в целях защиты границу между двумя или более сетями, предохраняя от несанкционированного попадания в сеть или предупреждая выход из неё пакетов данных. Используется также для разграничения доступа внутри корпоративной сети, при наличии в ней участков с информацией, требующей секретности. Обычно функционирует на маршрутизаторах или выделенных серверах. Брандмауэр уровня сети (или пакетный фильтр) исследует трафик сети на уровне пакетов сетевого протокола. Они могут, в частности, изымать из обращения пакеты на основании их номеров портов TCP и UDP, чтобы разрешить определённые типы соединений особо доверенным серверам. Брандмауэр уровня приложения исследует трафик на уровне приложения, например FTP, электронной почты или Telnet. Часто также пер
Смотрите также
| |
| |
Просмотров: 4971 | | |
Всего комментариев: 0 | |