Макконелл сделал свое дело, Макконелл может уходить. Эффективная система национальной разведки.
Покидая пост директора национальной разведки США, Майк Макконелл объявил о запуске новой информационно-поисковой системы типа Google, которая объединила все базы данных ведомств разведывательного сообщества и впервые после почти десяти лет бюрократической неразберихи позволила сотрудникам информационно-аналитических подразделений быстро получать доступ ко всем интересующим их материалам.
За 62 года существования разведывательного сообщества были отмечены взлеты и падения, проводились различного рода реорганизации, уточнялись и перераспределялись задачи его членов. Но несмотря на это, добиться реальной объединенности разрозненных ведомств в единое разведывательное сообщество длительное время не получалось.
Именно это обстоятельство, по мнению ряда американских аналитиков, являлось причиной многих ошибок, приводящих к катастрофическим последствиям. Это и ошибки в вопросе определения наличия и возможностей оружия массового поражения в Ираке, и теракт 11 сентября 2001 года, и даже последствия урагана «Катрина» в 2005 году, которые бывший спикер палаты представителей конгресса Ньют Гингрич прокомментировал так: «Последствия урагана «Катрина» явились очень наглядным примером того, как наша бюрократическая машина разведывательного сообщества адаптируется к новым вызовам и угрозам. Изображения горя, смерти, нанесенного ущерба, транслируемые из Нового Орлеана, показали нам, что разведывательное сообщество не может своевременно и эффективно реагировать на «незапланированные» события и чрезвычайные происшествия. Даже страшно представить, что наша разведка не способна ни адаптироваться к новым угрозам и вызовам безопасности страны, ни быстро реагировать на них». НАЧАЛО ПУТИ Продолжающиеся в настоящее время изменения в американском разведывательном сообществе начались еще после террористической атаки 11 сентября 2001 года. Тогда была сформирована новая структура – Министерство внутренней безопасности, на которое возложили функции обеспечения внутренней безопасности государства и координации усилий всех членов разведывательного сообщества в этой области. Следующим этапом реформ можно считать 2004 год, когда президентом был подписан закон «О реформировании разведки». Главной особенностью этого закона стало понижение статуса директора ЦРУ, введение нового поста директора национальной разведки (предыдущая должность директора центральной разведки совмещалась с должностью директора ЦРУ) с более широкими полномочиями и формирование аппарата директора национальной разведки. Первый директор национальной разведки Джон Негропонте отмечал, что эффективная деятельность разведывательного сообщества заключается в первую очередь в объединении усилий зарубежной, военной и внутренней разведки в интересах обеспечения внутренней безопасности государства и защиты его интересов за рубежом. Именно поэтому одним из главных направлений деятельности его аппарата стало формирование так называемого единого информационного пространства в рамках всего разведывательного сообщества. Для чего в аппарате директора даже была введена специальная должность руководителя проекта. Был создан ряд новых центров, в том числе национальный контртеррористический центр и центр разведки на основе анализа открытых источников информации, а также выпущены документы, определяющие порядок (инструментарий) взаимодействия и организации работы членов разведывательного сообщества по осуществлению аналитической деятельности в обеспечение борьбы с терроризмом и противодействию возможным угрозам. В октябре 2005 года аппарат директора впервые выпустил «Национальную разведывательную стратегию». В документе были сформулированы пять основных задач разведывательного сообщества, в числе которых – поиск новых способов вскрытия и анализа угроз национальной безопасности, а также обеспечение ВПР страны достоверными и своевременными данными, необходимыми для принятия решения. Но несмотря на то, что первые шаги по формированию единого информационного пространства, принятию решений о необходимости формирования новых цифровых баз данных и разработки планов создания централизованной системы подготовки специалистов информационно-аналитических служб предпринимались еще Негропонте, реальных результатов смог достичь только его преемник – Майк Макконелл. ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ МАККОНЕЛЛА Повышение уровня информационного обмена и было основной задачей, поставленной конгрессом в 2004 году при введении новой должности директора национальной разведки. Такая трансформация шла долго и трудно. Но в отличие от своего предшественника Джона Негропонте Макконелл, отработавший в должности меньше двух лет, смог преодолеть все технологические, организационные и самое главное – бюрократические препоны и сформировать из 16 разобщенных ведомств действительно одно единое сообщество. В решении проблем взаимодействия принимали участие специалисты шести крупнейших разведывательных ведомств. И уже летом 2008 года организационные и технологические решения были найдены, включая и защиту информационных ресурсов на различных уровнях. К сентябрю от всех 16 ведомств было получено согласие осуществить переход на единую поисковую и почтовую систему, внедрение которой было поручено руководителю Управления национальной безопасности (УНБ). На первом этапе предполагалось подключить к системе шесть крупнейших ведомств разведки, в том числе ФБР, ЦРУ и УНБ, остальные 11 – до конца года, а командования и управления Министерства обороны – уже в 2010 году. Развертывание такой системы было невозможно еще несколько лет назад, когда в самом разгаре была межведомственная борьба, а каждая служба осуществляла свои программы разработки и внедрения информационных решений. Вместе с тем объединение всех ведомств разведывательного сообщества единой поисковой и почтовой службой не является самоцелью. Главное, по мнению Макконелла, было повысить эффективность информационно-разведывательной деятельности, которая напрямую зависит от уровня информационного обмена. В рамках повышения эффективности информационно-разведывательной деятельности аппаратом директора национальной разведки был осуществлен целый спектр различных мероприятий, включая: – создание библиотеки национальной разведки. В сентябре 2008 года 7 из 16 ведомств разведывательного сообщества получили доступ к библиотеке, содержащей уже около 750 000 документов, а к началу 2009 года аппарат ДНР рассчитывал подключить к ней оставшиеся организации; – формирование единого аналитического органа, функционирующего как специальное приложение глобальной системы передачи разведывательной информации JWICS. До конца 2008 года к формируемому пространству должны были быть подключены более 9000 рабочих мест информационно-аналитических подразделений; – разработка регулярно обновляемой матрицы приоритетов национальной разведки, представляющей собой специальный инструментарий определения потребностей в разведывательной информации и корректировки с их учетом задач добывающим и аналитическим подразделениям; – формирование в рамках разведывательного сообщества межведомственных многофункциональных аналитических групп для решения наиболее сложных и неотложных задач RASER и SHARP, а также многое другое, в том числе и база данных Intellipedia. Информационный ресурс Intellipedia представляет собой закрытую версию всемирной электронной библиотеки Wikipedia, которая разработана в трех вариантах: – совершенно секретная версия Intellipedia-TS, доступная через глобальную систему передачи разведывательной информации JWICS. Данная библиотека активно применялась сотрудниками разведывательного сообщества во время Пекинской Олимпиады, а самым посещаемым (1 297 000 посещений) сайтом стал портал Объединенного разведывательного центра Объединенного командования в зоне Тихого океана; – секретная версия Intellipedia-S, доступ в которую осуществляется через систему закрытой передачи сообщений SIPRNET; – несекретная версия Intellipedia-S (для служебного пользования) с июня 2008 года используется для распределения и доведения информации внутри Министерства внутренней безопасности. Особенностью библиотеки Intellipedia является то, что в отличие от программы формирования аналитического пространства A-Space она доступна не только сотрудникам разведывательного сообщества, но и другим пользователям, имеющим соответствующий допуск к работе. В настоящее время на сайте библиотеки, содержащей 349 000 интернет-страниц, зарегистрировались более 40 000 пользователей. РЕЗЕРВ ПО-АМЕРИКАНСКИ Вопросы кадровой политики в современных условиях важны для любого государства, для любого ведомства, для любой организации. Профессиональные и личностные качества сотрудников непосредственно сказываются на успехе порученного им дела, а возможная некомпетентность подчиненных приводит к колоссальным убыткам или полным провалам в выполнении поставленных задач. Одно из наиболее интересных направлений в этой области – формирование базы данных или так называемого резерва специалистов-аналитиков. Кстати, похожие мероприятия начали реализовываться и в России. Еще летом прошлого года в своем послании Федеральному собранию Дмитрий Медведев предложил сформировать общероссийский резерв эффективных управленческих кадров – единую общедоступную базу данных о лучших специалистах на всех трех уровнях управления: муниципальном, региональном и федеральном. Существенная разница между нами и американцами в том, что мы только в начале пути, а у них это уже реализовано с помощью современных информационных технологий и работает. В качестве отдельного приложения к американскому каталогу разработана специальная база – «желтые страницы», представляющая собой «закрытый» телефонный справочник с контактной информацией о специалистах информационно-аналитических подразделений разведывательного сообщества. Основные работы по наполнению каталога аналитических ресурсов ARC были закончены еще весной 2008 года. А всего в него вошли данные о 18 000 сотрудниках информационно-аналитических управлений разведывательного сообщества, объединенных командований ВС США и научно-исследовательских организаций. Немаловажная особенность каталога заключается в том, что без внесения в него данных никакой аналитик не сможет получить доступ к формируемому аппаратом ДНР единому аналитическому пространству A-Space, а также библиотекам и базам данных. * * * Проводя целенаправленную политику по реформированию разведывательного сообщества, формированию новой культуры и правил взаимодействия, выработке единых стандартов организации и выполнения задач, внедрению инновационных технических решений и в первую очередь перспективных информационных технологий во всех 16 подчиненных ведомствах, Макконелл смог сформировать эффективную систему национальной разведки и осуществить переход сначала от принципа «необходимого знания» к принципу «необходимого распределения», а затем и к принципу «ответственности за предоставление» информации. Александр Кондратьев
| |
| |
Просмотров: 3412 | Комментарии: 2 | | |
Всего комментариев: 2 | |
| |