search
menu
person

NEWS AND UDATES


"Разведывательное сообщество" США часть 1

"Разведывательное сообщество" США часть 1 (часть 2)

Полковник В. Доронин

Военно-политическая обстановка в мире претерпевает значительные изменения в связи с активизацией советско-американского диалога, развитием процесса перестройки в СССР и динамичными внутриполитическими и экономическими преобразованиями в странах .Восточной Европы. Предпринимаемые Советским Союзом инициативы в политической и военной областях способствуют ослаблению напряженности в мире.
Однако американское военно-политическое руководство, занимая в последнее время по ряду международных проблем конструктивную позицию, в целом продолжает делать ставку на политику «с позиции силы» и добиваться достижения военного превосходства над СССР. В этой связи Вашингтон планирует и активно наращивает усилия по добыванию и анализу информации о происходящих в нашей стране и других государствах Организации Варшавского Договора (ОВД) внутриполитической, экономической и военной реформах, осуществляет поиск путей прямого и косвенного влияния на них. Согласно оценке западных экспертов, в данных условиях решающее значение приобретают мероприятия администрации Дж. Буша, нацеленные на повышение эффективности американских разведслужб, руководство которых про-. должает считать СССР основным противником.

Усиление разведывательной деятельности против СССР и его союзников обусловлено стремлением Вашингтона иметь своевременную и достоверную информацию о ходе реализации программ конверсии в советской военной промышленности и ее влиянии на военный потенциал страны в целом, подготовить разведывательное обеспечение советско-американских соглашений по контролю над вооружениями, в максимальной степени расширить масштабы разведывательных задач и пропагандистско-подрывной деятельности в новых условиях, которые складываются в Советском Союзе и странах Восточной Европы.

Повышенное внимание к разведке определяется также усиливающимся процессом распространения ядерного и химического оружия и средств его доставки в «третьем мире», появлением на международной арене новых «центров силы» - Японии, Китая и других перспективных политических и экономических соперников Соединенных Штатов.

В системе органов государственной власти США разведка традиционно занимает исключительно важные позиции, оказывает возрастающее влияние на процесс формирования и реализации военно-политического курса Вашингтона. Приход к власти республиканской партии в 80-е годы дал толчок интенсивному количественному и качественному росту активности разведывательных служб. При администрации Рейгана (за восемь лет) бюджет их вырос в 2,5 раза и превысил 25 млрд. долларов. Численность личного состава разведывательных органов США, по оценкам американской печати, достигла 200 тыс. человек. В своем бюджетном запросе администрация Дж. Буша увеличила ассигнования на разведку в 1990 году до 30 млрд. долларов, причем больше половины этих средств будут израсходованы на мероприятия против СССР и стран Восточной Европы. Сообщая об этом, газета «Лос-Анджелес тайме» (апрель 1990 года) назвала указанные ассигнования «бюджетом холодной войны, который игнорирует новые реальности».

Демократизация и растущая открытость советского общества воспринимаются разведслужбами США как благоприятная возможность для активизации антисоветской деятельности. Газета «Бостон глоб», ссылаясь на влиятельные круги в стране, писала в марте 1990 года о намеченном усилении шпионской деятельности против Советского Союза, которая «охватит все формы - от анализа до тайных операций и вербовки агентов». Причем, по словам газеты, эти планы не вызывают возражений в органах политической власти. Федеральное бюро расследований добивается увеличения в 2 раза числа своих агентов, которые будут следить за работой представительств СССР и его союзников в Соединенных Штатах.

Парадоксально, но руководители американских спецслужб связывают позитивные тенденции на международной арене с «новыми угрозами» для национальной безопасности США и пытаются этим оправдать необходимость развития своих ведомств. По словам директора ЦРУ У. Уэбстера, «сегодня потребность в разведке выросла. По мере того как в мире сглаживаются острые углы, угрозы, с которыми мы сталкиваемся, становятся более многочисленными, более многообразными и труднопредсказуемыми». В докладе министра обороны Р. Чейни президенту и конгрессу (январь 1990 года) подчеркивается необходимость «расширения возможностей разведки по сбору и обработке информации» в нынешней быстро меняющейся обстановке.

И наконец, о возникновении «беспрецедентных вызовов для разведывательных служб и программ» вследствие происходящих в мире изменений заявил президент Дж. Буш в своем докладе «Стратегия США в области национальной безопасности» (март 1990 года). При этом он сделал акцент на необходимости сосредоточить внимание разведки на новых вопросах, прежде всего экономических, которые, по его словам, становятся «стимулом для многих происходящих в коммунистическом мире военных и политических изменений». Касаясь задач контрразведки, президент утверждал о том, что «усилия враждебной разведки в ближайшем будущем вряд ли уменьшатся и даже могут возрасти».

Нынешняя администрация, как и все предыдущие, заявила о намерении иметь высокопрофессиональную и политически нейтральную разведку. Однако лозунг «разведка вне политики», отражающий один из широко провозглашаемых принципов деятельности американских разведывательных служб, в жизни продолжает нарушаться: политики вначале принимают решения, а затем требуют от разведки предоставить * факты, подтверждающие их правильность.

Усилению роли разведки в формировании внешней политики США способствует тот факт, что Дж. Буш хорошо разобрался и научился пользоваться большими возможностями разведывательных органов, находясь в свое время на посту директора ЦРУ, а затем и вице-президента в администрации Рейгана. Он укрепил тенденцию подбора и назначения опытных представителей разведслужб на ключевые должности в администрации. Например, в аппарате совета национальной безопасности (СНБ) руководящие посты в ряде региональных и функциональных групп стали после реорганизации аппарата занимать бывшие разведчики. Помощником президента по национальной безопасности стал кадровый разведчик генерал-лейтенант Б. Скоукрофт, его заместителем - бывший начальник информации ЦРУ Р. Гейтс. Последний, будучи одним из руководителей Центрального разведывательного управления (ЦРУ), откровенно заявил, что его ведомство намерено «не только не сокращать задействованные механизмы разведывательной деятельности против СССР, но и повысить качество и объективность аналитической продукции, касающейся Советского Союза, его вооруженных сил».

В Соединенных Штатах действует сложившаяся система разведслужб, представляющая собой' своеобразный конгломерат разведывательных организаций из различных федеральных ведомств, который именуется «разведывательным сообществом» (рис. 1). Данная система создана на базе Закона о национальной безопасности 1947 года и со временем превратилась в мощное и эффективное средство разведывательного обеспечения военно-политического курса Вашингтона. В состав «разведывательного сообщества» входят ЦРУ, ФБР, разведывательные службы ряда гражданских ведомств (госдепартамента, министерства финансов, министерства энергетики, управления по борьбе с наркотиками), а также разведывательные органы Пентагона - разведывательное управление министерства обороны (РУМО), управление национальной безопасности (УНБ), разведки министерств армии, ВВС и ВМС, национальное управление воздушно-космической разведки (НУВКР). По объему и важности добываемой информации военная разведка фактически является основным звеном «разведывательного сообщества».

В интересах более эффективного руководства «разведывательным сообществом» учреждена должность директора центральной разведки, которую по совместительству занимает директор ЦРУ. Он подчинен непосредственно президенту и СНБ (президент, вице-президент, госсекретарь и министр обороны), координирует работу разведслужб по сбору, обработке и распределению добываемой информации, руководит разработкой бюджета всей разведки, представляет его президенту и конгрессу (ассигнования на «разведывательное сообщество» засекречены и не входят в бюджет министерства обороны). При директоре центральной разведки действует штаб, который, согласно приводимым в печати данным, состоит примерно из 250 откомандированных в его состав сотрудников военной разведки и ЦРУ. Расходы на деятельность штаба достигают 25 млн. долларов. В системе директора центральной разведки имеется также совет национальной разведки, который занят в основном подготовкой национальных разведывательных оценок для высшего военно-политического руководства, страны. Совет состоит из группы так называемых офицеров национальной разведки - специалистов, каждый из которых отвечает за подготовку аналитических материалов по своему географическому региону или разделу военно-политической и экономической деятельности разведываемых стран на базе данных, поступающих от всех разведорганов США.

Президент и СНБ формулируют приоритеты и ежегодные основные задачи разведки. Более детально они формируются на уровне межведомственных групп и комиссий при СНБ. Официально контроль над деятельностью разведки осуществляют имеющиеся при президенте совет по надзору за разведкой и консультативный совет по внешней разведке.

Согласно Закону о надзоре за разведкой 1980 года информация о проводимых «разведывательным сообществом» операциях может докладываться в конгрессе только постоянному комитету по разведке палаты представителей и сенатскому специальному комитету по разведке. Но из соображений секретности даже они не всегда получают полную информацию о тайных операциях и добиваются от президента США права быть в курсе о наиболее важных из них (хотя бы через 48 ч после их проведения), которые могут при неудаче нанести ущерб национальному престижу Соединенных Штатов.

Центральное разведывательное управление - наиболее известный из-за многочисленных международных скандалов орган стратегической разведки США, своеобразное ядро «разведывательного сообщества». ЦРУ выполняет задачи по добыванию, анализу и рассылке информации об иностранных государствах, проводит одобренные президентом специальные операции за рубежом, готовит многочисленные оценки специально для президента и высшего военно-политического руководства страны. Эксперты этого ведомства ежегодно организуют и проводят более 1000 выступлений на слушаниях различных комитетов конгресса США. Чтобы избежать обсуждения некоторых диверсионно-подрывных операций в конгрессе, ЦРУ для их осуществления нередко прибегает к помощи специальных подразделений армии (проводимые «зелеными беретами» акции на рассмотрение комитетов не выносятея). К тому же финансирование в таких случаях осуществляется за счет бюджета министерства обороны.

В течение долгих лет ЦРУ активно участвует в проведении подрывной деятельности на территории многих стран, в том числе СССР и других государств ОВД, путем оказания разносторонней помощи имеющим антикоммунистическую направленность организациям в целях дестабилизации обстановки и подрыва существующих социально-политических систем. После публичного разоблачения этой деятельности руководство США создало «Национальный фонд в поддержку демократии» - неправительственную организацию, которая, однако, по сообщению агентства Ассошиэйтед Пресс, финансируется из федерального бюджета и в значительной степени контролируется ЦРУ. С момента своего появления (1983 год) она снабжает деньгами и печатной техникой сепаратистские и националистические движения в странах Восточной Европы, а в последние годы и в Советском Союзе. Согласно опубликованному в США годовому отчету этого фонда за 1988 год он через определенные общественные организации поставил, например, «независимым издателям» в СССР компьютеры и множительную технику на 125 тыс. долларов (в 1989 году - на 145 тыс.). Для оказания поддержки «независимым демократическим группам» в Латвии было выделено 27,5 тыс. долларов. Такую же сумму получил «Центр за освобождение эстонских узников совести в СССР» (расположен в Швеции), который выделяет средства «борцам за права человека» и независимой прессе в Эстонии. 20 тыс. долларов были переданы «независимым группам» на Украине. Этот перечень можно было бы продолжить.

ЦРУ активно использует свои многочисленные учреждения прикрытия в целях добывания образцов советской военной техники и вооружения. По данным газеты «Вашингтон пост», американская разведка только в последние несколько лет затратила до 250 млн. долларов на операции по приобретению советских систем оружия через страны Восточной Европы. ЦРУ также старается эффективно воспользоваться своими связями в деловых кругах Запада для создания надежных каналов агентурного проникновения в советские военные, военно-научные, военно-промышленные и государственные учреждения. Согласно сообщениям зарубежной печати, в этом плане в условиях складывающейся в нашей стране внутриполитической обстановки особо привлекательной для ЦРУ выглядит работа в сфере деятельности различных совместных предприятий.

Администрация Дж. Буша в значительной мере ослабила введенные 15 лет назад ограничения на деятельность ЦРУ, запрещавшие этому ведомству участвовать в заговорах с целью физической ликвидации иностранных лидеров. Как сообщила газета «Бостон глоб» (апрель 1990 года), принято решение о том, что сотрудники ЦРУ могут принимать участие в операциях по свержению иностранных правительств, даже если при этом будет существовать «большая вероятность» гибели руководителей государств.

Для выполнения своих многочисленных задач ЦРУ располагает крупнейшим в «разведывательном сообществе» штатом специалистов. По оценке американских средств массовой информации, общая численность его постоянного состава достигает 18 тыс., человек (с учетом специалистов, работающих по контрактам, и сотрудников фирм прикрытия их число превышает 40 тыс. человек). Бюджет ЦРУ 4-6 млрд. долларов. Оно располагает большим количеством учреждений прикрытия, в том числе авиакомпаниями, экспортно-импортными фирмами, издательствами, торговыми судами, имеет контрольные пакеты акционерных обществ. Таким образом, оно имеет возможность в обход закона снабжать различные движения средствами из этих «неучтенных» фондов.

В организационном плане ЦРУ включает секретариат, отделы при директоре, четыре главных управления (пятое - управление по вопросам планирования и координации - находится в стадии формирования).

Самым крупным среди главных управлений является оперативное управление. По оценкам западных экспертов, оно насчитывает около 8 тыс. специалистов, большая часть которых находится за рубежом в составе резидентур. В управление входят многочисленные службы (в том числе тайных диверсионно-подрывных операций, оценок, планирования и разработок) и оперативно-технический отдел, занимающийся установкой подслушивающей аппаратуры. В составе управления находятся оперативные региональные направления, которые осуществляют руководство более чем 100 резидентурами и сотнями их филиалов за рубежом. Кроме того, направление, занимающееся добыванием разведданных на территории Соединенных Штатов, проводит опрос многих тысяч вернувшихся из зарубежных поездок сограждан. В этом плане ЦРУ активно кооперируется с израильской разведкой «Моссад» - в Израиле они проводят совместный опрос выехавших туда бывших советских граждан.

Главное управление информации является одновременно и базовым для центра национальной разведывательной информации в системе директора центральной разведки. Организационно оно состоит из нескольких служб, пяти региональных и пяти функциональных управлений и имеет до 4 тыс. человек, из которых более 1 тыс. занимаются аналитической работой. Главное управление готовит огромное количество текущей и аналитической разведывательной информации для высшего военно-политического руководства США и различных федеральных ведомств, принимающих в той или иной мере участие в формировании внешней политики Соединенных Штатов.

Главное управление по науке и технике занимается новыми средствами разведки, изучением состояния и перспектив развития науки и техники за рубежом. Находящиеся в его составе управления исследований и разработок, радиотехнической разведки, разработок и конструирования, оперативно-технического обеспечения работают над созданием новых систем технической разведки, проводят их испытания и последующее развертывание, обеспечивают деятельность секретных постов перехвата. Главному управлению подчинен также Национальный центр дешифрования данных воздушно-космической фоторазведки, в котором работает несколько тысяч военных и гражданских специалистов - совместный орган ЦРУ и военной разведки.

Главное административное управление (5 тыс. человек) ведает подбором и расстановкой кадров, вопросами финансирования и материально-технического обеспечения ЦРУ, ведет профессиональную подготовку, организует и обеспечивает связь с резидентурами и агентурой.

ЦРУ проводит большую работу по закреплению высококвалифицированных специалистов в своей системе, принимает меры по их социальной защищенности. Так, благодаря немалым усилиям со стороны его руководства для защиты личного состава разведслужб от несанкционированного раскрытия в 1982 году был принят закон, согласно которому виновному в разглашении сведений о сотруднике разведки грозит тюремное заключение сроком до десяти лет и огромный денежный штраф. Ежегодное пенсионное пособие для ветеранов этого ведомства достигает почти 150 млн. долларов. В нем существует собственная система наград и отличий за боевую работу и успехи в службе. ЦРУ активно занимается подбором кадров перспективных специалистов, которые должны иметь, как правило, высшее образование. Ежегодно до 150 тыс. человек изъявляют желание работать в нем, ознакомившись с- публикуемыми в прессе объявлениями о приеме на работу. Из них принимают около 1500 человек..

Среди разведок других федеральных ведомств - членов «разведывательного сообщества» США - заметное место занимает Управление разведки и исследований государственного департамента, которое занимается обеспечением высшего руководства страны информацией по военно-политическим, социологическим, научным и другим вопросам, отвечает за сбор данных на политических, военных и других деятелей различных государств. Оно руководит деятельностью разведаппаратов почти 250 американских посольств и других представительств за рубежом, распределяет между ними разведывательные задачи, отвечает за работу круглосуточно функционирующего центра сбора и обработки разведывательной информации. Входящие в состав управления подразделения занимаются также изучением проблем влияния военного потенциала иностранных государств на международные отношения, осуществляют анализ хода переговоров по проблемам разоружения, издают в интересах госдепартамента различные географические пособия и справочные материалы. Согласно оценкам иностранных экспертов, в управлении насчитывается около 500 специалистов, годовой бюджет достигает 80 млн. долларов.

Федеральное бюро расследований - главное оружие политического сыска США - входит в министерство юстиции, является основным контрразведывательным органом в стране. Во взаимодействии с ЦРУ оно осуществляет контрразведывательную деятельность и за рубежом. ФБР насчитывает до 60 территориальных управлений, в нем работает около 20 тыс. сотрудников, из них до 10 тыс. - оперативный состав. Большинство сотрудников бюро проходили службу в вооруженных силах. Годовой бюджет оценочно превышает 1 млрд. долларов.

Управление разведывательного обеспечения министерства финансов организует сбор открытой информации по экономическим и валютно-финансовым вопросам, изучает экономическое положение иностранных государств. Отдельные разведывательные задачи в министерстве финансов решают также секретная служба США (охрана высшего руководства) и налоговая служба. Всего в них насчитывается более 5 тыс. сотрудников, годовой бюджет превышает 120 млн. долларов.

Разведка министерства энергетики проводит анализ информации о деятельности Советского Союза в области ядерной энергетики, участвует в разработке системы воздушно-космической разведки по засечке ядерных испытаний, отвечает за организацию работы по оценке возможностей стран в области создания ядерного оружия, новых ядерных технологий, отслеживает деятельность стран - поставщиков расщепляющихся материалов.

Управление по борьбе с наркотиками осуществляет свою деятельность на территории США и за рубежом по выявлению организаций, занимающихся изготовлением и контрабандными поставками наркотиков, определению маршрутов их поступления в США, пресечению действий групп, которые ведут торговлю ими. Управление готовит стратегические оценки и долгосрочные прогнозы в области борьбы с торговлей наркотиками, ведет разведку по выявлению финансовых связей группировок, поставляющих наркотики, с 'организациями, которые занимаются «отмывкой» наркодолларов, оказывает разведывательную поддержку правительствам других государств в этой области. В оперативном плане управление подчинено ФБР. В нем насчитывается более 800 оперативных сотрудников, годовой бюджет достигает 20 млн. долларов.

(Окончание следует)

Зарубежное военное обозрение №7 1990 С.3-9

Смотрите также
Категория: Разведка и контрразведка | Добавил: pentagonus (24.07.2006) | Автор: Полковник В. Доронин
Просмотров: 12811 | Комментарии: 1 | Теги: директор национальной разведки, РУМО, разведывательное сообщество, ФБР, разведывательные службы, ЦРУ, разведка | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
1 misha0207 • 15:07, 23.05.2009
и что?
avatar