Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 18.11.2018, 07:27
Ключевые слова
А. Краснов, БЛА-применение

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура [138]
Боевые операции [55]
Личный состав, подготовка [90]
НИОКР [202]
Вооружение [218]
Техническое обеспечение [192]
Стратегия и тактика [127]
Форма, знаки различия, награды [7]
ТТХ [13]

Поиск


Наш опрос
Кибервойска в своей основе предназначены для
Всего ответов: 50
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВВС (Военно-воздушные силы) » Вооружение

Беспилотные летательные аппараты: от разведки к боевым действиям ч.1

Беспилотные летательные аппараты: от разведки к боевым действиям часть 1

А. Краснов, доктор военных наук, профессор;
полковник А. Путилин

Опыт боевого применения беспилотных летательных аппаратов (БЛА) в ходе военных операций вооруженных сил США и их союзников в Афганистане и Ираке вызвал много дискуссий о необходимости их совершенствования в тактическом и техническом плане. Этому вопросу посвящено большое количество публикаций в западных СМИ, в частности в журналах: «Джейнс дефенс уикли» (Jane's Defense Weekly), «Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи» (Aviation Week and Space Technology, «Интеллидженс, сёрвейланс энд реконисенс текнолоджи джорнэл» (Intelligence, Surveillance & Reconnaissance Journal). Отмечается, что в настоящее время БЛА занимают видное место среди ВВТ в вооруженных силах многих государств. Уже не одно поколение таких средств ведет воздушную разведку и наблюдение за полем боя, по их данным осуществляется корректировка огня артиллерии и целеуказание ракетным системам, обеспечиваются боевые действия войск в ходе различных операций.
В западных СМИ отмечается, что в настоящее время научно-исследовательские организации и предприятия аэрокосмической промышленности 32 стран - участниц режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ)1 разрабатывают и производят более 250 моделей БЛА (см. таблицу); вооруженные силы 41 государства эксплуатируют около 80 типов аппаратов, в основном для решения разведывательных задач.
Однако, вступив в XXI век, военные ученые и авиаконструкторы на Западе стремятся предугадать облик БЛА, очертить их область боевого применения, уяснить роль и место в войнах новой эпохи. В своих прогнозах они опираются на высказывания военных теоретиков, по мнению которых эти войны будут характеризоваться высокой динамичностью обстановки, постоянной угрозой нанесения внезапных ударов, ожесточенной борьбой за захват инициативы и завоевание господства в воздушном (в отдаленной перспективе - космическом) и информационном пространстве. При этом во внимание принимаются такие еще непознанные формы вооруженного противоборства, как бесконтактные, информационно-психологические и другие нетрадиционные войны, основанные на качественно иных вооружениях, а также войны с международным терроризмом, который приобретает все более угрожающие и жесткие формы2.

Данные о деятельности стран в развитии аэрокосмических технологий в области БЛА

Страна разработка производство эксплуатация экспорт
Австралия + + + +
Австрия + + - +
Аргентина + + + -
Бельгия + + + -
Бразилия - - - -
Великобритания + + + +
Венгрия + - - -
Германия + - - -
Греция + + + +
Дания - - + -
Израиль* + + + +
Ирландия - - - -
Исландия - - - -
Испания + + - -
Италия + + + +
Канада + + - +
Китай* + + + +
Люксембург - - - -
Нидерланды - - + -
Новая Зеландия - - - -
Норвегия + - - -
Польша - - - -
Португалия + - - -
Республика Корея + + + -
Россия + + + +
США + + + +
Турция + + + +
Украина + + + +
Финляндия - - + -
Франция + + + +
Чехия + + + -
Швейцария + + + +
Швеция + + + -
ЮАР + + + +
Япония + + + +
* Израиль и Китай заявили о намерении соблюдать соглашение о РКРТ

Изучая прогнозы относительно тенденций войн будущего, производители БЛА в западных странах приходят к выводу, что при всем их разнообразии они накладывают определенные требования к БЛА. Это обстоятельство заставляет вносить существенные коррективы в дальнейшие разработки и, в свою очередь, отражается на переосмыслении приоритетов в развертывании НИОКР.
Одним из приоритетных направлений остается дальнейшее развитие разведывательных БЛА, которые в соответствии с характером будущих войн призваны обеспечить ведение глобального всепогодного наблюдения за потенциальным противником с последующей передачей разведывательных данных на наземные и воздушные системы, а также контроль результатов «глубоких ударов».
К настоящему времени США и многие другие страны уже располагают большим парком разнообразных разведывательных аппаратов, которые, по мнению экспертов этих стран, хорошо зарекомендовали себя в недавних военных конфликтах. Однако, придерживаясь принципа «кто будет иметь больше информации о противнике, тот контролирует ситуацию», американское военное руководство считает, что в результате дальнейшей трансформации разведывательных БЛА они должны иметь большие радиус действия и продолжительность полета, надежное оборудование для ведения разведки и целеуказания ударным силам с очень больших высот в любых метеоусловиях и любое время суток.
Эволюция разведывательных БЛА во многом была обусловлена развитием пилотируемых самолетов-разведчиков, их разновидовой аппаратурой и решаемыми экипажами задачами. Как известно, на момент окончания корейской войны все разведывательные средства военно-воздушных сил подразделялись на стратегические и тактические. Стратегические разведывательные средства представляли собой переоборудованные транспортные самолеты и бомбардировщики. К тактическим средствам прежде всего относились истребители, оснащенные разведывательной аппаратурой. Тактические разведывательные самолеты решали задачи тактической и стратегической разведки. Например, машины F-5 вели разведку в интересах наземных подразделений, а также обеспечивали разведданными коалиционное авиационное командование при разработке планов нанесения бомбовых ударов.
Радиотехническая разведка (РТР) зарождалась как один из видов стратегической разведки в годы Второй мировой войны и оставалась в таком качестве до середины 50-х годов. К числу самолетов РТР принадлежал RB-50. Ситуация изменилась в период вьетнамской войны с появлением первых модификаций самолета RC-135, который обеспечивал данными тактической разведки ударные средства авиации.
После 1972 года с началом «холодной войны» и выдвижением на первый план стратегических задач перед ВВС США встала задача сдерживания потенциального противника. Объемы тактической разведки сократились - она велась лишь в ходе учений, а также боевых действий в Ливии и Гренаде.
Операции «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» в зоне Персидского залива (1990-1991) стали поворотным моментом в истории развития авиационных средств разведки и наблюдения в целом и самолета RC-135 в частности. С окончанием «холодной войны» исчезла необходимость ведения широкомасштабной стратегической разведки.
В 1990 годах изменился характер задач, выполняемых самолетами RC-135 «Ри-вет Джойнт». К 1999 году 53 проц. их боевых вылетов совершались в интересах наземных подразделений и лишь 13 проц. - с целью ведения стратегической разведки. В ходе операций НАТО на Балканах, а также действий по воспрещению полетов авиации противника в воздушном пространстве Ирака пришлось решать новые задачи и изменились принципы ведения тактической РТР. Кроме того, было испытано и принято на вооружение оборудование для передачи данных. Первоначально информация с RC-135 передавалась на наземную станцию управления с помощью средств радиотелефонной связи в пределах прямой видимости. В 1990 годах для этих целей стали использоваться специализированные каналы передачи данных.
Видовая разведка, как и РТР, прошла определенный путь развития. Основными самолетами, осуществлявшими ее, являлись RF-101 и RF-4. Экипажи самолетов RF-4 в ходе вьетнамской войны выполняли как стратегические, так и тактические задачи. В частности, с территории Северного Вьетнама эти самолеты передавали изображения мест дислокации и боевых порядков сил противника, а в южной части страны и Лаосе отслеживали передвижение наземных подразделений противника. На территории Лаоса кроме решения задач тактической разведки экипажи RF-4 выполняли перехват самолетов противника. Результаты анализа полученных снимков передавались командованию через несколько часов после возвращения самолета на базу.
Из-за несовершенства технологий ударные самолеты, как, правило, могли наносить удары по целям лишь через несколько часов или дней после их обнаружения либо они вели «разведку с ходу», то есть обнаруживали цели в ходе полета.
Новые возможности для развития видеоразведки открылись в 80-х годах с оснащением высотного разведывательного самолета U-2 оптоэлектронной аппаратурой наблюдения. Использование спутниковой связи привело к тому, что штабы руководства операциями стали располагаться на значительном удалении от ТВД, а с 1996-го - на континентальной части США. Совершенствование технологий в этой области сократило время обработки видеоизображений, получаемых U-2, до 30 мин и менее.
В ходе операции коалиционных сил в Косово было положено начало оперативному целеуказанию, которое велось с помощью высотных средств видеоразведки. Зачастую удары наносились по целям, координаты которых ударный самолет получал после взлета с аэродрома. На Балканах впервые был применен БЛА RQ-1 «Предатор», который передавал видеоизображения, выполняя полеты над территорией противника.
Опыт, полученный в операции «Несгибаемая свобода» в Афганистане, позволил специалистам разработать новые принципы применения БЛА «Предатор». Так, они стали вести наблюдение и разведку непосредственно в интересах объединенного центра управления воздушными операциями (ЦУВО). В большинстве случаев эти аппараты поднимались в воздух, не имея конкретной задачи, - определялись лишь только район наблюдений и диапазон частот передачи собираемой развединформации.
Динамично изменяющаяся обстановка на ТВД затрудняет выбор объектов наблюдения перед боевым вылетом БЛА. В связи с этим крайне важно, чтобы план и замысел командования своевременно доводились до низовых звеньев в цепи управления, что позволит операторам БЛА и офицерам ЦУВО действовать по обстановке.
Десять лет назад после завершения боевого вылета разведывательного самолета данные видовой разведки и РТР, как правило, размещались в одной из многочисленных баз данных. Однако в современных условиях необходимо, чтобы оперативная разведывательная информация передавалась конкретному адресату в режиме реального времени. Процесс передачи данных, особенно видеоразведки, является довольно сложным.
Специалисты провели испытания и оснастили БЛА «Предатор» оборудованием линии передачи данных в пределах прямой видимости, с помощью которого наземные подразделения получали необходимые видеоизображения. Для ускорения обмена информацией в эксплуатацию были введены наземные приемники, такие как ROVER (Remote Operations Video Enhanced Receiver), которые обеспечивали передачу видеоданных с БЛА «Предатор» непосредственно в кабину экипажа самолета сил специальных операций АС-130.
В ходе военной операции ВС США в Ираке в арсенале средств разведки и наблюдения ВВС США появился высотный БЛА RQ-4A «Глобал Хок». К характерным особенностями этой операции относятся: интенсивное использование авиации, ведение боевых действий наземными группировками сил с применением обычных вооружений, широкомасштабное применение сил специального назначения, а также поражение внезапно возникающих мобильных целей.
БЛА «Предатор» продолжали решать задачи, аналогичные выполнявшимся в ходе афганской операции: осуществляли сбор разведывательных данных для уничтожения конкретных целей и оказывали информационную поддержку действиям наземных сил.
Боевое применение БЛА «Глобал Хок» имело свои особенности. Практический потолок и разведывательная аппаратура данного БЛА были сопоставимы с аналогичными показателями самолета U-2. В конце марта 2003 года БЛА «Глобал Хок» поднялся в воздух для ведения наблюдения за 30 потенциальными целями бомбового удара в г. Багдад. Однако из-за осложнений, возникших в процессе обработки и передачи данных, разведывательные сведения были получены с задержкой. В ходе выполнения следующего задания действия БЛА «Глобал Хок» согласовывались по времени с действиями тактических истребителей, которые осуществляли подавление системы ПВО и уничтожение объектов в районе иракской столицы.
В апреле 2003 года в ходе одного из боевых вылетов БЛА «Глобал Хок» взаимодействовал с системой проверки состояния (боеготовности сил и средств), оповещения и передачи сообщений SCARS (Status Control Alert Reporting System), обнаруживал цели в заданном районе и передавал их координаты на ударные самолеты. Позже БЛА «Глобал Хок» стали применяться для обнаружения целей в заданном районе за 2 ч до начала разведки с помощью боевых самолетов. Видеоизображения и координаты целей поступали в ЦУВО в течение 90 мин после вылета БЛА с базы. Полученные данные по каналу «Линк-16» передавались на самолеты через систему SCARS.
Как отмечается в зарубежных СМИ, в ходе подготовки к очередному конфликту специалисты ВВС США предполагают использовать свои разведывательные средства в полном объеме. Так, U-2 будут выполнять задачу обнаружения целей для ударных средств, БЛА «Глобал Хок» - взаимодействовать с ударными самолетами в рамках подавления системы ПВО противника, а также вести наблюдение в интересах подразделений специального назначения. «Ривет Джойнт» намечается задействовать при решении всех вышеперечисленных задач.
По мнению военных экспертов, полная интеграция данных, получаемых от всех видов разведывательных средств, в единый информационный поток позволит обеспечить целеуказание самолетам в режиме реального времени. При этом связь между различными разведывательными средствами, объединенными в единую сеть, будет осуществляться посредством интерфейса «машина - машина».
Ударные БЛА. Еще одним приоритетным направлением «является разработка ударных БЛА, предназначенных для огневого поражения объектов в тылу противника, как одного из перспективных боевых авиационных средств.
Американские военные аналитики утверждают, что использование БЛА в таком качестве сдерживалось недостаточно надежной системой управления и точного наведения на цели. Поэтому главные технические проблемы создания ударных БЛА связаны с бортовым оборудованием и экспертными системами, в которых будут применять системы с искусственным интеллектом, а не с разработкой собственно летательных аппаратов, которая может вестись с использованием уже существующих технологий. Основными требованиями к этим БЛА считаются: повышение маневренности и прочности конструкции; возможность размещения боевой нагрузки; прицельного оборудования; радиус действия, достаточный для досягаемости удаленных объектов; способность функционировать в рамках создаваемой ныне единой сети разнородных средств разведки и поражения целей.
В связи с этим в зарубежных СМИ отмечается стремление зарубежных авиастроительных фирм свести воедино в беспилотный разведывательно-ударный многоцелевой комплекс различное оборудование, предназначенное для выполнения задач разведки (включая наблюдение и обнаружение целей), создания помех радио- и радиотехническим средствам противника, подавления его ПВО, нанесения ударов по наземным целям и др. Ясно, что реализация этого обширного круга задач на одном аппарате требует установки разнообразной аппаратуры, массогабаритные характеристики которой будут значительно превышать конструктивные возможности комплекса. Одним из наиболее реальных путей решения данной проблемы является создание многоцелевых БЛА со сменными модулями соответствующего назначения. Например, в разведывательном варианте они оснащаются телекамерами, ИК-станциями, в варианте постановщиков помех - станциями радиоэлектронной разведки, передатчиками активных помех, контейнерами с автоматами сброса дипольных отражателей, а в ударном - средствами наведения оружия (ИК-станция переднего обзора, РЛС) и поражения целей.
Концепция разработки БЛА на Западе с учетом мировой практики предполагает широкое использование новых информационных и технических достижений и учитывает экономическую целесообразность производства. При этом четко обозначились два направления: модернизация состоящих на вооружение БЛА (программы «Предатор-В», «Феррет», «Глобал Хок» и другие) и создание принципиально новых образцов. Западные специалисты отдают предпочтение второму подходу. Вместе с тем подчеркивается, что, несмотря на различия в подходах, общими требованиями к БЛА остаются: автономность действий, наличие помехоустойчивых линий связи с пунктами управления, сравнительно невысокая стоимость производства и эксплуатации, возможности дальнейшей модернизации, а также низкая заметность в оптическом, радиолокационном, инфракрасном и акустическом диапазонах, хотя повышение живучести БЛА не считается столь же важным требованием, как для пилотируемых самолетов.
Программы создания БЛА осуществляются во многих странах. Признанным лидером мирового авиастроения являются США, имеющие богатый опыт и традиции в этой области. Представители американского ВПК проявляют особый интерес к прогнозам военных ученых, систематически присутствуют на учениях ВВС и опробывают предлагаемые новинки на практике. В странах Европейского союза, как сообщается в западной прессе, ранее на вооружении состояли главным образом устаревшие БЛА американского и собственного производства и отмечалось отставание в развитии технологий. Ныне успешные разработки БЛА, предназначенных для решения задач разведки, ведутся в Германии, Франции, Великобритании, Швеции и других западных странах, а в стадии научных и экспериментальных исследований находятся аппараты для поражения наземных объектов.
По сообщению журнала «Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи», малоразмерные беспилотные летательные аппараты находят все более широкое применение при решении военных задач. На данный момент многие БЛА в значительной степени обладают приемлемыми ЛТХ, и теперь разработчики стремятся к тому, чтобы их эксплуатация стала проще.
В Афганистане и Ираке подобные переносные аппараты применялись для решения задач подразделений сил специальных операций, в частности для ведения тактической разведки. В настоящее время рассматривается возможность развертывания в таких подразделениях более эффективных БЛА.
В ходе боевых действий наиболее широко использовался БЛА «Пойнтер» фирмы «Аэро Вайронмент» массой 4,54 кг. Для переноски этого аппарата и наземной станции управления требуются два человека. По мнению представителя по вопросам военных закупок для командования сил специальных операций, в конечном итоге каждое подразделение из 12 человек должно иметь на вооружении БЛА «Пойнтер» или другую аналогичную систему. На данный момент для подразделений специального назначения закуплено 60 систем «Пойнтер». В комплект системы входят два БЛА и наземная станция управления. ВВС США также сделали заказ на закупку таких аппаратов.
При разработке малоразмерных БЛА с размахом крыла до 0,3 м основной упор делается не только на ЛТХ и продолжительность полета, но и на простоту эксплуатации и их надежность. В настоящее время продолжаются дальнейшие исследования в области малоразмерных БЛА и приобретаются лишь небольшие партии таких аппаратов.
При выполнении ночных операций БЛА «Пойнтер» оснащается ИК разведывательным оборудованием. Изображения, получаемые с помощью ИК-системы и системы, работающей в дневное время, в режиме реального времени передаются на экраны, которые не отражают солнечный свет днем и не излучают свет в ночное время для сохранения скрытности операций. Максимальная продолжительность пребывания БЛА в воздухе около 90 мин.
БЛА «Рейвен» фирмы «Аэро Вайронмент» является уменьшенным вариантом БЛА «Пойнтер». Его масса составляет 2,27 кг. Около 10 аппаратов «Рейвен» было построено по заказу ВС США, которые в настоящее время проводят их испытания. Управление СВ по закупке БЛА проявляет заметный интерес к этой модели.
Руководство морской пехоты США в решении своих задач отдает предпочтение БЛА «Дрэгон Аи», борьбу за получение контракта на производство которого ведут фирмы «БАе аэросистемз» (Истон, штат Мэриленд) и «Аэро Вайронмент». После запуска с помощью катапульты или в ручном режиме «Дрэгон Аи» выполняет автономный полет по заданной программе в соответствии с данными КРНС NAVSTAR, что облегчает работу оператора. В ходе полета аппарата заданные ориентиры могут изменяться. Планируется закупить до 2006 года около 300 подобных систем (стоимость одной составит 60 000-70 000 долларов).
В 1995-2000 годах управление перспективных исследований МО США (DARPA) обратило внимание на летательные аппараты класса MAV (Micro Air Vehicles). По мнению специалистов DARPA, БЛА MAV с размахом крыла менее 0,15 м слишком малоэффективны, чтобы найти широкое практическое применение.
Фирме «Аэро Вайронмент» удалось создать микро-БЛА «Блэк Видоу» с таким размахом крыла, предназначенный для передачи цветных изображений в ходе полета продолжительностью 30 мин. Однако дальнейшие работы по программе не проводились, и она была закрыта.
В последующие годы управление DARPA заинтересовалось разведывательными БЛА, рассчитанными на полет с переходом в режим висения. В рамках программы OAV (Organic Air Vehicle) было разработано целое семейство подобных БЛА. Аппараты этого семейства оснащаются вентиляторными двигателями в кольцевом обтекателе диаметром 0,2-0,9 м. Контракт на производство таких аппаратов получила фирма «Ханиуэлл», объединившая усилия с компанией «Майкрокрафт». Данные БЛА обладают возможностью перехода на режим висения и ведения наблюдений при выключенных двигателях.
1 Подробнее см.: Зарубежное военное обозрение. – 2002. – No 10. – С. 13.
2 Подробнее см.: Зарубежное военное обозрение. – 2002. – No 6. – С. 2–6.

(Окончание следует)

Зарубежное военное обозрение 2004 №4, С. 41-47

Категория: Вооружение | Добавил: pentagonus (25.04.2004) | Автор: А. Краснов

Просмотров: 9076 | Рейтинг: 3.0/1 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2018

Рейтинг Военных Ресурсов