search
menu
person

NEWS AND UDATES


Совместное применение пилотируемой и беспилотной авиации США в первой половине XXI века (2018)

Совместное применение пилотируемой и беспилотной авиации США в первой половине XXI века

Майор Д. Стрельников,
майор А. Сидоров,
полковник Ю. Мгимов

Авиация рассматривается военно-политическим руководством Соединенных Штатов в качестве важнейшего инструмента обеспечения национальной безопасности и достижения успеха в современных военных конфликтах, характеризующихся высокой динамичностью действий противоборствующих сторон, значительным пространственным размахом и ограниченностью времени планирования и координации действий авиационных формирований.

В будущем кардинальное повышение их возможностей связывают с появлением новых конструктивно-схемных решений летательных аппаратов, повышением точности авиационных средств поражения на фоне снижения их массогабаритных показателей. В интересах обеспечения более эффективного использования авиации планируется расширение номенклатуры и увеличение численности БЛА, разработка и уточнение форм боевого применения и способов совместных действий пилотируемой и беспилотной авиации при решении разведывательных и ударных задач.

Повышенное внимание Пентагона к вопросам совместного применения пилотируемой и беспилотной авиации сформировалось в результате оценки задействования БЛА в военных конфликтах конца XX - начала XXI века и направлений развития вооруженных сил потенциальных противников. Переход большинства стран на седьмой технологический уровень позволяет самостоятельно с минимальными материально-техническими затратами организовать серийное производство беспилотной авиационной техники военного назначения. При этом американские разработчики уже не могут создать значительный технологический задел в данной области, что позволило бы им в дальнейшем занимать лидирующее положение в данной сфере.

Соединенные Штаты, поневоле втянутые в эту гонку, вынуждены тратить колоссальные финансовые ресурсы, искать "свежие" идеи и новые пути их реализации.

На современном этапе значительный опыт в области совместного использования пилотируемой и беспилотной авиации накоплен в сухопутных войсках США. Так, в армейской авиации отрабатывается порядок действий специализированного ударного вертолета АН-64Е "Апач Гардиан" совместно с БЛА RQ-7B "Шэдоу-200" и MQ-1C "Грей Игл".

Экипаж вертолета, имеющий в "распоряжении" БЛА, осуществляет обмен данными с ним в реальном масштабе времени, управляет его полетом, средствами информационного обеспечения и вооружением. По мнению американских военных специалистов, это позволяет достигать таких преимуществ над противником, как большая дальность обнаружения целей, больший запас авиационных средств поражения (АСП, суммарный боезапас составляют средства вертолета и БЛА), а также низкая вероятность поражения вертолета ввиду сокращения периода или полного исключения его пребывания в зоне досягаемости средств поражения противника.

Расширение возможностей по применению вертолетов и БЛА в составе группы связано с проведением ряда организационно-технических мероприятий, к числу основных из которых относятся внедрение БЛА в оргштатную структуру авиационных формирований, проведение соответствующей подготовки летного состава (теоретическая, практическая, психологическая) и техники к функционированию в едином составе.

В связи с этим ожидается расширение номенклатуры и увеличение численности БЛА в бригадах АА. В состав боевой бригады АА вводятся три взвода БЛА по четыре RQ-7B "Шэдоу-200" в каждом и одна рота, имеющая на вооружении 12 БЛА MQ-1C "Грей Ига". Предусматривается совершенствование средств управления и обмена информацией с аппаратами при одновременном повышении защищенности каналов, расширении вариантов совместного применения с БЛА нескольких типов, совершенствование технологии передачи прав управления ими и порядка действий в нештатных ситуациях.

Обобщение, анализ результатов совместного применения, синтезирование и оценка различных, вплоть до гипотетически возможных, вариантов использования авиационной техники различной конструкции и принципа управления позволяет определить основные направления дальнейших теоретических исследований и практической деятельности. Формирование их содержания и определение этапности осуществляются с учетом принципа "единства подходов для всех видов национальных вооруженных сил". Это в последующем позволит существенно расширить спектр задач, для решения которых можно совместно применять авиационную технику различной видовой принадлежности.

В качестве главного "идейного лидера" в области применения БЛА и пилотируемых летательных аппаратов выступает управление перспективных исследований министерства обороны США (ДАРПА). Руководство управления к числу основных долгосрочных программ, реализация которых приведет к существенному повышению результативности применения авиационных формирований смешанного состава, относит следующие:

1. Система управления малочисленной группой БЛА. Реализация данной программы подразумевает создание системы, расширяющей автономность БЛА и упрощающей их групповое применение в сложных физико-географических условиях и/или активного радиоэлектронного противодействия со стороны противника. Основной целью при этом считается развитие возможностей "совместной автономности", под которой понимается синхронизация информации внутри группы БЛА, выработка ряда вариантов совместных действий и их корректировка по мере изменения обстановки. Оператор должен лишь выбрать один из предложенных ему вариантов действий. Преимуществом является повышение живучести отдельных БЛА за счет возможности "делиться" необходимыми данными с другими членами группы при выходе из строя или подавлении каких-либо систем (например, навигации или целеуказания).

В качестве приоритетного требования к системе управления БЛА выделяется возможность управления группой таких аппаратов без постоянного контроля.

Пользовательский интерфейс и алгоритмы автономности разрабатываются на базе открытой архитектуры, основанной на уже имеющихся стандартах, используемых в других видах ВС. В дальнейшем такая унификация позволит проводить интегрированные операции с максимальными возможностями по взаимодействию.

Оператор, управляющий группой БЛА, будет обладать актуальными данными об ее состоянии, статусе выполненных и стоящих в очереди задач, а также о возможных алгоритмах действий. При необходимости командир может выделять на мониторе часть группы БЛА, присваивать им позывной и отправлять вновь сформированную группу на выполнение нового задания. При этом задачи, возложенные на них до этого, автоматически перераспределяются между оставшимися аппаратами. После выполнения задания группа продолжает действовать по основному плану либо ожидает нового задания в зависимости от заранее созданного алгоритма действий. Предусматривается, что управление БЛА может передаваться другим операторам в зависимости от складывающейся обстановки.

На практике данная система в ближайшее время может быть внедрена в ВМС - в рамках сопряжения БЛА MQ-4C "Тритон" и самолетов ДРЛО и управления E-2D, РЭБ EA-18G "Гроулер", в ВВС - управление ударным БЛА с борта боевого самолета F-35A.

Обнаружение функционирующей РЛС с помощью группы БЛА
Концептуальный вариант совместного применения БЛА под управлением пилотируемого самолета

2. Система управления действиями элементов смешанной группы. В качестве первоочередной перед разработчиками ставится задача создания системы управления, способной распределять функции и координировать действия групп при преодолении системы ПВО. Фактически весь эшелон прорыва ПВО будет представлять собой многокомпонентные боевые группы, которые должны подчиняться единой системе, во много раз ускоряющей передачу информации, при высоком уровне интеграции всех компонентов.

Планируется, что "центром" этой системы будет истребитель (многофункциональный авиационный комплекс), которому отводится роль воздушного командного пункта. Пилот истребителя будет самостоятельно принимать решение на действия. В целях сокращения временных показателей цикла выработки, ввода и передачи команд управления создается автоматизированная система поддержки принятия решения.

В качестве основных средств получения разведывательных данных об элементах системы зональной или объектовой ПВО намечается использовать БЛА, доставку которых в район выполнения задачи будет осуществлять беспилотный транспортный самолет (предположительно на базе С-130 "Геркулес"). В случае принятия решения на поражение в качестве АСП могут быть использованы крылатые ракеты, большая часть которых располагается на транспортном самолете, либо разведывательные БЛА.

3. Многофункциональные БЛА. Распределение задач разведки и поражения объекта между средствами зачастую приводит к снижению оперативности его поражения и, как результат, к утрате инициативы на поле боя. Компенсировать данный недостаток предусматривается за счет создания полуавтономных недорогих БЛА, способных действовать как в боевом, так и в разведывательном варианте.

После запуска БЛА должны группироваться по принципу "роя", формировать локальную сеть, связь с которой будет характеризоваться устойчивостью и непрерывностью. При этом передача управляющих команд и высокоскоростной обмен информацией о взаимном положении БЛА в группе будут обеспечены благодаря использованию перспективной системы построения боевого порядка. БЛА, оснащенный боевой частью и радиолокационной системой наведения, должен выполнять полет по заданной программе до захвата радиолокационного излучения цели. После захвата цели он входит в пикирование и поражает ее. При срыве захвата (РЛС выключилась) БЛА может перейти в режим патрулирования с последующим повторением атаки. Согласно замыслу специалистов ДАРПА, по окончании выполнения задания уцелевшие БЛА должны возвращаться на самолет-носитель посредством специальной системы подхвата аппаратов в воздухе.

В ходе действий в составе групп эшелона прорыва ПВО большинство из них неизбежно будет уничтожено, однако оставшимся удастся достигнуть цели и вывести из строя один или несколько элементов зенитной ракетной системы. При этом противником будет израсходовано значительное количество боеприпасов, а соотношение потерь в финансовом эквиваленте окажется несопоставимым. Данный способ позволит в сжатые сроки пробить достаточно большую "брешь" в системе ПВО противника и сформировать благоприятные условия для действий своей авиации.

Во время налета для борьбы с самолетами-перехватчиками планируется применение части БЛА в качестве средств РЭБ и удаленных ретрансляторов. Такие перспективные способности беспилотников, с одной стороны, будут сокращать возможности бортовых РЛС самолетов противника, а с другой - увеличивать дальность обнаружения и применения АСП дружественными самолетами.

Немаловажное значение массовый налет БЛА будет иметь при непосредственной поддержке наземных сил. По замыслу руководства ВВС США, боевые возможности наземных подразделений должны существенно возрасти за счет использования единой информационно-коммуникационной сети. Имея возможность получать информацию с любого беспилотника, находящегося в нужном районе, командир непосредственно на поле боя будет способен использовать ее для принятия решения или даже брать на себя управление БЛА с последующим применением его в качестве высокоточного оружия.

Значительный вклад в развитие теоретических основ совместного применения авиации вносят специалисты Центра стратегических и бюджетных оценок. В одном из его отчетов, посвященном тактике завоевания превосходства в воздухе в будущем, результатом моделирования эпизодов воздушного боя стала оценка возможных совместных действий группы БЛА и пилотируемого малозаметного летательного аппарата с аппаратурой обнаружения дальнего действия и их влияния на соотношение возможных потерь.

По мнению экспертов центра, применение многоцелевых БЛА большой продолжительности полета в боевом порядке с летательным аппаратом, выполненным по технологии "стелт" и вооруженным ракетами класса "воздух - воздух" сверхбольшой дальности (very long range air-to-air missiles), может в значительной степени повысить эффективность их действий в операциях по завоеванию господства в воздухе.

В целом нужно отметить, что вопрос разработки алгоритмов применения большого количества взаимодействующих БЛА по принципу "роя" в настоящее время представляется особенно актуальным. Вместе с тем формирование таких алгоритмов и использование группы БЛА, обладающей "коллективным разумом" и отвечающей концептуальным требованиям "совместной автономии", сопряжены со значительными трудностями, выражающимися в том числе и в отсутствии базового опыта объединения разнородных систем подобного рода.

Наравне с этим при разработке подходов к совместному применению пилотируемой и беспилотной авиации в ВС США столкнулись с рядом проблем, к основным из которых можно отнести следующие:
1) отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей допустимые границы автономности БЛА и робототехники в целом, а также ответственность, которая должна наступать в случае возникновения нештатных ситуаций, допущенных по вине искусственного интеллекта, особенно в вопросах поражения;
2) повышенные требования к психологической устойчивости и уровню подготовки пилота, контролирующего действия сразу нескольких БЛА;
3) слабая проработка технической составляющей вопросов объединения разнородных боевых и обеспечивающих систем.

Для приобретения и накопления такого опыта помимо разработки соответствующих систем в рамках основных программ ДАРПА руководство ВС США приняло решение о проведении соревнований среди курсантов военных академий, целью которых является совершенствование тактики применения групп БЛА и ее практическая отработка.

На подготовку к соревнованиям отводится восемь месяцев. В течение этого времени группы курсантов видовых академий разрабатывают системы управления и связи, занимаются моделированием воздушного боя и формированием состава комплекта летательных аппаратов, необходимого для решения поставленных задач.

Так, в проводимых в апреле 2017 года соревнованиях приняли участие более 40 курсантов военных академий США. В ходе них выполнялись полетные задания, отрабатывались вопросы применения, а именно: установка виртуальным оружием БЛА меток на воздушные цели (имитация воздушного боя), приземление аппаратов на базе противника (имитация поражения наземных объектов) и логистическое обеспечение "роев" (оценивается, как быстро и как много БЛА команда может запустить и как долго они продержатся в воздухе на протяжении соревнования).

Особое внимание уделялось вопросам защиты БЛА от противодействия, так как каналы связи и управления потенциально уязвимы и потеря дорогостоящей боевой техники в реальных условиях будет наносить ощутимый экономический ущерб, при этом захваченная техника может быть использована против американских войск.

Таким образом, выходя на очередной виток развития авиационной техники, руководство вооруженных сил США констатирует 'тот факт, что в условиях сложной, динамично меняющейся обстановки человек ввиду физиологических особенностей зачастую не в состоянии принять правильное решение. В ряде случаев "машинный" разум способен конкурировать с человеком, обучаться и наращивать потенциал в скорости и безошибочности принятия решения. Все это подталкивает к теоретическому обоснованию и практической отработке вопросов совместного применения пилотируемой и беспилотной авиации как оптимального варианта.

На современном этапе основной целью работ является повышение эффективности выполнения разведывательных и ударных задач при одновременном снижении риска потери дорогостоящей пилотируемой авиационной техники и экипажа при значительном сокращении материальных затрат. Работы по созданию систем, позволяющих совместно применять пилотируемые и беспилотные летательные аппараты, ведутся во всех видах вооруженных сил, полученные результаты регулярно обобщаются и используются для корректировки направлений деятельности, базирующихся на принципе единства подходов.

Вместе с тем подобное совместное применение летательных аппаратов различного типа, класса и принадлежности к виду вооруженных сил является лишь промежуточным этапом на пути создания самоорганизующихся смешанных групп БЛА, способных действовать с высокой степенью автономности и самостоятельно принимать решения с учетом складывающейся обстановки.

Реальность 2050 года - это практически 100-процентный переход на беспилотную авиацию, действующую под управлением искусственного интеллекта. Именно она будет определять ход и исход вооруженной борьбы в высокотехнологичных войнах будущего.

Зарубежное военное обозрение. 2018, №4 С. 52-59

Смотрите также
Категория: НИОКР | Добавил: pentagonus (18.04.2018) | Автор: Майор Д. Стрельников
Просмотров: 3603 | Теги: Д. Стрельников, БЛА-применение, БЛА | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar