search
menu
person

NEWS AND UDATES


Боевое применение тактических истребителей F-22A «Рэптор» (2006)

Боевое применение тактических истребителей F-22A «Рэптор»

А. Краснов, доктор военных наук, профессор;
подполковник Э. Авдеев

Тактический истребитель F-22A имеет максимальную скорость полета у земли 1 480 км/ч (на большой высоте М=2);
практический потолок 18 000 м;
боевой радиус действия до 1 500 км;
обладает малой радиолокационной (ЭПР = 0,1 м2) и ИК-заметностью;
оснащен БРЛС AN/APG-77 с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) с дальностью обнаружения самолетов до 300 км, крылатых ракет до 150 км, и возможностью одновременного обстрела нескольких целей;
бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) обеспечивает защиту от помех и постановку их противнику.
Основное вооружение включает шесть управляемых ракет (УР) AIM-120C AMRAAM класса «воздух—воздух» (три в каждом из двух центральных отсеков на пневмогидравлических катапультных установках), а также встроенную пушку М61А2 калибра 20 мм.
В двух боковых отсеках размещены по одной УР AIM-9X класса «воздух - воздух», предназначенные для ведения ближнего боя.

Тактический истребитель F-22A создавался как самолет завоевания господства в воздухе. Его разработка была начата в начале 80-х годов прошлого столетия, и в 1996 году ему официально было присвоено имя «Рэптор». В настоящее время серийными образцами этой дорогостоящей машины оснащено 1-е тактическое истребительное авиационное крыло регулярных ВВС США (авиабаза Ланглей, штат Виргиния).
С началом поступления на вооружение ВВС США F-22A вопросы их боевого применения широко обсуждаются на страницах зарубежных авиационных изданий. Некоторые авторы в своих публикациях, носящих откровенно рекламный характер, считают, что эти самолеты открывают новую эру в развитии тактики истребительной авиации. В то же время многие американские военные ученые и специалисты в области тактики, опираясь на опыт летных испытаний этой машины и результаты теоретических исследований, считают, что разработка основ боевого применения F-22A требует новых подходов, в основу которых должно быть положено разумное сочетание его тактико-технических характеристик и боевых возможностей: большая дальность полета; сверхзвуковая крейсерская скорость на бесфорсажных режимах; малая заметность в широком диапазоне радиочастот и инфракрасного излучения, допускающая скрытность сближения с противником и внезапность атак вне досягаемости его средств обнаружения и поражения; высокая маневренность в широком диапазоне высот и скоростей; сниженная нагрузка на летчика по оценке работы бортовых систем и тактической обстановки.
По словам шеф-пилота программы F-22A, «прекрасно обработанная информация, отображаемая в виде цветных надписей и символов, воспринимается летчиком на уровне интуиции. Система сопровождения целей определяет их принадлежность и выдает рекомендации, как и когда использовать оружие. Именно в этом и состоит ключ к реализации всех боевых свойств. Основная задача летчика заключается в том, чтобы пилотировать и применять оружие, а не быть инженером, поэтому на F-22A строевым пилотам будет воевать легко».
Возможности бортовой высокоавтоматизированной аппаратуры, проверенные в ходе летных испытаний, позволили разработчикам F-22A сформулировать новую концепцию воздушных боев: «первым увидел, первым выстрелил, первым сбил». Эта концепция и была положена в основу разработки вопросов тактики или способов ведения воздушных боев.
Первые учебные воздушные бои экипажей F-22A состоялись в 2004 году в рамках войсковых испытаний этой машины на авиабазе Неллис (штат Невада). В качестве противоборствующей стороны были задействованы экипажи тактических истребителей F-15C. Анализируя различные ситуации, возникающие в воздушных боях между этими самолетами, авиационные эксперты США отмечали, что экипажи могли реализовать, как правило, только первые спланированные маневры и действия.
В дальнейшем по мере развития тактики боев летчики F-15C уже не могли в полной мере использовать потенциальные возможности своих машин и выбирать те или иные тактические приемы из-за отсутствия информации о конкретно складывающейся обстановке. Малая заметность истребителей F-22A, в свою очередь, вела к уменьшению дальности их обнаружения (равно как и к сокращению радиуса и уменьшению продолжительности воздушных боев), что делало проблематичным применение оружия на больших дальностях. Кроме того, сокращение времени выполнения операций, предшествующих пуску ракет, при более быстром сближении в ряде случаев приводило к срыву атак, поскольку прицельный комплекс F-15C требует значительных временных затрат на эти цели.
Авиационные эксперты США, отмечая заметное превосходство новых машин, особо подчеркивали, что именно благодаря их малой заметности бои закончились со счетом 8:1 в пользу последних. Один F-22A, по их мнению, по своему боевому потенциалу способен заменить несколько F-15C.
В дальнейшем разработка тактики воздушных боев основывалась, с одной стороны, на анализе тактических приемов современных американских тактических истребителей, а с другой - на высокой технической оснащенности F-22A. Авиационные аналитики и летчики, уже имевшие опыт полетов на этих самолетах, пришли к выводу, что экипажи могут придерживаться прежней тактики воздушного боя, к которой привыкли: вступать в бой с противником, использовать скорость, маневренность и мастерство для достижения успеха. Сочетание малозаметности, аэродинамических характеристик и современного БРЭО, обеспечивающего полную ситуационную осведомленность летчика, позволяет действовать более эффективно, так как он остается практически невидимым. Отсутствие у противника какой-либо информации о пилоте способствует полной реализации вышеупомянутой концепции воздушного боя.
В то же время, согласно оценкам зарубежных экспертов, воздушные бои с задействованием новых истребителей, как и прежде, должны иметь наступательный характер, отличаться высокой динамичностью применением новых тактических приемов.
При боевом применении УР класса «воздух-воздух» у экипажа F-22A есть неоспоримое преимущество - малая замет-ность, особенно при атаке с передней полусферы, что не позволит противнику обнаружить его раньше, а следовательно, обеспечит достижение полной внезапности атаки. Воздушный бой в данной ситуации может завершиться после выполнения одной атаки (вероятно, с поражением нескольких целей) поскольку пуск УР AMRAAM возможен при любом ракурсе воздушной цели.
На этапе сближения с целью производится открытие створок отсека вооружения и пуск УР AIM-120C с последующим захватом ГСН цели (возможно только при Д < 20 км - в остальных случаях - полет по данным инерциальной системы). Если противник попытается скрытно сблизиться и атаковать F-22A, то бортовой комплекс РЭБ, включающий подсистемы предупреждения об облучении РЛС и обнаружения пусков ракет, выдаст на экран монитора тактической обстановки предупреждение об угрозе и рекомендации по выполнению наиболее целесообразного маневра для выхода из зоны поражения.
Если при применении УР AIM-12 ОС противник не будет уничтожен, то естественным продолжением противоборства может стать бой с применением УР AIM-9X «Сайдвиндер» класса «воздух - воздух», в котором, по оценкам западных экспертов, решающее значение для маневра будет иметь использование ресурсов двигателей с управляемым вектором тяги. Это предоставит пилотам возможность выполнить разворот с большей угловой скоростью и первым войти в область возможного применения вооружения. Такое противоборство может вестись в большом диапазоне скоростей (даже на околонулевой скорости). Однако эксперты считают, что в бою на таких режимах пилоты будут испытывать определенный психофизиологический дискомфорт, что может привести к срыву атаки. Кроме того, воздушный бой на пределе психофизиологических и профессиональных возможностей летчиков не гарантирует безопасности полета, и поэтому рекомендуется при обучении летчиков обращать особое внимание на их профессиональную и морально-психологическую подготовку.
Для расширения тактических возможностей истребителей F-22 А предлагаются также различные сценарии группового применения, отдельные фрагменты которых публикуются в американской военной прессе. Например, считается возможным ведение группового поиска воздушного противника звеньями (две пары). При этом рекомендуется для каждого звена выделять свой географический район, свободный от других самолетов ВВС США и их союзников. Поиск может вестись самостоятельно или по целеуказанию с борта самолетов ДРЛО и управления, разведывательных самолетов RC-135, а также с наземных командных пунктов, если истребители находятся в их зоне ответственности.
Подчеркивается, что по продолжительности полета самолеты F-22A в 3-6 раз превосходят истребители четвертого поколения, а благодаря большой крейсерской скорости этих машин летчики будут способны контролировать большие объемы воздушного пространства в единицу времени, в результате чего существенно повысится вероятность обнаружения целей. Основным средством группового поиска могут быть БРЛС. Что же касается радиоизлучающих целей, то летчики получат возможность обнаруживать и опознавать их с большей точностью и значительно быстрее, используя аппаратуру бортового оборонительного комплекса РЭБ. Соответственно, экипажам должно быть предоставлено право самостоятельно атаковать обнаруженные и опознанные цели.
В то же время сообщается, что роли ведущего и ведомого в боевых порядках пар существенным образом изменяются, характерным становится самостоятельное маневрирование, выполняемое по единому замыслу, при котором роли атакующего и прикрывающего переходят от одного к другому. Разрабатываются также и другие сценарии, например один F-22A против четырех самолетов противника и два против 12.
Отработанные варианты боевого применения предполагается использовать при ознакомлении летного состава с этими машинами, а в дальнейшем в ходе обучения и тренировок. Однако, анализируя возможности и новую тактику группового применения F-22A, авиационные эксперты сходятся во мнении, что в борьбе за господство в воздухе применение
групп большого состава и сосредоточение их усилий на решающих направлениях вряд ли окажется возможным из-за крайне высокой дороговизны этих самолетов (около 200 млн долларов). Выход из такого положения они видят в более интенсивной их эксплуатации. Так, если в настоящее время на один истребитель в американских ВВС приходится в среднем 1,25 летчика, то для F-22A этот показатель, по их расчетам, целесообразно увеличить до 1,5-2.
Подготовку экипажей тактических истребителей F-22A к нанесению ударов по наземным целям министерство ВВС США считает менее актуальной, поскольку изначально самолет по своим функциональным качествам предназначен для завоевания и удержания господства в воздухе и обладает весьма ограниченными возможностями для поражения наземных целей (две УР класса «воздух-земля» или две УАБ JDAM и пушечное вооружение).
А кто же будет противником? Эксперты полагают, что он пока в умах разработчиков. Считается, что потенциал F-22A для состоящих на вооружении зарубежных стран тактических истребителей пока явно избыточен. Однако эксперты указывают, что в случае реальных воздушных боев достойным противником F-22A станут модификации Су-27 и МиГ-29 со многими еще
неизвестными концептуальными проработками и техническими решениями, обеспечивающими отличную аэродинамику, управляемость, а также не менее совершенные управляемые ракеты класса «воздух - воздух».
Программы обучения и подготовки летного состава по всем видам боевого применения F-22A, по общему мнению авиационных инженеров, методистов и психологов, должны быть ориентированы на использование главным образом простых, эффективных и относительно недорогих тренажеров базового обучения (построенных на основе ПЭВМ): заданий, тактический и стандартных процедур. Только после прохождения программы обучения на них летчики смогут приступить к курсу подготовки на комплексном тренажере F-22A. Вместе с тем необходимо обеспечить отбор летного состава, поскольку уже сейчас ясно, что массовой подготовки летчиков для этих машин не потребуется, да и освоить новую технику смогут не все, равно как и доверить ее можно не каждому.

Отображение информации в кабине истребителя F-22A:
1 - индикатор тактической обстановки;
2 - левый многофункциональный экранный
индикатор (вывод информации оборонительных
систем);
3 - правый многофункциональный экранный
индикатор (планирование атаки);
4 - нижний многофункциональный экранный индикатор (вывод информации о состоянии
вооружения);
5 - индикатор связных и навигационных систем;
6 - индикатор связи с группой

"Зарубежное военное обозрение" 2006 №11

Смотрите также
Категория: Вооружение | Добавил: pentagonus (28.11.2006) | Автор: А. Краснов
Просмотров: 18215 | Теги: А. Краснов, F-22A | Рейтинг: 4.0/9
Всего комментариев: 0
avatar