search
menu
person

NEWS AND UDATES


Американский транспортно-десантный вертолёт S-70 и его модификации ч4
HTML clipboard

Американский транспортно-десантный вертолёт  S-70 и его модификации ч4
(ч1, ч2, ч3)

Полковник О. Михайлов

В первых трех частях статьи* рассматривались история разработки вертолета S-70, его общая компоновка и конструктивные особенности модификаций для СВ и ВВС, а также морских модификаций SH-60B, F и R, MH-60S. Приводились их тактико-технические характеристики, а также особенности боевого применения этих машин.

Многоцелевой вертолет MH-60R «Страйк Хок» ВМС США разработан на базе модификаций SH-60B и F для решения задач противолодочной и противокорабельной борьбы, а также для обеспечения управления и связи с базированием на палубе кораблей класса «фрегат-авианосец». Дополнительно он может применяться для огневой поддержки береговых подразделений ВМС, перевозки материально-технических средств и личного состава и участия в поисково-спасательных операциях. В состав вооружения машины входят торпеды Мк46 или Мк50, противокорабельные ракеты AGM-119B «Пингвин» или УР AGM-114 «Хеллфайр». MH-60R обладает расширенными возможностями по активному и пассивному обнаружению подводных лодок и позволяет выполнять обмен информацией об обнаруженной ПЛ с другими участниками сил слежения (надводные корабли и авиация). БРЭО включает низкочастотную гидроаккустическую станцию AN/AQS-22, многофункциональную РЛС AN/APS-147, БЦВМ AN/ AYK-14, совмещенную с приборами ночного видения ИК-станцию переднего обзора AN/AAS-44 с лазерным дальномером, систему обнаружения радиоизлучений AN/ALQ-210 и усовершенствованную шину обмена данными. Максимальная взлетная масса боевой машины 10 600 кг.

Серийное производство вертолетов модификации MH-60R началось в апреле в 2006 года, а в марте 2008-го завершено развертывание одного отряда 71-й эскадрильи на борту эсминца УРО DDG-80 «Пребл» проекта «Орли Бёрк». Командование ВМС США планирует до 2015 года закупить на менее 250 единиц MH-60R и вооружить ими пять эскадрилий.

Созданный на базе SH-60F вертолет НН-60Н «Рескью Хок» предназначен для боевого поиска и спасения, а также для обеспечения специальных операций ВМС США, таких как доставка морских разведывательно-диверсионных групп в район выполнения задачи и возвращение их обратно. Он оснащен системой HIRSS и имеет оборудование, позволяющее выполнять безопасное маневрирование для захода на палубу как авианесущих, так и других надводных кораблей. Первый полет НН-60Н выполнил в августе 1988 года, а поступление его на вооружение началось в июле 1989-го. С учетом опыта боевого применения в операции «Буря в пустыне» этот вертолет оснащен ИК-системой переднего обзора AAQ-16 и дополнительным ракетным вооружением. В дверных проемах транспортного отсека устанавливаются 7,62-мм пулеметы М60 или 12,7-мм GECAL.

Поисково-спасательный вертолет береговой охраны (БОХР) США HH-60J «Джей-хок» аналогичен НН-60Н, но не оснащен системой HIRSS и оборонительным БРЭО. Специальное поисковое оборудование включает размещенные в носовом обтекателе РЛС RDR-1300 и радиопеленгатор. На левом пилоне подвешен мощный прожектор и дополнительный топливный бак (ТБ). Асимметричная подвеска объясняется наличием на правом борту спасательного подъемника. При выполнении полетов с палубы патрульных кораблей БОХР предусмотрено использование системы RAST. Экипаж состоит из четырех человек: двух пилотов, бортинженера (оператора подъемного устройства) и пловца-спасателя. Три подвесных ТБ обеспечивают полет на дальность до 555 км от базы, нахождение в районе поиска в  течение 45 мин и возвращение с шестью спасенными на борту. Первый полет был выполнен в августе 1990 года.

Объёмы поставок некоторых модификаций вертолёта  S-70 для нужд ВС США и зарубежным заказчикам

Финан- совый год Для ВС США На экспорт Всего
UH-60A ЕН-60А HH-60G UH-60L МН-60К HH-60L UH-60M MH-60S
1973 6                 6
1977 15                 15
1978 56                 56
1979 92                 92
1980 94                 94
1981 80   5             85
1982 96   6             102
1983 96                 96
1984 84 12               96
1985 86 18               104
1986 78 18               96
1987 84 18 9             111
1988 72   16           21(1) 108
1989 49   18 23         5(2) 95
1990     22 76         1(3) 99
1991     15 45 22       8(4) 90
1992     13 52           65
1993       60           60
1994       63           63
1995       68           68
1996       65         9(5) 74
1997     8 30   4     15(6) 57
1998       34       1   35
1999       18       5   23
2000       19   3   16 9(7) 47
2001       16   2   15 34(8) 67
2002       19   2  4* 13 24(9) 62
2003       12   7   15   34
2004       13   4 4** 13 4(10) 38
2005       44       21   65
2006       28       26   54
2007       22           22
2008       5           5
2009       4           4
Всего 988 66 112 716 22 22 8 125 129 2188
* Опытные образцы: три созданы на базе UH-60A и один - на базе UH-60L.
** Созданы на базе UH-60A.
В скобках обозначены страны-заказчики в рамках федеральной программы США «Торговля продукцией военного назначения с зарубежными странами» (FMS): 1 - Колумбия (5 единиц), Египет (2) и Саудовская Аравия (13); 2 - Колумбия; 3 - Бахрейн; 4 - Саудовская Аравия; 5 - Колумбия (7) и Египет (2); 6 - Израиль; 7 -Колумбия (7) и Египет (2); 8 - Колумбия (31) и Таиланд (3); 9 - Израиль; 10-Египет и Таиланд. Кроме того, покупателями являются Австралия, Япония (строятся по лицензии фирмой «Митсубиси»), Республика Корея, Турция. Такие страны, как Аргентина, Бруней, Чили, Иордания, Мексика, Марокко и Филиппины, взяли вертолеты S-70 в лизинг.
В графе «Всего» (внизу) представлены данные без учета возможной закупки СВ США модели MH-60S и поставок по программе FMS в период с 2006 по 2009 финансовый год.

В береговой охране США изучаются возможности регулярного использования вертолетов «Джейхок» с надводных кораблей и проводятся соответствующие испытания на борту средних и больших патрульных кораблей БОХР. HH-60J может использоваться также для борьбы с контрабандой наркотиков.

Поставки варианта VH-60N «Уайт Хок» (до ноября 1989 года - VH-60A), разработанного для морской пехоты США, начались в ноябре 1988 года. Оснащение вертолета включает систему управления полетом от SH-60B, более надежный главный редуктор, дополнительный внутренний ТБ емкостью 473 л, рабочее место радиооператора, РЛС разведки погоды, защиту от электромагнитного импульса ядерного взрыва и звукоизолированный VIP-салон. С 1998 года машины этой модификации проходят модернизацию по программе SPAR (Special Progressive Aircraft Rework). В настоящее время восемь вертолетов состоят на вооружении авиационного отряда обеспечения президента США.

Помимо рассмотренных выше модификаций специалисты компании «Сикорский эркрафт» на базе модификации UH-60L разработали вариант «Файр Хок», предназначенный для борьбы с пожарами. Он оборудован модифицированным шасси и подфюзеляжным баком для воды емкостью 3 785 л. Забор воды предусмотрен двумя способами: посадочным и в режиме висения - с использованием шланга. Трехмесячные испытания демонстрационного образца проводились с июля 1998 года в департаменте пожарной охраны г. Лос-Анджелес и в подразделениях сухопутных войск США. В этом же году первый образец был поставлен на вооружение СВ Национальной гвардии (НГ) штата Орегон. Департамент пожарной охраны г. Лос-Анджелес получил два экземпляра в 2001 году и один в 2004-м, а, кроме того, по одной машине приобрели подразделения СВ НГ штатов Калифорния и Флорида в 2002 и 2003 годах соответственно.

На машины, поставляемые для ВВС Израиля, устанавливается система воздушных подушек CABS (Cockpit Air Bag System) для дополнительной защиты при аварии или грубой посадке и комплекс управления бортовым вооружением с прицельно-навигационной системой и нашлемной системой целеуказания и индикации.

В настоящее время компания «Сикорский эркрафт» налаживает выпуск модели «Блэк Хок интернэшнл» на польском авиастроительном предприятии «Мелец». Первые поставки произведенных в Польше вертолетов должны начаться не позже 2011 года.

На сегодняшний день вертолеты S-70 различных модификаций состоят на вооружении 26 государств и используются для выполнения широкого круга задач - от поддержки боевых операций до оказания помощи при ликвидации стихийных бедствии и медицинской эвакуации.

Пять вертолетов UH-60A поставлены национальному управлению по контролю за соблюдением законов о наркотиках. Всего в 1999 году с учетом арендованных машин СВ США парк этого управления насчитывал 16 единиц (три из них на хранении). Кроме того, две машины списаны в потери.

В октябре 1988 года был построен тысячный вертолет S-70, а в мае 1994-го - двухтысячный. К началу 1999 года общий налет более чем 2 400 машин S-70 достиг 3 млн 600 тыс. ч.

Стоимость одного UH-60L для СВ США в 1997 году составила 8,6 млн долларов, a MH-60G - 10,2 млн. В 2002 году два вертолета в VIP-варианте с запасными двигателями и частями, инструментом и оборудованием для технического обслуживания были приобретены Египтом за 47 млн долларов. Поставка в период с 2002 по 2006 финансовый год 80 UH-60L и 82 MH-60S оценивается в 1,5 млрд долларов. В 2003 году один S-70A «Файр Хок» был продан департаменту пожарной охраны г. Лос-Анджелес за 14,5 млн долларов. В 2007 финансовом году стоимость вертолета UH-60M составила 14,2 млн долларов, аМН-608-18,6 млн.

Согласно контракту на сумму 7,4 млрд долларов, подписанному в декабре 2007 года между компанией «Сикорский эркрафт» и правительством США, в период с 2007 по 2012 год вооруженные силы страны получат 537 вертолетов UH-60M «Блэк Хок» и НН-60М, а также MH-60S «Найт Хок» и MH-60R «Страйк Хок». Контракт также предусматривает опцион на поставку еще 263 машин, запасных частей и деталей, в результате чего потенциальная сумма сделки достигнет 11,6 млрд долларов.

Таким образам, состоящие в настоящее время на вооружении СВ, ВВС, ВМС, морской пехоты и Национальной гвардии машины S-70 в ближайшем будущем останутся основными многоцелевыми вертолетами средней грузоподъемности в вооруженных силах США, а также составят значительную долю вертолетного парка многих зарубежных стран.

* Начало см.: Зарубежное военное обозрение. - 2008.- № 4-С.55-60 № 5-С.59-63 № 6-С.51-54.

Зарубежное военное обозрение №9 2008 С.52-55

Смотрите также
Категория: Вооружение | Добавил: pentagonus (27.11.2008) | Автор: Полковник О. Михайлов
Просмотров: 3921 | Теги: UH-60L, MH-60S, ЕН-60А, О. Михайлов, UH-60M, МН-60К, UH-60A, HH-60G, HH-60L | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar