Американский транспортно-десантный вертолёт
S-70 и его модификации ч4
|
Финан- совый год | Для ВС США | На экспорт | Всего | |||||||
UH-60A | ЕН-60А | HH-60G | UH-60L | МН-60К | HH-60L | UH-60M | MH-60S | |||
1973 | 6 | 6 | ||||||||
1977 | 15 | 15 | ||||||||
1978 | 56 | 56 | ||||||||
1979 | 92 | 92 | ||||||||
1980 | 94 | 94 | ||||||||
1981 | 80 | 5 | 85 | |||||||
1982 | 96 | 6 | 102 | |||||||
1983 | 96 | 96 | ||||||||
1984 | 84 | 12 | 96 | |||||||
1985 | 86 | 18 | 104 | |||||||
1986 | 78 | 18 | 96 | |||||||
1987 | 84 | 18 | 9 | 111 | ||||||
1988 | 72 | 16 | 21(1) | 108 | ||||||
1989 | 49 | 18 | 23 | 5(2) | 95 | |||||
1990 | 22 | 76 | 1(3) | 99 | ||||||
1991 | 15 | 45 | 22 | 8(4) | 90 | |||||
1992 | 13 | 52 | 65 | |||||||
1993 | 60 | 60 | ||||||||
1994 | 63 | 63 | ||||||||
1995 | 68 | 68 | ||||||||
1996 | 65 | 9(5) | 74 | |||||||
1997 | 8 | 30 | 4 | 15(6) | 57 | |||||
1998 | 34 | 1 | 35 | |||||||
1999 | 18 | 5 | 23 | |||||||
2000 | 19 | 3 | 16 | 9(7) | 47 | |||||
2001 | 16 | 2 | 15 | 34(8) | 67 | |||||
2002 | 19 | 2 | 4* | 13 | 24(9) | 62 | ||||
2003 | 12 | 7 | 15 | 34 | ||||||
2004 | 13 | 4 | 4** | 13 | 4(10) | 38 | ||||
2005 | 44 | 21 | 65 | |||||||
2006 | 28 | 26 | 54 | |||||||
2007 | 22 | 22 | ||||||||
2008 | 5 | 5 | ||||||||
2009 | 4 | 4 | ||||||||
Всего | 988 | 66 | 112 | 716 | 22 | 22 | 8 | 125 | 129 | 2188 |
* Опытные образцы: три
созданы на базе UH-60A и один - на базе
UH-60L. ** Созданы на базе UH-60A. В скобках обозначены страны-заказчики в рамках федеральной программы США «Торговля продукцией военного назначения с зарубежными странами» (FMS): 1 - Колумбия (5 единиц), Египет (2) и Саудовская Аравия (13); 2 - Колумбия; 3 - Бахрейн; 4 - Саудовская Аравия; 5 - Колумбия (7) и Египет (2); 6 - Израиль; 7 -Колумбия (7) и Египет (2); 8 - Колумбия (31) и Таиланд (3); 9 - Израиль; 10-Египет и Таиланд. Кроме того, покупателями являются Австралия, Япония (строятся по лицензии фирмой «Митсубиси»), Республика Корея, Турция. Такие страны, как Аргентина, Бруней, Чили, Иордания, Мексика, Марокко и Филиппины, взяли вертолеты S-70 в лизинг. В графе «Всего» (внизу) представлены данные без учета возможной закупки СВ США модели MH-60S и поставок по программе FMS в период с 2006 по 2009 финансовый год. |
В береговой охране США изучаются возможности регулярного использования вертолетов «Джейхок» с надводных кораблей и проводятся соответствующие испытания на борту средних и больших патрульных кораблей БОХР. HH-60J может использоваться также для борьбы с контрабандой наркотиков.
Поставки варианта VH-60N «Уайт Хок» (до ноября 1989 года - VH-60A), разработанного для морской пехоты США, начались в ноябре 1988 года. Оснащение вертолета включает систему управления полетом от SH-60B, более надежный главный редуктор, дополнительный внутренний ТБ емкостью 473 л, рабочее место радиооператора, РЛС разведки погоды, защиту от электромагнитного импульса ядерного взрыва и звукоизолированный VIP-салон. С 1998 года машины этой модификации проходят модернизацию по программе SPAR (Special Progressive Aircraft Rework). В настоящее время восемь вертолетов состоят на вооружении авиационного отряда обеспечения президента США.
Помимо рассмотренных выше модификаций специалисты компании «Сикорский эркрафт» на базе модификации UH-60L разработали вариант «Файр Хок», предназначенный для борьбы с пожарами. Он оборудован модифицированным шасси и подфюзеляжным баком для воды емкостью 3 785 л. Забор воды предусмотрен двумя способами: посадочным и в режиме висения - с использованием шланга. Трехмесячные испытания демонстрационного образца проводились с июля 1998 года в департаменте пожарной охраны г. Лос-Анджелес и в подразделениях сухопутных войск США. В этом же году первый образец был поставлен на вооружение СВ Национальной гвардии (НГ) штата Орегон. Департамент пожарной охраны г. Лос-Анджелес получил два экземпляра в 2001 году и один в 2004-м, а, кроме того, по одной машине приобрели подразделения СВ НГ штатов Калифорния и Флорида в 2002 и 2003 годах соответственно.
На машины, поставляемые для ВВС Израиля, устанавливается система воздушных подушек CABS (Cockpit Air Bag System) для дополнительной защиты при аварии или грубой посадке и комплекс управления бортовым вооружением с прицельно-навигационной системой и нашлемной системой целеуказания и индикации.
В настоящее время компания «Сикорский эркрафт» налаживает выпуск модели «Блэк Хок интернэшнл» на польском авиастроительном предприятии «Мелец». Первые поставки произведенных в Польше вертолетов должны начаться не позже 2011 года.
На сегодняшний день вертолеты S-70 различных модификаций состоят на вооружении 26 государств и используются для выполнения широкого круга задач - от поддержки боевых операций до оказания помощи при ликвидации стихийных бедствии и медицинской эвакуации.
Пять вертолетов UH-60A поставлены национальному управлению по контролю за соблюдением законов о наркотиках. Всего в 1999 году с учетом арендованных машин СВ США парк этого управления насчитывал 16 единиц (три из них на хранении). Кроме того, две машины списаны в потери.
В октябре 1988 года был построен тысячный вертолет S-70, а в мае 1994-го - двухтысячный. К началу 1999 года общий налет более чем 2 400 машин S-70 достиг 3 млн 600 тыс. ч.
Стоимость одного UH-60L для СВ США в 1997 году составила 8,6 млн долларов, a MH-60G - 10,2 млн. В 2002 году два вертолета в VIP-варианте с запасными двигателями и частями, инструментом и оборудованием для технического обслуживания были приобретены Египтом за 47 млн долларов. Поставка в период с 2002 по 2006 финансовый год 80 UH-60L и 82 MH-60S оценивается в 1,5 млрд долларов. В 2003 году один S-70A «Файр Хок» был продан департаменту пожарной охраны г. Лос-Анджелес за 14,5 млн долларов. В 2007 финансовом году стоимость вертолета UH-60M составила 14,2 млн долларов, аМН-608-18,6 млн.
Согласно контракту на сумму 7,4 млрд долларов, подписанному в декабре 2007 года между компанией «Сикорский эркрафт» и правительством США, в период с 2007 по 2012 год вооруженные силы страны получат 537 вертолетов UH-60M «Блэк Хок» и НН-60М, а также MH-60S «Найт Хок» и MH-60R «Страйк Хок». Контракт также предусматривает опцион на поставку еще 263 машин, запасных частей и деталей, в результате чего потенциальная сумма сделки достигнет 11,6 млрд долларов.
Таким образам, состоящие в настоящее время на вооружении СВ, ВВС, ВМС, морской пехоты и Национальной гвардии машины S-70 в ближайшем будущем останутся основными многоцелевыми вертолетами средней грузоподъемности в вооруженных силах США, а также составят значительную долю вертолетного парка многих зарубежных стран.
* Начало см.: Зарубежное военное обозрение. - 2008.- № 4-С.55-60, № 5-С.59-63, № 6-С.51-54.
Зарубежное военное обозрение №9 2008 С.52-55
Смотрите такжеВсего комментариев: 0 | |