search
menu
person

NEWS AND UDATES


Модернизация тактических истребителей F-16 ВВС США (2002)

Модернизация тактических истребителей F-16 ВВС США

Подполковник А. Борисов

Американские тактические истребители F-16 модификации C/D Block 40/42 и 50/52 (см. рисунок) составляют более половины парка тактической авиации ВВС США. В целях повышения боевых возможностей и продления срока службы данных самолетов проводятся работы по их модернизации. Основные усилия специалистов направлены на доработку штатного бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), совершенствование конструкции планера, расширение номенклатуры применяемого авиационного вооружения и улучшение характеристик двигателей.
Истребители F-16 C/D Block 40/42 начали поступать в боевой состав ВВС США в 1990 году. Данные самолеты, оборудованные подвесными контейнерами прицельно-навигационной системы LANTIRN, кроме борьбы с воздушными целями могут выполнять задачи поражения наземных объектов в любых погодных условиях и ночью с применением управляемых авиационных бомб (УАБ) и управляемых ракет (УР) класса «воздух - земля».
Модернизация этих машин осуществляется с 1995 года. В частности, истребители F-16 C/D Block 40/42 оснащаются усовершенствованными станцией предупреждения об облучении AN/ALR-56M, автоматами сброса дипольных отражателей и ложных тепловых целей AN/ALE-47, цифровой аппаратурой передачи данных и целеуказания, а также новой аккумуляторной батареей повышенной емкости и улучшенными эксплуатационными характеристиками. Кроме того, до 2003 года на всех машинах предусматривается модернизировать бортовую РЛС AN/APG-68, оборудовать их цифровой системой огибания рельефа местности и включить в состав вооружения авиационные кассеты CBU-97.
Истребители F-16 C/D Block 50/52 находятся на вооружении ВВС США с 1992 года, а их поставки в строевые части продолжаются и в настоящее время. Данные машины также оснащены подвесными контейнерами прицельно-навигационной системы LANTIRN и предназначены для завоевания превосходства в воздухе и действий по наземным целям, в том числе в сложных метеоусловиях и ночью. Для замены самолетов F-4G «Уайлд Уизл», выполнявших задачи подавления ПВО и поражения РЛС противника, с 1993 года начались поставки тактических истребителей F-16 C/D Block 50D/52D, оснащенных аппаратурой для пуска противорадиолокационных ракет AGM-88 HARM.
Мероприятия по модернизации этих машин предусматривают их оснащение усовершенствованной многофункциональной РЛС AN/APG-68(V5), новой инерциальной навигационной системой на лазерных гироскопах с коррекцией по данным КРНС NAVSTARh бортовой ЭВМ системы управления оружием с повышенным быстродействием и увеличенной оперативной памятью. В состав БРЭО самолета предполагается включить также аппаратуру связи с повышенной степенью помехозащищенности от средств радиоэлектронного подавления, модифицированные автоматы сброса дипольных отражателей и ложных тепловых целей AN/ALE-47, новую цифровую аппаратуру передачи данных и целеуказания, а кабину летчика намечается оборудовать новыми цветными многофункциональными индикаторами.
В середине 1998 года руководство ВВС США приняло решение о разработке программы CCIP (Common Configuration Implementation Programme), предусматривающей дальнейшее совершенствование БРЭО тактических истребителей F-16 C/D Block 40/42 и 50/52 с целью приведения его к единым стандартам. В частности, предполагается оснастить данные самолеты новой аппаратурой загоризонтной линии передачи и распределения тактической информации в реальном масштабе времени «Линк-16», нашлемной системой целеуказания, разработанной по программе JHMCS (Joint Helmet Mounted Cueing System) и позволяющей применять УР AIM-9X класса «воздух - воздух» малой дальности, а также модернизировать бортовые ЭВМ и оборудование кабины экипажа. На разработку мероприятий по усовершенствованию этих самолетов в рамках программы CCIP выделено 84,3 млн долларов, а стоимость модернизации около 700 тактических истребителей F-16 C/D Block 40/42 и 50/52, которую намечено провести в период с 2003 по 2005 год, составит 1 млрд долларов. Интерес к данной программе проявил также ряд государств, на вооружении ВВС которых находятся машины этого типа.
Работы по совершенствованию конструкции самолетов начались в 2002 году. В рамках программы модернизации предусматривается провести замену (в частности, силовых нервюр киля) или усиление основных элементов конструкции истребителей. По мнению специалистов, реализация данной программы позволит продлить ресурс планера этих машин до 8 000 ч. Кроме того, ведутся работы по увеличению бортового запаса топлива. Так, в сентябре 1998 года руководством ВВС США было принято решение о закупке подвесных топливных баков большей емкости (2 770 л) израильского производства на сумму 11,4 млн долларов, а в 2003 - 2004 годах предусматривается оборудование самолетов конформными баками общей емкостью 1 450 л. Выполнение данных мероприятий в сочетании с установкой более мощного двигателя приведет к увеличению максимальной взлетной массы до 23 500 кг.
Совершенствование БРЭО тактических истребителей F-16 C/D Block 40/42 и 50/52 позволит значительно расширить номенклатуру бортового оружия и повысить их боевые возможности. В ближайшей перспективе в состав вооружения этих самолетов планируется включить новые УР AIM-9X класса «воздух - воздух» и противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM Block 6, а также перспективные УР AGM-158 класса «воздух - земля», управляемые авиационные бомбы GBU-31, -32 и авиационные кассеты CBU-103, -104, -105. Для повышения выживаемости машин при выполнении боевых задач по прорыву системы ПВО и выявления РЛС противника принято решение об оснащении истребителей подвесными контейнерами с буксируемыми постановщиками помех AN/ALE-50, успешно применявшимися в ходе воздушной операции ОВС НАТО в Косово весной прошлого года. В дальнейшем для выполнения подобных задач F-16 C/D Block 40/42 и 50/52 будут оборудоваться также миниатюрной автономной ложной воздушной целью (АЛВЦ) MALD. Данная АЛВЦ, обеспечивающая имитацию эффективной площади рассеяния, типовых профилей полета и маневров реальных самолетов, будет устанавливаться на одном из узлов внешней подвески. Летные испытания опытных образцов АЛВЦ MALD начались в прошлом году.
В состав силовой установки истребителей входит турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой (ТРДДФ) F110-GE-129 фирмы «Дженерал электрик» или F100-PW-229 компании «Пратт энд Уитни». С целью повышения летно-технических и эксплуатационных характеристик самолетов осуществляются мероприятия по модернизации этих двигателей.
С 1996 года специалисты фирмы «Дженерал электрик» проводят стендовые испытания нового ТРДДФ F110-GE-129EFE (Enhanced Fighter Engine). Основной особенностью этого двигателя является усовершенствованный трехступенчатый компрессор низкого давления (КНД), в конструкции которого применены широкохордные рабочие лопатки. Использование нового КНД позволило увеличить расход воздуха и степень повышения давления в двигателе. Была усовершенствована также конструкция камеры сгорания. В результате выполненных работ максимальная тяга на форсированном режиме возросла с 129 кН до 151,4 кН. Количество конструктивных элементов и деталей нового двигателя уменьшено на 25 проц. его ресурс увеличен до 6 000 ч при значительном снижении стоимости технического обслуживания. Поставки ТРДДФ Fl 10-GE-129EFE в части ВВС США предусматривается начать в текущем году.
Одновременно специалисты фирмы «Дженерал электрик» исследуют возможность дальнейшего усовершенствования выходного устройства силовой установки тактических истребителей F-16 C/D Block 40/42 и 50/52. В рамках этих работ создано экспериментальное реактивное сопло LO AXI (Low-Observable Axisym-metric), обеспечивающее более низкие показатели заметности самолета в визуальном и ИК-диапазонах. Результаты испытаний показали, что данное устройство позволяет снизить на 280 - 500°С температуру выходных газов на форсированных режимах. Кроме того, осуществляются работы по повышению маневренных и взлетно-посадочных характеристик самолета. С этой целью с 1993 года разрабатывается реактивное сопло AVEN (Axisymmetric Vectoring Exhaust Nozzle), оснащенное устройством всеракурсного отклонения вектора тяги двигателя на 20° (темп перекладки 60 град/с). По завершении летных испытаний предполагается принять решение о его установке на серийные машины.
Специалисты фирмы «Пратт энд Уитни» ведут работы по модернизации двигателя F100-PW-229. В его новой модификации, получившей обозначение F100-PW-229A, применяется ряд конструктивных и технологических решений, использовавшихся при создании ТРДДФ пятого поколения Fl 19-PW-100 (используется на тактическом истребителе F-22A «Рэптор»). Основными особенностями двигателя F100-PW-229A являются высоконапорный трехступенчатый вентилятор с широкохордными лопатками и укороченная кольцевая камера сгорания. Стендовые испытания новой модификации показали, что проведенные мероприятия позволили увеличить на 25 проц. тягу двигателя на максимальном форсированном режиме, снизить на 8 проц. удельный расход топлива, а также значительно улучшить эксплуатационные характеристики. Кроме того, ведутся работы по созданию реактивного сопла, оснащенного устройством отклонения вектора тяги двигателя.
В соответствии с текущими планами после 2005 года в боевом составе ВВС США останутся только тактические истребители F-16 C/D Block 40/42 и 50/52, срок эксплуатации которых благодаря проведению программ модернизации будет продлен до 2030 года, а все самолеты более ранних модификаций намечается передать авиационным частям резерва и национальной гвардии США.

Зарубежное военное обозрение №7 2002 с. 38-39

Смотрите также
Категория: ВВС | Добавил: pentagonus (20.01.2003) | Автор: Подполковник А. Борисов
Просмотров: 7016 | Теги: А. Борисов, F-16C/D Block 40/42, F-16 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar