search
menu
person

NEWS AND UDATES


Военная доктрина США (1975)

Военная доктрина США

Генерал-майор запаса И. Сергеев;
полковник запаса В. Трусенков

Порождённая буржуазным общественным строем, реакционной идеологией и экспансионистской политикой правящего эксплуататорского класса военная доктрина США на протяжении всей истории американского империализма была направлена на обеспечение его агрессивных устремлений. Но наиболее реакционный характер она приобрела после второй мировой войны, когда американский империализм в качестве своего внешнеполитического курса провозгласил установление мирового господства.

С тех пор Соединенные Штаты, обладая подавляющим по сравнению с другими капиталистическими странами превосходством в экономической и особенно в военной областях, возглавляют созданную ими систему агрессивных военно-политических блоков и играют решающую роль в разработке и попытках реализации глобальной антикоммунистической стратегии.

Рассматривая войну как главное средство решения международных вопросов, военно-политическое руководство США разработало в начале 50-х годов военную доктрину, сущность которой была изложена в официально провозглашенной в январе 1954 года так называемой стратегии "массированного ядерного возмездия" ("массированного ответного удара"). Эта стратегия в политическом плане предполагала путем глобального ядерного нападения на социалистические страны ликвидацию мировой социалистической системы и восстановление на земном шаре системы капитализма во главе с Соединенными Штатами.

Стратегия "массированного ядерного возмездия" базировалась на предположении о якобы имевшемся подавляющем превосходстве США над Советским Союзом в ядерном оружии, его носителях, экономическом и научно-техническом потенциалах. Она предусматривала ведение против СССР и других социалистических государств только всеобщей ядерной войны. Американскому военно-политическому руководству эта война представлялась как одностороннее нанесение ядерных ударов силами стратегической авиации по Советскому Союзу, тогда как территория США оставалась бы неуязвимой или почти неуязвимой от ответного удара.

Войн другого характера между США и Советским Союзом, а также между двумя общественными системами военная доктрина Соединенных Штатов в 50-х голах не предусматривала. Допускалась лишь возможность ведения локальных войн на театрах военных действии, слабо оборудованных в инженерном отношении, с целью подавления национально-освободительных движений главным образом силами морской пехоты и авиации с применением обычного оружия.

В соответствии с таким определением характера войн и способов их ведения главным направлением в развитии вооружения США явилась разработка новых типов ядерных боеприпасов и их носителей. Приоритет в строительстве вооруженных сил предоставлялся военно-воздушным силам, и прежде всего стратегическому авиационному командованию. Так, с 1954 по 1961 финансовый год на ВВС расходовалось около 47 % военного бюджета, на ВМС - 29 % и на сухопутные войска - 24 % Ответственность за наращивание обычных вооруженных сил и вооружений США возлагали на своих союзников по военным блокам.

Занимая главенствующее место в капиталистическом мире, США навязали партнерам по НАТО положения своей военной доктрины, которые составили основу коалиционной военной стратегии блока, получившей название стратегии "щита и меча", где под "мечом" понималась стратегическая авиация США, а под "щитом" - вооруженные силы остальных стран НАТО.

Однако положениям стратегии "массированного ядерного возмездия" не суждено было осуществиться на практике. Успехи Советского Союза в развитии народного хозяйства, науки и техники, возросшая оборонная мощь СССР уже к концу 50-х годов сделали эту "стратегию" несостоятельной. Запуск Советским Союзом в 1957 году первого искусственного спутника Земли продемонстрировал небывалые достижения страны социализма в ракетостроении и опрокинул все расчеты и прогнозы военно-политического руководства США. В Пентагоне поняли, что в этих условиях ядерная война таила бы в себе угрозу уничтожения самого агрессора, несмотря на выгодное географическое положение США.

Страх перед неотвратимостью ответного ядерного удара вызвал бурную критику стратегии "массированного ядерного возмездия" и вынудил военно-политическое руководство США пересмотреть основные положения своей военной доктрины с тем, чтобы, придав им большую гибкость, привести их в соответствие с изменившейся международной обстановкой и реальным соотношением сил.

В результате длительных поисков новых концепций, способов и средств достижения политических целей военным путем в условиях так называемого "ядерного тупика" Соединенные Штаты в 1961 году приняли военную доктрину, основу которой составила стратегия "гибкого peaгирования" Это также была доктрина агрессии, направленная своим острием против Советского Союза и других социалистических государств. Она по-прежнему базировалась на политике "с позиции силы", но уже исходила из предпосылки "равновесия" между СССР и США в стратегических ядерных средствах.

В стратегии "гибкого реагирования" центральное место отводилось всеобщей ядерной войне и требованиям о подготовке к ней страны и вооруженных сил. Но такая война уже не считалась единственным средством достижения внешнеполитических целей американского империализма. Выдвигалось требование готовиться и к ведению ограниченных воин против стран социалистического содружества. Само понятие ограниченной войны значительно расширилось. Допускалось, что она может принять большой размах и вестись не только на второстепенных театрах, но и в таких районах, как Европа, где сосредоточены главные военные группировки НАТО и Варшавского Договора.

В поисках ответа на вопрос, почему ограниченным войнам стали придавать большое значение, американские военные теоретики вынуждены были прийти к выводу о том, что теория ограниченной войны должна быть основана на понимании того неоспоримого факта, что с потерей Соединенными Штатами атомной монополии стало практически невозможным нанизывать противнику безоговорочную капитуляцию, пуская в ход неприемлемые для США средства.
Сущность военной доктрины США в 60-х годах заключалась в "дозированном" использовании вооруженных сил для достижения политических и военных целей американского империализма с учетом изменившегося соотношения сил в мире и конкретно складывающейся обстановки. Мера применяемой силы каждый раз должна была определяться поставленной задачей и ожидаемым сопротивлением противника. При этом на возрастающее сопротивление предполагалось отвечать многократно превосходящей мощью ударов. Войну против социалистических стран в Европе планировалось вести вначале (в течение короткого времени) обычным оружием, затем с использованием тактических, а в критической обстановке - стратегических ядерных средств.

Изменения в военной доктрине внесли существенные коррективы и в строительство вооруженных сил США. Стремясь приспособить свою военную мощь к новой обстановке в мире, правительство Соединенных Штатов в 60-х годах сделало больший упор на развитие обычных средств вооруженной борьбы наряду с ядерными и на увеличение обычных вооруженных сил в целом.

"Основной целью военной политики Соединенных Штатов с 1961 года, - заявил в свое время бывший министр обороны США Макнамара,- является усиление неядерных возможностей свободного мира, и в частности стран НАТО".

Была узаконена также новая система строительства вооруженных сил по целевому оперативно-стратегическому предназначению. Для ведения всеобщей ядерной войны предназначались главным образом стратегические наступательные и оборонительные силы. Ведение ограниченных войн входило в задачу сил общего назначения, которые включали в свой состав сухопутные войска, тактическую авиацию ВВС и военно-морские силы, за исключением атомных ракетных подводных лодок. Последние вместе с межконтинентальными ракетами и стратегической бомбардировочной авиацией составляли стратегические наступательные силы.

В основу строительства стратегических сил были положены требования концепций "гарантированного уничтожения" и "ограничения ущерба". Первая предполагала способность стратегических наступательных сил США уничтожить Советский Союз не только путем нанесения внезапного упреждающего удара, но и ответным ударом. Вторая означала возможность значительно ослабить силу ответного удара Советского Союза и снизить до "приемлемых" размеров потери США в населении и промышленном потенциале. Задачу "ограничения ущерба" планировалось решать нанесением ядерных ударов но соответствующим средствам Советского Союза ранее, чем он смог бы их применить, а также действиями сил ПВО и гражданской обороны.

В строительстве сил общего назначения командование США руководствовалось концепцией "двух с половиной войн", в соответствии с которой Соединенные Штаты должны были иметь силы общего назначения, способные одновременно вести совместно с вооруженными силами союзников две большие войны против социалистических стран в Европе и в Азии, а также одну локальную войну в каком-либо третьем районе мира.

С принятием стратегии "гибкого реагирования" в Соединенных Штатах больше стало уделяться внимания строительству резервных компонентов вооруженных сил и накоплению запасов материальных средств на заморских ТВД. Была принята также концепция "стратегической мобильности", которая предусматривала создание необходимых средств и условий для быстрого усиления существующих или создания новых группировок войск на заморских ТВД.

Очередной пересмотр военной доктрины начался в США в конце 60-х годов. Главными причинами для этого, как заявил бывший президент США Никсон в феврале 1972 года, были "конец неоспоримого превосходства Соединенных Штатов в смысле стратегического могущества и приход ему на смену стратегического равновесия, при котором ядерные силы США и Советского Союза уже сопоставимы". По признанию руководства Пентагона, Соединенные Штаты, решая глобальные военные задачи, распылили свои силы и средства, вследствие чего их стратегические возможности на рубеже 70-х годов перестали служить устрашением для противника. Новая обстановка требовала повышения эффективности военных расходов и создания реальной "позиции силы" в стратегическом вооружении.

Военная доктрина 70-х годов формировалась также в условиях провала агрессивных планов США во Вьетнаме, падения их политического престижа в мире, валютного кризиса и банкротства политики "холодной войны". Под влиянием этих причин Соединенные Штаты в 1971 году приняли стратегию "реалистического устрашения", которая составляет основу их современной военной доктрины

Военная доктрина США 70-х годов предполагает активные действия не только для достижения победы в ходе воины, но и для проведения в мирное время политики "с позиции силы" путем демонстрации военной мощи. Для достижения военно-политических целей американского империализма она наряду с наращиванием военной мощи самих Соединенных Штатов предусматривает максимальное использование возросших материальных, финансовых ресурсов и военного потенциала союзников США. По заявлению министра обороны США Шлесинджера, новая стратегия должна иметь такой курс в отношении союзников, "который позволил бы намного увеличить их вклад в достижение общих стратегических целей".

Политическую сущность современной военной доктрины Соединенных Штатов, как и прежде, составляют стремление к утверждению мировой гегемонии США, антикоммунизм и антисоветизм. Главными противниками Соединенных Штатов на пути к достижению их важнейших политических целен она считает Советский Союз и другие страны социалистического содружества, национально-освободительное движение.

Основными принципами реализации требований военной доктрины Соединенных Штатов являются принципы силы и партнерства.
Принцип силы предусматривает военное, экономическое и научно-техническое превосходство Соединенных Штатов над вероятным противником, особенно в стратегических средствах.

Принцип партнерства имеет целью закрепить господствующее положение США в капиталистическом мире и заставить их союзников значительно увеличить вклад в наращивание военной мощи. Этот принцип основан на том, что союзники в силу военной зависимости от США и общности классовых целей заинтересованы в сохранении военно-политического союза с ними и вынуждены подчиняться американскому диктату.

Военная доктрина США предполагает четыре вида потенциальных войн. Это - стратегическая ядерная война, ядерная война на театре войны, обычная воина на театре войны и обычная воина на театре военных действии или в ограниченном его районе (локальная война). Таким образом, военная доктрина США предусматривает подготовку к войнам различного масштаба - от локального вооруженного конфликта в ограниченном районе ТВД до стратегической ядерной, или так называемой всеобщей ядерной войны.

По применяемым средствам вооруженной борьбы военная доктрина США подразделяет воины на ядерные и обычные. Центральное место в доктрине занимает подготовка к ведению стратегической ядерной войны.

Стратегическая ядерная война, по мнению американского военно-политического руководства, может возникнуть только между коалициями капиталистических и социалистических государств, В такой войне обе стороны будут преследовать самые решительные цели и используют весь арсенал средств вооруженной борьбы. Главную ответственность за ведение стратегической ядерной войны на стороне капиталистической коалиции будут нести Соединенные Штаты. Кроме стратегических наступательных сил, для ведения такой войны предназначаются ядерные силы и силы общего назначения США и их союзников, развернутые на театрах военных действий.

Американские военные теоретики считают наиболее вероятным, что стратегическая ядерная война будет скоротечной. Вместе с тем допускается, что при определенных условиях она может принять и затяжной характер.

Считается также, что стратегическая ядерная воина может быть развязана путем внезапного ядерного нападения или явится результатом перерастания (эскалации) ограниченной войны.

Ядерная война на театре войны, по взглядам военно-политического руководства США, уменьшает вероятность вовлечения Соединенных Штатов во всеобщую ядерную войну при выполнении обязательств перед союзниками. В то же время она может явиться средством достижения определенных региональных политических целей и в этих условиях станет предпочтительнее стратегической ядерной войны.

Главное отличие такой войны от всеобщей ядерной американское политическое руководство видит в политических целях. Обосновывая это положение, американские военные теоретики еще в конце 50-х годов пришли к заключению, что в противовес тотальной или всеобщей ядерной войне ограниченная война ведется ради вполне конкретных политических целей, характер которых способствует установлению определенной зависимости между ними и применяемой для их достижения силой. В общем ограниченная война, по их мнению, имеет дело с конкретными ограниченными задачами, а не с задачами полного уничтожения противника

В ядерной войне на театре войны американская военная доктрина предусматривает ряд ограничений в применении ядерного оружия. Они может применяться не по всем странам, ограничиваться количеством и мощностями ядерных боеприпасов, характером поражаемых целей, глубиной ударов и нанесением их только с воздушными взрывами. Важнейшим условием предотвращения перерастания ядерной войны на театре войны во всеобщую ядерную считается применение ядерного оружия только в зоне боевых действий и только по военным объектам.

Согласно военной доктрине США, возникновение ядерной войны на театре войны наиболее вероятно в Европе. Считается, что возникновению такой войны будут предшествовать боевые действия с применением только обычного оружия.

Переход к применению ядерного оружия, по заявлениям военных руководителей США и НАТО, предусматривается осуществлять в случаях угрозы разгрома вооруженных сил НАТО и глубокого вклинения войск противника на территорию стран блока.

Основная ответственность за ведение ядерной войны на театре войны, по утверждению бывшего министра обороны США Лэйрда, "возлагается на США, но некоторые союзники также могут взять на себя ряд задач благодаря наличию у них ядерного оружия".

Обычную войну на театре войны американская военная доктрина предусматривает вести не только в Европе, но и в Азии. Бремя подготовки и ведения такой войны она возлагает в равной степени на Соединенные Штаты и их союзников.
Обычная война на театре военных действий или в ограниченном районе ТВД (локальная война) американской военной доктриной рассматривается как война, в которой основную тяжесть должны нести лишь втянутые в нее отдельные страны или региональные союзы, а не великие державы. Если война ведется во имя осуществления агрессивных замыслов американского империализма, то Соединенные Штаты Америки могут оказывать союзникам экономическую, военно-техническую помощь и лишь в отдельных случаях поддержать их своими вооруженными силами, главным образом ВВС и ВМС. Решение о прямом участии американских войск в таких войнах предполагается принимать с учетом способности стран-союзниц к самостоятельному достижению поставленных целей.

Возможность возникновения обычной войны на ТВД допускается как на Азиатском, так и на Европейском театрах войны, а локальной - в любом районе земного шара.

В основе требований, предъявляемых современной военной доктриной США к американским вооруженным силам и их строительству, лежит принцип так называемой "достаточности", который должен обеспечить руководству Соединенных Штатов "гибкость для осуществления широкого диапазона политических и военных инициатив".

В соответствии с общим принципом "достаточности" направленность строительства вооруженных сил США, их подготовка к будущей войне и использование в ней определяются рядом концепций ("тотальных сил", "стратегической достаточности", "выбора целей", "полутора войн" и "стратегической мобильности"), каждая из которых выражает одно из основных положений военной доктрины и способы обеспечения его реализации, избранные военно-политическим руководством США.

Концепция "тотальных (всеобщих) сил" предусматривает реализацию двух главных направлений внешней политики Соединенных Штатов - силы и партнерства с помощью максимального использования военной мощи, людских и материальных ресурсов не только Соединенных Штатов, но и их союзников для достижения глобальных интересов мирового империализма, и прежде всего американских монополии. В понятие "всеобщих сил" Пентагон включает существующие регулярные и резервные формирования вооруженных сил США и их союзников, а также потенциальные возможности всех капиталистических стран, которые могут быть использованы Соединенными Штатами в войне. Обеспечению мобилизации "тотальных сил", по замыслу военного руководства, должны служить созданные им агрессивные военно-политические блоки, региональные и двусторонние военные договоры, военная и экономическая помощь своим партнерам по блокам, формирование многонациональных соединений типа мобильных сил НАТО и другие мероприятия, участие в которых может поставить американских союзников перед фактом автоматического вовлечения в развязанную Соединенными Штатами войну.

В соответствии с этой концепцией США главные усилия сосредоточивают на развитии ядерных сил, ВВС и ВМС, а от союзников требуют наращивания обычных вооруженных сил, и особенно сухопутных войск.

Концепция "стратегической достаточности" относится к вопросу строительства стратегических сил. Она требует поддержания их на уровне, обеспечивающем проведение Соединенными Штатами военно-политического курса "с позиции силы", возможность "широкого выбора гибких вариантов" применения стратегических сил и их способность осуществить гарантированное уничтожение государства или коалиции государств противника нанесением не только упреждающего, но и ответного массированного ядерного удара.

Концепция "выбора целей" предусматривает многовариантное применение стратегических наступательных ядерных сил Соединенных Штатов и их союзников В этой концепции особое место занимает вариант, предусматривающий нанесение стратегическими наступательными силами США внезапного массированного удара только по военным объектам Советского Союза, прежде всего по его силам стратегического назначения и пунктам управления вооруженными силами.

По заявлениям военных руководителей США, возможность нанесения таких ударов стратегическими силами появилась на современном этапе в результате проведения целого комплекса мероприятий по совершенствованию этих сил, в частности оснащения стратегических ракет разделяющимися головными частями типа "Мирв" с высокой точностью стрельбы, внедрения системы быстрого перенацеливания и ввода полетных задании МБР "Минитмэн"3, улучшении управления и других.

Провозглашая концепцию "выбора целей" (в иностранной печати ее называют еще концепцией "перенацеливания стратегических ракет"), руководители Пентагона выступили с заявлениями, что эта концепция не предусматривает создания сил так называемого "первого (разоружающего) удара", а отражает лишь требование более гибкого применения стратегических наступательных сил. Однако нетрудно заметить, что эти заявления являются попыткой замаскировать действительные намерения США добиться для себя преимуществ в ядерной войне путем значительного расширения возможностей стратегических наступательных сил наносить эффективные удары по малоразмерным и хорошо защищенным военным объектам, прежде всего по шахтным пусковым установкам МБР. Программы строительства стратегических наступательных сил США подтверждают, что концепция "выбора целей" может быть охарактеризована прежде всего как концепция массированного упреждающего ядерного удара по стратегическим силам Советского Союза, В настоящее время военные руководители Соединенных Штатов полагают, что такой удар, нанесенный внезапно, может подорвать военную мощь Советского Союза и существенно ослабить его ответный удар.

Концепция "полутора войн" требует, чтобы содержащиеся в мирное время вооруженные силы общего назначения США обладали способностью совместно с силами союзников успешно "вести одну большую войну в Европе или Азии и одновременно участвовать в менее значительном конфликте в другом районе". В соответствии с требованиями этой концепции созданы группировки американских войск на различных театрах как базы развертывания вооруженных сил для ведения войны. Предусматривается дальнейшее качественное улучшение группировки американских войск в Европе с одновременным наращиванием военной мощи западноевропейскими странами - участницами НАТО. В Азии предполагается сохранить сильные группировки американских ВВС и ВМС и добиваться значительного повышения боеспособности и боеготовности вооруженных сил (особенно сухопутных войск) союзников при технической помощи со стороны США. Одновременно попытается боеготовность стратегических резервов сухопутных войск, морской пехоты и тактической авиации, расположенных на территории США.

Концепция "стратегической мобильности" определяла одно из направлений строительства вооруженных сил США в 60-х годах и остается составной частью современной американской военной доктрины. Она предусматривает способность к быстрой переброске вооруженных сил на заморские ТВД с целью усиления развернутых или создания новых стратегических группировок и тылового обеспечения их боевых действий.

Концепция "стратегической мобильности" предполагает наличие достаточной" количества морского и воздушного транспорта, создание на территории США и на заморских ТВД развитой системы портов, аэродромов и дорог, поддержание высокой боевой готовности стратегических резервов, особенно соединений и частей двойного базирования, заблаговременное накопление на важнейших ТВД запасов материальных средств. В последнее время американское командование с учетом опыта войны на Ближнем Востоке особое внимание уделяет повышению возможностей переброски войск и грузов по воздуху.

Реализация требований концепции "стратегической мобильности" обеспечивает, по мнению военно-политического руководства Соединенных Штатов, возможность демонстрировать силу при возникновении кризисных ситуаций. В военно-стратегическом плане она позволяет избежать чрезмерного распыления сил по многочисленным ТВД и оперативно реагировать на обострение обстановки в том или  другом районе.

Таким образом, со времени окончания второй мировой войны военно-политическое руководство США не раз вносило коррективы в свою военную доктрину по мере изменения соотношения сил в мире в пользу социализма. В то же время ее политическая сущность - антикоммунизм и главная цель - завоевание мирового господства - оставались неизменными.

Приспособление военной доктрины США к новым условиям соотношения сил каждый раз преследовало цель сохранить войну в качестве средства достижения агрессивных политических устремлений империализма. Именно в этой связи следует рассматривать установки современной военной доктрины США на подготовку не только к всеобщей ядерной воине, но и к ведению так называемых ограниченных войн.

Зарубежное военное обозрение 1975 №9 С. 3-10

 

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (03.12.2011) | Автор: генерал-майор запаса И. Сергеев
Просмотров: 8141 | Теги: доктрина, И. Сергеев, концепция, стратегическая достаточность | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar