Нетрадиционные военные операции ВС зарубежных государств.
Полковник А. Рябинин
В условиях коренного изменения расстановки сил в Европе и мире в целом в содержании процесса использования военной силы Западом для обеспечения своих интересов наблюдается устойчивая тенденция повышения значения так называемых нетрадиционных военных операций (НВО). Их подготовка и проведение преследуют три основные цели: обеспечение формирования условий обстановки, благоприятных для отстаивания и продвижения национальных и коалиционных интересов; реагирование на угрозы и вызовы национальной и коалиционной безопасности; подготовка к действиям в условиях непредвиденных обстоятельств.
С точки зрения западных специалистов, термин «военные операции в условиях отсутствия войны» (Military Operations Other Than War) является собирательным. Он объединяет широкий спектр действий войск (сил) - от демонстрации военной силы до вооруженной интервенции, а также действий, направленных на решение так называемых задач, не свойственных вооруженным силам.
Под последними понимаются действия войск (сил) по оказанию помощи гражданским административным структурам в решении задач экономического, экологического, информационного, пропагандистского, психологического, полицейского, таможенного и иного характера в целях минимизации возможного ущерба и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, деятельности террористов и экстремистов, а также для содействия решению задач гуманитарной, культурной и образовательной направленности.
Сам термин «задачи, не свойственные вооруженным силам» носит условно-исторический характер. Его зарождение восходит к временам, когда единственным предназначением ВС считалось ведение вооруженной борьбы. В современных условиях многие задачи, считавшиеся не свойственными вооруженным силам, перешли в разряд функциональных и получили официальный статус.
На Западе существует отчетливое понимание того, что многообразие нетрадиционных военных операций требует пересмотра подходов к строительству, оснащению вооруженных сил, подготовке личного состава, взаимодействию ВС с невоенными государственными и коммерческими структурами на основе новых принципов, подходов к дальнейшему развитию видов, форм и способов действий войск (сил).
Впервые термин «нетрадиционные военные операции» введен в официальное обращение в 1993 году полевым уставом сухопутных войск США FM 100-5. Дальнейшее развитие вопросы подготовки и ведения нетрадиционных военных операций получили в уставных документах ВС США: FM 100-23 («Миротворческие операции»), FM7-10 («Внутригосударственные операции»), FM 19-15 («Гражданские порядки») и других.
Последняя точка зрения военного руководства Соединенных Штатов на военные операции мирного времени национальных вооруженных сил отражена в полевом уставе США FM 3-0 (2002 год) - основном документе, регламентирующем вопросы подготовки и ведения операций (боевых действий). В нем, в частности, указывается, что все военные действия (национальных сухопутных войск) подразделяются на ведущиеся во время войны и на осуществляемые в операциях в условиях отсутствия войны.
При этом устав определяет операцию, во-первых, как систему боевых действий (сражений, боев и ударов), проводимых различными компонентами одного или нескольких (совместная операция) видов вооруженных сил, которые согласованы по месту и времени и направлены на достижение оперативных (в отдельных случаях стратегических) целей либо на выполнение стратегической, тактической, учебно-боевой или административной военной задачи и осуществляются одновременно или последовательно по единому плану и под общим руководством одного командующего (главнокомандующего) и, во-вторых, как процесс ведения наступательных и оборонительных боевых действий, в том числе передвижений и снабжения войск, а также осуществляемый ими маневр для достижения целей сражения или военной кампании.
Основными видами военных действий в уставе FM 3-0 определены: наступление, оборона, стабилизация обстановки и обеспечение; главными формами военных действий - операции, сражения и нетрадиционные военные операции (в условиях отсутствия войны). Главными целями последних считаются сдерживание войн, урегулирование конфликтов, обеспечение мира, а условиями их проведения - полномасштабная война на ТВД, «ограниченные» боевые действия и военная деятельность мирного времени.
По характеру действий войск (сил) нетрадиционные военные операции подразделяются на стабилизирующие и обеспечивающие. Указывается, что так называемые действия по стабилизации обстановки и обеспечивающие действия войск (сил) являются в НВО преобладающими. При этом операции по стабилизации обстановки проводятся с целью защиты национальных интересов США, а основной способ действий войск (сил) в них - воздействие на источник угроз, на политическую и информационную обстановку. Обеспечивающие операции предусматривают оказание помощи гражданским органам власти и населению как за рубежом, так и на национальной территории, а также подготовку или реагирование на кризисные ситуации.
По масштабам действия войск (сил) НВО могут быть стратегическими, оперативными или тактическими в зависимости от ожидаемого результата или вклада в достижение стратегических, оперативных либо тактических целей.
Операции по стабилизации обстановки, как разновидность нетрадиционных операций, представляют собой деятельность войск (сил) в мирное время и силовые акции в кризисных ситуациях. Они могут проводиться в угрожаемый период, в обстановке, непосредственно предшествующей началу военных (боевых) действий, а также в ходе их, как правило, в районах, не соприкасающихся с теми, в которых эти операции проходят, и на протяжении всего постконфликтного периода.
В зависимости от условий проведения цели операций по стабилизации обстановки могут варьироваться. В угрожаемый период они направлены на урегулирование потенциальных конфликтов; в обстановке, предшествующей началу военных (боевых) действий, - на сдерживание и предотвращение военного конфликта; в условиях ведения военных (боевых) действий - на предотвращение разрастания военного конфликта и содействие аналогичным усилиям со стороны своих партнеров; в постконфликтный период - на создание условий обстановки, благоприятных для налаживания нормального функционирования органов гражданской власти в странах кризисного региона.
В уставе FM 3-0 определены 10 разновидностей операций по стабилизации обстановки: миротворческие, по оказанию помощи в обеспечении внутренней безопасности зарубежных государств, по оказанию помощи в целях обеспечения национальной безопасности, по обеспечению гуманитарной и гражданской помощи, поддержке повстанческих движений, по поддержке борьбы с наркобизнесом, эвакуации гражданского населения, контролю за вооружениями, по демонстрации силы и борьбе с терроризмом.
Миротворческие операции в зависимости от целей подразделяются на операции по поддержанию мира (проводятся с согласия всех участников кризиса), по принуждению к миру (не требуют такого согласия и характеризуются использованием военных силовых методов или угрозы их применения) и в поддержку дипломатических усилий. В свою очередь, миротворческие операции по принуждению к миру подразделяются на операции по силовому разъединению сторон, по контролю за охраняемыми районами и соблюдением санкций и ограничений, установленных для зоны конфликта.
Операции по оказанию помощи в обеспечении внутренней безопасности зарубежных государств в зависимости от целей подразделяются на следующие виды: по общей поддержке (содействие в создании военной и экономической национальной инфраструктуры иностранного государства); непосредственной поддержке (оказание помощи иностранному государству в организации разведки, связи и тылового обеспечения войск без ведения боевых действий); боевые операции по поддержке вооруженных сил государств региона (оказание содействия посредством прямого участия в вооруженной борьбе с мятежниками и террористами).
Операции по оказанию помощи в целях обеспечения национальной безопасности проводятся с целью поддержки национальной политики США путем соблюдения законности в обеспечении обороны, оказания помощи в проведении учений и других услуг военного характера зарубежному государству.
Операции по обеспечению гуманитарной и гражданской помощи организуются в ходе военных действий, а также крупномасштабных учений и маневров.
Операции по поддержке повстанческих движений предпринимаются с целью всестороннего обеспечения борьбы сил, выступающих против режимов, представляющих угрозу национальным интересам США или региональной стабильности.
Операции по поддержке борьбы с наркобизнесом проводятся совместно с государственными службами и ведомствами как на территории самих США, так и за их пределами. Их особенность состоит в том, что участие войск (сил) ограничивается функцией информационного обеспечения общественности и содействия соблюдению законности.
Операции по эвакуации гражданского населения предполагают вывод гражданских лиц (своих и иностранных) из опасных мест, в том числе с территории иностранного государства.
Операции по контролю за вооружениями предусматривают обеспечение выполнения соответствующих международных договоров и обязательств, а также оказание необходимой помощи специальным органам. Их разновидностями являются следующие операции: по обнаружению, захвату и уничтожению ОМП; сопровождению конвоев со специальными грузами и материалами; проведению инспекций; наблюдению за производством и хранением ОМП; по подготовке иностранных военнослужащих в интересах обеспечения безопасности вооружений и военных объектов.
Операции по демонстрации силы имеют целью устрашение потенциального агрессора, укрепление или поддержание своего влияния в определенном регионе (районе).
Операции по борьбе с терроризмом подразделяются на два вида - по предотвращению террористических актов и по уничтожению террористов. По характеру действий войск (сил) они бывают наступательными - контртеррористическими (цель - предупреждение, снижение последствий террористических актов и ответная реакция на действия террористов) и оборонительными - антитеррористическими (цель - снижение ущерба, наносимого террористами военным объектам).
Обеспечивающие операции (как разновидность НВО) связаны с обеспечением деятельности войск (сил) в мирное время и проведением силовых акций в кризисных ситуациях. Основная их цель заключается в создании необходимых условий для применения войск (сил) в процессе подготовки ив ходе реагирования на кризисные ситуации. Устав FM 3-0 определяет обеспечивающие операции как «нестандартные» и приводит две их разновидности: внутригосударственные (на своей территории) и операции по оказанию гуманитарной помощи иностранному государству. Как первые, так и вторые предполагают оказание помощи в ликвидации последствий техногенных катастроф и стихийных бедствий и налаживание взаимодействия с гражданскими структурами. К внутригосударственным относятся также операции по обеспечению мер, направленных на восстановление общественного порядка, а к операциям по оказанию гуманитарной помощи иностранному государству
- собственно операции по оказанию гуманитарной помощи. Уставные положения ВС ведущих государств Западной Европы и Североатлантического союза, отражающие официальные точки зрения их руководства на военные операции мирного времени, разработаны с меньшей степенью детализации, чем в США, и не только не противоречат им, но в большинстве случаев и совпадают с ними по содержанию. Основное их отличие от американских заключается, в частности, в классификации миротворческих операций. Так, в НАТО, с учетом принятых в ООН видов миротворческой деятельности, военные миротворческие операции подразделяются на четыре вида: по поддержанию мира, установлению мира, эвакуации населения и оказанию гуманитарной помощи (в США последние две рассматриваются в качестве разновидностей операций войск (сил) по стабилизации обстановки и обеспечивающих операций).
Таким образом, анализ содержания взглядов западных специалистов на сущность понятия «военные операции мирного времени» позволяет сделать следующие выводы:
- Во-первых, в западной теории военного искусства понятие «операция» имеет двоякое толкование. С одной стороны, это система боевых действий войск (сил), с другой - процесс их ведения. При этом второму толкованию отдается предпочтение.
- Во-вторых, все современные операции подразделяются на «классические» (наступательные и оборонительные) и «нестандартные».
- В-третьих, различаются два типа нетрадиционных операций: стабилизирующие и обеспечивающие.
Таким образом, к НВО зарубежных стран следует относить действия национальных и коалиционных группировок войск (сил), направленные на решение задач обеспечения невоенных и собственно военной форм борьбы и задач стабилизации обстановки в кризисном районе.
В уставных документах ВС США и ведущих западноевропейских государств, а также в руководящих документах Североатлантического союза четкая классификация военных операций как формы военных действий не приводится. Однако некоторые основания, по которым «нестандартные» военные операции можно свести в определенную систему, выделить все же можно. В качестве таких оснований целесообразно рассматривать:
- виды операций (в зависимости от характера военных действий войск);
- типы операций (сообразно преследуемым целям);
- разновидности операций (в соответствии с решаемыми задачами);
- условия подготовки и ведения (в зависимости от времени);
- состав сил и средств (сообразно числу субъектов действий);
- масштабы (в зависимости от состава привлекаемых сил и средств, пространственного размаха и вклада операции в выполнение общей стратегической, оперативной, тактической, учебно-боевой или административной военной задачи);
- особенности управления (в зависимости от органов управления - военных или гражданских);
- место проведения (на национальной территории или за ее пределами). По указанным основаниям «нестандартные» военные операции зарубежных стран могут быть классифицированы следующим образом:
- по видам военных (боевых) действий - наступательные и оборонительные;
- по целям - стабилизирующие и обеспечивающие;
- по задачам - миротворческие (по поддержанию мира, по принуждению к миру, в поддержку дипломатических усилий); по оказанию помощи (в обеспечении внутренней безопасности иностранных государств, в целях обеспечения (собственной) безопасности, гуманитарной помощи, в ликвидации последствий техногенных катастроф и стихийных бедствий).
Итак, под нетрадиционными военными операциями зарубежных стран следует понимать систему согласованных по месту, времени, целям и задачам боевых и (или) небоевых (обеспечивающих и (или) стабилизирующих обстановку) действий национальных либо коалиционных войск (сил), осуществляемых одновременно или последовательно по единому плану и под общим руководством одного военного органа управления либо гражданской администрации в условиях мирного или военного времени.
В результате изучения руководящих документов ВС США и ведущих государств-членов НАТО по теории «нестандартных» операций можно сделать следующие выводы:
-во-первых, сущность нетрадиционных военных операций состоит в том, что они представляют собой прежде всего способ продвижения западными государствами своих национальных интересов;
- во-вторых, главным содержанием НВО являются действия войск (сил), как правило, на оперативном и тактическом уровнях, не подпадающие под определение классических и направленные на решение задач по стабилизации обстановки, обеспечению классических военных (боевых) действий или невоенных форм борьбы (политической, экономической, дипломатической, психологической, информационной и других);
-в-третьих, основные отличия НВО зарубежных стран от так называемых классических военных операций заключаются в том, что они не предполагают в качестве обязательных условий привлечение к участию в них как минимум оперативно-тактического соединения и решение задачи не ниже оперативно-тактического уровня, а также не нуждаются в непосредственном руководстве со стороны какого-либо органа управления (от оперативного звена и выше).
Одна из характерных особенностей современного этапа развития теории и практики вооруженной борьбы ведущих западных государств состоит в возникновении ее новой формы - военных операций мирного времени. Являясь одновременно и формой военных действий, в современных условиях расстановки военно-политических сил она становится основой действий группировок войск (сил) США и ведущих западноевропейских стран в решении ряда задач, связанных с отстаиванием и продвижением своих национальных и коалиционных интересов.
Смотрите также
|