Некоторые направления совершенствования систем вооружений ВВС США
(на основе опыта вооруженных конфликтов последнего времени)
Полковник С. Владимиров, канд военных наук,
п-к В. Горев, канд военных наук
После событий 11 сентября 2001 года американское военно-политическое руководство получило очередную, не столь редкую за последнее десятилетие, возможность практически проверить эффективность и действенность своих концепций строительства и боевого применения ВС, правильность определения основных направлений и конкретных мероприятий по совершенствованию систем вооружений.
Конечно, далеко не все оперативно-стратегические концепции и не все создаваемые средства ведения вооруженной борьбы (СВВБ) могут быть адекватно опробованы в специфических условиях развернувшейся борьбы с международным терроризмом. Вместе с тем МО США намерено в полной мере использовать полученный опыт боевых действий, критически осмысленный и сопоставленный с опытом других конфликтов последнего времени, для повышения результативности проводимой военно-технической политики (ВТП) и других мероприятий по совершенствованию боевых возможностей ВС.
Главным уроком боевых действий в Афганистане американские эксперты считают подтверждение вывода о том, что новейшие концепции использования сил и средств ВС и высокотехнологичное оружие могут обеспечить США победу в конфликтах нетрадиционного типа. Вместе с тем выявились и направления, в которых техническое оснащение американских ВС нуждается в срочной модернизации. К таким направлениям в первую очередь относятся следующие: дальнейшее повышение возможностей по ведению непрерывной разведки в глобальном масштабе в любых погодных условиях, днем и ночью, обеспечение постоянного наблюдения за обстановкой на ТВД; развитие средств передачи информации и реализация на этой основе концепций сетецентрической организации ведения боевых действий; модернизация носителей и создание новых средств поражения для реализации концепции нанесения «глубоких ударов», в том числе по высоко защищенным и сильно заглубленным, а также мобильным целям, с минимизацией сопутствующего ущерба; создание боевой техники для небольших высокомобильных подразделений СВ, которые могут быть быстро развернуты на удаленных ТВД.
С учетом опыта ведения боевых действий в Афганистане в определенной мере подверглась корректировке и ВТП США. Этому способствовало и значительное повышение военных расходов, последовавшее за событиями 11 сентября 2001 года1 . Планируется начало ряда новых программ разработки вооружения и военной техники (ВВТ) и ускорение ряда уже ведущихся (в том числе с учетом хода и результатов бомбардировок Югославии и деятельности международного контингента в Косово, а также необходимости подготовки к возможным боевым действиям против стран-изгоев).
Ниже рассмотрены основные направления корректировки планов развития перспективных технологий и мероприятия, проводимые и планируемые в этой области.
Системы и средства разведки. Развитию систем и средств разведки и наблюдения в США всегда уделяли повышенное внимание. Однако боевые действия в Афганистане показали, по заявлению министра обороны США Д. Рамсфелда, что ВС США остро недостает таких средств разведки, как самолеты РРТР ЕР-ЗЕ, высотные самолеты-разведчики U-2, БЛА RQ-1 «Предатор» и RQ-4 «Глобал Хок». США намерены значительно ускорить поступление на вооружение существующих БЛА и, возможно, начать разработку ряда новых. По заявлению официальных представителей МО США, рассматриваются следующие альтернативы: переделка отслуживших свой срок пилотируемых самолетов в БЛА, использование для целей разведки и наблюдения аэростатов, использование в боевых действиях БЛА-мишеней и, возможно, оснащение их средствами поражения. Указывается, что тактические разведывательные БЛА среднего радиуса действия BQM-145 и БЛА-мишени MQM-34D могут быть оснащены широким спектром разведывательных датчиков и средств поражения. Целью работ является создание оптимального разведывательного комплекса, включающего космические аппараты (КА), а также пилотируемые и беспилотные авиационные средства.
Разрабатываются также БЛА, предназначенные для использования непосредственно в интересах малых подразделений. Так, центр разработки авиационно-ракетной техники сухопутных войск США испытывает миниатюрный БЛА, предназначенный для запуска из 120-мм орудия танка с помощью реактивного двигателя. После выхода БЛА из канала ствола раскрываются плоскости крыла (размах - 1,5 м) и запускается его двигатель. Он оснащен четырьмя видеокамерами, навигационной и приемопередающей аппаратурой. Прием информации и управление БЛА осуществляется с переносной наземной станции. По двустороннему радиоканалу передаются цифровые команды управления и видеоизображения в аналоговой форме. Такой беспилотный летательный аппарат имеет электродвигатель, обеспечивающий с литиевыми батареями радиус действия 5 км и длительность полета 30 мин. Точность определения координат БЛА - около 10 м, и его предполагается использовать многократно, но он должен быть достаточно дешев и для одноразового применения.
Во многих случаях использование БЛА большой продолжительности полета является наиболее предпочтительным. Высотный БЛА RQ-4 «Глобал Хок», впервые выполнявший в Афганистане боевые задачи, в ближайшее время останется главным разведывательным БЛА такого типа. Предполагается оснастить его более мощной РЛС с синтезированием апертуры, новыми средствами РРТР и аппаратурой для трехмерного цифрового картографирования местности. Целью является оборудование БЛА «Глобал Хок» аппаратурой, не уступающей по возможностям аппаратуре самолета U-2, который имеет по сравнению с ним вчетверо меньшую продолжительность полета.
24 апреля 2001 года RQ-4 впервые в истории беспилотной авиации совершил беспосадочный перелет через Тихий океан с авиабазы ВВС США Эдварде (штат Калифорния) на австралийскую авиабазу Эдинбург к северу от г. Аделаида в Южной Австралии. Полет продолжался 22 часа. Этот БЛА был построен в рамках программы демонстрации перспективных технологических концепций. Перед ним ставится задача обеспечения командующих объединенными силами непрерывными разведданными с любой точки территории противника, днем и ночью и в любых погодных условиях.
В ходе межконтинентального перелета БЛА «Глобал Хок» управлялся с помощью двух КА с аппаратурой связи Ku-диапазона и передал с маршрута полета рекордное количество изображений земной поверхности - 459. Из них с помощью РЛС с синтезированием апертуры получены 243 детальных изображения точечных районов, а также 51 обзорное радиолокационное изображение. 165 изображений получены в режиме селекции движущихся целей.
БЛА, совершивший свой первый полет в начале 1998 года, имеет размах крыла 35 м. Продолжительность его полета на высоте до 19,8 км составляет 36 ч. За 24 ч полета он способен обследовать территорию площадью 104 тыс. км2. 14—15 апреля 2001 года БЛА «Глобал Хок» установил мировой рекорд для реактивных
БЛА (предыдущий держался 26 лет и был установлен БЛА Compass Cope-R), совершив на высоте 20 км полет продолжительностью 31,5 ч.
Фирма «Рейтеон» разработала для БЛА «Глобал Хок» комплект разведывательных датчиков, аппаратуру управления полетом и оборудование для взлета и посадки. Планируется, что за один вылет БЛА будет получать обзорные радиолокационные и ИК/видимого диапазона изображения поверхности площадью 137 тыс. км2 и 1 900 детальных изображений (с разрешением 0,3 м). Точность привязки полученных изображений должна быть не хуже 20 м (КВО).
С точки зрения реализации новых направлений развития ВТП США БЛА «Глобал Хок» является первым примером поступления на вооружение и даже боевого использования важного образца вооружения, созданного непосредственно в ходе программы демонстрации перспективных технологических концепций (ДПТК) и не прошедшего фазу инженерно-промышленной разработки. В 2003 году ВВС планируют закупить еще три БЛА этого типа на сумму 170,8 млн долларов.
По результатам боевых действий в Афганистане планируется значительно ускорить программы разработки и принятия на вооружение новых беспилотных летательных аппаратов и, в частности, закупить дополнительные БЛА «Предатор», способные применять УР «Хеллфайр», а также рассмотреть вопрос об их оснащении управляемыми авиабомбами калибра 115-230 кг. Всего в 2003 году ВВС планируют закупить 22 БЛА этого типа на сумму 154,1 млн долларов, в связи с тем, что из-за ошибок операторов и от огня противника было потеряно 20 из 68 построенных БЛА «Предатор». СВ США в 2003 году планируют также закупить 12 БЛА RQ-7 «Шэдоу» на сумму 100,7 млн долларов.
ВВС США, кроме того, приступили к оценке двух прототипов БЛА «Предатор-В» фирмы «Дженерал атомикс», для которого предусматривается целый ряд полезных нагрузок, включая средства поражения. На восьми узлах подвески он сможет нести до 16 УР «Хеллфайр». Вместо планировавшегося турбореактивного двигателя на БЛА установлен турбовинтовой, что позволит увеличить продолжительность полета до 24 ч. Предполагается, что в ходе дальнейших разработок продолжительность полета будет увеличена до 36 ч.
Кроме разработки средств разведки и наблюдения, ВВС США активно создают и новые средства распознавания целей и наведения на них оружия. В 2004 году на вооружение ВВС США должна поступить новая авиационная контейнерная система наведения оружия, использующая ИК-станцию переднего обзора третьего поколения и тепловизор с ПЗС-матрицей, способный обнаруживать и распознавать замаскированные цели.
Особое внимание уделяется совершенствованию средств разведки наземных движущихся целей, например, входящих в состав авиационной системы «Джистарс». В Афганистане были сделаны попытки организовать работу в единой сети аппаратуры самолетов АС-130 и БЛА «Предатор», БЛА «Глобал Хок» и самолета Е-8 «Джистарс», однако они оказывались не всегда удачными из-за недостатков применяемых систем связи. С учетом этого опыта планируется увеличить количество летательных аппаратов (ЛА), оснащенных аппаратурой передачи данных Link-16.
Считается, что наиболее важным уроком боевых действий в Афганистане является подтверждение способности ВС США обеспечить непрерывное наблюдение за районом боевых действий в течение длительного периода времени с передачей информации на космические, воздушные и наземные системы и средства. Впервые в боевых условиях полученные БДА «Предатор» телевизионные изображения местности и целей передавались в реальном масштабе времени на борт истребителей F-16, самолетов огневой поддержки АС-130 и истребителей-штурмовиков F/А-18 Одновременно самолеты радиоэлектронной разведки Е-8, RC-135 и E-3, а также БЛА «Глобал Хок» обеспечивали постоянное наблюдение за обстановкой.
В специальном докладе Конгрессу, подготовленном Пентагоном в январе 2000 года по результатам боевых действий в Югославии, указывались следующие проблемы, требующие скорейшего разрешения: малая скорость выдачи целеуказаний, нехватка средств разведки и наблюдения на ТВД, недостаточные возможности по быстрому поиску и уничтожению мобильных целей, скрытых в растительности, и в плохую погоду.
В Афганистане эти проблемы были в значительной степени разрешены. Одним из наиболее важных нововведений считается передача движущихся изображений цели непосредственно в кабины пилотов ударных самолетов.
Боевые действия в Афганистане подтолкнули МО США к принятию новой концепции обращения с данными разведки. Суть ее кратко сводится к следующему: распространявшаяся ранее по заявкам развединформация в настоящее время вводится в сеть, причем разведорганы должны постоянно информировать потенциальных пользователей о том, какой информацией они располагают; кроме того, специалисты теперь обмениваются не готовыми разведпродуктами, а необработанными разведданными; данные, полученные датчиками боевых средств, должны вводиться в единую сеть и распределяться так же, как и собственно разведывательная информация.
Сетевая организация взаимодействия средств разведки и поражения.
Объединение в сеть разнородных средств разведки и поражения считается американскими специалистами одним из наиболее перспективных путей повышения боевых возможностей ВС в целом и возможностей по подавлению систем ПВО противника, в частности. Считая, что столкновение с противником, обладающим сильной системой ПВО, в период до 2020 года вполне возможно, МО США придает большое значение интеграции пространственно распределенных разнородных средств РЭБ, что открывает путь к более эффективным ударам по позициям ЗРК противника.
Реализуется несколько проектов по повышению эффективности подавления радиоэлектронных средств ЗРК активными помехами, а также точности целеуказаний на них огневым средствам. Предполагается оснастить последнюю модификацию станции наведения противорадиолокационных ракет (ПРР) HARM самолетов F-16 аппаратурой для обмена данными целеуказания между самолетами, разработка которой должна была начаться в 2001 году, на 2004-й намечено ее принятие на вооружение. ВВС и DARPA прорабатывают концепцию перспективной тактической системы целеуказания АT (Advanced Tactical Targeting Technology). В этой системе будут использоваться данные средств РТР всех самолетов, находящихся в воздухе, включая транспортные самолеты и самолеты-заправщики.
Для продолжения разработок в начале 2000 года выбрана фирма «Рейтеон», которой выдан контракт на сумму 15 млн долларов. Определение координат РЭС будет проводиться разностно-дальномерным (обычным и доплеровским) методом. Система AT3 будет способна в течение 10 с определять координаты РЛС с расстояния 90 км с точностью 50 м.
В системе АР необходимо очень точно определять время прихода сигнала РЛС. Сигналы точного времени КРНС NAVSTAR передаются слишком редко. В системе будут использоваться собственные стандарты времени, периодически корректируемые по сигналам КРНС или по радиолиниям передачи данных Link-16.
Другой проблемой является перекрытие широкого диапазона частот. Предстоит определить, где будет выполняться обработка информации. Это может быть один самолет - командный пункт системы AT3, или же информация будет транслироваться по радиолиниям Link-16 и координаты РЛС могут быть определены на любом носителе. Одновременно с разработкой системы AT3 ВВС и DARPA реализуют проект PAT3 (Parallel AT3), направленный на разработку алгоритмов, улучшающих характеристики системы AT3.
Одной из целей проекта является повышение точности определения координат РЛС при небольшом расстоянии между самолетами, например, при их полете к цели в плотных боевых порядках.
Сетевой подход должен повысить и эффективность самолетов РЭБ ЕА-6В, для чего их планируется оснастить аппаратурой Link-16. Точное определение местоположения РЛС с двух или большего числа самолетов ЕА-6В позволит более рационально использовать мощность их передатчиков помех, а наведение ПРР HARM по целеуказаниям с других самолетов - освободить дополнительные места на внешних подвесках для добавочных передатчиков.
ВВС также рассматривают вопрос об оснащении своих будущих самолетовзаправщиков, которые должны заменить самолеты КС- 135Е, средствами разведки и средствами для работы в единой сети с самолетами-разведчиками, например, с самолетами РРТР RC-135V/W «Ривет Джойнт».
Реализация концепции оперативного нанесения высокоточных глубоких ударов. В ходе боевых действий в Афганистане авиация ВВС и ВМС США совершила большую часть боевых вылетов с баз, находящихся на значительном удалении от целей. Отсутствие передовых пунктов базирования авиации вблизи от района конфликта рассматривалось в докладе «Всесторонний обзор состояния и перспектив развития ВС» (Qudrennial Defense Review), вышедшем осенью 2001 года, поэтому военное руководство США особое внимание уделило совершенствованию возможностей по нанесению высокоточных ударов с больших расстояний (глубоких ударов). Впервые возможность нанесения таких ударов была продемонстрирована США в ходе операции «Союзническая сила», в которой бомбардировщики В-2 применяли против сербских объектов высокоточные боеприпасы JDAM. В Афганистане массированные высокоточные удары с больших расстояний наносили бомбардировщики В-1, В-2 и В-52, действовавшие с авиабаз, находящихся на о. Диего Гарсиа, в зоне Персидского залива и даже на территории США.
Боевые действия в Афганистане явились первой практической проверкой концепции авиационных экспедиционных сил , выявились и главные направления ее совершенствования. Реализация концепции требует как модернизации ударных самолетов и оптимизации структуры их парка, так и создания новых высокоточных средств поражения большой дальности действия.
К 17 декабря 2001 года за 71 день ведения боевых действий в Афганистане авиация США и их союзников совершила более 17,5 тыс. вылетов. На авиацию ВВС и ВМС США пришлось по 45-46 проц. вылетов, 8-10 проц. вылетов совершила авиация союзников США. Самолеты сил специальных операций AC-130U, стратегические бомбардировщики В-1В и В-2А и тактические истребители F-15E и F-16 ВВС США совершили немногим более 20 проц. всех вылетов, но на них пришлось до 75 проц. всех использованных боеприпасов (6,4 тыс. т). Руководство ВВС США утверждает, что самолеты этого вида ВС уничтожили или повредили почти три четверти назначенных для них целей. 72 проц. использованных ВВС боеприпасов являлись высокоточными. Всего авиация США сбросила около 12 тыс. авиабомб, 25 проц. которых приходится на авиацию ВМС. 49 проц. всех вылетов авиации ВВС приходится на самолеты-заправщики, еще 7 проц. вылетов совершено в разведывательных целях.
К февралю 2002 года США сбросили на Афганистан уже 18 тыс. боеприпасов, из них более 10 тыс. являлись высокоточными (то есть 56 проц. по сравнению с операциями в Югославии, в которых высокоточными являлись 35 проц. примененных боеприпасов). К середине апреля 2002 года количество сброшенных боеприпасов возросло до 22 тыс. единиц, 75 проц. из которых поразили цели (аналогичный показатель для операции в Косово составлял 50 проц., а в Ираке - 30 проц.).
Американцы в ходе налетов обладали полным превосходством в воздухе и практически не понесли потерь. Вместе с тем военно-политическое руководство США отчетливо понимает, что не все будущие войны и конфликты будут происходить в условиях, когда у противника практически отсутствуют средства ПВО. В боевых действиях в Югославии, например, против американской авиации использовались устаревшие ЗРК типа SA-2, SA-3 и SA-6, но даже они в ряде случаев представляли серьезную угрозу для авиации США, что ставило перед необходимостью применять современные средства РЭБ.
Для действий против противников с более совершенными средствами ПВО ВВС США предполагают расширить использование своих малозаметных самолетов F/A-22 и В-2А, а, возможно, и создать новый самолет, обладающий промежуточными между ними возможностями или боевой БЛА, оснащенный радиоэлектронными и ударными средствами для подавления систем ПВО противника.
Успехи, достигнутые в боевых действиях в Афганистане, при использовании ударных вариантов транспортных самолетов (самолетов огневой поддержки СВ) побудили МО США принять решение о закупке для сил специальных операций (ССО) ВВС восьми дополнительных самолетов AC-130U. Предполагается переоборудовать в этот вариант самолеты ВВС АС-1З0Н. Эта весьма трудоемкая работа может быть выполнена не ранее 2005 года .
Каждый самолет AC-130U оснащен 105-мм пушкой М-105, 40-мм пушкой фирмы «Бофорс», 25-мм автоматической пушкой.
При переделке помимо монтажа собственно вооружения и системы хранения и подачи боеприпасов устанавливается комплекс средств РЭБ и разведки, а также система управления огнем. Стоимость самолета AC-130U составляет 190 млн долларов., экипаж 13 человек.
Самолеты огневой поддержки имеют многочисленные и разнообразные средства индивидуальной защиты. Комплекс РЭБ самолета AC-130U включает следующие средства: станцию направленных активных помех ИК-диапазона AN/AAQ-24; ИК-приемник предупреждения AN/AAR-44; станцию предупреждения о ракетной атаке AN/AAR-47; устройство выброса расходуемых средств РЭП AN/ALE-47; станции активных помех AN/ALQ-172 и AN/ALQ-196; приемник предупреждения о радиолокационном облучении AN/ALR-69; панорамный приемник РТР AN/APR-146A; систему оптикоэлектронного противодействия QRC-84-02.
Рассматривается также вопрос о замене самолетов АС-130 самолетами нового типа в период после 2020 года. Такой самолет получил обозначение АХ. ВВС пока не определились ни с составом вооружения самолета, ни с тем, будет ли он пилотируемым или беспилотным.
Кроме ударных самолетов, важную роль в обеспечении возможности нанесения глубоких ударов продолжают играть авианосцы и самолеты-заправщики. По мнению представителей морской пехоты, боевые действия в Афганистане еще раз подтвердили необходимость оснащения ВВС США самолетами с поворотными винтами (конвертопланы) типа MV-22 «Оспрей».
Для обеспечения возможностей оперативного нанесения высокоточных глубоких ударов в глобальном масштабе по любому противнику США ведут разработку широкого спектра высокоточных авиационных боеприпасов. Ряд таких разработок, необходимость в которых была убедительно подтверждена опытом операций американских ВС последних лет, более подробно рассмотрен ниже.
Несмотря на неудачный испытательный пуск, произведенный с самолета В-2А в декабре 2001 года, МО США одобрило начало производства с низким темпом малозаметного варианта ракеты класса «воздух - поверхность» JASSM. Предполагается, что оперативные оценки этой УР могут быть начаты уже в этом году. Сочетание 310-км дальности действия УР с пуском ее с малозаметного
самолета может обеспечить ей хорошие шансы в борьбе с ЗРК, имеющими дальность действия 410 км.
Фирма «Локхид-Мартин» начала работы по созданию УР JASSM-ER (Extended Range) с увеличенной по сравнению с базовым вариантом по меньшей мере в два раза дальностью. По заявлениям представителей МО США, дальность действия УР JASSM-ER может составить 1 150 км, что возможно достичь за счет большего запаса топлива на борту УР и замены используемого турбореактивного двигателя на более экономичный турбовентиляторный. Предположительно, это будет двигатель типа Williams F107, хорошо зарекомендовавший себя на КРБМ «Томахок».
УР JASSM предполагается оснастить бомбардировщики В-52, затем они поступят на вооружение самолетов В-2А (16 УР на двух внутрифюзеляжных роторных ПУ), F-16 и В-1В (24 УР на трех ПУ). К 2006 году данной УР будут оснащены самолеты ВМС F/A-18E И F. Внутрифюзеляжное размещение УР возможно только на бомбардировщиках В-1В и В-2А. Малозаметный самолет F-35 будет нести УР JASSM на внешней подвеске.
Система наведения УР JASSM состоит из приемника КРНС NAVSTAR и ИК ГСН для наведения на конечном участке. Масса БЧ УР составляет 900 кг. Всего ВВС США планируют закупить 3 700 УР JASSM. ВМС, которые ранее ориентировались на закупку КР SLAM-ER, теперь намерены закупить не менее 700 УР JASSM. Фирма «Локхид-Мартин» планировала произвести в 2003 году 105 УР JASSM. Если будет одобрено полномасштабное производство (для этого фирма должна снизить закупочную стоимость УР до уровня меньше 400 тыс. долларов в ценах 1995 года), ВВС закупят в 2004-м 2 400 УР. Производиться УР JASSM будут на новейшем заводе фирмы в г. Троя (штат Алабама).
Важное значение для наращивания возможностей авиации США по нанесению глубоких ударов является программа разработки авиабомб малого калибра. В ходе выполнения нескольких этапов выполнения программы предполагается создать авиационные боеприпасы, имеющие поражающую способность 900 кг боеприпасов. Это должно быть достигнуто в первую очередь за счет повышения точности попадания боеприпаса до уровня 3 м (КВО), а в перспективе и до 1 м. Благодаря этому уже до 2005 года один самолет сможет поражать целей в 3-4, а к 2007-2010 годам в 10-12 раз больше, чем в настоящее время. Бомбардировщик В-2 будет, например, нести до 324 таких боеприпасов, имея соответственно такое же число точек прицеливания. Для того чтобы снизить время пребывания самолета в зоне действия систем ПВО противника при поражении столь большого числа целей, предполагается увеличить дальность действия боеприпасов. Планируется также реализовать режим ввода точек прицеливания боеприпасов в ходе полета самолетов с удаленных баз в район конфликта. Это позволит еще больше повысить оперативность нанесения глубоких ударов.
Для удешевления применяемых боеприпасов, используемых при нанесении глубоких ударов, разрабатываются высокоточные средства поражения, не имеющие собственных ГСН. Характерный пример такой разработки рассматривается ниже.
Фирма «Локхид-Мартин» опубликовала подробности ранее секретной программы по созданию нового высокоточного боеприпаса, который она намерена продемонстрировать в рамках программы фирмы «Нортроп-Грумман» по созданию экономически приемлемых средств поражения наземных движущихся целей AMSTE. Фирма «Локхид-Мартин» для этой программы создает целое семейство высокоточных авиабомб, не имеющих ГСН.
Авиабомбы для увеличения дальности действия и достижения высокой маневренности при поражении маневрирующих целей будут иметь хвостовое оперение и крыло с аэродинамическими управляющими поверхностями.
Отсутствие у авиабомбы ГСН радикально снижает ее стоимость. Вместо ГСН авиабомба для наведения на цель использует корреляцию данных, поступающих в реальном масштабе времени по каналам связи от внебортовых датчиков - РЛС с синтезированием апертуры и РЛС обнаружения наземных движущихся целей.
В ходе проведенных испытаний при применении такой авиабомбы успешно поражались цели, движущиеся со скоростью 50 км/ч. Фирма «Нортроп-Грумман» выиграла у фирмы «Рейтеон» контракт, стоимостью 27 млн долларов на проведение в течение года работ по очередной фазе программы AMSTE, в ходе которой будут задействованы бомбардировщики В-2А (носители боеприпасов), самолеты Е-8С (средства разведки), БЛА «Глобал Хок» с РЛС перспективного самолета F-35, истребители F/A-18 вместе с самолетом Р-3. В 2002-2005 годах намечено выполнить и другую фазу программы AMSTE, предусматривающую испытания системы в условиях, максимально приближенных к реальным.
Боевые действия в Афганистане еще раз продемонстрировали сложность решения задачи поражения высокозащищенных и сильно заглубленных целей (ВЗСЗЦ).
Возможности США по обнаружению и нанесению ударов по ВЗСЗЦ остаются далекими от требуемых. Так, бойцы подразделения ССО ВМС SEAL, обследовавшие в феврале 2002 году пещерный комплекс Захвор Кили, не подозревали, что имеют дело с крупнейшим в мире оборудованным пещерным комплексом. Для того чтобы убедиться в том, что бомбардировки не нанесли практически никакого вреда комплексу, подразделению пришлось проникнуть внутрь него6. Сооружения, заглубленные менее чем на 20 м, могут поражаться американскими авиабомбами типа BLU-109. Поразить цели, размещенные в пещерах и глубоких тоннелях, намного сложнее. По мнению военных специалистов США, необходимо создание целого семейства средств для поражения ВЗСЗЦ. Кроме того, необходимы специальные средства для поиска и определения назначения таких целей.
США намерены ускорить создание и принятие на вооружение всего комплекса средств для поражения ВЗСЗЦ. К проводимым в этой области мероприятиям относятся следующие: увеличение закупаемого количества перспективных унитарных проникающих БЧ (Advanced Unitary Penetrator Warhead) BLU-116В фирмы «Локхид-Мартин», а также взрывателей для поражения высокозащищенных целей FMU-157 и КРВБ AGM-86D, ускорение выполнения программы демонстрации перспективной технологической концепции термобарических боеприпасов для поражения хранилищ химического и биологического оружия, выжигающих при подрыве агенты ХО и БО, не допуская их попадания в атмосферу.
В ноябре 2001 года ВВС США на полигоне Уайт-Сэндз провели успешное испытание КРВБ AGM-86D. Она имеет унитарную проникающую БГ и высокоточную систему наведения, может поражать цели в любых погодных условиях на расстояниях до 1 320 км. По неподтвержденным данным, США уже применяли данную КРВБ в Афганистане при атаке пещерных комплексов.
Взрыватель FMU-157 способен как бы считать этажи, пробиваемые при поражении заглубленной цели, инициируя подрыв боеприпаса на заданном уровне. Он будет установлен на ряде существующих образцов оружия, например, на авиабомбе калибра 2 270 кг GBU-28. ВВС рассматривают миниатюризиро-ванную версию взрывателя для установки на разрабатываемые авиабомбы калибра 112 кг.
На более отдаленную перспективу в МО США предполагается создание новой авиабомбы калибра 13,5 т, которую при поражении подземных сооружений планируется применять с самолетов В-2А и В-52Н. Рассматривается также концепция уничтожения подземных сооружений путем последовательного нанесения ударов в одну точку цели существующими боеприпасами типа BLU-109 и AGM-158.
При разработке средств поражения ВЗСЗЦ США намерены тесно кооперироваться со своими союзниками, у которых есть впечатляющие достижения в той области. Так, британская фирма SEI предлагает свою многоэлементную БЧ (MWS - Multi-Warhead System) для оснащения английского варианта КР «Тактический Томахок» с проникающей БЧ. Фирма заявляет, что ей первой в мире удалось разработать и испытать многоэлементную проникающую БЧ с массой 500 кг. Разработку БЧ Lancer фирма проводит при поддержке фирмы «Рейтеон» с 1995 года.
В трех огневых испытаниях, проведенных всего через четыре месяца после начала разработки, было продемонстрировано, что тандемная БЧ Lancer, состоящая из кумулятивного заряда и следующего за ним проникающего элемента массой 250 кг, способна пробивать плиту из упроченного бетона толщиной 2 м, прикрытую слоем земли толщиной 1 м. После этого успеха разработки были интенсифицированы и привели к созданию 500-кг БЧ, способной пробивать бетонную плиту толщиной 6 м.
5 декабря 2001 года на полигоне Пендин (Великобритания) при совместном финансировании фирм SEI, «Рейтеон» и МО Великобритании (подразделение, отвечающее за создание оружия для поражения заглубленных целей) были проведены огневые испытания прототипа многоэлементной проникающей БЧ для КР «Тактический Томахок», в ходе которых создаваемый в мишени кумулятивной струей профиль кратера позволил БЧ преодолеть 6-метровую стенку из упроченного бетона, затем 10м слоя песка, и две бетонные стены, после чего пролететь 800 м в воздухе.
В целом, ориентируясь на создание неядерных средств поражения ВЗСЗЦ, США не исключают и возможности создания для этих целей ЯО малой и сверхмалой мощности. Это в том числе может означать и возобновление США ядерных испытаний.
(Продолжение следует)
"Зарубежное военное обозрение" 2003 №8 с. 39-47
Смотрите также
|