Некоторые направления совершенствования систем вооружений ВВС США(на основе опыта вооруженных конфликтов последнего времени) Полковник С. Владимиров, кандидат военных наук, полковник В. Горев, кандидат военных наук Окончание. Начало см.: Зарубежное военное обозрение. - 2003. - No 8. - С. 39-47 Боевые действия в Афганистане по-новому поставили вопрос о взаимодействии авиации и наземных войск. В тесной координации действий авиации и сухопутных войск само по себе нет ничего нового, отличие боевых действий в Афганистане от прежних войн и конфликтов заключается в том, что впервые авиация использовалась не для поддержки больших группировок СВ, а, напротив, небольшие высокоподвижные подразделения сухопутных войск обеспечивали авиацию данными о противнике, а в ряде случаев вынуждали его покинуть недоступные для ударов авиации укрытия. Успех взаимодействия ВВС и СВ США в Афганистане, по словам министра обороны Д. Рамсфельда, обеспечило применение уникального набора технологий: "… разработанные более 50 лет назад бомбардировщики В-52 с обновленной электроникой использовали новейшие высокоточные боеприпасы, которым не исполнилось и трех лет, а целеуказания для них поступали от такого древнейшего средства, как всадники на лошадях". На проводимых в США учениях по отработке взаимодействия наземных сил и авиации численность участвовавших в них подразделений СВ достигала 5 000 человек. В Афганистане воевали в основном афганцы, со стороны американских сухопутных войск в боевых действиях участвовали подразделения сил специальных операций и легковооруженная пехота из состава 10-й горной дивизии, при этом наибольший вклад в американское присутствие на территории Афганистана внесли экспедиционные подразделения морской пехоты США. Необходимость переброски подразделений СВ и предметов снабжения на большие расстояния и на необорудованные ТВД вновь привлекли внимание к таким давно известным, но не используемым средствам, как дирижабли. В зарубежных СМИ отмечается, что возрождение интереса к использованию дирижаблей для перевозки грузов относится к началу 70-х годов прошлого века. В частности, фирма "Шейл ойл" разрабатывала дирижабль для перевозки природного газа, но несовершенство существовавших тогда технологий привело к тому, что в 1975 году эти работы были прекращены. К недостаткам дирижаблей в то время относились: утечка гелия из оболочки, большая масса внутреннего жесткого каркаса, плохая управляемость на малых высотах в горизонтальной и вертикальной плоскостях при ветре, необходимость использования многочисленной наземной команды для взлета и посадки летательного аппарата (ЛА). В настоящее время эти проблемы во многом решены. Оболочка дирижаблей изготавливается с использованием компьютерного проектирования и автоматических лазерных раскроечных машин и аппаратов термосварки из многослойных полимерных материалов, не дающих утечек и обеспечивающих за счет специальных элементов жесткость конструкции при заполнении оболочки гелием; управляемость при старте и посадке обеспечивается изменением вектора тяги основных винтовых и дополнительных двигателей; наземная посадочная команда сокращена до двух человек; дирижабли могут садиться на любую ровную поверхность (твердый грунт, болото, водная поверхность и т. п.), а также эксплуатироваться в режиме "летающего крана", доставляя без посадки крупногабаритное оборудование непосредственно к месту его монтажа. Некоторые современные разработки дирижаблей, пригодных для транспортировки войск и грузов на большие расстояния и для решения других военных задач, рассмотрен ниже. Аппараты серии SkyCat, разрабатываемые фирмой ATG (Великобритания), на 30 % тяжелее воздуха. Специальная форма ЛА (плоская нижняя поверхность, соотношение ширины к высоте - 2 : 1) обеспечивает создание при работе двигателей подъемной силы. После разгрузки ЛА SkyCat становится аппаратом легче воздуха и может совершать полеты как обычный дирижабль. Окончание разработки ЛА SkyCat грузоподъемностью 15, 200 и 1 000 т намечено на 2002, 2004 и 2007 годы, соответственно (рис. 2, 3). Внутренний объем оболочки ЛА SkyCat-1000 будет составлять 2 млн м3, а его длина - 307 м. Он предназначен для транспортировки войск и грузов на большие расстояния. ЛА способен доставить 1 000 т груза на расстояние 7 400 км со скоростью 135 км/ч или же 600 т груза на - 16 тыс. км и без дозаправки топливом вернуться на базу. Для сравнения, при переброске грузов в Косово самолеты С-17 брали на борт только 40 т (при грузоподъемности 70 т) из-за необходимости иметь топливо на обратную дорогу. Представители компании ATG предлагают также использовать SkyCat-1000 в роли носителя крылатых ракет воздушного базирования. Предлагаются и другие способы военного использования дирижаблей - в качестве носителей крупногабаритных РЛС, средств разведки, ретрансляторов связи и т.п. С точки зрения размещения аппаратуры ДРЛО и разведки дирижабль имеет следующие достоинства: малый уровень вибрации, большую продолжительность полета, возможность размещения в защищенном от внешних условий пространстве внутри оболочки крупногабаритных антенных устройств. Фирма ATG испытывает модель (масштаб 1:10) дирижабля-ретранслятора связи. Полномасштабный образец будет представлять собой беспилотный дирижабль StratSat с оболочкой объемом 269 тыс. м3 и длиной 200 м. Примерно 75 % оболочки будут покрыты солнечными батареями для питания аппаратуры массой 1 т. Для работы ночью будут использоваться аккумуляторные батареи и дизельные двигатели. Разработчики заявляют, что дирижабль сможет находиться над заданной точкой земной поверхности на высоте 20 км в течение трех - пяти лет. Как сообщалось в зарубежных СМИ, МО США заявило, что пока не намерено приобретать ЛА типов CL-160 и SkyCat-15, -200, -1000 в собственность, но заинтересовано в получении их в лизинг в случае необходимости. Мероприятия по совершенствованию системы вооружений в условиях подготовки к проведению контртеррористических операций. По мнению американских экспертов, в ходе совершенствования системы вооружений ВС США должны учитывать возможность реализации следующих направлений в развитии асимметричных угроз: переход к использованию все более и более распределенных форм организации, при которых цели для поражения становятся все меньше и меньше, а их количество возрастает; использование в качестве щита гражданского населения; пространственное распределение террористических акций, при котором единственным действенным средством их предотвращения становится агентурная разведка; использование системы распределенных датчиков и ПЗРК с высокими ТТХ для снижения эффективности глубоких ударов; применение ОМП. Увеличение ассигнований на научно-техническую программу МО США создает благоприятные условия для реализации еще одного концептуального направления развития военно-технической политики (ВТП) США в современных условиях - ориентация на создание научно-технического задела для разработки средств ведения воздушной борьбы (СВВБ) представляющих собой следующее по сравнению с находящимися в разработке поколение. Еще во время своей предвыборной кампании Дж. Буш высказал мысль о том, что в сложившейся международной обстановке МО США может сосредоточиться на проведении перспективных разработок и тем самым, за счет сокращения количества программ разработки традиционных ВВТ, создать условия для "перепрыгивания" США через одно поколение средств ведения вооруженной борьбы. Для реализации этой идеи, как заявили представители МО, на базовые исследования по созданию новых СВВБ в течение пяти лет необходимо затратить не менее 20 млрд долларов. Ниже приведен ряд примеров таких "прорывных" разработок. Управление перспективных исследований МО США (DARPA) с 2000 года ведет работы по программе "Защищенные сооружения" (Immune Building), в результате выполнения которой военные сооружения станут намного менее привлекательной целью для атак террористов. В августе 2000 года DARPA начаты работы по созданию автоматизированной системы, способной распознавать на расстоянии конкретных индивидуумов по их лицам, пропорциям тела, походке и т. п. Зарубежные военные специалисты отмечают, что министерствами вооруженных сил США разрабатываются несколько типов БЛА, включая боевые. Летные испытания прототипа такого аппарата (X-45A и B), создаваемого по заказу ВВС начались в 2000 году. Разработка боевого БЛА X-47A "Пегас" для ВМС находится на стадии предварительных испытаний, его прототип был представлен в 2001-м. В июле 2003 года компания "Нортроп-Грумман" совместно с военными специалистами провела серию испытаний перспективного беспилотного аппарата с вертикальным взлетом и посадкой RQ-8 "Файрскаут". Принято решение о начале их серийного производства, а до 2010-го для ВМС планируется поставить 120 таких аппаратов. По другой программе, названной "Органик эр вехикл", создается небольшой и недорогой БЛА для разведки позиций противника, который должен иметь длину около 30 см, массу не более 300 г и стоить не дороже 1 000 долларов. Испытания такого БЛА начались в 2000 году. ВМС по программе "Дрэгон ай" создается разведывательный БЛА массой 1,8 кг, который будет переноситься в ранце, а запускаться вручную. Программа DARPA MICE направлена на создание миниатюрных конформных электронных схем, которые могут быть сформированы на поверхности любой формы, например на элементах обмундирования. Наиболее сложную проблему в настоящее время представляет собой создание конформных антенн на матерчатой основе. Ведутся работы по созданию экзоскелетных конструкций, позволяющих солдату переносить более тяжелые грузы на большие расстояния. СВ США исследуют перспективы создания боевых машин, объединяющих возможности средних танков и артиллерийских систем большой дальности действия. Более десяти университетов США работают над проблемой военного использования нано-космического аппарата (КА) массой 0,45-1,8 кг, который будет совершать полет по орбите самостоятельно или в составе групп КА. Таким образом, МО США намерено в полной мере использовать полученный в Афганистане опыт боевых действий с использованием СВВБ, созданных на базе новейших технологий, критически осмысленный и сопоставленный с опытом других конфликтов последнего времени, для повышения результативности проводимой ВТП в целом и программ разработки перспективных технологий, в частности. Смотрите также | |
| |
Просмотров: 1247 | | |
Всего комментариев: 0 | |