search
menu
person

NEWS AND UDATES


Новая концепция военно-морских операций США

Новая концепция военно-морских операций США

П. Теребин

Начальник штаба ВМС, коменданты морской пехоты (МП) и береговой охраны (БОХР) США в 2010 году подписали новую «Концепцию военно-морских операций» (Naval Operations Concept), которая явилась логичным дополнением принятой в 2007 году «Совместной стратегии морской мощи XXI века» (A Cooperative Strategy for 21 st Century Seapower). Данная стратегия стала первым общим доктринальным документом для всех трех составляющих морского компонента вооруженных сил США - флота, МП и БОХР.

Однако после опубликования совместной стратегии она подвергалась существенной критике. Одним из главных доводов ее противников было отсутствие дополняющего стратегию документа, который должен был определять порядок ее выполнения и перспективный облик всех составляющих морского компонента. Таким документом и стала «Концепция военно-морских операций» 2010 года. Затянувшийся процесс принятия новой концепции объясняется сложностью и противоречивостью решаемых в ее рамках вопросов. Проблема определения оптимальной численности и структуры флота, соотношения «мягкой» и «жесткой» силы, а также основных принципов применения морского компонента ВС США являлась предметом непрекращающихся дискуссий в военно-политическом и экспертном сообществе США. Три года потребовалось для того, чтобы сформировать документ, не вызывающий резкой критики и представляющий взвешенный, во многом компромиссный подход к решению существующих задач.

В отличие от совместной стратегии новая «Концепция военно-морских операций» является комплексным документом, предназначенным для узкого круга профессионалов. Основные ее положения опираются на идеи, изложенные в «Совместной стратегии морской мощи XXI века», «Стратегии национальной обороны» и «Всестороннем обзоре состояния и перспектив развития ВС США». Целью новой концепции является определение задач, форм и способов применения флота, морской пехоты и береговой охраны в интересах обеспечения национальной безопасности, предотвращения конфликтов и получения стратегического преимущества в ходе вооруженного конфликта (войны).

В документе рассматриваются следующие основные вопросы:
- цели и задачи морского компонента;
- место и роль океанских (морских) театров военных действий (ТВД);
- передовое военно-морское присутствие;
- обеспечение морской безопасности;
- оказание гуманитарной помощи и ликвидация последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- контроль морского пространства;
- проецирование силы;
- вопросы глобального и регионального сдерживания;
- перспективная структура морского компонента.

Цели и задачи морского компонента

По мнению американских военных экспертов, цели и задачи флота, МП и БОХР претерпевают изменения в связи с возрастающей глобальной ролью США, в интересах поддержания которой необходимо обеспечить присутствие ВМС в передовых районах и их взаимодействие с другими видами вооруженных сил, силами других национальных ведомств, а также международных и неправительственных организаций.

С этой целью на морской компонент возлагаются следующие основные задачи:
- обеспечение постоянного присутствия в передовых районах; -создание самостоятельных группировок экспедиционных сил морского базирования для ведения боевых действий вне зависимости от доступности портовой и береговой инфраструктуры;
- подготовка к ведению боевых действий в особых условиях океанских (морских) театров военных действий за счет переброски в зону конфликта или регион национальных стратегических интересов необходимых сил и средств установления контроля над судоходством и проецирования силы в прибрежной полосе в ходе объединенной или многонациональной операции; при этом флот, МП и БОХР готовы к ведению боевых действий против как регулярных войск,
так и иррегулярных вооруженных формирований на море, в воздухе и в киберпространстве;
- обеспечение гибкой структуры задействуемого наряда сил, создаваемого в зависимости от условий обстановки;
- гарантирование необходимого уровня сдерживания посредством устрашения, которое заключается в создании необходимых возможностей для применения силы, в том числе с учетом ядерного потенциала и противоракетной обороны;
- активизация взаимодействия с другими видами вооруженных сил, родами войск и иностранными партнерами.

Место и роль океанских (морских) ТВД

В соответствии с концепцией роль морского пространства в обеспечении национальных интересов и при проведении боевых операций постоянно возрастает, при этом ключевой идеей является использование моря как универсального плацдарма, обеспечивающего флоту, морской пехоте и береговой охране уникальные возможности по сравнению с другими видами ВС.

Для морского компонента характерным является его гибкость, маневренность и мобильность. Так, скорость оперативного передвижения на море качественно отличается от таковой на суше. Современные сухопутные войска, осуществляя наступательную операцию против слабого противника, будут передвигаться в среднем на 25-30 миль (45-50 км) в сутки, в то время как на море средняя скорость перехода сил флота составляет более 500 морских миль (900 км) в сутки.

Важным шагом в обеспечении национальной безопасности считается создание формирований (соединений), предназначенных для выполнения конкретных задач. В частности, отмечается, что основными типовыми оперативными соединениями флота будут являться авианосные ударные группы (АУТ) или амфибийно-десантные группы (АДГ). Еще одним ключевым звеном в ходе выполнения задач в передовом районе считаются экспедиционные соединения МП, численность которых в зависимости от ситуации может изменяться.

Передовое военно-морское присутствие

Передовое присутствие остается одной из ключевых задач морского компонента ВС США. Потребность в нем в последние годы стабильно увеличивается. Как указывается в документе, с 2007 года потребность в авианосных ударных группах выросла на 29 проц., в надводных боевых кораблях - на 76 проц., а в амфибийных силах ВМС и морской пехоте - на 86 проц.

В документе подчеркивается, что на протяжении последних 30 лет военное присутствие ВМС США в передовых районах часто подвергалось критике. Передовое присутствие связано с высокой интенсивностью использования сил и средств, ведет к высокой степени износа технических, человеческих и моральных ресурсов.

В концепции получила свое развитие идея развертывания глобальных флотских станций, впервые представленная в предшествующей редакции документа в 2006 году. Так, в ближайшей перспективе такие станции планируется разместить в Аравийском море, Юго-Восточной Азии, Карибском море, Гвинейском заливе и в районе Африканского Рога. Ожидается, что они будут усилены различными по составу силами и средствами, в частности амфибийно-десантными кораблями с подразделениями морской пехоты на борту, судами подвижного тылового обеспечения, судами обеспечения стратегических морских перевозок, а также при необходимости - подразделениями сухопутных войск.

Кроме того, особое внимание уделено вопросам размещения подразделений ВМС БОХР в некоторых прибрежных районах Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов, осуществляющих надзор за выполнением международного морского права.

В концепции военно-морских операций США 2010 года особое значение отводится защите американских интересов в Арктике, которое потребует как минимум периодического присутствия в данной зоне подводных лодок и ледоколов. Одновременно планируется увеличить ассигнования на строительство ледокольного флота и связанные с освоением Арктики исследования.

Морская безопасность, оказание гуманитарной помощи и ликвидация последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф

Одной из ключевых идей совместной стратегии и новой концепции является рост роли невоенных угроз и невоенных аспектов обеспечения национальной безопасности США, что объединяется в термине «морская безопасность» (maritime security). Идеи морской безопасности впервые нашли комплексное отражение в «Стратегии морской безопасности» 2005 года.

В отличие от данной стратегии, разработанной командованием береговой охраны, совместная стратегия и новая оперативная концепция возлагают задачу обеспечения морской безопасности также и на флот, морскую пехоту и министерство обороны в целом. В обеспечении морской безопасности наиболее заметна ключевая роль международного и межведомственного сотрудничества.

Самостоятельным направлением деятельности морского компонента ВС США является' оказание гуманитарной помощи. Последним примером крупной гуманитарной операции является оказание помощи населению о. Гаити в связи с произошедшим там 12 января 2010 года сильным землетрясением. В данной операции участвовало более 4 тыс. морских пехотинцев и до 30 кораб-лей ВМС и береговой охраны США, включая авианосец «Карл Винсон» и два универсальных десантных корабля. По количеству задействованных сил она сопоставима с крупной военной операцией.

Контроль морского пространства

В свете современных взглядов руководства США на важность осуществления контроля морского пространства определены следующие угрозы, которые могут негативно повлиять на выполнение данной задачи:
- повышение боевого потенциала противника, действующего в открытом море, на вооружении которого имеются дизельные и атомные подводные лодки, а также надводные корабли, оснащенные современными торпедами и противокорабельными управляемыми ракетами;
- развертывание на океанских (морских) ТВД вооружений, препятствующих проникновению на них кораблей ВМС США;
- установка в территориальных водах мин и развертывание оборонительных систем как отдельными странами, так и негосударственными организациями в целях не допустить прохождение в них кораблей ВМС США;
- развитие технологий, снижающих эффективность функционирования систем управления, связи, разведки и компьютерного обеспечения.

При этом вероятный противник может, по взглядам командования американских военно-морских сил, предпринять действия, направленные на срыв выполнения следующих задач:
-переброска кораблей и судов обеспечения в район применения;
- доступ в кризисные районы, прежде всего в территориальные воды из открытого моря;
- проведение операций, в том числе на суше.

В интересах противодействия данным угрозам предусматривается привлечение межвидовых и разнородных соединений, обладающих необходимыми вооружениями, значительным количеством боевых средств, готовых к применению, современными системами связи, навигации, разведки и целеуказания, а также способных длительное время участвовать в операциях на удаленных ТВД. При этом особое внимание уделяется межведомственному взаимодействию и сотрудничеству с зарубежными партнерами.

Следует отметить, что данные угрозы выделялись в качестве ключевых еще 20 лет назад, но только сейчас они нашли соответствующее отражение в основополагающих документах ВМС США.

Проецирование силы

Базовые аспекты проецирования силы определены в документе как «способность государства использовать все или часть элементов национальной мощи (политические, экономические, информационные и военные) в целях быстрого и эффективного развертывания и обеспечения войск в нескольких удаленных районах в интересах реагирования на кризисные ситуации, сдерживания и поддержания региональной стабильности». В этом процессе ВМС играют основную роль, которая заключается в нанесении противнику огневого поражения и в высадке морских десантов.

В качестве дополнительных задач, решаемых флотом, МП и БОХР, в соответствии с нынешней концепцией рассматриваются следующие:
- получение и обеспечение доступа в район проведения операции;
- совершение маневров в территориальных водах;
- проведение расширенных операций экспедиционными соединениями МП;
- обеспечение переброски и развертывания основных группировок сил (национальных или многонациональных);
- организация и осуществление доставки средств материально-технического обеспечения в район проведения операции;
- обеспечение управления и связи.

Глобальное и региональное сдерживание

Вопросы глобального, транснационального и регионального сдерживания рассматриваются в русле политики, которая может осуществляться путем демонстрации боевых возможностей ВМС. Альтернативной мерой считается «превентивное сдерживание через партнерство», позволяющее укрепить безопасность и эффективно противодействовать распространению экстремистской идеологии.

Перспективная структура морского компонента

В оперативной концепции приводится подробное описание перспективной структуры сил и средств флота, морской пехоты и береговой охраны. Упомянута даже необходимость развития ледокольного флота и других судов ледового класса.

По мнению авторов концепции, представленный в ней баланс сил, задач и способов их выполнения «отвечает требованиям по одновременному обеспечению морской безопасности, предотвращению и реагированию на кризисные ситуации и по разгрому хорошо оснащенного и подготовленного противника».

Однако в новой оперативной концепции так и не было приведено детальное обоснование количественной структуры флота и 30-летнего плана кораблестроения. Характерно, что избранная руководством ВМС в качестве оптимальной численность флота в 313 кораблей даже ни разу не упоминается в тексте документа.

Тем не менее новая концепция военно-морских операций США представляет собой взвешенный и сбалансированный документ. В ней нашли свое отражение все основные принципы применения флота, МП и БОХР США на современном этапе.

Зарубежное военное обозрение №5 2011 С. 71-76

Смотрите также
Категория: ВМС общие вопросы | Добавил: pentagonus (11.07.2011) | Автор: П. Теребин
Просмотров: 5970 | Теги: Концепция военно-морских операций, концепция, П. Теребин | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
avatar