Разработка в США наземных дистанционно управляемых машин В. Санников, С Дмитриев Специальное исследовательское подразделение ВС США RDECOM в конце 2010 года объявило тендер на разработку и производство наземной дистанционно управляемой машины (ДУМ) в интересах вооруженных сил. Министерство обороны готово заключить солидный контракт с любой компанией, способной создать безотказное механическое средство для боевых подразделений, предназначенное для транспортировки запасов вооружения, боеприпасов, продовольствия и транспортировки раненых. При этом длина машины не должна превышать 4 м, грузоподъемность составлять не менее 550 кг, запас хода - 10 моточасов и максимальная скорость - не менее 20 км/ч. К обязательным требованиям относятся: наличие дистанционного управления посредством компактного пульта, помещающегося в карман стандартного армейского жилета-разгрузки, и оснащение машины телекамерами кругового обзора с функцией ночного видения. Еще в 2004 году управление перспективных исследований министерства оборота США (DARPA) предложило ученым из национального центра робототехники (NREC) при университете Карнеги-Меллон разработать прототип крупногабаритной ДУМ высокой проходимости. В активе центра уже имелась шестиколесная БМ «Спиннер», успешно прошедшая ряд тестов на полигоне в штате Аризона. В частности, она совершила 150-км марш по горному маршруту. Именно эту машину, разработанную совместно фирмами Боинг», «Тимони технолоджи» и «UQM технолоджис», заказчики из DARPA порекомендовали взять за основу новой. NREC предстояло доработать силовую установку (СУ), усилить подвеску и облегчить шасси. Работа над проектом, получившим название «Кратер» (Crusher), продолжалась четыре года и, по оценке специалистов DARPA, успешно завершилась. Новая модель стала легче на треть и превзошла первоначальный вариант по ряду параметров, включая проходимость. В феврале 2008 года испытания двух экспериментальных образцов были проведены в пустыне Эль-Пасо недалеко от военной базы Форт-Блисс. Как отмечали присутствовавшие на них военные эксперты, машины уверенно преодолевали 45-градусные горные склоны, а также структурированные препятствия (бетонные доты, легковые автомобили, противотанковые рвы). Более 100 км по бездорожью они прошли со средней скоростью свыше 10 км/ч в полностью автономном режиме - дистанционное управление использовалось только для демонстрации потенциала концепции. Несмотря на успешные испытания, ДУМ «Крашер» не была принята на вооружение, так как в опытном производстве находится более совершенная ее версия.
Конструкция корпуса «Крашер» представляет собой жесткий пространственный скелет из алюминиевых труб различного сечения, соединенных узловыми элементами из титана и покрытых толстым стальным листом. Каждое из шести колес имеет независимую рычажную подвеску с амортизаторами переменной жесткости и рекомендуемым дорожным просветом. При необходимости машина может полностью садиться на днище или подниматься над дорожным покрытием на 77 см. Электроника адаптирует характеристики амортизаторов к условиям движения за доли секунды. Благодаря этому «Крашер»
Силовая установка комбинированная - в ступицах колес смонтированы электромоторы
постоянного тока массой 41 кг каждый. Моментальная тяга такого мотора (мощностью
36 кВт) составляет 450 Нм. Напряжение на них поступает от литий-ионной батареи
емкостью 18 кВт*ч, которую, в свою очередь, в постоянном режиме заряжает
бортовой генератор, вращаемый турбодизелем 1,9 TDI от коммерческого автомобиля
«Фольксваген Джетта». Если обстановка потребует максимальной скрытности, то
несколько километров «Крашер» сможет перемещаться без подзарядки. При
возникновении неисправностей или отказе батареи электронная аппаратура выключает
ее из общего контура и генератор приводит в действие электромоторы напрямую. При разработке системы управления и контроля для машины использовались различные портативные радиоэлектронные устройства, например iPhone, iPod и контролер ХЬох 360, а также обычный ноутбук. С дисплея iPhone проводились мониторинг силовой установки, диагностика бортовых систем к текущее обновление программного обеспечения, а через ХЬох 360 операторы управляли телескопической мачтой высотой 5,5 м, телекамерами и даже ведением огня по условному противнику из навесного стрелкового модуля. Дистанционное управление «Крашер» осуществляется по радиоканалу на дальности до 800 м. На испытаниях в Форт-Блисс эта машина показала свои способности по самостоятельному выбору маршрута на очень сложных по рельефу участках местности. Так, во время движения по горному склону машина автоматически уменьшает величину дорожного просвета, смещая вниз точку центра массы. При выполнении разведывательных задач она способна выбирать оптимальную позицию для наблюдения. Для самоуправления бортовой компьютер этого средства передвижения использует три канала информации: цифровые карты местности, видеоизображение телекамер, данные пяти лазерных дальномеров, расположенных в передней и задней частях корпуса машины. Программное обеспечение позволяет распознавать высоту и степень преодолимости препятствий. Разведывательное оборудование на удалении 1 км от машины обеспечивает обнаружение и идентификацию человека в радиусе 70 м. Изображение высокой четкости с телекамеры, расположенной на мачте, передается на внешние устройства. Однако, оптоэлектронные сенсоры машины не способны обнаруживать такие препятствия, как, например валуны в зарослях густой травы. Дальнейшее совершенствование оптоэлектронной аппаратуры зависит от технологических прорывов в1 этой области. Тем не менее четыре года работы над этой машиной определили новые направления исследований, среди которых создание серии дистанционно управляемых машин различного назначения, например ДУМ «Гладиатор» и «Дрэгон Раннер», созданных для спецподразделений морской пехоты США. Все эти экспериментальные машины предназначены для отработки новых технологий и технических решений. Сразу после показа достигнутых в ходе работ результатов по проекту «Крашер» была запущена новая трехлетняя программа APD (Autonomous Platfom Demonstrator), ставшая развитием предыдущей. На этом этапе Пентагоном к данному средству предъявлялись гораздо более серьезные требования. Ключевой параметр будущей беспилотной боевой машины - максимальная скорость движения до 80 км/ч. В связи с этим дизель коммерческого автомобиля «Фольксваген» будет заменен более мощным агрегатом с турбонаддувом. В автономном режиме машина должна уверенно выполнять маневры в движении при перестроении на шоссе. APD должна уметь преодолевать горные подъемы и спуски крутизной до 30° (хотя предшественник сохранял равновесие при 45°), а также метровое вертикальное препятствие. Длина машины составляет 4,57 м, снаряженная масса - 9,6 т. Две полностью оснащенных ДУМ должны помещаться в фюзеляже военно-транспортного •самолета С-130 «Геркулес». Телескопическую мачту с сенсорным модулем решено уменьшить до 4 м с целью максимальной маскировки машины. Тем более что автономная навигационная система, ориентирующаяся на местности по данным КРНС с высокой точностью, и эффективные радиолокационные и лазерные датчики должны обеспечить APD достаточную подвижность в полуавтономной режиме. Новая машина, уже готовая к испытаниям, находится на Абердинском армейском полигоне. По информации зарубежных СМИ, APD уже сегодня выполняет 95 проц. выставление Пентагоном требований к ДУМ. ДУМ «Мул» (Mule) корпорации «Локхид-Мартин» предназначена для транспортировки материальных запасов пехоты. Главное в ней оригинальная подвеска, обеспечивающая высокую проходимость. Силовая установка машины аналогична ДУМ «Крашер»: каждое колесо приводится в движение собственным электродвигателем, а батарею подзаряжает дизель-генератор. ДУМ способна подниматься на уступ высотой 0,5 м и преодолеть 40-градусный подъем. В 2011 году компания намерена представить Пентагону полнофункциональную версию машины. Еще одной совместной разработкой компаний «Локхид-Мартин» и «Лэнд Тамер» является транспортная ДУМ SMSS (Squad Mission Support System). Она может перевозить материальные запасы, боеприпасы и продовольствие на 10 человек (взвод), самостоятельно выбирать дорогу, определяя некоторые типы препятствий. Зарубежное военное обозрение №9 2011 С.42-44 Смотрите также | |||||||
| |||||||
Просмотров: 4085 | | |
Всего комментариев: 0 | |