search
menu
person

NEWS AND UDATES


Инженерно-строительное командование ВМС США (2005)

Инженерно-строительное командование ВМС США

Капитан 2 ранга В. Олегов

Инженерно-строительное командование (ИСК) ВМС США (Naval Facilities Engineering Command) было образовано в 1966 году в результате слияния отдела верфей и доков и управления строительства объектов гражданского назначения штаба американских военно-морских сил.
Созданием этого командования достигалась цель организации строительства объектов военного и гражданского назначения различной степени сложности в любом регионе мира, а также локализации последствий стихийных бедствий в местах дислокации вооруженных сил (и в первую очередь ВМС) США.
Данное командование представляет собой достаточно сложную структуру, включающую большое количество компонентов, объединенных гибкими горизонтальными и вертикальными связями. В своей повседневной деятельности ИСК наиболее тесно взаимодействует с командованием морской инженерной службы ВМС США (Литл-Крик, штат Виргиния).


Организационно-штатная структура инженерно-строительного командования ВМС США

Общее руководство деятельностью инженерно-строительного командования, подразделения которого дислоцированы по всему миру, осуществляет его штаб (Вашингтон, федеральный округ Колумбия). Наиболее крупными элементами организационно-штатной структуры ИСК ВМС США являются два инженерных управления - Атлантическое (Норфолк, штат Виргиния) и Тихоокеанское (Пёрл-Харбор, Гавайи). При этом первое отвечает за строительство объектов, находящихся на всей территории континентальной части США.
На инженерные управления возложены следующие основные координирующие функции: разработка перспективных планов строительства и определения приоритетных направлений деятельности; распределение и мобилизации сил и средств на выполнение заказов; приобретение и поставка строительных материалов; общее руководство ходом работ, проводимых в зоне ответственности каждого их них.
Управления состоят из более мелких подразделений - инженерных отделов. Так, на Атлантическое управление замыкаются следующие инженерные отделы: Южный (Чарлстон, штат Южная Каролина), Среднеатлантический (Норфолк, Виргиния), Среднезападный (Грейт-Лейке, Иллинойс), Северо-Восточный (Лестер, Пенсильвания), Чесапикский (Вашингтон), Юго-Восточный (Джэксонвилл, Флорида), Средиземноморский (Неаполь, Италия), Юго-Западный (Сан-Диего, Калифорния) и Северо-Западный (Поулсбо, штат Вашингтон). В свою очередь, Тихоокеанскому управлению подчинены Дальневосточный инженерный отдел (Йокосука, Япония), Марианский инженерный отдел (Апра, о. Гуам, Марианские о-ва), а также строительный отдел в ВМБ Пёрл-Харбор (Гавайи,
см. схему).
Кроме того, в структуру ИСК входят четыре специализированных инженерных центра: морской инженерной службы и тылового обеспечения экспедиционных формирований (оба в Порт-Хьюним, штат Калифорния); информационных технологий (Сан-Диего, Калифорния) и кранового оборудования флота (Лестер, Пенсильвания).
Инженерно-строительное командование ВМС США занято выполнением стандартных и нестандартных военных, а также гражданских заказов. Заказчиком на проведение строительных работ может быть как военное, так и гражданское юридическое или физическое лицо.
Все военные заказы поступают к исполнителям централизованно, непосредственно через штаб ИСК, и доводятся до сведения начальников инженерных управлений, в зоне ответственности которых находится район (объект) выполнения подряда. Основными военными заказчиками являются штаб ВМС и министерство обороны США.
Непосредственным выполнением заказов в зоне своей дислокации занимаются соответствующие инженерные отделы.
Для реализации стандартного военного подряда руководство управления назначает соответствующий инженерный отдел, а также своего представителя для составления проекта и последующего координирования хода работ.
Часть личного состава инженерного отдела (подразделение численностью до 100 человек под командованием младшего офицера) во главе с ответственным за реализацию заказа представителем управления, в распоряжение которого это подразделение поступает на период выполнения работ, прибывает к месту предстоящего строительства или ремонта, где организует проведение ряда подготовительных мероприятий. В частности, осуществляется наем гражданского персонала в качестве основной рабочей силы (военнослужащие лишь играют роль координаторов и контролеров деятельности наемных рабочих), арендуется строительная техника у местных монтажных компаний (после завершения работ она возвращается владельцу). Специальная техника доставляется по мере необходимости из мест дислокации инженерных отделов.
Доставка строительных материалов к месту проведения работ выполняется силами инженерного отдела либо управления с использованием арендованного на местах транспорта.
Средства на оплату труда наемных рабочих и аренды техники выделяются из бюджета управления. После проведения запланированных работ расходы возмещаются за счет оплаты выполненного контракта.
К реализации нестандартного (по срочности, сложности или секретности) военного заказа привлекаются подразделения и части 1-й морской инженерно-строительной дивизии (мисд), входящей в состав командования морской инженерной службы ВМС США. Прежде всего это касается морских механизированных инженерно-строительных батальонов 1 мисд, которые по своим возможностям наиболее приспособлены для эффективного решения специфических задач в интересах инженерно-строительного командования. Всего в структуре этой дивизии насчитывается 20 таких формирований.
Морские механизированные инженерно-строительные батальоны укомплектованы военнослужащими, имеющими практически все необходимые специальности в различных областях строительства. Поэтому в ходе выполнения поставленных задач командиры батальонов крайне редко прибегают к использованию наемной рабочей силы из числа гражданского персонала, особенно если это касается сооружения объектов особой важности.
При задействовании подразделений морской инженерной службы все работы, как правило, ведутся силами военнослужащих, а строительная техника (кроме специальной) арендуется у частных владельцев. В исключительных случаях строительное оборудование, принадлежащее инженерному управлению, в зоне ответственности которого выполняется заказ, может быть в экстренном порядке доставлено к месту проведения работ. При этом для доставки техники привлекаются силы и технические средства различных военно-транспортных формирований ВС США.
Инженерно-строительное командование ВМС США обеспечивает эффективное выполнение стандартных и нестандартных военных заказов (при высокой мобильности и готовности строительных подразделений) в сжатые сроки благодаря отлаженному механизму и круглосуточному режиму работ.
Использование относительно небольшого количества специалистов руководящего звена - один ответственный за строительство представитель может выполнять проектировочные работы и контролировать ход строительства сразу на нескольких (до трех) объектах - дает возможность при ограниченной численности высококвалифицированных специалистов одновременно выполнять большое количество заказов.
Кроме военных, ИСК ВМС США имеет право на реализацию заказов и в гражданском секторе. Начальники управлений наделены полномочиями принимать подряды у гражданских заказчиков, организовывать их выполнение (не в ущерб основной деятельности) и вести с ними расчеты. Все гражданские заказы реализуются по той же схеме, что и стандартные военные. Однако в этом случае военная строительная техника не задействуется, а приобретение и поставки строительных материалов осуществляются по особой схеме. Поставщиками строительных материалов и техники могут являться как военные, так и гражданские предприятия, а при организации закупок и поставок приоритет отдается качеству материалов, скорости их производства и доставки.
Подразделения 1-й морской инженерно-строительной дивизии в выполнении гражданских заказов (кроме случаев, связанных с чрезвычайными обстоятельствами) участия не принимают. Указание на их использование в интересах гражданского сектора отдает лично командующий морской инженерной службой ВМС США.
Прибыль, полученная в результате выполнения военных заказов, поступает на нужды подразделений ИСК ВМС США и распределяется через финансовый аппарат командования. Часть доходов направляется на централизованное приобретение техники и материалов для подчиненных подразделений. При выполнении гражданских подрядов прибыль перечисляется на счет инженерного управления, проводившего работы. Финансовая служба управления около половины доходов оставляет на своем счету и распределяет эти средства в соответствии с нуждами управления. Оставшаяся часть перечисляется в фонд жилищного строительства.
Отчеты об обороте финансовых средств руководство каждого инженерного управления ежегодно представляет в финансовый аппарат инженерно-строительного командования. При этом гражданские заказчики с целью подтверждения стоимости подряда направляют соответствующие документы в штаб ИСК самостоятельно (это оговаривается в контракте).
В настоящее время с целью стимулирования коммерческой деятельности инженерных управлений и поиска ими максимального числа гражданских заказчиков разработана система поощрений, которая предусматривает: выплату премий исполнителям подрядов; снижение налоговых сборов и увеличение отчислений финансовых средств", полученных за выполнение гражданских заказов, на нужды управлений, а также предоставление льгот по жилищному обеспечению представителей инженерно-строительного командования.
Одним из важнейших направлений деятельности ИСК является строительство объектов гражданского назначения для военнослужащих. Различные командования ВМС, а также представители министерства обороны США предоставляют руководству инженерно-строительного командования приоритетные заказы на сооружение таких объектов, часть из которых включается в годовой план. В перечень подобных объектов входят в первую очередь квартиры для военнослужащих, учреждения социально-культурного и бытового назначения, зоны отдыха и т. п.
Сооружение объектов гражданского назначения для военнослужащих имеет ряд особенностей, в том числе:
- их строительство ведется в течение всего года как согласно годовому плану, так и вне плана;
- средства на эти цели поступают от прибыли, полученной в результате выполнения заказов гражданских клиентов;
- с 1983 года сооружение таких объектов по существующей схеме является полностью самоокупаемым;
- к строительству могут привлекаться как наемные рабочие из числа гражданского населения, так и военнослужащие.
Сооружение объектов гражданского назначения для военнослужащих осуществляется силами инженерных управлений, однако возможно оказание помощи со стороны штаба ИСК. С целью проверки правильности расходования денежных средств отчет о количестве построенной и переданной в эксплуатацию жилой площади для военнослужащих руководство управлений в обязательном порядке направляет в центральный финансовый орган командования.
Кроме того, в качестве дополнительной услуги инженерные отделы и управления ИСК осуществляют риэлтерскую деятельность и оказывают юридическую поддержку военнослужащим, желающим приобрести, продать, снять или сдать жилую площадь.
Для улучшения качества распределения жилья среди военнослужащих ВМС отдел по связям с общественностью штаба ИСК внедрил в эксплуатацию специальный информационный ресурс. Используя этот ресурс, каждый военнослужащий имеет право по своему личному номеру и персональным данным (воинское звание, фамилия, имя, год рождения) войти в закрытую информационную сеть и получить доступ в базу данных, в которой собрана информация по жилому фонду министерства обороны США как на территории страны, так и за ее пределами. Кроме контактной информации (для связи с лицом, предоставляющим жилье) база данных содержит сведения о наличии и стоимости квартир и домов различного типа, возможности найма жилой площади либо приобретения ее в частную собственность, правила проживания на территории того или иного военного городка и другие полезные советы.
Таким образом, инженерно-строительное командование военно-морских сил США решает широкий круг задач в интересах не только ВМС, но и вооруженных сил (министерства обороны) в целом, включая строительство жилья для военнослужащих и других социально-бытовых объектов.

Зарубежное военное обозрение 2005 №5 с.60-64

Смотрите также
Категория: Структура и организация | Добавил: pentagonus (10.05.2005) | Автор: Капитан 2 ранга В. Олегов
Просмотров: 4906 | Теги: Naval Facilities Engineering Comman, инженер, Командование ВМС, В. Олегов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar