Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 18.08.2019, 21:01
Ключевые слова
концепция, базирование, В. Чертанов

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
ВМС общие вопросы [157]
Флот [150]
Авиация [89]
Морская пехота [78]
Уставы и руководства [7]
вооружение [90]
снаряжение [18]
Боевые операции [34]
Структура и организация [114]
Стратегия и тактика [78]
Техническое обеспечение [101]
История [24]
ТТХ [12]
НИОКР [97]

Поиск


Наш опрос
Журналы на Pentagonus.ru я скачиваю через
Всего ответов: 39
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВМС » Структура и организация

Система морского базирования и тылового обеспечения ВМС США на новом этапе

Система морского базирования и тылового обеспечения ВМС США на новом этапе

Капитан 1 ранга В. Чертанов

Проблемы морского базирования (связанные прежде всего с заблаговременным складированием ВВТ на ТВД) и тылового обеспечения экспедиционных сил не только флота и морской пехоты, но и ВС США в целом, развертываемых в передовые районы морских и океанских театров, всегда увязывались с задачами обеспечения стратегической мобильности и боевой устойчивости вооруженных формирований. Особенно актуальными они становятся с начала XXI столетия, когда экспедиционные операции в военных доктринах США приобретают все более приоритетное значение.
Экспедиционные действия вооруженных сил в современных условиях требуют не только специально подготовленных оперативных формирований флота и МП, но и комплексной системы тылового и боевого обеспечения морского базирования. Кроме современных десантных кораблей для доставки экспедиционных сил в район проведения операции необходимы боевые корабли флота для их охранения и прикрытия, а также специализированные транспортные средства с вооружением и военной техникой, заранее сосредоточенные в пределах ТВД. Непосредственно в море тыловое обеспечение оперативных соединений флота осуществляют танкеры и универсальные транспорты снабжения, а для экстренной переброски десантных отрядов и военных грузов на участок высадки на побережье, обеспечения безопасности и огневой поддержки в прибрежных районах требуются универсальные авиационные и морские средства.
В последние годы во всех видах вооруженных сил США принимаются действенные меры в направлении обеспечения экспедиционных операций. В ВМС было создано командование обеспечения экспедиционных сил (NECC - Naval Expeditionary Combat Command), в ВВС сформированы воздушно-космические экспедиционные силы (Aerospace Expeditionary Force), в сухопутных войсках тяжелые дивизии трансформируются в более легкие экспедиционные бригадные группы.
Наиболее кардинальная программа усиления экспедиционных возможностей нашла отражение в одном из разделов сформулированной штабом ВМС в 2000 году морской стратегии «Морская мощь-21» (Sea Power 21) - концепции «морского базирования» (Seabasing). Одобренная министром обороны и объединенным комитетом начальников штабов, эта концепция вобрала в себя не только программы флота и морской пехоты, но и определенные проекты и ресурсы (по оценкам начальника отдела штаба ВМС по экспедиционным действиям генерал-майора МП Г. Нэша) других видов вооруженных сил.
За свою историю флот и морская пехота США продемонстрировали немало примеров успешного проведения экспедиционных операций (в том числе в последнее время в Ираке, Афганистане, Сомали и ряде других). Все операции подобного рода надежно поддерживались в тыловом отношении морскими силами заблаговременного складирования (MPF - Maritime Preposition Force), состоящими из трех эскадр грузовых судов (всего 16 судов КМП) с вооружением, тяжелой техникой и 30-суточным запасом предметов МТО, заранее раз-
вернутых в передовых районах. Эти эскадры (1,2 и 3-я), каждая из которых способна обеспечить экспедиционную бригаду морской пехоты, постоянно базируются в Индийском океане (о. Диего-Гарсия), западной части Тихого океана (о. Гуам) и Средиземном море соответственно.
Заблаговременное складирование снаряжения и запасов авиационного топлива (из резерва управления тыла МО) для ВВС обеспечивают девять судов МТО (LPS -Logistic Preposition Ships) также из состава КМП ВМС США. Два из них служат судами авиационного обеспечения (промежуточными ремонтными и обслуживающими базами) морской пехоты.
Еще десять судов КМП используются для передового обеспечения (CPS - Combat Preposition Ships) сухопутных войск и загружены оборудованием и запасами МТО армейской тяжелой бригады (вместе с поддерживающими и обслуживающими ее элементами).
Все эти 35 транспортов (государственных или коммерческих, зафрахтованных на длительное время, либо мобилизованных из резерва 1-й очереди) различных классов (грузовые, в том числе для перевозки колесной техники, контейнеровозы, включая «ро-ро», тылового обеспечения авиации) объединены в составе КМП ВМС в морские силы передового обеспечения (Afloat Preposition Force) ВС США.
Однако в силу ряда причин (сокращение передовых американских баз со 170 до 25, зачастую отсутствие близлежащих аэропортов, затруднения с выборочной выгрузкой необходимых вооружений в нужном месте и в нужное время, наконец, устаревание самих судов) эти силы перестали полностью удовлетворять потребности экспедиционных действий ВС США. Это признавали многие компетентные представители командования ВМС, в частности командующий надводными силами флота вице-адмирал Т. Этнайр. Но это были лишь формальные предпосылки к обоснованию необходимости трансформации MPF.

Планируемый судовой состав эскадры MPF (F)

Существенные изменения в структуре американского флота, включившей в себя к настоящему времени формирования нового типа - экспедиционные ударные группы (ЭУГ), привели не только к значительному усилению его ударных возможностей (в соответствии с концепцией Sea Strike), но и заметно повысили стратегическую мобильность и боевую устойчивость развертываемых оперативных соединений. Девять штатных ЭУГ способны в короткие сроки перебросить в передовые районы суммарно не менее двух экспедиционных бригад МП (по одному эбмп на десантных кораблях каждой группы) с полным вооружением. Одновременно полностью (совместно с АУГ) обеспечивается их боевое прикрытие и тыловое обслуживание в море (с сопровождающих их судов подвижного тылового обеспечения), а также оказание необходимой огневой поддержки на берегу (на участках высадки) силами авиации и боевых надводных кораблей. То есть в определенной степени задачи, обозначенные концепцией Seabasing, решаются в рамках действующих сил флота. Таким образом, поддержание морских сил заблаговременного складирования в составе трех отдельных эскадр на случай дальнейшего усиления экспедиционных формирований становится, по оценкам американских экспертов, нерациональным, да и не рентабельным предприятием, тем более что техника, загруженная на судах-складах, тоже требует постоянного обновления.
С учетом всех этих факторов концепция морского базирования и предусматривает в первую очередь радикальную трансформацию сил MPF в будущие (реструктурированные) силы передового морского базирования - MPF (F) -Maritime Preposition Force (Future).
В процессе длительного выбора конструктивных особенностей будущих кораблей и судов в составе MPF (F) рассматривались различные варианты. Первоначально предлагалось укомплектовать их крупными транспортами, по тоннажу сравнимыми с авианосцами, оборудованными полетной палубой, способной принимать как тяжелые транспортные вертолеты и новые транспортные самолеты MV-22 «Оспрей», так и боевые самолеты с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (JSF), а также крупные транспортные машины типа С-130.
По завершении анализа всех альтернативных решений в марте 2004 года было предложено два основных варианта. Первым предусматривалось формирование эскадры идентичных по своим возможностям судов, способных выполнять все необходимые функции, то есть складирование ВВТ и запасов МТО, размещение войсковых формирований, прием самолетов и вертолетов, а также десантных катеров. Все суда в составе эскадры (как предполагалось, из 18 единиц) должны были быть специально и заново спроектированными, что, по расчетам командования ВМС, не способствовало достижению оптимального (как это принято в США) баланса эффективности и стоимости.
Второй вариант, предложенный в мае 2005 года министром ВМС Гордоном Инглэндом, оказался более рациональным. Он предусматривал формирование сил MPF (F) в составе 14 кораблей и судов различного класса и функциональных возможностей: девять на базе существующих типов (с некоторыми модификациями), три абсолютно новых проекта и два - из числа действующих. Корабли и суда эскадры должны, по замыслу американских специалистов, полностью обеспечить тыловые потребности наземных и авиационных элементов экспедиционной бригады морской пехоты (эбрмп) образца 2015 года (численностью до 15 000 человек). Использование в основном существующих проектов при строительстве новых кораблей, по оценкам экспертов, снижает затраты, сокращает период проектирования и ускоряет реализацию новых возможностей системы тылового обеспечения морского базирования в боевых условиях. В состав сил MPF (F) по этому варианту должны войти:
- два новых универсальных десантных корабля (T-LHA) на базе существующего УДК проекта LHD, но оптимизированного для проведения воздушных операций и без доковой камеры для десантных катеров;
- один новый УДК (T-LHD), модифицированный таким образом, чтобы обеспечить выборочную выгрузку военных грузов;
- три быстроходных транспорта-контейнеровоза класса «ро-ро» (T-AKR), аналогичных имеющимся в составе командования морских перевозок (КМП);
- три грузовых транспорта типа «Льюис энд Кларк» (Т-АКЕ), предназначенных для перевозки вспомогательных грузов, боеприпасов и снаряжения (в настоящее время в постройке);
- два обычных транспортных судна из действующего состава КМП;
- три мобильные десантные платформы (MLP) нового проекта (на базе существующего концептуального большегрузного судна «Блю Марлин», которое использовалось для доставки в США ЭМ УРО «Коул», поврежденного взрывом в Йемене). Часть палубы MLP будет приспособлена для транспортировки десантных катеров на воздушной подушке (ДКВП), ДКА типа LCU или новых десантно-высадочных средств, которые придут им на замену. Ряд отсеков судна будут оборудованы для размещения 1 300 военнослужащих.
Хотя изначально проект концепции «морского базирования» разрабатывался в рамках флота и МП, он нашел полную поддержку со стороны командования сухопутных войск и ВВС США, рассчитывавших на сокращение объемов своих стратегических перевозок в результате его реализации. Однако часть расходов на содержание сил тылового обеспечения их собственных экспедиционных формирований им все-таки пришлось взять на себя.
В августе 2005 года концепция Seabasing в целом (с учетом поправок) была утверждена председателем КНШ (в то время генерал ВВС Р. Б. Майерс). В рамках командования разработки боевых действий морской пехоты (Marine Corp Combat Development Command), расквартированного в базе Квонтико (штат Виргиния), был создан объединенный отдел по морскому базированию (Seabasing Integration Division) для ее реализации.
Концепция морского базирования нацелена на тыловое обеспечение и пополнение материальными ресурсами экстренно развертываемых сил быстрого реагирования, в том числе авианосных и экспедиционных ударных групп, воздушно-десантных и ударных бригад СВ, дальней авиации ВВС, всех ударных, воздушно-транспортных и космических средств, как со стационарных баз, так и с кораблей и судов тыловой морской группы (MPG), предварительно развернутой в зоне операции, а также сил боевого и тылового обеспечения (CLF - Combat Logistics Force). Для технического обслуживания этих судов будут по-прежнему использоваться береговые базы на о-вах Гуам и Диего-Гарсия.
В оперативном плане концепция охватывает пять основных этапов экспедиционной операции:
- экстренное сосредоточение всего имеющегося в наличии боеготового потенциала объединенных сил в район кризиса с целью достижения инициативы действий;
- восполнение боевых возможностей объединенных формирований за счет тылового обеспечения силами и средствами системы морского базирования в течение 24-72 ч;
- выдвижение двух батальонов МП или СВ на десантно-высадочных средствах с кораблей (из-за горизонта) для захвата плацдарма высадки;
- постоянная поддержка сил флота на море и до двух бригад на берегу ресурсами морского базирования и тылового обеспечения по мере потребности;
- обеспечение экстренного вывода одной бригады с берегового плацдарма, восстановление ее боеспособности в системе морского базирования из расчета на продолжение боевых действий еще в течение по крайней мере 30 сут.
Все корабли сил MPF (F), кроме штатных судов КМП и мобильных десантных платформ (MLP), должны строиться или модернизироваться с расчетом на выборочную выгрузку стандартных контейнерных грузов, вооружения и техники, в том числе с перегрузкой на быстроходные суда нового класса - HSC (High Speed Connector). Для этого предусматривается использование специальных компьютеризованных крановых систем и систем дозаправки топливом в море большой емкости. Суда HSC должны оперативно доставлять необходимые грузы на промежуточные береговые базы в пределах зоны операции (Intra-theater Connectors) и обратно. Исходя из технических требований к ним (высокая скорость хода -до 50 уз, малая осадка, достаточная автономность при дальности плавания до 2 500 миль), предпочтение отдается проекту корабля катамаранного типа - JHSV (Joint High Speed Vessel) на базе HSV-2 «Свифт» и опыто-вого судна HSV-XI «Джойнт Венчер» австралийской постройки, который объединил соответствующие программы СВ (Theater Support Vessel) и ВМС/МП (High Speed Connector). Новый корабль было намечено заложить в 2008 году с передачей флоту в 2010-м.
Планом предусматривается развертывание надежной системы связи и боевого управления силами MPF (F), в том числе из расчета на новый командно-штабной корабль JCC (F), походного медицинского обслуживания (плавучий госпиталь), а также дополнительно кораблей противоминного обеспечения.
Строительство новых судов MPF (F) предусмотрено новой кораблестроительной программой, разработанной штабом ВМС в 2006 году1. Некоторые из них начнут строиться уже в 2008 году. Этой же программой в соответствии с концепцией «Морской щит» (Sea Shield) финансируется строительство и серий новых боевых кораблей (крейсера CG (X) и эсминцы УРО DDG-1000, корабли прибрежной зоны LCS), предназначенных, в частности, для прикрытия этих сил в море и в районе пунктов выгрузки.
Огневую поддержку экспедиционных сил в районе боевых действий эскадренные миноносцы нового проекта (водоизмещением до 14 000 т) смогут оказывать ударами крылатых ракет (в боекомплекте до 100 КР) далеко в глубину плацдарма высадки, а также применением 155-мм артиллерийских систем с управляемыми снарядами, способными поражать цели на дальностях до 80 морских миль. На продолжение разработки эсминцев DDG-1000 текущим бюджетом на оборону предусмотрено 1,8 млрд долларов, и комиссией по закупкам вооружений одобрено строительство семи таких кораблей (два из них должны быть построены в этом финансовом году).
Корабли прибрежной зоны (LCS) благодаря их универсальной модульной конструкции смогут обеспечить в прибрежных водах противоминную защиту, борьбу с дизельными подводными лодками и малыми быстроходными катерами, а также действия сил специальных операций. Кораблестроительной программой предусмотрено строительство не менее 55 таких кораблей (постройка двух из них - «Фридом» и «Индепенденс» - должна была завершиться в 2007 году).
Будут совершенствоваться и десантно-высадочные средства всех типов. Предметы МТО и тяжелую технику с грузовых судов для сил высадки на берегу (на дальность до 500 миль) доставят новые высокоскоростные катера (SSC - Sea-Shore Connectors) повышенной (в сравнении с действующими ДКА типов LCAC и LCU) грузоподъемности. Новые экспедиционные боевые машины (EFV-Expeditionary Fighting Vehicle), которые в 2009 году начнут поступать на замену устаревших плавающих БТР AAV-7, смогут высаживаться с кораблей за линией горизонта и развивать скорость хода до 25 уз (втрое выше, чем у их предшественника). Транспортные самолеты MV-22 «Оспрей», последние испытания которых в составе 22-й опытовой эскадрильи (VMX-22) завершаются, также начнут поступать на флот в 2009 году. Их скорость будет вдвое, а дальность полета втрое выше, чем у современных вертолетов. В стадии разработки находятся транспортно-десантные вертолеты СН-53К, более мощные и скоростные, чем СН-53Е.
Поступающая на вооружение морской пехоты с конца 2005 года 155-мм гаубица облегченного типа М-777, обеспечивающая ведение прицельного огня на дальность до 18 миль, может с успехом транспортироваться вместе с орудийным расчетом вертолетами СН-53 и самолетами MV-22. Высокомобильная ракетно-артиллерийская система HIMARS (вариант более тяжелой устанавливаемой на траке армейской системы MLRS), способная обеспечить надежную огневую поддержку на дальность до 36 миль (первая батарея должна быть сформирована в МП в 2008 году), также транспортабельна.
Самолетами «Оспрей» может доставляться еще один элемент системы огневой поддержки экспедиционных сил - 120-мм миномет, буксируемый на земле вместе с зарядным контейнером автомобилем типа джип.
Что касается сформированного в январе 2006 года командования обеспечения экспедиционных сил ВМС (NECC), то в его структуре предусмотрен комплекс мер и средств боевого и тылового обеспечения экспедиционных формирований непосредственно в районах их развертывания2. В его составе специальные подразделения по обезвреживанию мин и других боеприпасов, охраны прибрежных акваторий и внутренних водных путей от возможных террористических действий, доставки боеприпасов и обработки грузов, а также инженерно-строительные отряды, предназначенные для проведения фортификационных работ по оборудованию тыловых баз и других элементов инфрастуктуры в районе проведения операций.
В дополнение к системе морского базирования ВМС в сухопутных войсках разрабатываются планы развертывания трех региональных флотилий (ARF - Army Regional Flotillas), каждая из которых будет включать пять судов: два больших (LMRS) и один с пониженной осадкой (для мелководных районов) класса «ро-ро», а также два транспорта боеприпасов. Первая ARF частично уже сформирована с базированием на о-вах Гуам и Сайпан в Тихом океане, вторая будет размещена в районе о. Диего-Гарсия в Индийском океане, а третья - в Средиземном море.
В комплексе со всеми ее элементами новая система тылового и боевого обеспечения морского базирования существенно усилит, по оценкам военного руководства США, возможности развертываемых объединенных и экспедиционных формирований ВС, в особенности в плане повышения их боеспособности, стратегической и тактической мобильности.

Зарубежное военное обозрение №2 2008 С. 59-66

Суда заблаговременного складирования военной техники и запасов МТО (сверху вниз): транспорт-контейнеровоз T-AKR 310 «Уотсон», контейнеровоз T-AKR 3017 «Фред У. Стокхэм» (класса «ро-ро»), транспорт для перевозки колесной и гусеничной техники Т-АК 3012 «Уильям Р. Баттон»
Транспорт-контейнеровоз T-AKR 304 «Пилилау»
используется для передового обеспечения
сухопутных войск США
Транспорт снабжения и боеприпасов Т-АКЕ1 «Льюис энд Кларк» из состава КМП ВМС США
Один из прототипов быстроходного корабля для перевозки грузов внутри ТВД «Джойнт Венчер»
Транспортное большегрузное судно «Блю Марлин»
использовалось для транспортировки в США ЭМ УРО «Коул», поврежденного взрывом в Йемене
Транспортные самолеты MV-22 «Оспрей» в составе 22 испытательной аэ готовятся к взлету с УДК LHD-5 «Батаан»
Концептуальный облик быстроходных грузовых транспортов для перевозки военной техники открытым способом (А) и ангарного типа (Б)
В 2006 году штабом ВМС была разработана кораблестроительная программа по созданию судов для сил передового морского базирования
Концептуальный облик мобильных десантных платформ (MLP) нового проекта

Зарубежное военное обозрение №2 2008



Другие материалы по теме
Категория: Структура и организация | Добавил: pentagonus (21.04.2008) | Автор: Капитан 1 ранга В. Чертанов

Просмотров: 7244 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2019

Рейтинг Военных Ресурсов