search
menu
person

NEWS AND UDATES


Концепция развития инфраструктуры вооружённых сил США
HTML clipboard

Концепция развития инфраструктуры вооружённых сил США

Полковник Ю. Жеглов

Военно-политическое руководство (ВПР) Соединенных Штатов Америки рассматривает совершенствование оперативного оборудования территории страны в качестве краеугольного камня военного строительства и реформирования своих вооруженных сил в современных условиях. По мнению американских специалистов, военная инфраструктура как составная часть оперативного оборудования является своего рода каркасом для их успешного функционирования и поддержания в боеспособном состоянии.

Подготовка территории страны (района, штата, округа) в плане обороны предполагает проведение комплекса организационных, технических, инженерных и других мероприятий по созданию, развитию, совершенствованию военной инфраструктуры и является составной частью плановой деятельности органов федеральной власти, руководства министерства обороны и других ведомств.

Под понятием военная инфраструктура понимается совокупность стационарных объектов и отдельных сооружений на ТВД, необходимых для развертывания вооруженных сил и ведения военных действий, а также для организации ими мероприятий оперативной и боевой подготовки. Основные термины, применяемые в области оперативного оборудования и дислокации (базирования) вооруженных сил США, приведены в приложении.

Военные объекты США на континентальной части и иностранных территориях по целевому предназначению подразделяются на объекты, обеспечивающие размещение органов оперативного управления вооруженных сил, авиационные базы и аэродромы, военно-морские базы и пункты базирования ВМС, военные гарнизоны и отдельные пункты дислокации сухопутных войск, ВВС и ВМС, стационарные позиции межконтинентальных баллистических ракет (МБР), узлы связи, центры и посты радио- и радиотехнической разведки, контроля космического, воздушного пространства и подводной обстановки, радиолокационные и радионавигационные станции, склады хранения ядерных, химических и обычных боеприпасов, военной техники, материально-технического имущества, горючего и смазочных материалов, а также на полигоны, трубопроводы, госпитали и объекты систем жизнеобеспечения и культурно-бытового назначения. Их площадь в зависимости от оперативного предназначения может находиться в пределах от нескольких сотен квадратных метров (отдельные здания, радионавигационные станции) до десятков квадратных километров (крупные авиационные и военно-морские базы, полигоны).

Следует подчеркнуть, что управление американскими вооруженными силами осуществляется по двум структурно взаимосвязанным, но имеющим четкие функциональные разграничения направлениям - административному и оперативному. В административном отношении ВС США организованы по видам - сухопутные войска, ВВС и ВМС. Каждый вид состоит из регулярных войск и резервных компонентов. Административное управление охватывает все вопросы военного строительства, включая формирование бюджета министерства обороны и его исполнение, а также финансирование и развитие объектов военной инфраструктуры, осуществляемое по линии министерств, штабов и командований видов вооруженных сил.

Общее руководство вопросами развития инфраструктуры американских ВС возложено на заместителя министра обороны по объектам и вопросам охраны окружающей среды. В каждом виде ВС имеется соответствующий орган (на правах командования или учреждения центрального подчинения), осуществляющий административное управление вопросами развития инфраструктуры данного вида. Такими органами управления являются: командование объектов инфраструктуры сухопутных войск, управление недвижимости военно-воздушных сил (размещаются в Пентагоне, район Арлингтон, штат Виргиния) и командование береговой инфраструктуры военно-морских сил (Вашингтон, федеральный округ Колумбия).

В соответствии с имеющейся в министерстве обороны США законодательной практикой мероприятия по непосредственному строительству объектов военной инфраструктуры проводятся подразделениями из состава инженерного командования СВ, инженерно-строительного командования ВМС, а также гражданскими строительными фирмами, получившими лицензию МО на такую деятельность. При этом предпочтение отдается компаниям, имеющим опыт выполнения строительных подрядов для ВС США как на континентальной части, так и за рубежом.

Общий контроль за расходованием бюджетных средств, направляемых на развитие военной инфраструктуры осуществляет заместитель министра обороны по финансовым вопросам (финансовый инспектор МО). Непосредственный мониторинг данной деятельности возлагается на управление финансового контроля за военными контрактами главного военного ведомства. Оно ежегодно инспектирует такие исполнительные учреждения МО, как управление военных контрактов, тыла и другие управления, через которые производится расходование денежных средств, выделяемых на развитие инфраструктуры.

Следует отметить, что в комитете по делам вооруженных сил палаты представителей конгресса США имеется подкомитет по военной инфраструктуре и объектам (Subcommittee on Military Installations and Facilities), который осуществляет гражданский контроль и занимается законодательным обеспечением вопросов совершенствования оперативного оборудования территории страны и инфраструктуры за рубежом в интересах американских ВС.

На современном этапе Соединенные Штаты располагают развитой аэродромной сетью, системой базирования сухопутных войск и военно-морских сил, значительным количеством защищенных пунктов управления, складами различного назначения, обеспечивающими деятельность американских вооруженных сил как в мирное, так и в военное время.

Согласно инвентаризационной описи собственности министерства обороны США по состоянию на начало 2006 финансового года (Base Structure Report. Fiscal Year 2006 Baseline. Installations and Environment) Пентагон располагает более чем 3 730 объектами, из которых 766 (20 проц.) сосредоточено на территории 40 зарубежных государств. Основная их часть размещена в трех странах: ФРГ - 293, Японии - 111 и Республике Корея - 105. На континентальной части США и Гавайских о-вах находятся 2 888 объектов, что составляет 78 проц. общего количества всех военных объектов американских вооруженных сил (табл. 1).

Кроме того, вне континентальной части Соединенных Штатов, на территориях семи их владений (по американской терминологии «заморские территории»), размещено еще 77 (2 проц.) военных объектов. Общая стоимость основных фонде» недвижимости (земельные участки и расположенные на них здания, сооружения, оборудование) МО США за рубежом составляет почти 118 млрд долларов.

В зависимости от общей стоимости недвижимого имущества (фондов) объекты военной инфраструктуры, находящиеся на балансе министерства обороны США, подразделяются на крупные, средние и малые. Под крупными объектами подразумеваются те, стоимость фондов (недвижимого имущества) которых превышает или равна 1,616 млрд долларов США, стоимость фондов средних объектов составляет от 862 млн до 1,616 млрд и малых объектов - менее 862 млн. Пороговые значения стоимости недвижимого имущества, используемые при градации объектов, ежегодно корректируются с учетом инфляции.

Таблица 1 Распределение объектов МО США по районам и видам ВС в зависимости от стоимости недвижемости
Вид ВС (компонент) Количество объектов (пунктов) Всего объектов (пунктов)
крупных1 средних2 малых3 других4

США

СВ 38 28 1206 71 1343
ВМС 19 28 491 61 599
ВВС 33 28 574 222 857
Морская пехота 7 6 67 8 88
Управление штабных служб (Вашингтон) 1 0 0 0 1
Итого 98 90 2338 362 2888

Заморские территории (владения)

СВ 0 0 20 0 20
ВМС 2 2 30 7 41
ВВС 1 0 12 2 15
Морская пехота 0 0 1 0 1
Итого 3 2 63 9 77

За рубежом

СВ 1 8 351 11 371
ВМС 5 3 84 2 94
ВВС 8 5 246 15 274
Морская пехота 1 3 17 6 27
Итого 15 19 698 34 766
Всего 116 111 3099 405 3731
1 Стоимость фондов (недвижимого имущества) объекта больше или равна 1,616 млрд долларов США.
2 Стоимость фондов (недвижимого имущества) объекта менее 1,616 млрд долларов, но превышает или равна 862 млн долларов США.
3 Стоимость фондов (недвижимого имущества) объекта менее 862 млн долларов США.
4 Стоимость фондов (недвижимого имущества) объекта близка к нулю (главным образом это зарегистрированная земельная собственность).

Важной с точки зрения расходования выделяемых на содержание объекта и эксплуатацию имеющихся на нем средств (оборудования) является принятая в МО США классификация элементов объекта (пункта дислокации) ВС. В соответствии с ней элементы объекта (пункта) разделяются на здания, сооружения, объекты систем жизнеобеспечения (коммуникаций) и собственно земельные участки, на которых находится объект.

Таблица 2 Показатель качества состояния объекта
Код Определение
Q-1 Расходы на ремонт и модернизацию составляют не больше чем 10 проц. стоимости недвижимого имущества (основных фондов) объекта
Q-2 Затраты на ремонт и модернизацию находятся в диапазоне 10-20 проц. по отношению к стоимости недвижимого имущества объекта
Q-3 Общая стоимость ремонта и модернизации составляет 20-40 проц. стоимости недвижимого имущества объекта
Q-4 Суммарная стоимость всего ремонта и модернизации составляет более 40 проц. стоимости недвижимого имущества объекта

Все недвижимые фонды, находившиеся на балансе МО США в 2006 году, оценивались почти в 654 млрд долларов США. При этом 423 млрд приходилось на здания, 150 млрд - сооружения и 81 млрд - на объекты систем жизнеобеспечения и коммуникаций.

Таблица 3 Качество состояние объектов МО США (в %)
  Q-1 Q-2 Q-3 Q-4
МО в целом 76,1 10,8 6,3 6,8
СВ 60,4 19,5 14,8 5,3
ВМС 88,8 2,2 2,7 6,3
ВВС 88,4 1,9 1,8 7,9
Морская пехота 40,4 42,2 9,7 7,7
Управление штабных служб (Вашингтон) 71,9 13,5 4,5 10,1

Здания (строения) - классифицируются как имеющие крышу, полы, стены, огороженные сооружения (строения с одним или более этажами), которые построены на небольших участках земли и пригодны для разнообразных видов деятельности, таких как проживание, офисные (служебные) и/или производственные площади (территории).

Так, при классификация зданий, используемых вооруженными силами США на объектах инфраструктуры МО, выделяют десять их типов в зависимости от функционального предназначения (боевое дежурство, управление и боевая подготовка; техническое обслуживание и ремонт; НИОКР, испытания и оценка; складские; медицинские; административные; жилые; казармы и столовые; коммунальное хозяйство; водо-, тепло-, электроснабжение и другие коммуникации).

Сооружения классифицируются как другие элементы объекта, отличные от зданий или объектов систем жизнеобеспечения, построенные на/в земле, например дороги, мосты, укрытия (убежища), стрельбища (полигоны).

Объекты систем жизнеобеспечения и коммуникаций (водо-, тепло-, электроснабжение и пр.) - распределительные системы, которые обеспечивают общественные учреждения (службы) или жизнеобеспечение с одним или более зданиями либо сооружениями (например, линии связи, распределительные электроподстанции, очистные сооружения).

Вместе с тем тенденция к количественному сокращению вооруженных сил во многих государствах мира, включая США, нашла свое отражение в активизирующемся процессе закрытия и перепрофилирования военных объектов различного назначения, ставших обременительными для бюджетов даже экономически развитых стран. Наиболее последовательно данный процесс осуществляется в Соединенных Штатах, где в результате тщательной проработки данного вопроса с точки зрения военно-стратегической и военно-экономической целесообразности накоплен значительный опыт, который изучается специалистами других государств в целях использования его при реализации реформы своих ВС.

Наряду с продолжающимся в последние десятилетия сокращением сети баз (объектов) вооруженных сил США проводятся мероприятия по совершенствованию военной инфраструктуры. В частности, выполняются работы по модернизации пунктов дислокации войск (сил), авиабаз (аэродромов), арсеналов, складов, перевалочных баз, а также по оснащению современными тренажерами и оборудованием полигонов, учебных (научно-исследовательских) центров.

Главными принципами в подходе американского ВПР при планировании расходов по статье «Строительство военных объектов», ежегодно включаемой в бюджет военного ведомства, являются прагматичность и целесообразность использования финансовых средств, выделяемых на развитие и поддержание инфраструктуры для национальных вооруженных сил.

Так, в военном бюджете США на 2008 финансовый год на различные программы строительства и модернизации объектов военной инфраструктуры (включая жилье для военнослужащих) было выделено около 24 млрд долларов (около 5 проц. общей суммы ассигнований МО), что на 36 проц. превышает аналогичный показатель 2007 года (см. график на стр. 17).

Всего в 2008 году Пентагоном осуществлялось финансирование 610 проектов (программ) строительства и реконструкции сооружений военного назначения, в том числе на континентальной части США - 470 и за ее пределами - 140. Значительный объем (10,3 млрд долларов) выделяемых на эти цели финансовых средств был направлен на строительство новых и модернизацию действующих объектов, обеспечивающих повседневную деятельность американских ВС.

По мнению американского военного руководства, в условиях интенсивного участия вооруженных сил США в военных, контртеррористических и других операциях, проводимых за пределами национальной территории, большое значение для поднятия боевого и морального духа личного состава имеет социально-бытовой фактор. В связи с этим одним из наиболее важных направлений программы развития инфраструктуры военных городков является строительство казарм, жилых домов для военнослужащих и членов их семей, а также создание культурно-просветительских, оздоровительных, медицинских центров и детских дошкольных заведений.

В настоящее время анализ подходов командования американских ВС к пересмотру системы базирования своих войск (сил) свидетельствует о намерении Пентагона закрыть ряд «избыточных» военных баз как на континентальной части страны, так и на зарубежных территориях (с передислокацией их формирований на континентальную часть США). Одновременно планируется создать нового типа объекты (передовые операционные базы, пункты совместной безопасности и заблаговременного складирования) в районах, где имеются потенциальные угрозы национальным интересам Соединенных Штатов с точки зрения энергетической безопасности.

По мнению экспертов Пентагона, высокая степень развития оперативного оборудования территории США в сочетании с хорошей мобильностью войск способствует быстрому развертыванию вооруженных сил на континентальной части страны и обеспечению их перебросок на заморские театры военных действий. В свою очередь, разветвленная система передового базирования американских войск (сил) на иностранных территориях в целом обеспечивает их потребности в условиях повседневной деятельности, а также стратегическое развертывание в период возрастания напряженности (в «чрезвычайных условиях») в том или ином регионе мира.

Для долгосрочного стратегического военного планирования ежегодно руководству Пентагона представляется обобщенный доклад «Структура баз» (Base Structure Report), подготовленный аппаратом министерства обороны США в соответствии с разделом 2721 тома 10 Свода законов Соединенных Штатов (United States Code) по незасекреченным активам недвижимости (земля и сооружения). В нем содержатся статистические данные о стоимости и физических объемах недвижимости, принадлежащей видам вооруженных сил и управлению штабных служб (Washington Headquarters Service) военного ведомства. Основным источником таких докладов (ежегодно издаваемых с 1999 года) является база данных о стоимости объектов (сооружений), которая предназначена также для создания разнообразных баз данных (технической поддержки, модернизации. эксплуатации объектов и других), применяемых в аппарате министра обороны. Кроме того, она используется для ответа на вопросы высшего руководства МО и запросы конгресса относительно специфических вопросов, касающихся недвижимости военного ведомства.

В докладе «Структура баз» также представлен полный список объектов (сооружений) и пунктов дислокации войск (сил), принадлежащих или используемых МО (за исключением объектов стратегических наступательных и оборонительных сил, таких как позиции МБР, системы предупреждения о ракетно-ядерном ударе, разведывательные центры, пункты управления и другие важные объекты).

Согласно докладу 2006 года министерство обороны США остается одним из крупнейших в мире собственников (землевладельцев) с физическим капиталом (недвижимостью), включающим свыше 571 200 элементов (здания, сооружения, системы жизнеобеспечения), размещенных на более чем 3 700 объектах (пунктах) и площади около 123 тыс. км2. Суммарные расходы на содержание и обеспечение существующих объектов в 2005 году превысили 13 млрд долларов.

Следует подчеркнуть, что с 2005 года министерство обороны США начало определять качество состояния своих объектов. Показатель качества состояния объекта (Q-ratings) определяется как отношение оценочной стоимости заказов на предполагаемый объем работ по ремонту (реконструкции) объекта к общей стоимости недвижимого имущества (основных фондов) объекта на данный момент времени (табл. 2).

В 2006 году показатель качества состояния объектов, принадлежащих военному ведомству, оценивался следующим образом: у более чем 76 проц. объектов, принадлежащих министерству обороны, он был равен Q-1, у почти 11 проц. - Q-2, а у остальных 13 проц. - Q-3 и Q-4 (то есть требовались значительные денежные средства для ремонта этих объектов и приведение их в надлежащее состояние, соответствующее первоначальной стоимости объекта). В табл. 3 приведено соотношение качества состояния объектов между видами ВС и управлением штабных служб (УШС).

В целях экономии финансовых средств, выделяемых МО, продолжается реализация программы закрытия и перепрофилирования военных баз (Base Realignments and Closures - BRAC), согласно федеральному закону «О закрытии и перепрофилировании военных объектов» (Defense Base Closure and Realignment Act), принятому конгрессом США в 1990 году.

Разработанная на основании этого закона программа министерства обороны тесно увязана с мероприятиями по реконфигурации американского военного присутствия за рубежом и выводу значительной части воинских контингентов из Германии и Республики Корея на континентальную часть США.

В настоящее время военное ведомство осуществляет очередной, пятый этап программы закрытия и перепрофилирования военных баз (объектов), утвержденной конгрессом в 2005 году (программа ЗПБ-2005).

В частности, предусматривается в течение шести лет (2006-2011) закрыть 466 военных баз различного назначения (из которых 29 принадлежат регулярным войскам (силам), 242 - национальной гвардии, 195 - резервным компонентам), а также перепрофилировать еще 334 различных объекта американских вооруженных сил (из них 199 принадлежат регулярным войскам, 102 - национальной гвардии и 33 - резервным компонентам). Таким образом, всего планируется сократить и перепрофилировать более 800 средних и относительно небольших по величине объектов ВС США.

В первую очередь закрытию и модернизации будут подлежать выслужившие сроки эксплуатации объекты, а также базы и пункты дислокации формирований вооруженных сил, размеры, местоположение и оборудование которых не соответствуют современным требованиям по обеспечению боеготовности и защите войск (сил).

В течение пятилетнего периода (2006-2011) комиссией по ЗПБ-2005 намечено закрыть 22 крупных объекта ВС США (из которых 12 принадлежат сухопутным войскам и по пять - ВМС и ВВС). В частности, предполагается закрыть на американской территории следующие крупные военные гарнизоны сухопутных войск: Форт-Гил-лем, Форт-Мак-Ферсон (оба - в штате Джорджия), Форт-Монро (Виргиния), Форт-Монмаут (Нью-Джерси), а также авиабазу ВМС США Брансуик (Мэн).

Необходимость разработки данной программы обусловлена сложившимся к настоящему времени избыточным количеством объектов инфраструктуры министерства обороны, которое, по официальным данным Пентагона, на 20-25 проц. превышает действительные потребности вооруженных сил. Большинство из них устарело и выслужило предельные сроки эксплуатации. Содержание и обслуживание избыточных мощностей военной инфраструктуры вынуждают американское военное ведомство ежегодно дополнительно расходовать 3-4 млрд долларов.

Расходы по статье «Строительство военных объектов» бюджета МО США

Основное отличие нового плана МО США от ранее реализованных программ сокращения военной инфраструктуры состоит в том. что он предусматривает значительное уменьшение общего числа полностью закрываемых (или подлежащих консервации) объектов. Вместо этого сделан акцент на перепрофилирование военных баз в интересах их совместного использования соединениями и частями сразу нескольких видов ВС США. Кроме того, более детально разработаны планы-графики закрытия конкретных военных объектов, тщательно обоснованы расчеты финансовых расходов и прогнозируемой экономии, проведены комплексные экологические оценки.

Ожидается, что объединение ряда военных объектов американских ВС позволит направить высвободившиеся средства на финансирование только тех объектов, которые действительно необходимы МО, и даст возможность приблизить показатель продолжительности их эксплуатации до момента реконструкции или модернизации к установленное министерством обороны нормативу в 67 лет.

При перепрофилировании ряда объектов предусмотрены меры по социальному обустройству сокращаемых военнослужащих и гражданского персонала. Например, при передислокации нескольких авиационных эскадрилий с авиабазы ВМС Брансуик (штат Мэн) на АвБ Джэксонвилл (Флорида) федеральные власти оказали помощь в трудоустройстве более 2 400 гражданским специалистам, включая обеспечение переезда части из них на новую базу.

Следует отметить, что процесс перепрофилирования ряда объектов предполагает достижение не только административно-территориальной, но и функциональной целесообразности. Например, планируемая передислокация разрозненных подразделений обслуживания и ремонта авиационной техники ВВС США с ряда авиабаз на два-три объекта, имеющих более развитую ремонтно-производственную базу, позволит оптимизировать систему тылового обеспечения американских военно-воздушных сил в целом и сэкономить значительные финансовые средства. Аналогичные мероприятия по централизации частей и подразделений тыла предусматриваются также в сухопутных войсках и военно-морских силах (включая как регулярные, так и резервные компоненты).

Как показал опыт реализации на территории США предыдущих четырех этапов (с 1988 по 2001 год) программы ЗПБ, перепрофилированные военные объекты становятся экономически прибыльными лишь через некоторое время после вложения весьма значительных средств.

Контроль за своевременной реализацией мероприятий в рамках программы ЗПБ осуществляют инспекторские группы управления недвижимости министерства видов ВС.

Кроме того, финансово-экономическая целесообразность закрытия и перепрофилирования военных баз (объектов) в США постоянно находится в центре внимания законодательной и исполнительной власти. Следует подчеркнуть, что большую часть военных объектов, закрываемых в рамках программы ЗПБ-2005, решено оставлять в федеральной собственности либо в собственности штатов и местных властей, при этом предусматривается возможность восстановления некоторых из них в соответствии с мобилизационными планами.

Реализация мероприятий по закрытию и перепрофилированию военных объектов позволит руководству Пентагона оптимизировать существующую инфраструктуру вооруженных сил и приблизить ее к уровню современных требований по обеспечению боеготовности и защиты войск, а сэкономленные при этом денежные средства использовать для решения приоритетных задач реформирования ВС. Практическое Смотрите также

Категория: Финансы | Добавил: pentagonus (03.03.2009) | Автор: Полковник Ю. Жеглов
Просмотров: 8275 | Теги: Ю. Жеглов, Инфраструктура, концепция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar