search
menu
person

NEWS AND UDATES


О разработке в США боевых железнодорожных ракетных комплексов (2009)

О разработке в США боевых железнодорожных ракетных комплексов

Генерал-майор М. Вильданов, профессор Академии военных наук, кандидат военных наук

В период с 1972 по 1991 год военно-политическое руководство США особое внимание уделяло повышению живучести межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Это объяснялось принятием на вооружение стратегических ядерных сил СССР ракет с уникальными тактико-техническими характеристиками и боевыми возможностями, обладающих прежде всего высокой готовностью к пуску и точностью поражения объектов контрсилового потенциала Соединенных Штатов. В связи с этим в стратегических наступательных силах было исследовано около 30 способов базирования МБР MX, «Минитмэн» и «Миджитмэн», в том числе реализующих концепцию оперативного рассредоточения и маневрирования на значительной территории1.

Американские специалисты проводили выбор оптимального способа базирования МБР по следующим критериям: оперативность рассредоточения и реагирования на внезапное ракетно-ядерное нападение вероятного противника; обеспечение маневренных возможностей и создание для такого противника неопределенности мест расположения и скрытности ракетных комплексов; значительная автономность функционирования в рассредоточенном боевом порядке; поддержание постоянной готовности к проведению пусков МБР из пунктов постоянной дислокации и заблаговременно выбранных стоянок; способность к восстановлению боеспособности после нанесения вероятным противником ракетно-ядерных ударов и проведение ответных действий; обеспечение надежной охраны и обороны МБР от возможных наземных и воздушных ударов; состав и содержание конструкторско-технологических решений, обеспечивающих исключение технических рисков; организация устойчивого управления ракетно-ядерным оружием (РЯО) в пунктах постоянной дислокации и местах стоянок; состав объектов инфраструктуры позиционного района для развертывания и функционирования ракетных комплексов (РК); обеспечение пунктуального выполнения законодательства штатов, на территории которых могут быть развернуты и осуществлять маневренные действия мобильные РК; возможные сроки и затраты на разработку, развертывание и эксплуатацию мобильных РК; исключение чрезвычайных ситуаций на объектах РЯО; выполнение экологических требований и сохранение окружающей среды; соблюдение договорных обязательств в области контроля стратегических наступательных вооружений. На основе комплексного критерия «эффективность/стоимость» были предложены железнодорожный и грунтовый способы базирования ракет, соответственно MX и «Миджитмэн», с дальнейшим развертыванием научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ2. Отмечалось, что опытный вариант боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) проходил полигонные испытания на Западном ракетном полигоне (АвБ Ванденберг, штат Калифорния) до 1991 года. Ходовые испытания проводились также на железнодорожном полигоне США.

БЖРК включал: типовой локомотив, до пяти стартовых (пусковых) вагонов, вагон (командный пункт) со средствами боевого управления и связи, вагон системы электроснабжения РК, два вагона для личного состава и вагоны обеспечения. В качестве базовой была выбрана ракета MX, разработанная для шахтного способа базирования. Она имела высокие тактико-технические характеристики, так как при ее создании использовались оригинальные конструкторско-технологические решения, самые последние достижения в области науки и техники и богатый опыт ракетостроения. Так, максимальная дальность стрельбы составляла 10 тыс. км, масса полезной нагрузки - 3 950 кг. Ракета оснащалась разделяющейся головной частью с десятью боевыми блоками индивидуального наведения с районом их разведения площадью 800х200 км. Точность поражения объектов вероятного противника была около 0,3 км3.

Оптимальные массогабаритные характеристики ракеты обеспечили создание пускового вагона БЖРК, адаптированного к сети железных дорог США. Его длина достигла почти 30 м, масса - порядка 180 т. С целью уменьшения нагрузки на рельсы пусковой вагон имел восемь колесных пар. Снижение ударных и вибрационных нагрузок достигалось за счет воздушных и пружинных амортизаторов. В отдельной секции пускового вагона размещалось проверочно-пусковое оборудование. Перевод контейнера с ракетой в положение для пуска производился специальным подъемным механизмом. Вагон боевого управления и связи был рассчитан также на размещение различного оборудования для технического обслуживания БЖРК. Вагоны для личного состава предназначались для обеспечения его жизнедеятельности. Управление локомотивами осуществлялось гражданскими поездными бригадами4. Зарубежные специалисты отмечают, что прорабатывался вариант сокращения количества вагонов БЖРК за счет размещения ракеты MX в специальной самоходной транспортно-пусковой установке (ТПУ). В результате концентрации различного оборудования на ТПУ его длина увеличилась до 50 м, а масса - до 450 т, что оказалось неприемлемой нагрузкой для железнодорожного путевого хозяйства.

МБР MX была выбрана американскими специалистами для БЖРК
Так американские военные специалисты представляли себе БЖРК
Вид макета стартового (пускового) вагона БЖРК

Подъем контейнера ракеты MX в вертикальное положение

Для БЖРК с ТПУ рассматривался вариант развертывания специальной железнодорожной сети на территории площадью около 230 тыс. км2 в северо-западных районах США. Однако выбрать территорию, удовлетворяющую заданным оперативно-техническим требованиям, не представлялось возможным из-за наличия участков местности, непригодных для строительства железных дорог. Кроме того, создание необходимой инфраструктуры было связано с колоссальными материальными и финансовыми затратами, а также предполагало значительные сроки для производства работ. В итоге проект данного варианта БЖРК был отклонен.

Большое внимание военно-политическое руководство уделяло разработке способов боевого применения БЖРК. Так, в условиях мирного времени ракетные поезда должны были нести боевое дежурство в пунктах постоянной дислокации, на запасных железнодорожных путях в одном из нескольких тысяч заранее выбранных пунктов стоянок или осуществлять боевое патрулирование. С переводом СНС США с мирного положения на военное предусматривалось их оперативное рассредоточение на значительной территории. Маршруты рассредоточения, места и сроки нахождения БЖРК на стоянках, их последующие маневры должны были определяться по закону случайных чисел.' Перемещения ракетных поездов планировалось осуществлять в сроки, меньшие, чем требовалось вероятному противнику для вскрытия их местонахождения, идентификации и перенацеливания своих ракет.

Пуски МБР MX предполагалось производить с получением соответствующих приказов, которые могли поступить во время движения ракетного поезда или несения боевого дежурства на одной из стоянок. При этом должны были выполняться следующие операции: БЖРК следовал к ближайшему пункту стоянки, пусковые вагоны устанавливались на опоры и горизонтировались, открывались пусковые крыши, после чего контейнер с ракетой переводился в вертикальное положение и осуществлялось ее нацеливание. После предстартовой подготовки предусматривалось осуществлять пуск ракеты.

В случае успешных испытаний военное руководство США планировало принять на вооружение и поставить на боевое дежурство до 25 ракетных поездов с двумя ракетами MX в каждом. В качестве пунктов постоянной дислокации БЖРК рассматривались следующие авиабазы: Уоррен (штат Вайоминг), Барксдейл (Луизиана); Литл-Рок (Арканзас), Гранд-Форкс (Северная Дакота), Дайс (Техас) и Фэрчайлд (Вашингтон). Для рассредоточения БЖРК предполагалось задействовать ПО тыс. км существующей железнодорожной сети США после ее дооборудования и наращивания.

В начале 1991 года американское ВПР неожиданно заявило, что автономные и комплексные испытания основных систем БЖРК успешно завершены, а также создан значительный научно-технический задел, позволяющий оперативно развернуть БЖРК. Одновременно было отмечено много слабых сторон железнодорожного способа базирования ракет MX.

Так, из-за малой плотности железнодорожной сети и низкой интенсивности движения железнодорожных составов общего назначения был сделан вывод о недостаточной скрытности и живучести, а также об уязвимости БЖРК, слабой их защищенности от наземных и воздушных атак вероятного противника и действий диверсионно-разведывательных и террористических групп. Оказались неразрешимыми вопросы согласования маршрутов боевого патрулирования для передвижения ракетных поездов с администрациями штатов и руководством частных железнодорожных компаний. Кроме того, значительные массогабаритные характеристики БЖРК требовали больших затрат на усиление железнодорожных путей и строительство различных объектов инфраструктуры. Выявилось также негативное отношение населения к возможному перемещению РЯО по территории штатов и потенциальной угрозе нанесения ущерба окружающей среде. В интересах усиления режима секретности признано невозможным использование поездных бригад и другого обслуживающего персонала из числа гражданских специалистов.

Другие организационно-штатные структуры в интересах организации боевого дежурства и эксплуатации БЖРК не создавались. В результате программа разработки БЖРК была закрыта, что совпало со сроками подписания Договора между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-1) от 31 июля 1991 года.

Вместе с тем, по оценкам зарубежных специалистов, изготовление опытного образца БЖРК в штатной комплектации и его комплексные испытания не были завершены, а некоторые конструкторские решения оказались несостоятельными. В дальнейшем это подтвердилось по результатам работы российских инспекционных групп на Западном ракетном полигоне и других объектах СНС США. Так, первый испытательный пуск ракеты из железнодорожной ПУ по техническим причинам не состоялся и был заменен бросковым испытанием с использованием грузомакета. В связи с этим не просматривается решение проблемы отвода реактивной струи от пускового модуля при запуске маршевого двигателя ракеты после ее выброса из контейнера. Это могло бы привести к выводу пускового вагона и железнодорожного участка из строя. Известно, что ракета MX не имела двигателей заклонения, поскольку разрабатывалась для шахтного варианта базирования. Определение состава, облика и требований к объектам пунктов постоянного базирования ракетных поездов и железнодорожной инфраструктуры было прекращено на стадии эскизного проектирования. Способы боевого патрулирования с использованием опытного БЖРК на реальной железнодорожной сети не отрабатывались. Не удалось создать высокоточные системы навигационного обеспечения комплекса и прицеливания ракет при подготовке пусков с любых пригодных для этого, в том числе с электрифицированных, участков железных дорог. Можно предполагать, что способы отвода контактного провода перед подъемом контейнера с ракетой в положение для пуска разработаны не были. Не проводились комплексные ресурсные и транспортные испытания БЖРК в различных условиях с выводом на реальные маршруты боевого патрулирования и отработкой учебно-боевых задач. Не решены проблемы создания централизованной системы управления боевым патрулированием БЖРК по железным дорогам, который к тому же имел значительное количество демаскирующих признаков.

В целом американский военно-промышленный комплекс оказался неспособным создать БЖРК5. Это однозначно подтверждается положениями Договора СНВ-1 и Меморандума о договоренности об установлении исходных данных в связи с Договором между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Так, американская сторона из всего согласованного перечня объектов БЖРК заявила только ракету MX, а фотографий пускового вагона (в порядке взаимного обмена с советской стороной) не представила. На заключительном этапе согласования текста Договора СНВ-1 американцы добились, чтобы основные ограничительные и ликвидационные положения и процедуры в отношении боевых железнодорожных и грунтовых мобильных ракетных комплексов СССР были включены в текст договора и его приложений, что явилось главной причиной ликвидации советских ракетных дивизий БЖРК.
 

1 См.: К. Монье. Возможные варианты развертывания ракетно-ядерной системы «MX» в США//Дефенс Насьональ. Перевод. М.: Военная академия ГШ ВС РФ. 1982. С. 152-155.

2 См.: Башилов А.И. Стратегические ракетные комплексы иностранных государств. М: Военная академия РВСН. 2001.

3 См.: Волков Е.Б., Норенко А.Ю. Ракетное противостояние. - М.: СИП РИА. 2002. С. 84 и 166.

4 См: О железнодорожном базировании МБР «MX»// Ракетная и космическая техника. М.: Военная академия ГШ ВС РФ. 1987. №34.

5 См.: Волков Е.Б., Норенко А.Ю. Ракетное противостояние. - М.: СИП РИА. 2002. С. 56.

Зарубежное военное обозрение №2 2009 С.19-22

Смотрите также
Категория: Вооружение | Добавил: pentagonus (22.03.2009) | Автор: Генерал-майор М. Вильданов
Просмотров: 18811 | Комментарии: 4 | Теги: М. Вильданов, БЖРК, ЯО | Рейтинг: 3.8/4
Всего комментариев: 4
avatar
1 Василий Тёркин • 22:38, 14.03.2013
Суки. Нашу БЖРК похерили с помощью своих крыс наших предателей, теперь копируют наши достиженияю Пора со всех предателей спросить по закону и по совести - горби, ЕБНовские выоркмыши. Хорошо Путин кажись наш человек.
avatar
2 deadmazaj • 01:07, 17.04.2013
Товарищ генерал-майор, не нужно желаемое выдавать за действительное. Между прочим ВАС цитируют. Некие "Иксперты". И верят вам как профессионалу. А ваши ляпы просто поражают. Не было у американцев технических проблем. Не было. Исключительно организационные. Проблемы с законодательством штатов - да. Проблемы с руководством частных железнодорожных компаний - да. Все остальное ваши личные выдумки. Не более того.
1. "...из-за малой плотности железнодорожной сети и низкой интенсивности движения..." - малая плотность относительно чего? Открою Америку, но плотность в Сибири жд путей гораздо меньше чем в среднем по США. ВЫВОД НЕ ВЕРЕН.
2."...а также об уязвимости БЖРК..." - мировой опыт имеет примеры неуязвимых БЖРК? Напомните-ка эту страну. Я кроме БЖРК СССР других не припомню. Они были такими же уязвимыми.
3. Фраза: "...негативное отношение населения к возможному перемещению РЯО..." - говорит только о том, что газетные заголовки желтой прессы попали в ГРУШные статьи закрытых сборников (как и многие другие), а вы их приняли за чистую монету. Что ж, можно позавидовать деятельности США по дезинформации руководства СССР. Очередной плюс им. И ОГРОМНЫЙ МИНУС ВАМ. Как "профессионалу".
4."... В интересах усиления режима секретности признано невозможным использование поездных бригад..." - то есть вы расписываетесь в подобной же неэффективности режима секретности СССР (у нас использовались "пиджаки" в бригадах, вы это знаете). Смелое заявление. Может вы КГБ (ФСБ) не воспринимаете всерьез? Мне вас искренне жаль.
avatar
3 deadmazaj • 01:08, 17.04.2013
5. "...Другие организационно-штатные структуры ... не создавались..." - это значит просто не успели. Не более того. И при необходимости они были бы созданы.
6. "...изготовление опытного образца БЖРК в штатной комплектации и его комплексные испытания не были завершены..." - не успели. Так нужно было писать.
7. "...первый испытательный пуск ракеты из железнодорожной ПУ по техническим причинам не состоялся..." - я смотрю неудачный пуск ракеты это для ВАС очень большая новость. Открою ВАМ тайну, в 90х были неудачные УЧЕБНО-БОЕВЫЕ пуски в РФ. Это если что. Информация для наивных.
8. "...не просматривается решение проблемы отвода реактивной струи от пускового модуля при запуске маршевого двигателя..." - товарищ ГЕНЕРАЛ-МАЙОР, а вы вообще принцип применения СЯС себе представляете (не важно наш или их)? Хотя бы теоретически? Судя по данному тексту очень отдаленно. Не на уровне РВСНовца, а на уровне сухопутчика. Освежите пожалуйста руководящие документы в памяти. А для зрителей напомню - у сухопутчиков есть слово "потОм". В РВСН такого слова не знают. Товарищ-генерал, ВАМ понятен намек?
9. "...Определение состава, облика и требований к объектам пунктов постоянного базирования ракетных поездов и железнодорожной инфраструктуры было прекращено..." - разумеется, если их не собирались производить. Показная наивность? Для чего?
10. "...Способы боевого патрулирования с использованием опытного БЖРК на реальной железнодорожной сети не отрабатывались..." - разумеется, смотрим проблемы выше (их только две), и вспоминаем, что разработчики знали о том что их детище не будет массово закупаться. Ни чем принципиально от разработок изделий (любых) в СССР не отличается.
11. "...Не удалось создать высокоточные системы навигационного обеспечения комплекса и прицеливания ракет при подготовке пусков с любых пригодных для этого, в том числе с электрифицированных, участков железных дорог..." - это ВАМ так удачно напели? Очередной плюс американским дезинформаторам. Как странно, что именно в последние пяток лет начались просачиваться исключительно технические данные по организации на базе существующей американской системы  GWEN так называемой ground-GPS. Для ЖД транспорта. Точность позиционирования порядка 200 метров. Вы понимаете о чем я?
12. "...Можно предполагать, что способы отвода контактного провода перед подъемом контейнера с ракетой в положение для пуска разработаны не были..." - товарищ генерал-майор, не надо предполагать. У ВАС НЕТ ИНФОРМАЦИИ.
13. "...Не проводились комплексные ресурсные и транспортные испытания БЖРК в различных условиях с выводом на реальные маршруты боевого патрулирования и отработкой учебно-боевых задач...." - ВЫ повторяетесь, пункт №10. Аналогичен мой ответ.
14. "...Не решены проблемы создания централизованной системы управления боевым патрулированием БЖРК по железным дорогам..." - очень смелое заявление. Очень. Напомнить КАК БЖРК в СССР управлялось?
15. Ну и последний ваш абзац, это работа на публику. Без комментариев.
Самое смешное ВАМ верят, и ВАС цитируют "интернет - иксперты".
А может так и надо? Пусть ВРАГ думает что мы полные дебилы и ведемся на его дезу?  Или нет?

Ответа генерал-майора не жду. Но всех "интернет-Икспертов" предупреждаю. Попытайтесь хоть раз в жизни воспользоваться штукой у вас в голове. Мозг называется.
(посвещено интернет-Иксперту Dancomm, в первую очередь)
avatar
мазаю -чем критиковать - напишите статью.
avatar