Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 09.12.2016, 08:50
Ключевые слова
М. Вильданов, СОС

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура и организация [233]
Боевые операции [67]
Личный состав [122]
Вооружение [213]
Законы, Уставы [52]
Подготовка [150]
НИОКР [133]
Техническое обеспечение [200]
Форма, знаки различия, награды [20]
Кадры [14]
Информационное противоборство [78]
Тактика и стратегия [148]
ЗВО [1]
ТТХ [9]
ВУС [11]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 406
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Армия (Сухопутные войска) » Подготовка

Оперативная и боевая подготовка стратегических оборонительных сил США (2008)

Оперативная и боевая подготовка стратегических оборонительных сил США

Генерал-майор М. Вильданов,
профессор Академии военных наук,
кандидат военных наук;
подполковник Д. Галкин

Стратегические оборонительные силы (СОС) США предназначены для защиты территории Североамериканского континента от средств воздушно-космического нападения противника. В условиях мирного времени и угрожаемый период развития военно-политической обстановки СОС осуществляют контроль воздушно-космического пространства, а в военное время на них возлагается решение задач предупреждения о ракетно-ядерном ударе, контроля космического пространства, противовоздушной и противоракетной обороны территории США.

Стратегические оборонительные силы включают: системы предупреждения о ракетно-ядерном ударе (СПРЯУ), контроля космического пространства (СККП) и противоракетной обороны (ПРО). Информация, предупреждающая о ракетно-ядерном ударе, формируется группировкой космических аппаратов (КА) «Имеюс», тремя наземными радиолокационными системами - «Бимьюс», «Пейв Пос» и «Паркс», радиолокационным постом ПРЯУ в Норвегии и двумя вспомогательными постами на территории США. Силы и средства объединенной СККП американских ВС «Спадатс» включают один КА, оптоэлектронный комплекс, один пункт и 23 поста наблюдения за космическим пространством1. Административно СПРЯУ и СККП входят в состав 21-го космического крыла 14-й воздушной армии космического командования (КК) ВВС США и командования ПРО и космоса сухопутных войск, силы и средства противоракетной обороны - в командование ПРО и космоса сухопутных войск. Оперативное управление стратегическими оборонительными силами осуществляет объединенное стратегическое командование (ОСК) ВС США, которое организует планирование боевого применения, обеспечивает поддержание боевой и мобилизационной готовности войск (сил), управление и взаимодействие с объединенными командованиями (ОК) ВС США. Командующий ОСК несет ответственность за предупреждение военно-политического руководства США о ракетно-ядерном ударе противника, организацию контроля космического пространства, а также за обеспечение противоракетной обороны территории США и их союзников2.

Один из порталов командного центра НОРАД в горе Шайенн (справа - фрагмент работы дежурной смены)
Оператор РЛС системы «Пейв Пос» осуществляет контроль воздушной обстановки
Выполнение задач боевого дежурства дежурной сменой командного центра НОРАД
Работа оперативного состава в ходе учений по оценке обстановки на КП одного из объединенных командований ВС США

Военное руководство США уделяет особое внимание повышению боевой и мобилизационной готовности стратегических оборонительных сил. С этой целью совершенствуется система мероприятий оперативной и боевой подготовки, основными из которых являются оперативно-стратегические и оперативно-тактические учения, позволяющие всесторонне проверять и оценивать реальность оперативных планов и состояние боевой готовности органов управления, частей и подразделений СОС. Так, оперативно-стратегические учения проводятся ОК ВС США в зоне Северной Америки совместно с объединенным американо-канадским командованием воздушно-космической обороны Североамериканского континента (НОРАД). Оперативно-тактические учения с 21-м космическим крылом организуются командованием 14-й воздушной армии.

Эффективной формой оперативной и боевой подготовки СОС считается контроль за учебно-боевыми пусками ракет, проводимыми в Российской Федерации и других государствах. При этом осуществляется проверка боевой готовности СПРЯУ с доведением соответствующей информации до органов военного руководства США и других потребителей. Ежеквартально планируются командно-штабные тренировки с отработкой действий оперативных групп и личного состава дежурных сил в начальный период ракетно-ядерной войны. Кроме того, проводится значительный комплекс плановых и внезапных тренировок дежурных смен и боевых расчетов. Применяются компьютерные формы обучения оперативного состава пунктов управления. Для моделирования различных ситуаций согласно замыслу учений и имитации ракетно-ядерного удара условного противника используются аппаратно-программные комплексы и информационные технологии.
К учениям привлекаются оперативные группы штабов и пункты управления объединенного стратегического командования (ОСК), ОК ВС США в зоне Северной Америки, других региональных ОК, командования НОРАД, боевого авиационного и КК ВВС США, ОК стратегических перебросок ВВС США, соединения и воинские части видов ВС США
3. Для решения практических задач задействуются органы управления и формирования министерств внутренней безопасности и энергетики, ФБР, Федерального агентства по действиям в чрезвычайных условиях (ФЕМА) и других ведомств. Значительная продолжительность учений (не менее 10 сут) позволяет отрабатывать учебные вопросы в реальном масштабе времени с минимальными ограничениями. Следует отметить, что подготовка к этим мероприятиям начинается за год до их начала, с периодическим контролем хода разработки планирующих документов, подготовки органов управления, войск (сил) и их материально-технического обеспечения.

Результаты анализа информационных материалов позволяют сделать следующие выводы о составе учебных и исследовательских целей, содержании замыслов учений, направленности учебно-боевых задач и мероприятий.

Так, основной учебной целью учений является: контроль состояния боевой и мобилизационной готовности СОС, а также оценка реальности оперативных планов. Предусматривается совершенствование форм и способов боевого применения СОС, практических навыков личного состава дежурных смен и боевых расчетов командных пунктов, постов СПРЯУ, СККП, соединений и частей ПВО и ПРО США. В обязательном порядке в планы учений включается значительное количество исследовательских задач. Их содержание связано с оценкой эффективности функционирования новых средств СПРЯУ и СККП, а также способов сокращения сроков доведения информации до потребителей. Исследуются алгоритмы работы органов управления и направления дальнейшей оптимизации их организационно-штатных структур. Особое внимание уделяется изучению проблем административного и оперативного управления СОС и определению путей их решения.

Замыслом учений предусматривается возникновение и эскалация кризисной ситуации в мире, несущей непосредственную угрозу безопасности США. В дальнейшем резкое обострение отношений с государством, обладающим оружием массового поражения и средствами его доставки, приводит к развязыванию вооруженного конфликтах применением обычных средств поражения. Стратегические оборонительные силы систематически участвуют в боевых действиях по отражению воздушно-космического нападения условного противника. Проводится комплекс разведывательных мероприятий по контролю за состоянием сил и средств ракетно-ядерного нападения и подготовкой их к боевому применению. Разыгрывается вариант нанесения ракетно-ядерного удара по территории США. С получением информации американское военно-политическое руководство США производит оценку ситуации и принимает соответствующее решение.

Согласно требованиям руководящих документов ВС США учения этих сил обычно включают подготовительную, активную и заключительную фазы.

Содержанием подготовительной фазы учений являются: анализ и оценка военно-политической обстановки в мире, существующих и прогнозируемых угроз на различных воздушно-космических направлениях, принятие решений и постановка задач по повышению боевой готовности органов управления и войск (сил). Проводятся целенаправленные штабные тренировки оперативного состава пунктов управления, уточняются документы, регламентирующие их работу на период перевода с мирного положения на военное. Вносятся коррективы в планы взаимодействия органов военного и государственного управления, привлекаемых к учениям. Осуществляется комплексная проверка функционирования систем предупреждения и оповещения о ракетно-ядерном ударе условного противника. Увеличивается количество и интенсивность тренировок дежурных смен различного предназначения на пунктах управления по порядку выполнения поставленных задач. При необходимости выполняются отдельные мероприятия по переводу СОС с мирного времени на военное.

Активная фаза учений включает три этапа. На первом этапе отрабатываются вопросы перевода органов управления и сил с мирного положения на военное, предусматривающие: усиление дежурных сил и организацию боевого дежурства в высших степенях боевой готовности; занятие пунктов управления оперативным составом; перевод системы связи и управления на режим военного времени; активизацию разведывательной деятельности; усиление радиоэлектронной борьбы и информационного противоборства; наращивание сил и средств охраны и обороны важных объектов; проведение других мероприятий оперативного и материально-технического обеспечения; поддержание устойчивого обмена данными между постами СПРЯУ, СККП и пунктами управления ВПР США.

На втором этапе отрабатываются вопросы управления СОС в условиях эскалации вооруженных конфликтов и перехода к крупномасштабным военным действиям. Основным содержанием этого этапа являются действия командования ОК ВС США в зоне Северной Америки, НОРАД, а также ОСК по управлению стратегическими оборонительными силами и проведению мероприятий по обеспечению их живучести в различных условиях обстановки. Кроме того, осуществляется контроль боевой готовности ряда постов СПРЯУ: Клир (штат Аляска), Туле (Гренландия), Файлингдейлз-Мур (Великобритания), Отис (штат Массачусетс), Бил (Калифорния) и Гранд-Форкс (Северная Дакота). При этом радиолокационные станции СККП используются также для предупреждения о ракетно-ядерном ударе условного противника. Для работы органов военного и государственного управления и войск (сил) создается сложная оперативная обстановка. Цель - добиться слаженности действий и устойчивого взаимодействия при отработке различных практических задач (вводных), таких как: усиление режима охраны и обороны, организация защиты ключевых объектов военной и гражданской инфраструктуры при угрозе воздушно-космического нападения условного противника; ликвидация последствий применения террористами ОМП и совершения диверсий на железнодорожном транспорте; предотвращение инцидентов с ядерным оружием, захватов и угонов пассажирских самолетов; борьба с пожарами и т. д.

На третьем этапе отрабатываются действия органов управления по руководству СОС при нанесении условным противником массированного удара МБР и БРПЛ по континентальной части США. При этом используются специальные аппаратно-программные средства, которые позволяют проверить боевую готовность систем «Имеюс», «Бимьюс», «Пейв Пос», «Паркс» и радиолокационных станций СККП. Обеспечивается максимальная загрузка каналов передачи информации и проводится контроль обмена данными между постами СПРЯУ, СККП и командными центрами НОРАД, ОСК с оповещением военно-политического руководства страны и других потребителей. С учетом ограничений отрабатываются учебные задачи опытно-боевого применения сил и средств ПРО.

На заключительной фазе учений проводятся мероприятия по приведению органов военного и государственного управления и войск (сил) в исходное состояние. Осуществляется переход к несению боевого дежурства в режиме повседневной деятельности. И наконец, подводятся итоги учений с постановкой задач по устранению выявленных недостатков и совершенствованию боевой и мобилизационной готовности стратегических оборонительных сил.

Результаты проведенных учений позволяют сделать следующие выводы о сильных сторонах и проблемных вопросах стратегических оборонительных сил. К сильным сторонам относятся: высокая боеготовность и способность к наращиванию боевого потенциала СПРЯУ и СККП; возможность перераспределения между этими системами задач наблюдения на смежных направлениях; значительный научно-технический задел по их модернизации; благоприятные возможности СПРЯУ и СККП по контролю за проведением учебно-боевых и испытательных пусков ракет стратегических ядерных сил ВС РФ в район Камчатки; наличие запасных командных пунктов, позволяющих обеспечить устойчивое управление СОС в любых условиях обстановки; достаточное финансирование программы развертывания системы ПРО.
Проблемными вопросами считаются недостаточная физическая защищенность и уязвимость ключевых объектов военной и гражданской инфраструктуры и наземных объектов СОС от воздушных и наземных атак террористических организаций, а также ограниченные боевые возможности развертываемой системы ПРО
4.

По итогам учений военное руководство США уточняет формы и способы боевого применения, планы модернизации, и развития СОС. При необходимости вносятся изменения в руководящие документы, оперативные планы боевого применения, программы подготовки личного состава. Оптимизируется состав задач и функции оперативного и административного управления СОС. Сокращаются временные нормативы выполнения мероприятий по переводу войск с мирного положения на военное. Уточняются алгоритмы действий по оценке данных СПРЯУ, проводятся организационно-технические мероприятия по совершенствованию специальной сети оповещения и предупреждения органов ВПР страны об угрозе ракетно-ядерного удара противника, а также по исключению выдачи несанкционированной и ложной информации. Важной задачей считается повышение роли и значимости ОСК в планировании и проведении стратегических командно-штабных учений с участием стратегических наступательных и оборонительных сил.

Таким образом, военное руководство США уделяет особое внимание совершенствованию системы оперативной и боевой подготовки стратегических оборонительных сил как основы повышения их боевой и мобилизационной готовности.

1 Подробно о задачах, составе и дислокации объектов СПРЯУ и СККП см.: Зарубежное военное обозрение. -2007. - № 9. - С. 54-58; Воздушно-космическая оборона. - 2007. - № 5 (36). - С. 49-54.

2 Подробнее о задачах и структуре ОСК ВС США см.: Зарубежное военное обозрение. - 2006. - № 2. -С. 12-15 и Зарубежное военное обозрение. - 2007. - № 8. - С. 12-14.

3 Подробнее о пунктах управления ВС США см.: Зарубежное военное обозрение. - 2001. - № 12. - С. 7-13.

4 См.: Зарубежное военное обозрение. - 2007. - №7. - С. 2-6

Зарубежное военное обозрение №8 2008 С.12-15

Категория: Подготовка | Добавил: pentagonus (20.09.2008) | Автор: Генерал-майор М. Вильданов

Просмотров: 5020 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов