search
menu
person

NEWS AND UDATES


Фрегаты типа Freedom и Independence ч3 (2017)

Фрегаты типа Freedom и Independence

Капитан 1 ранга В. Спирин,
капитан 2 ранга Д. Василевский,
капитан-лейтенант Е. Леонов

Во второй части статьи* рассказывалось о базовых проектах LCS - фрегатах типа "Фридам" (LCS-1) и "Индепенденс" (LCS-2) - их энергетических установках, корабельном оружии и радиоэлектронном вооружении, а также о модифицированном проекте для последних 12 кораблей (с LCS-33 до -44).

Модули полезной нагрузки

В программе создания фрегатов типа "Фридом" (LCS-1) и "Индепенденс" (LCS-2) реализована концепция кораблей со сменной модульной полезной нагрузкой.

Принцип модульности при создании фрегатов типа "Фридом" и "Индепенденс" реализуется за счет формирования или наращивания структуры сменной полезной нагрузки под решение определенных задач. Эта структура имеет три уровня: блок решения задачи (MP - Mission Package), модуль решения задачи (ММ - Mission Module) и набор систем решения задачи (MS - Mission Systems).

Низший уровень MS за счет использования вспомогательного оборудования наращивается до следующего - ММ, который обслуживающий персонал с помощью вспомогательных летательных аппаратов доводит до высшего уровня MP.

Системы MS выбираются в зависимости от решаемой задачи и состоят из средств доставки (безэкипажные катера и необитаемые подводные аппараты -НПА), средств обнаружения (буксируемые ГАС, лидары и гидроакустические буи), а также средств уничтожения (ракетное, артиллерийское и торпедное оружие).

Вспомогательное оборудование включает в себя контейнеры с механическими монтажными устройствами для установки, хранения и транспортировки определенного набора средств доставки, обнаружения и уничтожения, а также соответствующие поставленной задаче программные и аппаратные средства, необходимые для сопряжения с СБУ корабля-носителя.

Принцип модульности фрегатов типа LCS заключается прежде всего в том, что системы полезной нагрузки собираются в модули с помощью стандартных механических устройств, чтобы они могли использоваться на фрегатах не только типа "Фридом", но и "Индепенденс", имеющих конструктивные отличия.

Для модулей решения задачи разработано специальное программное обеспечение (МРСЕ - Mission Package Computing Environment, ПО), предоставляющее необходимые вычислительные ресурсы и возможности представления и передачи информации между блоком решения задачи MP и АСБУ корабля-носителя через общекорабельную вычислительную систему. Таким образом, гарантируется, что все модули решения задачи ММ смогут использоваться на любом корабле. В основе ПО для интерфейсов принята операционная система с открытой архитектурой Linux Red.

Для эксплуатации каждого типа модулей полезной нагрузки (противоминного, противолодочного, а также для борьбы с быстроходными малоразмерными надводными целями) соответствующую подготовку проходит конкретный обслуживающий персонал. Эти специалисты не входят в состав постоянного экипажа корабля, а рассматриваются как неотъемлемая часть блока решения задачи MP. Для обеспечения согласованности действий персонала модуля и экипажа проводятся дополнительные совместные занятия.

Вспомогательные летательные аппараты (вертолеты и БЛА) не рассматриваются как составная часть систем решения задачи MS в качестве средств доставки, потому что, в отличие от последних, они разработаны как многофункциональные средства, которые могут переоснащаться соответствующими средствами обнаружения и уничтожения в зависимости от поставленной задачи. Вертолеты и БЛА постоянно базируются на корабле-носителе подобно стационарныц системам оружия и радиоэлектронного вооружения.

Принимая во внимание все эти факторы, модуль решения задач и является, по сути, сменным модулем полезной нагрузки.

Для фрегатов типа "Фридом" (LCS-1) и "Индепенденс" (LCS-2) разрабатывается три варианта модулей полезной нагрузки: противоминный, противолодочный и модуль для борьбы с быстроходными малоразмерными надводными целями. Согласно предъявляемым к ним требованиям, масса входящих в состав каждого модуля систем и необходимого для их работы оборудования не должна превышать 180 т, в том числе непосредственно самой системы 105 т, а численность обслуживающего модуль личного состава не должна превышать 35 человек.

В соответствии с заявленными производителем характеристиками и конструктивными особенностями фрегаты, построенные по программе LCS, смогут переоснащаться в местах их базирования для выполнения различных задач менее чем за 24 ч.

Принципиальным является то, что финансирование закупок модулей кораблей LCS осуществляется в рамках отдельных статей расходов. В частности, в бюджете на 2011 финансовый год впервые появилась статья расходов LCS Weapons, ассигнования по которой предусмотрены в объеме 9,8 млн долларов.

Модули для проведения противоминных операций

Многоцелевые корабли, оборудованные противоминными модулями, будут обладать достаточно большими, возможностями по борьбе с минной опасностью в прибрежной зоне. В состав такого модуля войдут авиационные (расположенные на БЛА и вертолете) системы, необитаемые подводные аппараты и безэкипажные катера. Все вместе эти системы будут обеспечивать поиск, обнаружение, классификацию, опознавание и уничтожение (с использованием неконтактных тралов и одноразовых НПА) морских мин различного типа на различных глубинах.

Системы, входящие в состав противоминного модуля фрегатов типа "Фридом" и "Индепенденс"

В отличие от специализированного тральщика-искателя мин (ТЩИМ) многоцелевой корабль с противоминным модулем не должен заходить в миноопасный район. Большую часть задач поиска и уничтожения мин будут решать автономные и радиоуправляемые аппараты. Корабль будет управлять ими, находясь на удалении от этого района. Предполагается, что широкое применение аппаратов позволит сократить время проведения противоминной операции, а также обеспечить скрытность ее проведения.

Разработка систем, входящих в состав противоминного модуля, предполагает четыре этапа. По окончании каждого из них в его состав будут дополнительно включаться новые системы, за счет чего постепенно повысятся возможности корабля, оснащенного модулем по борьбе с минной угрозой. По оценкам специалистов американских военно-морских сил, первый вариант противоминного модуля (модуль, включающий системы, разработанные на первом этапе) по показателю "производительность противоминной операции"** должен превосходить ТЩИМ типа "Эвенджер" с его бортовыми противоминными средствами примерно в 2 раза.

Структура противоминного модуля и сроки разработки систем
Этапы Название системы 2014 год 2015 год 2017 год 2019 год Решаемые задачи
1-й этап 2-й этап 3-й этап 4-й этап
1 Лазерная система обнаружения мин ALMDS X       Обнаружение, классификация и определение координат плавающих мин и якорных мин, установленных на малое углубление
Система уничтожения мин AMNS X   X*   Опознавание и уничтожение донных и якорных морских мин на мелководье, в тех районах, где затруднено использование тралов
АПА AN/AQS-20A с ГАС X       Опознавание донных морских мин в мелководных районах; обнаружение, определение координат, классификация донных мин и якорных мин (установленных вблизи дна и в толще воды) в глубоководных районах
НПА RMMV         Буксировка аппарата AN/AQS-20A с ГАС
2 Система COBRA   X     Информационное обеспечение в ходе морской десантной и экспедиционной операции. Сбор информации о характере тактических рубежей, минных полей и препятствий в зоне образования прибойных волн (глубины от 3 м до уреза воды), на берегу (в районе высадки и на выходе из района высадки)
3 Безэкипажный катер, входящий в состав автономной системы неконтактного траления UISS     X   Буксировка электромагнитного и акустического тралов
4 АПА "Найффиш"       X Обнаружение заиленных и якорных мин
* Уничтожение мин у поверхности воды.

Всем требованиям по борьбе с минами, отраженным в "Документе по повышению возможностей", будет соответствовать четвертый вариант противоминного модуля. Он будет включать все необходимые системы и по показателю "производительность противоминной операции" примерно в 4 раза превосходить ТЩИМ типа "Эвенджер".

Система AN/WLD-1(V)2 создается на основе AN/WLD-1(V)1, разрабатывавшейся для ЭМ УРО типа "О. Бёрк". Она состоит из радиоуправляемого полупогруженного аппарата с дизельной энергетической установкой (RMMV - Remote Multi-Mission Vehicle) и буксируемого им аппарата AN/AQS-20A с гидроакустическими станциями бокового и переднего обзора (всего пять ГАС). Для опознавания мин вместо одной из ГАС может быть установлен оптико-электронный прибор. Масса RMMV вместе с буксируемым аппаратом около 6,5 т. Система поиска мин включает оборудование постановки и выборки, а также систему управления.

Аппарат RMMV оснащен аппаратурой связи в пределах прямой видимости (12-15 миль, 1,7-2 ГГц, 3,15 Мбит/с) и загоризонтной (30-40 МГц, 45 кбит/с). Она предназначена для управления аппаратом, передачи информации о собственном состоянии на корабль, а также некоторых данных от датчиков миноискания.

В состав противоминного модуля будут входить два аппарата RMMV и три AN/AQS-20A. На данный момент ВМС США закупили около 30 буксируемых аппаратов AN/AQS-20A с ГАС (из планируемых 94).

Для поиска, классификации и определения координат плавающих и якорных мин на глубинах до 15-20 м используется авиационная лазерная система AN/AES-1 (ALMDS - Airbone Laser Mine Detection System).

Общая масса оборудования в подвесном контейнере около 400 кг. Данные, получаемые системой во время выполнения задания, сохраняются на жестком диске большой емкости. Их обработка осуществляется на корабле по окончании задания. Разработка системы ALMDS началась в 2000 году. Производство ведется мелкими партиями, и к началу 2014 года в ВМС поступило 12 единиц. Всего планируется закупить 38 таких систем.

В состав противоминного модуля будет входить авиационная система уничтожения обнаруженных мин ASQ-235 (AMNS - Airborne Mine Neutralization System), размещаемая на вертолете MH-60S. Она включает пульт управления и систему запуска четырех торпедообразных НПА "Арчефиш" (Archerfish).

НПА оборудуется ГАС миноискания, ТВ-камерой и зарядом ВВ. Управление им осуществляется с вертолета по волоконно-оптическому кабелю. Система предназначена для уничтожения донных (незаиленных) и якорных мин. Она может применяться в глубоководных и мелководных районах. AMNS также адаптируется для уничтожения плавающих мин в глубоководных районах. Первоначально для решения этой задачи намечалось использовать авиационную систему быстрого уничтожения мин (RAMICS - Rapid Airborne Mine Clearance System) -на вертолете имеется 30-мм пушка для уничтожения плавающих мин.

В ходе испытаний, проводившихся компаниями-разработчицами в конце 2014 - начале 2015 года, было установлено, что созданные в ходе первого этапа системы не отвечают требованиям,
предъявляемым заказчиком. Поэтому к концу 2015-го планировалось завершить техническую оценку и проверку всех систем модуля в реальных условиях и принять первый вариант противоминного модуля на вооружение.

Официальные лица американских ВМС утверждали, что во время испытаний на фрегате типа "Индепенденс" в 2015 году системы, входящие в состав противоминного модуля, показали достаточную надежность, а их возможности по покрытию территории даже превысили предъявляемые требования.

Однако следует отметить, что согласно отчетной документации из-за постоянно возникающих проблем с системами модуля и кораблем-носителем 85 дней из 132 они не были доступны для экспериментов. В этой связи в сентябре 2015 года испытания были приостановлены и начался поиск альтернативных систем для противоминного модуля.

В апреле 2016-го было принято решение приостановить закупку дистанционно управляемых НПА типа RMMV (10 единиц уже было приобретено). В настоящее время работы по поиску альтернативных вариантов продолжаются.

Среднее время наработки на отказ радиоуправляемого аппарата RMMV составляет около 31 ч, тогда как требуется 75 ч. Имеются проблемы при его запуске-приеме, обусловленные неустойчивостью движения в кильватерной струе корабля. Есть также недостатки у аппаратуры загоризонтной связи.

Системы, предназначенные для поиска и определения координат мин (AN/AQS-20А и AN/AES-1 ALMDS), превысили уровень по количеству ложных классификаций (объект, не являющийся миной, классифицируется как миноподобный).

Чтобы изжить этот недостаток планируется, в частности, повторно осматривать районы с сомнительными объектами (при этом возможна буксировка аппарата AN/AQS-20A на различных глубинах), получая дополнительную информацию, которая поможет снизить вероятность ошибки. Это, с одной стороны, позволит улучшить характеристики систем, а с другой - существенно замедлит решение задачи и уменьшит минопоисковые возможности систем, а также показатель производительности противоминной операции для всего корабля.

Еще один недостаток ГАС буксируемого аппарата AN/AQS-20A - значительные ошибки при определении глубины объекта (при всех режимах работы). В ходе новых испытаний планируется использовать буксируемый аппарат совместно с модернизированной ГАС переднего обзора, а также новую станцию бокового обзора с синтезированием апертуры (AN/AQS-20B). Кроме того, будет усовершенствована авиационная лазерная система AN/AES-1.

Для обнаружения мин и препятствий в зоне образования прибойных волн и на берегу в районе высадки десанта разрабатывается система COBRA (Coastal Battlefield Reconnaissance and Analysis), В составе противоминного модуля элементы данной системы будут размещены на БЛА MQ-8B с вертикальным взлетом. В соответствии с нынешними требованиями COBRA должна обеспечивать обнаружение мин и препятствий на берегу в районе высадки десанта в светлое время суток (COBRA Block I). К 2019 году (четвертый этап) система должна также находить мины и препятствия в зоне образования прибойных волн в светлое и темное время суток (COBRA Block II).

По соображениям безопасности ВМС отказались от использования в составе противоминного модуля кораблей LCS системы OASIS - буксировка электромагнитного и акустического тралов вертолетом MH-60S. Вместо него эти операции будет выполнять безэкипажный катер, являющийся частью автономной системы неконтактного траления (UISS - Unmanned Influence Sweep System).

Разработанная научно-исследовательской лабораторией ВМС США система неконтактного траления (в ее состав входит акустический излучатель Mk 104) будет установлена на безэкипажный катер общего назначения (CUSV - Common Unmanned Surface Vehicle). Его длина 11,9 м, ширина 3,12 м, осадка 0,67 м, масса 7,7 т, максимальная скорость хода около 28 уз, дальность плавания 1 200 миль, автономность плавания 48 ч. Он может выполнять задачи при волнении моря более 4 баллов. Катер обеспечивает тяговое усилие около 2,3 т при скорости хода 10 уз. На нем установлена система автоматического запуска-приема и буксировки, а также имеется отсек для полезной нагрузки (4,27х1,83х1,07 м). Разработку системы UISS планируется завершить в 2017 году.

Для обнаружения заиленных и якорных мин разрабатывается автономный подводный 533-мм аппарат "Найффиш" (Knifefish, SMCM UUV - Surface Mine Countermeasure Unmanned Undersea Vehicle). Он имеет длину 6,6 м, массу 923 кг, оснащен литий-ионной АБ и обеспечивает автономность плавания 16 ч. Модуль будет включать два АПА данного типа. С 2016 года ведется закупка небольших партий таких аппаратов, а с 2019-го планируется приступить к их серийному производству.

В настоящее время в ходе миноискания широко применяются ГАС, работающие на высоких частотах. Такие станции позволяют получать качественные изображения обнаруживаемых объектов, благодаря чему повышается эффективность их классификации оператором. Однако в условиях сильных помех от дна прибрежных вод или при отражении сигналов от мин, по форме напоминающих естественные объекты (например, камень) или мусор (затопленные шины, бочки, куски труб и др.), классификация в автоматическом режиме затрудняется.

АЛА "Найффиш" будет оборудован ГАС с синтезированной апертурой, работающей в широком диапазоне частот (низких и очень низких). В отличие от высокочастотных станций миноискания низкочастотные не позволяют получить изображение обнаруживаемого объекта, но они помогают определить по отраженному сигналу свойства вещества, из которого тот состоит (внутреннюю структуру объекта), что повышает эффективность его классификации. Низкие частоты смогут проникнуть через донный ил и позволят ГАС аппарата "Найффиш" обнаружить заиленные мины.

В отличие от находящихся в настоящее время в составе ВМС США тральщиков-искателей мин типа "Эвенджер" в состав противоминного модуля многоцелевого корабля прибрежной зоны не планируется включать контактные тралы. Это ограничит его возможности по борьбе с более простыми контактными минами старых образцов, которые до сих пор находятся на вооружении ряда государств.

По имеющимся данным, масса первого варианта противоминного модуля составляет около 77 т, второго около 78 т, а третьего около 98 т. Масса четвертого варианта модуля, включающего все системы, около 110 т, то есть превышает требуемое значение примерно на 5 т.

В американских ВМС рассматривалось несколько вариантов уменьшения массы систем, однако одновременно все многоцелевые корабли не удастся оснастить АПА "Найффиш" и безэкипажным катером ввиду ограниченного пространства. С учетом этого на данный момент разработано две конфигурации противоминного модуля: в первую входит автономная система неконтактного траления UISS, во вторую - автономные аппараты "Найффиш". Таким образом, при оснащении многоцелевого корабля противоминным модулем первой конфигурации ограничиваются его минопоисковые возможности, второй - возможности по уничтожению мин. Масса модуля первой конфигурации составит около 98 т, второй -около 92 т. В перспективе возможно включение в состав противоминного модуля для обнаружения мин на мелководье и у среза воды АПА Мк 18 мод. 2 "Кингфиш" (Kingfish), для классификации мин - АПА Мк 18 мод. 1 "Суордфиш" (Swordfish) и привязного АПА Мк 19 мод. 0 для предварительного обзора акватории.

Модули для борьбы с малоразмерными быстроходными надводными целями

В состав вооружения также может входить модуль для борьбы с малоразмерными быстроходными надводными целями. В январе 2011 года командование ВМС США объявило об изменениях в составе всех трех модулей оружия фрегатов класса LCS, в том числе они коснулись модуля для борьбы с малоразмерными быстроходными надводными целями (SUW - Surface Warfare).

Так, на конец 2016 года на вооружение ВМС США принято семь модулей для борьбы с малоразмерными быстроходными надводными целями и еще один планируют в текущем. В августе 2014-го после проведения испытаний модуля на фрегате типа "Фридом" эксперты подтвердили, что в целом он соответствует требованиям. В настоящее время модуль проходит проверку на фрегате "Коронадо" (LCS-4) типа "Индепенденс". Однако, чтобы полностью удовлетворить требования ВМС, необходимо было включить в его состав комплекс ПКР. Было принято решение заменить ракетный комплекс (NLOS-LS - Non-Line of Sight Launch System), разработанный для сухопутных войск. Его предполагалось использовать в составе модуля для борьбы с надводными целями, до тех пор пока не будет создан более эффективный.

Первоначально ВМС остановили выбор на комплексе с ракетой "Гриффин" в качестве краткосрочной замены NLOS-LS, но в апреле 2014 года было объявлено, что вместо него для оснащения фрегатов класса LCS рассматривается комплекс с УР меньшей дальности - "Хеллфайр". Демонстрационные испытания прошли успешно, а проведение их в морских условиях на корабле запланировано на этот год. Вместе с тем поиск более эффективного комплекса с ПКР большей дальности продолжается. Окончательное решение будет принято к 2019 году.

В настоящее время в состав модуля для борьбы с малоразмерными быстроходными надводными целями фрегатов класса LCS входят:
- две автоматические 30-мм АУ Мк46, расположенные в верхней части надстройки побортно;
- два многоцелевых вертолета МН-60R;
- УР AGM-114L "Хеллфайр, размещаемые на вертолете;
- две надувные лодки с жесткими бортами (RIB);
- один БЛА вертолетного типа MQ-8C "Файр Скаут".

АУ Мк 46 мод. 1 представляет собой дистанционно управляемую башенную установку, оснащенную 30-мм автоматической пушкой Мк 44 мод. 2 "Бушмастер-2" производства компании "Аллиант тексистемз". При создании артиллерийской части за основу была взята 25-мм пушка М242 "Бушмастер", с которой она на 70% совместима по комплектующим. Ствол хромированный для обеспечения большей живучести.

Основными боеприпасами для этой установки являются трассирующий оперенный бронебойный подкалиберный снаряд с отделяющимся поддоном Мк 258, трассирующий осколочно-фугасный зажигательный снаряд Мк 266 и трассирующий многоцелевой снаряд Мк264.

При создании данной АУ за основу была взята башенная часть БМП, создаваемой в рамках программы EFV (Expeditionary Fighting Vehicle). Особенностью Mk 46 мод. 1 является наличие комплексной система датчиков в составе инфракрасного датчика переднего обзора, телевизионной камеры для низких уровней освещенности, лазерного дальномера, а также возможность управления боевой работой установки как с местного поста, так и дистанционно с общекорабельного боевого информационного поста.

Модули для проведения противолодочных операции

Элементы противолодочного модуля многоцелевого корабля прибрежной зоны LCS: 1 - приемная линейная буксируемая антенна гидроакустического комплекса 2087; 2 - излучатель активной буксируемой ГАС с переменной глубиной погружения CAPTAS-4 гидроакустического комплекса 2687; 3 - корабль-носитель; 4 - БЛА MQ-8B "Файрскаут"; 5 - лазерная система обнаружения мин ALMDS; 6 - ПЛ противника; 7 - противолодочный вертолет MH-60R; 8 - опускаемая ГАС обнаружения; 9 - авиационные радиогидроакустические буи; 10 - противолодочная торпеда Мк 54

Для решения задач ПЛО многоцелевой корабль прибрежной морской зоны (фрегат) будет оснащаться противолодочным модулем (ASW-Anti Submarine Warfare).
В целях контроля надводной обстановки и выдачи целеуказания в составе модуля полезной нагрузки данного типа предусматриваются разведывательные БЛА RQ-8 "Файрскаут" (радиус действия до 200 км, продолжительность полета до 4 ч). Они оснащены телевизионной и тепловизионной камерами, лазерным дальномером-целеуказателем, а также аппаратурой связи и навигации.

Кроме того, на корабле будут базироваться два многоцелевых вертолета МН-60R/S. В состав их противолодочного вооружения войдут опускаемые ГАС обнаружения, авиационные радиогидроакустические буи и противолодочные торпеды Мк 54. Сам модуль также будет включать систему противоторпедной обороны (Torpedo Defense) с буксируемой системой противодействия торпедам (Lightweight Tow Torpedo Countermeasure). Наличие на борту фрегатов двух дистанционно управляемых катеров типа "Спартан" позволит расширить зону противолодочной обороны до 80-100 миль.

Кроме того, противолодочный модуль полезной нагрузки будет включать бортовые гидроакустические средства обнаружения ПЛ, такие как активная и пассивная ГАС, развитию которых в ВМС США традиционно уделяется большое внимание. В качестве пассивной станции будет использоваться многофункциональная линейная антенная решетка (MFTA - Multi Functional Towed Array).

Для активной ГАС был разработан буксируемый излучатель с изменяемой глубиной буксировки, использующий новое поколение преобразователей, сконструированных с применением новых материалов. Эта станция оптимизирована для работы на мелководье в условиях высоких реверберационных помех. Один из ее вариантов предусматривает возможность буксировки антенн не кораблем-носителем, а дистанционно управляемым АПА типа RMMV. Однако данный вариант применения ГАС пока остается под вопросом.

Наиболее приемлемым на сегодняшний день можно считать размещение на LCS в качестве основного средства обнаружения модифицированного варианта ГАС 2087 (CAPTAS 4). Эту же станцию планируется установить на ЭМ типа "О. Бёрк" третьей подсерии. В ГАС применяется излучатель диаметром 1 м, работающий в диапазоне частот 0,7-1,5 кГц.

ГАС 2087 может при определенных условиях (моностатический режим работы; гидрологические особенности, характерные для Средиземного моря при глубине 2 500 м; илистое дно; длительность импульса 8 с; работа на частоте около 1 кГц в полосе 350 Гц; глубина цели 80 м; излучатель и принимающая антенны буксируются на глубине 120 м), обнаружить ПЛ противника на дальности от 100 до 120 км.

В сентябре 2014 года американские ВМС завершили испытания противолодочных систем на борту фрегата типа "Фридом". Они показали достаточную надежность систем, входящих в состав противолодочного модуля. Однако масса модуля в настоящее время составляет 5 т, что превышает установленные требования. Должностные лица ВМС, сопровождающие программы, объявили о заключении контракта на работы, направленные на снижение этой характеристики хотя бы на 15% в текущем году.

Таким образом, задержка ранее намеченных сроков составляет один год. Это также связано с перераспределением денежных средств, чтобы восполнить финансирование для устранения недостатков, выявленных в противоминных модулях, а также для борьбы с быстроходными малоразмерными целями.

Совершенствование модулей полезной нагрузки

Учитывая модульный принцип построения полезной нагрузки фрегатов класса LCS на более отдаленную перспективу с целью расширения имеющихся возможностей или их совершенствования, проводятся работы по созданию модулей полезной нагрузки различного назначения и их элементов. Некоторые из них уже разработаны и при необходимости могут быть изготовлены в кратчайшие сроки при минимальных финансовых и трудозатратах, даже с учетом возможной необходимости их доработки в целях адаптации к решению конкретных задач с максимальной эффективностью.

Например, ранее кроме решения основных задач фрегаты класса LCS предполагалось применять в качестве кораблей обеспечения, которые смогут принимать на борт до 750 т полезного груза, включая 970 морских пехотинцев со снаряжением (их планировалось размещать на специальных креслах, подобных авиационным), боевую и вспомогательную технику, в том числе 12 амфибийных десантно-высадочных и 20 легкобронированных транспортных средств. Фрегаты класса LCS также планировалось использовать в гуманитарных операциях. Корабль должен был принимать на борт мобильный госпитальный комплекс (шесть трейлеров), радиационную лабораторию, аптечный комплекс, ортометрическую лабораторию или до шести пассажирских автобусов.

В настоящее время командование ВМС США не видит необходимости в использовании LCS в качестве десантного корабля или судна снабжения, однако при ее возникновении модульный принцип построения полезной нагрузки, разработанный для фрегатов, позволяет реконфигурировать отсек для размещения полезной нагрузки под погрузку, транспортировку и высадку (выгрузку) личного состава МП с оружием, техникой и грузами.

В перспективе при необходимости корабли, предназначенные для решения задачи противолодочной обороны, могут оснащаться разработанной быстро разворачиваемой гидроакустической системой (ADS - Advanced Deployable System).

Комплект ADS представляет собой систему соединенных между собой секций антенных решеток, образующих рубеж длиной до 20 км и имеющих автономное электропитание от аккумуляторных батарей. В состав каждой секции входят гидрофоны, работающие в диапазоне частот 20-1000 Гц. Аппаратура обработки поступающих данных обеспечивает сбор, обработку, предварительный анализ и хранение полученных результатов.

Всё оборудование размещается в восьми стандартных контейнерах и обслуживается персоналом из 30 человек. Антенны и буи соединяются с помощью волоконно-оптического кабеля. Группа кораблей типа "Фридом" и "Индепенденс" в течение 5 сут способна развернуть стационарную систему обнаружения общей протяженностью несколько сотен километров, работающую совместно с авиацией ПЛО и системами активной подсветки, находящимися на борту кораблей и авиации.

В состав модуля противолодочного вооружения также будут входить: торпеды Мк 54, гидроакустические и авиационные низкочастотные радиогидроакустические буи, активные излучатели для мультистатической системы, облегченная буксируемая ГАС с буксируемым излучателем переменной глубины и буксируемой приемной решеткой.

Борьба с подводными лодками является наиболее сложной задачей, к выполнению которой адаптируются подводные аппараты при применении с фрегатов класса LCS. Командование ВМС США совместно со специалистами управления перспективных исследований министерства обороны (ДАРПА) инициировало программу, направленную на значительное повышение возможностей фрегатов класса LCS по обнаружению и классификации ПЛ за счет непрерывного длительного использования ими необитаемого АПА большого водоизмещения (LDUUV - Large Displacement Unmanned Underwater Vehicle). На первоначальном этапе требования к их автономности составляют 30 сут, а в последующем, когда аппараты будут действовать самостоятельно или в составе группы кораблей, - 70 сут.

На этапе концептуальной проработки фрегатов LCS рассматривались варианты транспортировки, хранения АЛА LDUUV в контейнере и постановки ими различных средств с использованием "гибких" модулей полезной нагрузки. Эти модули смогут выставлять разрабатываемые в настоящее время малоразмерные радиогидроакустические буи, которые также могут выставляться современными БЛА и вертолетами. Согласно выработанным требованиям, приняты два варианта буев. Они должны иметь диаметр около 40 и 60 мм, длину около 300 и 450 мм соответственно.

В настоящий период времени исследования по разработке АПА LDUUV интенсифицированы, при этом особое внимание уделяется вопросам интегрирования аппарата с корабельными системами и увеличению энергоемкости энергетической установки. Также дорабатываются наиболее критичные технологии для обеспечения снижения рисков и осуществления перехода к серийному производству НПА большого водоизмещения (LDUUV). Завершение работ запланировано на 2019 год. Пуск и прием аппарата намечается осуществлять не только с фрегатов класса LCS, но и с ПЛА типа "Виргиния", ПЛАРК типа "Огайо", с ЭМ УРО типа "О. Бёрк", а также с берега при помощи мобильных платформ.

Кроме того, повысить возможности фрегатов класса LCS предполагается за счет использования нового поколения оптоволоконных линий передачи данных с нулевой плавучестью, объединяющих сетевые средства освещения подводной обстановки, разрабатываемых по программе "Архитектура тактической подводной сети" (TUNA - Tactical Undersea Network Architectures program).

С 2012 по 2015 год усилия в рамках работ по созданию АПА большого водоизмещения LDUUV и сетевых средств гидроакустического обнаружения были направлены на повышение возможностей обнаружения, классификации и определения местоположения ГШ в больших акваториях. В связи с этим разрабатываются соответствующие технологии, обеспечивающие покрытие обширных морских районов во временном интервале от одного дня до шести месяцев.

Целью проводимых исследований является разработка технологий, которые позволят заблаговременно обнаружить противника в интересующих районах в сложных гидрологических условиях с любой неизвестной сигнатурой и тактикой действий. При этом скрытность функционирования систем обнаружения будет обеспечиваться за счет применения слабо поддающихся обнаружению платформ и/или автоматизированных развертываемых пассивных ГАС, а также других средств и методов. Планируется также разработать недорогие АПА с развертываемыми за бортом сенсорными системами обнаружения подводных объектов.

Корабль класса LCS рассматривается командованием военно-морских сил США как функциональный элемент единой распределенной структуры информационного обеспечения и управления разнородными силами и средствами экспедиционных группировок американского флота. С этой целью в состав корабельной информационно-управляющей системы будут интегрированы средства контроля воздушной, подводной, надводной и наземной обстановки, обработки полученной информации и обмена данными с другими кораблями тактических групп, командными пунктами оперативных соединений (группировки сил на ТВД), а также средства огневого поражения.

Таким образам, невзирая на то что программа закупки кораблей прибрежной морской зоны типа "Фридом" и "Индепенденс" сталкивается со значительными трудностями (рост стоимости проекта, проблемы технического характера, критика со стороны должностных лиц и экспертов), их строительство продолжается по базовому проекту с незначительными доработками. Одновременно проект совершенствуется, и последние 12 кораблей в серии (c LCS-33 до -44) планируется строить по модифицированному проекту; вместе с тем первые корабли серии должны подвергнуться плановой модернизации, чтобы в максимальной степени соответствовать предъявляемым требованиям. Несмотря на все трудности, накапливается важный опыт при реализации проекта корабля принципиально нового класса, в котором применены современные подходы, технологии и принципы. Успешная реализация этого проекта даст возможность создавать корабли нового поколения, в которых будет широко применяться принцип открытой архитектуры при модульном принципе построения полезной нагрузки. Это, в свою очередь, позволит значительно увеличить модернизационный потенциал фрегатов класса LCS, а также расширить спектр решаемых ими задач за счет разработки и установки дополнительных (к уже имеющимся) функциональных взаимозаменяемых модулей ПН для тех же кораблей-носителей, что значительно повысит их боевую эффективность при минимально возможных затратах.

* Начало см.: Зарубежное военное обозрение. - 2017. - № 2. - С. 75-86.

** Оценивается как частное общей площади траления за операцию (мор. мили2) и времени, за которое выполняются операции траления, включая время на устранение неисправностей и обслуживание техники (в сутках).

Зарубежное военное обозрение. 2017, №5 С. 76-86

Смотрите также
Категория: Флот | Добавил: pentagonus (27.06.2017) | Автор: Капитан 1 ранга В. Спирин
Просмотров: 7155 | Теги: В. Спирин, USS Freedom, LCS, USS Independence | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar