search
menu
person

NEWS AND UDATES


Концептуальные взгляды ВС США на развитие форм и способов применения сил специальных операций (2016)

Концептуальные взгляды ВС США на развитие форм и способов применения сил специальных операций

О. Метров

Военное руководство США отводит силам специальных операций (ССО) важную роль в достижении целей национальной военной стратегии. Пентагон рассматривает их как инструмент, обеспечивающий немедленное реагирование на кризисные ситуации в различных регионах мира и решение важных, в том числе и стратегических задач.

Основной формой применения ССО США являются специальные операции различного масштаба и характера. В соответствии с наставлением КНШ JP 1-02 (январь 2016 года) это действия, при проведении которых используются специфические способы, тактические приемы, средства и методы действий личного состава. Такие специальные операции проводятся преимущественно на территории противника, в районах недосягаемости средств поражения, в условиях политической напряженности. Для них характерны высокая степень зависимости от фактора времени, секретность, скрытность, совместные действия с воинскими формированиями страны пребывания, а также значительная степень риска для привлекаемого личного состава.

В ходе спецоперации, согласно наставлению КНШ ВС США JP 3-05 (июль 2014 года), ССО могут решать следующие основные задачи (core activities):
- ведение диверсионно-разведывательных действий;
- специальная разведка;
- противодействие распространению и применению оружия массового поражения (ОМП);
- противодействие терроризму;
- ведение нетрадиционных военных действий (поддержка повстанцев);
- оказание содействия иностранным государствам в обеспечении их внутренней и внешней безопасности;
- освобождение и эвакуация заложников;
- противоповстанческие действия;
- оказание гуманитарной помощи;
- информационное обеспечение боевых действий;
- обеспечение связей с гражданской администрацией и населением.

Помимо вышеперечисленных задач ССО привлекаются к выполнению ряда вспомогательных, таких как противодействие незаконному обороту наркотиков, пиратству и другим видам преступной деятельности национального, регионального и глобального масштаба, поисково-спасательные операции, допрос военнопленных и др.
Основные особенности выполнения задач силами специальных операций:
1. ССО должны использоваться для получения требуемого результата, достижение которого невозможно без применения их уникальных навыков и возможностей.
2. Поставленная задача должна соответствовать замыслу и планам военной кампании на ТВД. Во многих случаях единство усилий имеет ключевое значение для достижения поставленных целей.
3. Для проведения спецопераций применяются немногочисленные подразделения, действия которых носят краткосрочный и динамичный характер.
4. Операции ССО часто требуют поддержки со стороны других компонентов ВС.
5. Цели операции должны оправдывать высокие риски для личного состава.
6. Военнослужащие должны обладать глубокими культурологическими знаниями и свободно владеть одним или несколькими иностранными языками.

В интересах достижения военно-политических и военно-стратегических целей государства или коалиции государств как в мирное, так и военное время, а также для обеспечения операций на ТВД (в военное время) проводятся стратегические специальные операции. Так, в ходе активной фазы операции "Трезубец Нептуна" по ликвидации У. Бен-Ладена (Пакистан, май 2011 года) был задействован малочисленный личный состав (группа захвата включала 28 военнослужащих), а по времени она заняла не более 40 мин, но, по мнению американских экспертов, по своей значимости она являлась операцией стратегического масштаба.

Специальные операции оперативного масштаба обычно проводятся в интересах обеспечения операций объединенных группировок на ТВД в целях их поддержки. Примером может служить "Викинг Хаммер" (Viking Hammer) по ликвидации оперативными отрядами "Альфа" укрепленного лагеря ВС Ирака на границе с Ираном, которую проводили ВС США в рамках международной операции "Свобода Ираку" (2003).

Тактические специальные операции предназначаются для обеспечения боевых действий формирований обычных сил. Так, в 2001 году в ходе активной фазы операции "Несгибаемая свобода" разведывательно-диверсионными группами ССО численностью до 12 человек после проведения специальной разведки были уничтожены малочисленные незаконные вооруженные формирования, которые препятствовали продвижению основных коалиционных сил.

Главная цель наступательных специальных операций - подрыв и дестабилизация тех государств, политическая, экономическая или военная деятельность которых угрожает национальным интересам США. Традиционно в условиях войны приоритетной формой является наступательная специальная операция, а при ее отсутствии - оборонительная.

Цель оборонительных специальных операций - оказание помощи в локализации источников внутренней нестабильности, то есть подрывной и повстанческой деятельности на территории государств-союзников, партнеров или дружественных стран. Такая помощь в последние годы уже не ограничивается содействием в обучении и подготовке ВС или военизированных формирований иностранного государства, а предполагает достаточно широкое участие ВС США в оперативном районе, то есть оборонительная специальная операция фактически перерастает в наступательную.

Специальные операции по стабилизации обстановки направлены на оказание помощи политическому руководству страны в устранении последствий вооруженного конфликта.

Традиционные операции - это действия регулярных формирований ВС противоборствующих сторон, то есть практически это непосредственные боевые действия разведывательно-диверсионных формирований с применением средств вооруженной борьбы.

Иррегулярные операции представляют собой противоборство между государственными и негосударственными субъектами за власть и влияние на население. Если перед ССО США стоит задача по свержению неугодного политического режима, то они проводят нетрадиционные операции по поддержке оппозиционных сил. Если боевые действия ведутся на территории дружественного государства, то, выступая на стороне официальных властей, эти формирования ведут борьбу против повстанцев, сил оппозиции и террористических организаций.

Чаще всего порядок действий ССО таков: сначала они выступают против неугодного США политического режима, а когда силы оппозиции приходят к власти (достигнут положительный результат, и государство становится дружественным по отношению к США), подразделения специальных операций осуществляют деятельность по поддержке данного государства. Об этом свидетельствует опыт войны в Афганистане, на Украине, в Сирии и других странах.

В современных условиях размывается граница между обычными и иррегулярными операциями. Все большее распространение получают так называемые гибридные боевые действия (hybrid warfare), сочетающие в себе различные способы вооруженной борьбы. Военные специалисты считают, что в современных условиях ведения сетевых войн избирательное применение силы по жизненно важным объектам противника более продуктивно, чем нанесение массированных ударов, а воздействие на морально-психологическое состояние личного состава и население является одним из существенных факторов, влияющих на успех операции.

Прямой подход представляет собой последовательное (одновременное) непрерывное воздействие на основные элементы потенциала противника (центры оперативной устойчивости) для достижения благоприятных условий в оперативной обстановке. Такой подход применим в случае наличия явного превосходства над войсками противника.

Суть непрямого воздействия заключается в том, чтобы заставить противника отказаться от своих намерений, подорвать доверие и легитимность его политической власти, исключить его влияние на местное население, не применяя при этом непосредственного боевого воздействия или применяя его лишь ограниченно.

В будущих спецоперациях предполагается использование смешанного подхода, который представляет собой сбалансированное применение как боевых, так и небоевых (например, дипломатических, разведывательных, экономических, психологических и информационных) методов воздействия на противника. При этом боевые методы (мероприятия), как правило, являются вспомогательными по отношению к небоевым, а не наоборот.

В концепции развития ССО сухопутных войск до 2022 года, утвержденной в 2014-м, принцип прямого воздействия на противника получил новое наименование - избирательные (точечные) удары, а непрямого - применение специальных способов ведения войны. Концепция исходит из следующего: при решении задач, стоящих перед ССО, необходимо больше внимания уделять непрямому воздействию. При этом в дальнейшем процентная доля диверсионно-разведывательных действий будет постепенно уменьшаться и впоследствии может составить лишь 10-20 %, при этом основной упор будет делаться на небоевые специальные операции.

Способы действий ССО разнообразны по своему характеру и содержанию, но они зависят в основном от типа решаемых задач.

При ведении диверсионно-разведывательных действий, применяя способ избирательного огневого поражения (нанесения избирательных ударов), ССО осуществляют ударные действия в интересах огневого поражения центров оперативной устойчивости, то есть критически важных объектов противника, с целью их захвата, уничтожения или последующего использования. Данный способ наиболее характерен для тех ситуаций, когда использование ударных возможностей обычных сил не принесет желаемых результатов. Также могут применяться рейды, налеты, засады, минирование важных объектов и путей подхода к ним.

Рейдовые действия ведутся, как правило, в интересах захвата аэродромов, баз снабжения, нарушения работы тыла, дезорганизации управления войсками и оружием противника. Внезапные налеты осуществляются с целью захвата личного состава, образцов вооружения и военной техники небольших гарнизонов, мест дислокации незаконных вооруженных формирований, пунктов погрузки/выгрузки материальных средств, паромных переправ и др. Засады предполагают дезорганизацию передвижения противника.

При ведении специальной разведки для решения задачи по сбору и уточнению информации об объектах стратегической и оперативной важности зачастую применяется разведка боем, а также способ визуального наблюдения, так как некоторые сведения невозможно получить, даже используя современные технические средства разведки.

При оказании помощи иностранным государствам в обеспечении внутренней безопасности, которая заключается в содействии в борьбе с оппозиционными силами, антиправительственными группировками, террористическими, преступными организациями и противодействии другим угрозам внутренней стабильности, личный состав ССО США выполняет функции инструкторов (советников) по созданию и подготовке военных и военизированных формирований, призванных выполнять подобные задачи. Военные инструкторы консультируют по техническим и организационным вопросам развития военной инфраструктуры, предоставляют необходимую информацию и оказывают помощь в организации всестороннего обеспечения в ходе боевых действий, гуманитарных операций, ликвидации последствий природных и техногенных катастроф.

Содействие иностранным государствам в обеспечении внутренней безопасности может оказываться без направления на их территорию войск (сил) США либо при их непосредственной поддержке - без участия или с участием в боевых действиях.

В рамках помощи иностранным государствам в обеспечении внешней безопасности специалисты (советники) ССО оказывают содействие в строительстве ВС и военизированных формирований. Они же занимаются разработкой и передачей по СМИ специальных программ, укрепляющих доверие населения к своему правительству и дискредитирующих оппозиционные движения, а также оказывают помощь в обеспечении охраны жизненно важных объектов.

При решении задач по оказанию помощи повстанцам силы спецопераций содействуют организации иррегулярных формирований, проведению диверсий и саботажа силами местной оппозиции, осуществляют вывод лиц, не желающих сотрудничать с противником, на территорию, занятую американскими войсками или войсками союзников.

При решении задачи противодействия терроризму применяются следующие способы: ведение разведки в целях получения сведений о террористических организациях и их деятельности, конкретных лицах и объектах; нанесение ударов по инфраструктуре до начала действий террористов по уничтожению или захвату объектов, представляющих особую важность; действия некинетического характера по ликвидации причин возникновения идеологии терроризма, не ограничиваясь проведением психологических операций, контактами с гражданской администрацией, специальными способами ведения действий и оказанием помощи иностранным государствам.

Противодействие распространению и применению ОМП обеспечивается следующими способами: ведение разведки, осуществление контроля над производством и экспортом вооружений во взаимодействии с другими федеральными ведомствами США, в том числе и по дипломатической линии. В целях защиты национальных интересов могут применяться и силовые акции.

В ходе противоповстанческих действий помимо способов, характерных для традиционных боевых действий, используются и способы ведения иррегулярных действий. Противоповстанческие действия осуществляются совместно с гражданскими ведомствами в целях подавления или сдерживания повстанческого движения и устранения причин его возникновения.

В рамках информационного обеспечения боевых действий (психологической борьбы) реализуются планы (программы) оказания влияния на эмоциональное состояние, убеждения, мышление людей и в конечном итоге на деятельность иностранных правительств, организаций, групп населения и отдельных личностей таким образом, чтобы это способствовало достижению военных и политических целей США (подготовка общественного мнения по поводу ввода американских войск через средства массовой информации; распространение листовок, подготовка специальных радио- и телепередач на языке страны пребывания с учетом всех диалектов и др.).

В рамках мероприятий по связям с гражданской администрацией и населением деятельность ССО предполагает: осуществление контроля над ресурсами в районе проведения операции; заключение соглашений с руководством страны пребывания об использовании местных ресурсов для обеспечения действий обычных сил; выполнение функций государственных органов при их неспособности действовать в сложившихся условиях; поддержку действий местных гражданских органов власти и оказание помощи в их создании на оккупированной территории; обеспечение невмешательства местных органов управления и населения в действия ССО; управление перемещением гражданского населения в районе проведения боевых действий. Специалисты сил спецопераций оказывают также помощь командованию группировкой обычных сил в решении юридических вопросов, связанных с нанесением ущерба материальным ценностям и населению страны пребывания, содействуют организации системы передачи власти в ней (обеспечение проведения выборов, назначение должностных лиц и др.), восстановлению инфраструктуры, прежде всего в области энергоснабжения, транспорта и связи.

Задача оказания гуманитарной помощи выполняется подразделениями СО в основном в труднодоступной местности, так как те являются наиболее подготовленными для действий в любых условиях обстановки. Они постоянно находятся в высокой степени боеготовности, обладают глубокими знаниями региона и иностранного языка. Наиболее масштабная гуманитарная операция была проведена на о. Гаити в связи с произошедшим там землетрясением: 78 военнослужащих в составе оперативной группы ССО ВВС занимались доставкой грузов, организацией управления воздушным движением, оценкой последствий и слежением за обстановкой с воздуха в кризисном районе. В 2011 году на о. Хонсю 900 бойцов ССО решали задачи по оказанию медицинской помощи пострадавшим, проводили ремонтно-восстановительные работы на объектах военной и гражданской инфраструктуры, эвакуировали членов семей американских военнослужащих.

Поисково-спасательные операции проводятся формированиями ССО в целях возвращения военнослужащих и гражданских лиц, которые оказались по различным причинам в отрыве от своих сил или попали в плен. Прежде всего это пилоты сбитых самолетов, члены экипажей кораблей или подводных лодок, военнослужащие, попавшие в окружение, граждане США, находящиеся в зоне конфликта. Так, подразделениями ССО ВМС и МП была проведена эвакуация из Либерии 2000 американцев во время эскалации гражданской войны. Все поисково-спасательные операции чаще всего носят скрытный характер, но возможно также привлечение сил и средств местных силовых структур или военизированных формирований страны пребывания.

Наиболее значимыми операциями, в которых в последнее десятилетие были задействованы ССО, являются операции в Афганистане, Ираке и Ливии. Если проанализировать боевые спецоперации, то можно сделать вывод, что их характерной особенностью является увеличивающиеся быстрота, количество привлекаемых формирований и эффективность действий. Был вскрыт и ряд недостатков: неточность используемых топографических карт, несоответствие имевшихся разведданных о реальной обстановке в районе операции.

Опыт применения ССО привел к изменению некоторых тактических нормативов. Было выявлено, что при реальных боевых действиях в горах дополнительно к стандартному снаряжению бойцам необходимо иметь маркирующие средства и взрывчатые вещества для подготовки вертолетных площадок, оборудовать которые необходимо как можно выше в горах, чтобы исключить их обнаружение местными жителями. Кроме того, на развертывание временной базы требуется больше времени.

Проанализировав современную геополитическую ситуацию, американские военные специалисты пришли к заключению, что следует приступить к разработке новой концепции, которая позволит США более весомо влиять на локальные конфликты нового типа, а при разработке руководящих документов в качестве основной задачи в реализации данной деятельности определить должно быть определено ведение политической войны (Political Warfare), которая подразумевает использование всех инструментов национальной мощи, а не только военных. Такая война должна вестись следующими способами:
- поэтапное введение экономических санкций (в зависимости от развития обстановки);
- принятие дипломатических мер (подписание международных договоров и создание блоков для противодействия применяющему нетрадиционные способы борьбы противнику, разрыв дипломатических отношений, исключение государств-агрессоров из международных организаций);
- для обеспечения безопасности осуществление правоохранительной деятельности в целях ареста лидеров повстанческого движения, которые выставляются в качестве преступников и террористов;
- поддержка правительства дружественного государства путем предоставления ему всей необходимой разведывательной информации;
- ведение психологической борьбы стратегического масштаба.

Силы специальных операций являются основным компонентом вооруженных сил, который может быть использован для ведения политической войны. Предполагается, что объединенное командование ССО будет планировать и координировать данную деятельность в глобальном масштабе, а зональные ОК - на региональном уровне. Командования сил спецопераций на ТВД будут заниматься организацией действий подразделений в рамках реализации оперативных планов в передовых зонах.

В Белой книге были определены основные компоненты новой угрозы:
- регулярные вооруженные силы государства-противника (как специальные войска, так и силы общего назначения);
- государственные военизированные формирования - силы внутренней безопасности, полиция, пограничные войска;
- повстанческие группировки, партизанские формирования, преступные группировки (в частности, наркодельцы и хакеры).

По мнению руководства ОК ССО для борьбы с таким противником необходимо создавать органы управления, отличные от тех, которые предусмотрены при ведении традиционной войны. Переход к иррегулярным действиям в ходе операций в Ираке и Афганистане выявил серьезные недостатки в работе таких органов в условиях необходимости согласовывать цели с различными партнерами. В связи с этим возникает потребность в создании объединенных органов управления, специально предназначенных для планирования кампаний, предусматривающих ведение иррегулярных боевых действий и операций по противодействию применению нетрадиционных способов ведения боевых действий.

Такой орган управления должен быть "гибридным", то есть в его. состав должны входить представители ССО и сил общего назначения, а также различных взаимодействующих органов США, их союзников и партнеров. Мероприятия по организации применения сил предполагается проводить через разветвленную глобальную систему боевого управления ССО.

Выводы, сделанные американскими специалистами после анализа так называемых небоевых операций, привели к корректировке способов использования формирований ССО по следующим направлениям:
- перед началом операции необходимо осуществить информационно-психологическое воздействие на население и личный состав ВС не только той страны, в которой будет проводиться операция, но и соседних государств;
- в целях повышения эффективности информационно-психологического воздействия печатные материалы необходимо готовить на всех существующих в данном регионе языках и наречиях, а с учетом низкого уровня грамотности населения к подготовке брошюр следует привлекать авторитетных
религиозных деятелей; обеспечивать местное население и вооруженные силы страны пребывания радиоприемниками и другими техническими средствами;
- при подготовке местных военных формирований нужно учитывать целый комплекс политических, национальных и социальных особенностей региона, в частности изначально низкий уровень профессиональной подготовки новобранцев, их малое денежное довольствие, что в условиях политической нестабильности приводит обычно к снижению уровня дисциплины и массовому дезертирству (особенно по опыту действий в Афганистане).

Анализ проведения операций "Несгибаемая свобода" и "Свобода Ираку", а также действий ССО в Ливии позволил выявить основные направления совершенствования способов их использования.

Продолжится развитие способов использования ССО в направлении их тесного взаимодействия с аналогичными формированиями союзников, партнеров, обычными силами и спецподразделениями ЦРУ США.

В перспективе планируется совершенствовать и способ организации операционной базы ССО на авианосце ВМС. Скрытное использование личного состава будет распространяться и на этапы подготовки самой операции. Успешно примененный в последних операциях способ подкупа должностных лиц всех уровней не утратит своего значения и в будущем, так как власть в странах вероятных противников весьма коррумпирована. "Языковые проблемы" личного состава, в силу обстоятельств задействованного в регионах, язык которых он не изучал, намечается решать за счет оснащения военнослужащих индивидуальными электронными переводчиками.

Таким образам, анализ концептуальных взглядов военно-политического руководства США и действий ССО в конфликтах последнего времени позволяет сделать вывод, что основная форма применения данных сил - это специальная операция, которая в перспективе подвергнется корректировке, а именно, грань между стратегическими, оперативными и тактическими операциями будет постепенно стираться. Впоследствии они станут универсальными по своей сути. Перестанет существовать четкое разграничение между оборонительными и наступательными операциями, и они будут иметь в основном наступательную направленность (ударно-силовую). Деление на традиционные и иррегулярные операции сохранится в ближайшие годы, при этом во многих случаях действия ССО США будут представлять] собой сочетание обеих форм (гибридные боевые действия). Способы действий будут носить смешанный характер, объединяющий как боевые, так и небоевые действия, но при этом постоянно совершенствоваться. Данная тенденция будет носить устойчивый характер.

Зарубежное военное обозрение. 2016, №4, С. 44-52

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (19.05.2016) | Автор: О. Метров
Просмотров: 9818 | Теги: ССО, USSOCOM, О. Метров | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar