Кораблестроительная компания военно-морских сил США ч2Капитан 1 ранга С. Мишин В первой части статьи* рассказывалось о реализации командованием военно-морских сил США кораблестроительной программы, рассчитанной на 30-летний период, которая в том числе предполагает проведение работ по продлению сроков эксплуатации и модернизации уже состоящих на вооружении боевых кораблей и судов обеспечения. Речь шла о надводных кораблях (авианосцах, эсминцах, десантно-вертолетных кораблях-доках, корветах, плавучих базах, универсальных десантных кораблях, танкерах-заправщиках нового поколения, десантных катерах на воздушной подушке нового типа, а также быстроходных военно-транспортных судах). Вторая часть статьи посвящена подводным лодкам, беспилотным системам (стратегическим разведывательным и резведывательно-ударным, тактическим многоцелевым и разведывательным ЕЛА) и необитаемым подводным аппаратам. Строительство подводных лодок ПЛАРБ нового поколения SSBN(X). В военно-морских силах США с 2010 года разрабатывается проектная документация указанных подводных лодок. Эта ПЛАРБ будет вооружена 16 БРПЛ "Трайдент-2Д5". Конструкция ракетных шахт корабля проектируется с учетом принятия на вооружение перспективных баллистических ракет. По планам американского командования, первая ПЛАРБ SSBN(X) будет заложена в 2019 году. Работы по ее технической доработке завершатся к 2026 году, а принятие подводной лодки на вооружение американских ВМС намечено на 2029-й. Как ожидается, первая из ПЛАРБ типа "Огайо", состоящих на вооружении, будет выведена из состава флота в 2027 году. В дальнейшем списание устаревших подводных лодок должно осуществляться ежегодно по одной единице на протяжении 13 лет. К ПЛАРБ SSBN(X) предъявляются следующие требования: Генеральный подрядчик, ответственный за реализацию программы разработки ПЛАРБ нового поколения SSBN(X), -компания "Дженерал дайнэмикс электрик боут дивижн" (ВМБ Гротон, штат Коннектикут). Одновременно с разработкой новой ПЛАРБ специалистами американских ВМС проводятся мероприятия по продлению сроков эксплуатации имеющихся на вооружении подводных лодок типа "Огайо". Так, анализ технического состояния ПЛАРБ "Генри Джексон", спущенной на воду в 1984 году, показал, что при необходимом уровне обслуживания подводные лодки данного типа смогут находиться в составе флота 12 лет сверх установленного срока. Таким образом, общий срок службы ПЛАРБ "Огайо" может достигать 42 лет. Модернизация БРПЛ "Трайдент-2Д5". В связи с введением моратория на испытания ядерного оружия (ЯО) командованием ВС США были разработаны и начали внедряться усовершенствованные технологии продления сроков эксплуатации его носителей. При этом ответственность за поддержание готовности к боевому применению ядерного арсенала в течение всего срока его эксплуатации несет национальная администрация по ядерной безопасности, являющаяся самостоятельным агентством в составе министерства энергетики. На данную организацию также возложена ответственность за разработку, модернизацию и продление сроков эксплуатации носителей американского ЯО, в том числе БРПЛ "Трайдент-2Д5". Программа продления сроков эксплуатации БРПЛ "Трайдент-2Д5" включает в себя следующее: В текущем году, в частности, планируется заменить 12 твердотопливных ракетных двигателей, а также элементную базу у 35 баллистических ракет. Кроме того, программа модернизации БРПЛ предусматривает проведение ряда испытательных пусков в неядерном оснащении, которые должны выявить степень готовности ракет к боевому применению. Генеральным подрядчиком, ответственным за реализацию программы продления сроков эксплуатации БРПЛ "Трайдент-2Д5", является корпорация "Локхид-Мартин" (г. Саннивэйл, штат Калифорния). ПЛА типа "Виргиния". Строительство подводных лодок данного типа - это один из ключевых элементов всей кораблестроительной программы военно-морских сил США. В текущем году запланирована закладка двух, а до 2025-го в состав флота намечено ввести 30 единиц. Срок эксплуатации подводных лодок 33 года. Для снижения стоимости и повышения темпов их строительства применяется метод крупномодульного производства, предусматривающий изготовление на различных верфях определенных элементов конструкции и их последующую транспортировку к месту конечной сборки. Повышение технологических параметров производства и совершенствование методики секционной сборки корпусов позволили уменьшить количество модулей с десяти до четырех, что в итоге снизило расходы на строительство одной ПЛА типа "Виргиния" на 140 млн долларов и сократило необходимое на это время с 78 до 60 месяцев. В настоящий период при постройке ПЛА типа "Виргиния" предусмотрена: С 2019 года планируется начать строительство ПЛА типа "Усовершенствованная Виргиния", оснащенных шестью ПУ нового типа с общим боекомплектом около 40 КРМБ "Томахок". Они в период с 2026 по 2028 год должны заменить состоящие на вооружении ПЛАРК типа "Переоборудованная Огайо". Строительство ПЛА типа "Виргиния" ведет судостроительная корпорация "Дженерал дайнэмикс электрик боут дивижн" совместно с "Куинсет-Пойнт" (штат Род-Айленд), а также с судоверфью "Ньюпорт-Ньюс" (Виргиния), входящей в судостроительную корпорацию "Нортроп-Грумман шипбилдинг". На указанной судоверфи проводится сборка кормовой и носовой частей корабля, модулей двигательной установки и торпедно-ракетного вооружения, жилых отсеков, а также ограждения выдвижных устройств. Компания "Дженерал дайнэмикс электрик боут дивижн" отвечает за разработку модулей вспомогательных механизмов и системы боевого управления. ПЛА нового поколения SSN(X). В соответствии с планами командования ВМС США, с 2015 финансового года начались конструкторско-проектные работы по созданию перспективной подводной лодки для последующей замены ими ПЛА типа "Виргиния", которые должны занять 10 лет и завершиться к 2024 году Следует отметить, что ПЛА SSN(X) разрабатывается с учетом оснащения ее торпедами с дальностью стрельбы более 200 морских миль. Кроме того, в конструкции корпуса будут применены технологии, позволяющие значительно снизить гидроакустическую заметность корабля и довести ее до естественного шумового фона океана. Предполагается, что подводная лодка будет интегрирована в общую информационную сеть на ТВД, включающую в себя самолеты базовой патрульной авиации Р-8А "Посейдон" и стратегические БЛА MQ-4C "Тритон". Как ожидается, строительство ПЛА нового поколения SSN(X) вместо планировавшихся ранее лодок типа "Виргиния" мод. 8 начнется с 2034 года. Беспилотные системы Стратегические разведывательные БЛА. В целях повышения эффективности информационно-разведывательного обеспечения передовых группировок американских ВМС в океанских и морских зонах намечается к 2035 году принять на вооружение до 70 стратегических разведывательных БЛА MQ-4C "Тритон" (максимальная дальность полета 15 200 км, практический потолок - 18 300 м, максимальная скорость 620 км/ч). В настоящее время в соответствии с подписанным контрактом корпорация "Нортроп-Грумман" уже поставила ВМС два опытных образца MQ-4C, еще две единицы, предназначенные для эксплуатационных испытаний, намечалось передать до конца текущего года и в феврале 2017-го. По замыслу командования американских ВМС, новые БЛА будут нести боевую службу на пяти авиабазах: Бил (штат Калифорния), Джэксонвилл (Флорида), Иса (Бахрейн), Сигонелла (Италия) и Андерсен (о. Гуам, Марианские о-ва) в интересах 3, 4, 5, 6 и 7-го оперативных флотов соответственно. На каждой из перечисленных баз на начальном этапе (до 2023 года) планируется разместить не менее четырех БЛА MQ-4C, три из которых должны находиться в постоянной готовности для решения разведывательных задач, а один - в резерве. Управление полетами БЛА будет осуществляться с авиабаз Джэксонвилл и Уидби-Айленд (штат Вашингтон), обучение операторов - также на первой авиабазе, а подготовка технического персонала - на АвБ Пойнт-Мугу (Калифорния). По оценке специалистов аппарата генерального инспектора МО США, начальная оперативная готовность к применению БЛА MQ-4C "Тритон" может быть достигнута в апреле 2018 года, а полная - в 2023-м. Стратегические разведывательно-ударные БЛА. В военно-морских силах США реализуется программа по созданию палубного беспилотного летательного аппарата (БЛА), который может вести воздушную разведку и радиоэлектронную борьбу, а также поражать наземные и морские цели на удалении до 1 100 км от авианесущего корабля. Максимальная продолжительность полета БЛА не менее 12 ч. Перспективный аппарат будет иметь малую заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах длин волн. Его минимальная масса по соображениям безопасности взлета и посадки в условиях высокой турбулентности воздушных потоков над полетной палубой авианосца ограниченна. В ходе морских испытаний прототипа палубного боевого БЛА - экспериментального аппарата Х-47В - отработано выполнение взлета и посадки на палубу авианосца в автоматическом режиме, а также дозаправки топливом в воздухе. В ближайшее время должно быть принято принципиальное решение о начале разработки перспективной системы. Принятие на вооружение американских ВМС первых многоцелевых БЛА корабельного базирования следует ожидать не ранее 2025-2027 годов. Отдельную эскадрилью из 12-15 таких аппаратов намечается включить в состав авиакрыла атомных многоцелевых авианосцев типа "Джеральд Форд". Кроме того, рассматривается возможность использования данной машины в качестве средства воздушной дозаправки топливом самолетов из состава авиакрыла палубной авиации. Тактические многоцелевые и разведывательные БЛА. Ведутся работы по созданию корабельных БЛА вертолетного типа для кораблей классов "эсминец" и "корвет". В частности, строящиеся корветы типа "Индепенденс" планируется оснащать системой воздушной разведки на базе аппаратов MQ-8B "Файр-скаут" (максимальная масса 1,4 т, разработчик - фирма "Нортроп-Грумман"). Время нахождения этих машин в воздухе превышает в 2-4 раза аналогичный показатель пилотируемых вертолетов, при этом расход авиационного топлива в 3-5 раз меньше. Всего для американских ВМС намечено закупить 168 БЛА MQ-8B. Для оснащения эскадренных миноносцев УРО типа "Орли Бёрк" фирма "Нортроп-Грумман" на базе вертолета Белл-407 разработала БЛА MQ-8C (взлетная масса 2,4 т). В перспективе предполагается приобрести до 28 аппаратов данного типа. Для размещения на УДК, кораблях управления и плавбазах фирма "Боинг" разработала новую систему воздушной разведки на базе тактического БЛА RQ-21А "Интегратор" (масса 60 кг). Всего предполагается закупить 56 таких беспилотных систем. В состав каждой будет входить до трех летательных аппаратов, станция управления, а также взлетно-посадочное оборудование. К демонстрационным испытаниям опытного образца намечалось приступить еще летом 2016 года. В случае их успешного проведения производство аппаратов может начаться после 2020 года. Закупочная стоимость серийного образца (без оружия и выставляемых датчиков) около 75 млн долларов. Вместе с тем реализации данного проекта мешают проблемы технического характера, для устранения которых требуются нестандартные инженерные решения и внедрение инновационных технологий. Наиболее важными из них являются: создание компактного электрохимического генератора длительного действия, а также разработка бортового навигационно-поискового комплекса и системы управления, обеспечивающих высокую эффективность поисковых действий и маневрирование в районах с интенсивным судоходством. Одной из перспективных систем минной разведки в настоящее время считается Mk 18 мод. 2, созданная на базе малогабаритных необитаемых подводных аппаратов "Кингфиш" (разработчик фирма "Нортроп-Грумман", масса 272 кг, диаметр 324 мм, длина 3,5 м, глубина применения 5-300 м, продолжительность работы до 10 ч при поисковой скорости хода 4,5 уз). Эта система включает три аппарата. В базовой комплектации каждый из них оснащается гидролокатором бокового обзора, видеокамерой со светильниками, датчиками температуры и электропроводности морской воды. Кроме того, в рамках расширения возможностей по поиску морских мин с 2015 года ведутся работы по созданию системы RMS (Remote Minehunting System), основным компонентом которой является дистанционно управляемый подводный аппарат RMMV (Remote Multi-Mission Vehicle) с погружаемым гидролокатором AQS-20. В целом выполнение кораблестроительной программы позволит Соединенным Штатам сохранить статус мировой морской державы и повысить возможности реагирования на кризисные ситуации в любой части планеты. * Начало см.: Зарубежное военное обозрение. - 2016. - № 12. - С. 67-73. Зарубежное военное обозрение. 2017, №1 С. 80-85 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 3469 | | |
Всего комментариев: 0 | |