Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 08.12.2016, 03:10
Ключевые слова
Д. Дубов, концепция, связь, Link-16, TTNT, JTIDS, Управление ВС

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
XVIII век [0]
XiX век [0]
I Мировая - 1939 г [0]
II Мировая война - Война во Вьетнаме [15]
1970 - 1990 гг [314]
1990 - 2000 гг [66]
2000 - настоящий момент [246]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 129
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Материалы посвящены » 2000 - настоящий момент

Перспективы развития системы управления воздушным компонентом объединённых оперативных формирований США (2010)

Перспективы развития системы управления воздушным компонентом объединённых оперативных формирований США

Капитан Д. Дубов

по взглядам американских военных стратегов, ведение вооруженной борьбы в современных условиях будет характеризоваться прежде всего совместным (объединенным) применением разнообразных по принадлежности и назначению сил и средств в условиях динамично изменяющейся боевой обстановки. Состав привлекаемой группировки должен отвечать решаемым задачам и позволять максимально использовать технологическое превосходство Соединенных Штатов.

Военно-политическое руководство США в качестве основного способа достижения конечных целей войны рассматривает массированное применение авиации ВВС в тесном взаимодействии с войсками и силами других видов ВС. Обладая гибкостью и высокой степенью боевой готовности, глобальной досягаемостью и широкими возможностями по поражению разнообразных объектов авиация выдвигается на роль универсального, а в некоторых случаях единственного подходящего инструмента военной мощи, способного решать широкий спектр задач.

Высокая боеготовность и возможность использования ВВС способны создать эффект устрашения в предконфликтный и постконфликтный периоды и могут привести к стабилизации обстановки в целом.

Задействование военно-воздушных сил может повлиять на ход развития любого конфликта и быть наиболее эффективным средством достижения поставленной цели. Гибкость, маневренность и оперативность их применения позволяют достичь эффекта внезапности в конфликтах различных интенсивности и масштаба.

Решение всех существующих и перспективных задач ВВС в рамках обеспечения действий сил объединенных оперативных формирований (ООФ) будет возложено на авиационные экспедиционные формирования (АЭФ), реализация концепции создания которых началась в октябре 1999 года. В соответствии с ней силы и средства военно-воздушных сил применяются за рубежом в виде АЭФ. Связанное с этим изменение структуры оперативного управления и подготовки ВВС обеспечило значительное повышение готовности самолетов, находящихся на базах в США, к немедленному вылету в любой регион мира для демонстрации силы или прямого участия в боевых действиях.

Боевые возможности ВВС, выделяемых в состав воздушного компонента ООФ, позволяют командующему объединенной группировкой (ОГ) войск (сил) наиболее эффективно использовать сильные стороны своих войск и слабые - противника.

Нужно отметить, что в подчинение командующего воздушным компонентом объединенной группировки передаются силы, выделенные не только от ВВС, но и палубная авиация, авиация МП, а также крылатые ракеты морского базирования, то есть все имеющиеся в составе ОГ средства воздушного нападения. Командиры авиационных формирований, в свою очередь, решают задачи в соответствии с приказом и в случае необходимости могут вносить предложения по корректировке отдельных положений приказа в зависимости от складывающейся обстановки.

С возрастанием роли АЭФ в реализации положений национальной военной стратегии возрастают и требования, предъявляемые к ним. В перспективе для достижения успеха ВВС должны быть готовы к немедленному развертыванию на различных ТВД и нанесению поражения любому противнику.

Американские специалисты отмечают, что для этого необходимо преобразовать систему управления воздушным компонентом с целью обеспечения эффективного функционирования в условиях динамично изменяющейся обстановки и в чрезвычайных ситуациях, которая позволит свести к минимуму побочный ущерб.

Командующий должен иметь возможность постоянного контроля и оценки обстановки, располагать надежными и закрытыми системами связи и информационного обеспечения для устойчивого и оперативного управления подчиненными силами и средствами.

В свою очередь, такие системы должны быть оперативно совместимы с соответствующими средствами связи объединенной группировки войск (сил). В связи с этим руководство США проводит комплекс мероприятий по повышению эффективности функционирования системы управления ВВС и ее адаптации к условиям современной военно-политической обстановки.

Структура постоянного штаба оперативного формирования ВВС США

Основной целью процесса реформирования системы управления является оптимизация ее структуры, которая заключается в упразднении штабов воздушных армий (ВА) и создании вместо них постоянных штабов оперативных формирований (ПШОФ) ВВС для каждого объединенного командования вооруженных сил США в передовых зонах, наделении их полномочиями по заблаговременной подготовке и непосредственному планированию применения сил и средств ВВС в различных по масштабам вооруженных конфликтах, а также по непосредственному управлению авиационным компонентом ООФ в ходе боевых действий. При этом административные функции бывших штабов ВА (вопросы комплектования личным составом и техникой, материально-технического обеспечения, организации службы войск) предполагается передать вышестоящим органам управления - штабам основных командований ВВС.

После завершения реформирования системы управления ВВС командиры авиакрыльев по административной линии будут подчиняться непосредственно командующему авиационным командованием, а по оперативной - соответствующему ПШОФ.

Анализ опыта применения ВВС США в войнах и локальных конфликтах показывает, что надежное функционирование системы управления действиями авиации становится возможным при наличии тесных и взаимопроникающих связей внутри сложной системы боевого пространства, объединяющей следующие подсистемы: информационную, разведывательную и боевую.

В ходе ведения боевых действий в Афганистане и Ираке американские ВС столкнулись с рядом проблем в организации оперативного взаимодействия подразделений из-за несвоевременного доведения разведывательных и иных данных, и, как следствие этого, возникли сложности при оценке обстановки, согласовании планов совместных действий и выдаче приказов. Это обусловлено частичной информационной несовместимостью подсистем, ограничением их функциональных возможностей, расхождением в структурах данных, дублированием ряда программных приложений и неоправданными ограничениями, налагаемыми на обмен информацией по соображениям безопасности.

Данные недостатки затрудняют формирование единой картины оперативной обстановки в масштабе времени, близком к реальному, и, соответственно, не позволяют осуществлять комплексное планирование совместного применения разнородных сил в требуемые сроки. Решение данной проблемы посредством расширения возможностей узконаправленных и закрытых сетей, как считают американские военные специалисты, является тупиковым. По их мнению, необходима вертикальная и горизонтальная интеграция: вертикальная - между средствами разведки и пунктами управления и горизонтальная - между средствами разведки и носителями оружия. В этой связи возникает необходимость в организации сложной архитектуры, в рамках которой должен быть реализован набор прикладных сервисов, использующих для обмена, хранения и защиты информации базовые сервисы в составе единого комплекса сетевого обслуживания.

Новые боевые возможности системы управления перспективных формирований ВВС раскрывает концепция С2 Constellation, которая является составной частью реализуемой в ВС США концепции «Управление боевыми действиями на основе единого информационно-коммуникационного пространства». Она предусматривает предоставление командирам всех звеньев управления точных и своевременных данных о ситуационной осведомленности, повышение оперативности управления формированиями, темпа операции (боевых действий), эффективности поражающего воздействия, а также степени выживаемости своих систем и средств вооруженной борьбы. Эта концепция затрагивает несколько важных сфер, в том числе развертывание перспективной сети Constel-lationNet, реализация полных возможностей которой потребует осуществления обмена информацией по принципу «машина - машина», то есть с минимальным участием оператора или совсем без него.

Перспективная сеть ConstellationNet должна обеспечить военно-воздушным силам интеграцию средств разведки, органов управления и средств поражения в единый авиационный компонент объединенных сил. Она предоставит возможность входа в глобальную информационно-управляющую сеть (ГИУС) и будет доступна для потребителей других видов ВС, что позволит планировать операции с учетом результатов предыдущих и в конечном итоге добиться полной ситуационной осведомленности на поле боя.

Таким образом, весь массив данных (аудио-, справочные данные, фото- и видеоизображения и др.), необходимый органам управления ВВС, будет обрабатываться и передаваться специализированными серверами сети. Кроме того, должен быть обеспечен доступ к специализированным системам обработки и хранения данных. По мнению американских военных специалистов, сеть ConstellationNet позволит осуществлять горизонтальную интеграцию средств управления, связи, разведки и наблюдения, межмашинную обработку информации, а также обеспечит всех участников боевых действий точными данными об оперативной обстановке, даст возможность эффективно распределять информацию, создаст необходимые условия для ее защиты и повышения эффективности применения средств поражения.

В рамках формирования перспективной сети ConstellationNet к 2013 году предполагается развернуть достаточное количество средств объединенной системы тактической радиосвязи JTRS (Joint Tactical Radio System), обеспечить повсеместную передачу сообщений с IP-адресацией, развернуть новую систему спутниковой связи TSAT с IP-адресацией. Новые космические аппараты (КА) позволят передавать видеоизображения, получаемые от БЛА, потребителю в течение нескольких секунд, в то время как на передачу аналогичного изображения через КА «Милстар-2» сейчас требуется более 2 мин.

Средства JTRS также могут быть использованы в разрабатываемой управлением перспективных исследований МО США (DARPA) технологии формирования тактических сетей целераспределения (TTNT - Tactical Targeting Network Technology), удаленных на расстояние до 540 км друг от друга (скорость передачи информации составит 10 Мбит/с).

TTNT представляет собой технологию связи, которая соединяет в себе использование усовершенствованных сигнальных форм и стандартный IP-протокол с характеристиками, позволяющими поддерживать выполнение повышенных требований, предъявляемых к технологии тактического целераспределения для систем управления оружием и средств связи.

Новая технология должна обеспечить устойчивую связь между самолетами и любыми другими средствами и отвечать следующим требованиям: высокая скорость передачи данных - от 2 до 10 Мбит/с, которая в дальнейшем будет наращиваться до 100 Мбит/с; всенаправленное излучение сигналов; длительность первоначального входа в сеть связи не более 5 с; предельно низкая задержка приема-передачи (менее 2 мс); время настройки скорости передачи информации на полетные условия менее 10 с.

Главным требованием при переходе на более совершенную систему радиосвязи является совместимость нового оборудования с используемым в настоящее время и возможность работы радиосистем, созданных на основе вышеупомянутой технологии TTNT, без негативного влияния на работу систем, использующих традиционную технологию - JTIDS (объединенная система распределения тактической информации, стандарт Link-16).

Техническая реализация сетевой системы TTNT при сохранении использования JTIDS основана на создании терминала MIDS JTRS.

Поддержание непрерывного управления и разведывательно-информационного обеспечения в целях формирования ЕКТО

Эта система предназначена для поддержки ключевых функций на ТВД, таких как наблюдение за обстановкой, идентификация объектов, управление воздушными действиями, координация применения оружия и выдача целеуказаний, при этом она будет помехозащищенной и обеспечит связь на большом пространстве ведения боевых действий среди платформ, оснащенных системами MIDS и JTIDS.

Соответствующий по своим габаритам и установочным условиям терминалу MIDS-LVT новый (кроме канала № 1, используемого для функций JTIDS, TACAN и J-Voice) будет иметь еще три JTRS-канала (№ 2-4), рассчитанных на работу в диапазоне частот от 2 МГц до 2 ГГц с воспроизведением всех форм сигналов JTRS (в том числе и сигналов системы TTNT).

MIDS JTRS (малогабаритный терминал) совмещает в себе высокие технические характеристики, помехозащиту и цифровые коммуникации в каналах передачи данных для обмена тактической информацией в близком к реальному масштабе времени. При этом передаются цифровые данные и голосовая информация среди воздушных, наземных и морских объектов.

Объединенная система тактической радиосвязи JTRS способна облегчить решение задачи модернизации существующих систем связи. Помимо нее к числу перспективных терминалов были отнесены: семейство терминалов, обеспечивающих связь за пределами прямой видимости (FAB-T - Family of Advanced Beyond-Line-of-Sight Terminals, технология BLOS), и система на основе муль-типлатформенного коллективного канала передачи данных (MP-CDL - Multi Platform-Common Data Link).

Наряду с задействованием протоколов сетей тактического звена система JTRS с целью сопряжения с другими соответствующими сетями может использовать IP-протокол.

Системы связи MP-CDL, FAB-T и JTRS разрабатываются для построения сетей связи, обеспечивающих информацией терминалы различного типа через воздушное и космическое пространство, а также через наземные пункты связи. При этом поставлено следующее условие - сохранение преемственности с протоколами сетевой связи и видами сигналов систем предыдущего поколения. Терминалы, поддерживающие сообщения в каналах передачи тактической информации, должны еще обеспечивать интерфейс между системами вооружения и сетью связи по способу обработки сообщений до тех пор, пока все платформы не достигнут более высокого уровня сетевой связи, который будет принят в ГИУС.

Важность своевременного получения данных и умения использовать их при решении боевых задач дает основание считать, что информационное обеспечение борта ЛА соизмеримо по своей значимости с применением оружия. На современном театре военных действий быстрое и точное использование текущих сведений о противнике, а также обмен ими между участниками боевой операции становятся решающими факторами в ходе подготовки и залогом ее успешного проведения. В то же время сбор и обмен информацией нельзя рассматривать как самоцель. Получение каждым пользователем (участником боевой операции) огромного потока данных не гарантирует принятия решения, адекватного текущей обстановке. Информационное оружие, как и боевое, должно умело применяться.

Трудность эффективного использования данных состоит в том, что они: имеют большой объем; многоплановы (режимы наблюдения воздушной обстановки, движущихся и стационарных объектов на земной и морской поверхностях и т. д.); разнородны, поскольку формируются на основе сигналов различных диапазонов волн - радиолокационного, инфракрасного, телевизионного, лазерного; подвержены искажениям и помеховым воздействиям со стороны противника; поступают с задержкой, так как не всегда существует возможность принимать и передавать получаемую информацию в реальном масштабе времени.

Как показал опыт ведения боевых операций, потеря времени на обработку текущей информации о противнике приводит к тому, что из-за его быстрой передислокации атака может оказаться сорванной, а боевая задача - невыполненной.

Ядром ИУС ЦУВО является автоматическая система боевого управления ВВС на ТВД (TBMCS - Theater Battle Management Core System), на которую возложены задачи сопряжения подсистем. В свою очередь, данная АСУ представляет собой базовый компонент ВВС в составе глобальной системы оперативного управления ВС США (GCCS).

Эта система потенциально может стать единственным и наиболее важным источником информационного обеспечения воздушного компонента ООФ и достижения превосходства над любым вероятным противником. Развертывание данной АСУ позволит сформировать ЕИКП для системы управления АЭФ, упрощающее обмен данными, а также способствующее эффективному совместному планированию и руководству совпадающими по времени операциями. Уже в настоящее время она дает возможность командующему воздушным компонентом ОС в рамках единой автоматизированной системы управления боевыми действиями на театре эффективно планировать и проводить объединенные воздушные операции. На основе полученных разведывательных данных АСУ TBMCS позволяет, кроме того, осуществлять контроль выполнения задач, возлагаемых на авиацию ОС.

Применение АСУ TBMCS в совокупности с перспективными информационными технологиями обеспечит возможность изменения порядка постановки и корректировки задач авиации. Например, процедура подготовки и реализации плана АТО (Air Tasking Order - приказ на постановку боевых задач авиации) в этом случае в значительной степени станет более гибкой, позволяющей самолету выполнять взлет в плановом порядке без указания целей и осуществлять его нацеливание в реальном масштабе времени непосредственно в ходе патрулирования.

Пентагон в рамках программы совершенствования глобальной системы оперативного управления ВС США проводит модернизацию существующих АСУ, в том числе и базового компонента ВВС автоматизированной системы центра управления воздушными операциями TBMCS.

В перспективе при разработке в ЦУВО, оформлении и доведении объединенного плана воздушной операции и других документов: приказов о воздушных операциях, плана контроля воздушного пространства, плана ПВО и сообщений о тактических действиях своих войск - предполагается достигнуть следующих результатов: сократить время обновления данных отображения на экране единой картины оперативной обстановки в трехмерной системе координат с момента получения с 15 до 0,5 с; сократить время передачи данных при срочном оповещении пользователей системы о текущих событиях (пуски ОТР, применение ОМП, информирование о планируемых воздушных ударах в зоне ответственности, предупреждение о перемещениях сил противника) до 0,5 с (ранее 8 с); увеличить количество получаемых, отображаемых и обрабатываемых запросов о поддержке с воздуха от подразделений видов ВС с 20 до 200; сократить время получения разведывательных данных, формирования, отображения и доведения задания на поражение воздушно-космических и наземных целей, благодаря чему увеличится количество формируемых заданий/вылетов с момента получения утвержденного списка целей с 150/200 в течение 12 ч до 2 000/4 000 в тот же промежуток времени.

Беспрецедентным примером интеграции систем управления, разведки, наблюдения и связи должен стать также самолет воздушной разведки и управления Е-10А. Первая его модификация будет оснащена РЛС следующего поколения системы JSTARS, способной сопровождать мобильные наземные цели в широком ракурсе наблюдения и летящие крылатые ракеты. РЛС системы JSTARS позволит вести наблюдение за полем боя на дальности более 240 км ночью и в плохих погодных условиях. При работе в режиме селекции движущихся наземных целей GMTI (Ground Moving-Target Indicator) РЛС способна обнаруживать и сопровождать колонны техники или отдельные транспортные средства на расстоянии нескольких сотен километров. Кроме того, она может работать в режиме синтезирования апертуры, обеспечивая высокую разрешающую способность при получении изображений небольших участков местности, таких как аэродром.
На второй модификации намечается установить РЛС наблюдения за воздушным пространством с круговым обзором, аналогичную системе AWACS самолета Е-3. Кроме того, ВВС США планируют создать модификацию самолета Е-10, предназначенную для ведения Р и РТР.

Е-10А, выполненный на базе Боинг 767, будет иметь большие габариты, чем Боинг 707. Таким образом, на борту этого самолета сможет размещаться большее количество операторов и рабочих станций системы управления. Многофункциональный воздушный пост командного управления будет представлять собой центральное звено создаваемой СУ в ВВС США. Самолет Е-10А призван играть важнейшую роль в управлении другими разведывательными средствами, осуществлении оперативного целераспределения и сопоставлении разведданных, что позволит сформировать актуальную картину боевых действий не только для командования ВВС, но и для командования ВС страны.

Все эти изменения способствуют коллективному сбору и обработке текущей информации о противнике и внешней обстановке в целом. Процесс объединенности начался давно и с каждым годом совершенствуется. Разработка полетного задания для боевых самолетов (истребителей и ударных самолетов) и организация связи с командными пунктами, а также межсамолетный обмен информацией становятся обычными мероприятиями. Однако современные информационные технологии и последние достижения в области элементной базы и, соответственно, в вычислительной технике открывают новые возможности в организации воздушного боя. Во время ведения воздушного боя его участники получат возможность транслировать радио- (или видео-) сигналы на другой борт (истребитель или командный пункт) с темпом, близким к реальному масштабу времени, и оперативно менять полетное задание по указаниям КП или боевых командиров. Таким образом, реализация информационного превосходства над противником будет способствовать достижению господства в воздухе.

Взгляды военного руководства США пароль высокой ситуационной осведомленности в обеспечении господства в воздухе

Значительный прогресс в области информационных технологий приводит к получению и обработке большого объема данных в близком к реальному масштабу времени и высокой осведомленности о текущей боевой ситуации всех звеньев системы ведения боевых действий - от командования до исполнителей нижнего уровня, что способствует почти мгновенному захвату целей на сопровождение и проведению атак на них при быстрых дешифрировке и распределении разведданных.

Таким образом, эти и многие другие достижения в области сбора и передачи информации позволят сформировать концепцию ведения современного и перспективного воздушного боя, основу которой составят: высокая ситуационная осведомленность об обстановке на поле боя; обеспечение эффективного управления боевыми действиями на основе всей полноты информационного обмена; осуществление стратегического и оперативного взаимодействия между всеми участниками боевых действий при своевременном обновлении поступающей пользователям информации, что является необходимым условием для принятия обоснованных решений, а также для своевременных выдачи и исполнения приказов; упреждающее противника выполнение оперативного цикла; оперативное материально-техническое обеспечение боевых соединений.

* OODA-цикл (Observation - Orientation - Decision - Action) - оперативный цикл: разведка (наблюдение) -оценка обстановки (ориентирование) - принятие решения - нанесение удара (действия).

Зарубежное военное обозрение №8 2010 С.56-62

Категория: 2000 - настоящий момент | Добавил: pentagonus (25.09.2010) | Автор: Капитан Д. Дубов

Просмотров: 7914 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов