search
menu
person

NEWS AND UDATES


Нормативно-правовые основы психологических операций Вооружённых сил США
HTML clipboard

Нормативно-правовые основы психологических операций Вооружённых сил США

Полковник Ю. Мгимов

Одной из особенностей применения вооруженных сил в современных условиях является проведение в ходе боевых действий комплекса мероприятий по информационно-психологическому воздействию на противостоящую сторону - психологических операций (ПсО). В 90-е годы они осуществлялись в ряде регионов мира: зоне Персидского залива, на территории бывшей Югославии, в иракском Курдистане, Сомали, Гаити и других. В настоящее время американские специалисты в области ПсО присутствуют на постоянной или ротационной основе в зонах ответственности пяти из девяти объединенных командований вооруженных сил.

В связи с этим возникает проблема обоснования необходимости проведения ПсО, а также их нормативно-правовой регламентации, что американское военно-политическое руководство считает важнейшим элементом подготовки таких операций. Соответствующая юридическая база включает правовые документы, относящиеся к международному праву, а также к гражданскому и военному законодательству США и стран пребывания американских воинских контингентов. Относительно правовых аспектов эти документы имеют ряд особенностей. Во-первых, только в комплексе они составляют нормативно-правовую базу таких операций. Во-вторых, некоторые из них (в основном международно-правовые и внутризаконодательные гражданские документы по вопросам использования вооруженных сил) носят более широкий характер. И, в-третьих, ряд документов регламентирует конкретные стороны подготовки и ведения ПсО.

По взглядам американских специалистов в области военного права, вооруженные силы должны участвовать в ПсО в рамках требований и норм общего международного права по военным вопросам, зафиксированных в соответствующих международно-правовых документах (договорах, соглашениях). Так, в уставе американских сухопутных войск FM 100-23 «Миротворческие операции» (1994), в части, касающейся их психологических аспектов, делается ссылка на аналогичный по характеру документ ООН и подчеркивается, что соответствующие таким операциям информационно-психологические мероприятия (акции) «проводятся в точном соответствии с международным правом и уважением принципов гуманизма».

В уставе комитета начальников штабов (КНШ) вооруженных сил США 3-53 «Доктрина объединенных психологических операций» (1996) дается перечень международно-правовых норм, регламентирующих морально-этические аспекты применения вооруженных сил, соблюдения принятых международным сообществом законов и правил ведения войны и военных действий, отношения к гражданскому населению и военнопленным, которыми необходимо руководствоваться при ведении ПсО. К их числу относятся Гаагская конвенция «О законах и обычаях войны» (1907) и Женевские конвенции «О защите жертв войны» (1949), которые включают четыре документа: «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях», «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение на море», «Об обращении с военнопленными» и «О защите гражданского населения во время войны». В них, как отмечают иностранные специалисты, наряду с общими военными вопросами содержатся положения, касающиеся регламентации ведения ПсО:
- законы и правила войны действуют до тех пор, пока противоборствующие стороны «не прибегают к вероломному нападению или предательству» (Гаагская конвенция № 4 от 18 октября 1907 года);
- действия по достижению противником (над противником) преимущества путем «заблаговременно подготовленной лжи или обмана, ведущие к нарушению присяги» (там же), являются противозаконными;
- запрещается принуждать военнопленных принимать участие в мероприятиях (акциях), направленных на психологическую обработку противника, таких, например, как составление письменных заявлений или подготовка записей радиопередач (Женевская конвенция от 12 августа 1949 года).

Вместе с тем второе положение содержит специальную оговорку, в соответствии с которой оно не распространяется на действия по маскировке и дезинформации противника, когда они являются «законными и направлены на решение именно таких задач». Опыт участия американских воинских контингентов в ПсО свидетельствует о неоднократных нарушениях вышеуказанных положений. Так, еще в период войны во Вьетнаме объединенный отдел по связям с общественностью, отвечавший за подготовку и проведение таких операций, выпускал специальные инструкции по возможному использованию военнопленных и перебежчиков в интересах американских войск. В 80 - 90-х годах (например, в ходе боевых действий в зоне Персидского залива) этим же целям служили записи интервью с иракскими военнопленными, передаваемые по радио- и телеканалам.

На основе международно-правовых документов министерство обороны США разработало специальную директиву 5100.77 от 10 июня 1979 года, составляющую основу «Программы соблюдения законов войны», которая регламентирует деятельность вооруженных сил, в том числе при проведении психологических операций. Руководство ею возлагается на министра армии, а ответственность за расследование фактов, сбор, оценку и доклад по конкретным нарушениям - на начальника военно-юридической службы армии (сухопутных войск). С целью дополнения этой программы комитет начальников штабов (КНШ), министерства видов вооруженных сил, а также объединенные и главные командования издали соответствующие директивы. По оценке американского военного руководства, такая комплексная программа в современных условиях позволяет эффективно готовить и проводить совместные ПсО, а также облегчает обоснование их правомочности.

В международно-правовом плане проведение подобных акций может также регламентироваться двух- или многосторонними договорами об обороне, которые, как правило, включают специальные соглашения по вопросам планирования и ведения коалиционных ПсО, прежде всего в мирное время или кризисных ситуациях. Так, на основе законодательных положений Договора об Организации Североатлантического союза, являющегося многосторонним, разработаны документы, имеющие статус законодательных и содержащие концепцию, а также отдельные разделы или положения относительно практического осуществления таких операций.

В уставе КНШ вооруженных сил США 3-53 указывается, что американские воинские контингенты, участвующие в ПсО при проведении миротворческих операций (под эгидой ООН или других международных организаций) в условиях мирного времени, руководствуются конкретными документами оперативного характера, разработанными с учетом международных законов и правил. К числу таковых американские специалисты относят «Соглашение по статусу вооруженных сил» и «Правила применения войск».

В первом из них определяется юридическая ответственность (обязанности) международных сил ООН и личного состава привлекаемых к операции национальных контингентов, в том числе формирований ПсО. Такое соглашение заключается ООН в лице секретариата и правительством страны пребывания. В случае проведения международных операций с привлечением американских войск вне мандата ООН оно заключается между Соединенными Штатами и страной пребывания, либо не подписывается, если не требуется согласия последней на военное присутствие воинского контингента США.

Этот документ включает следующие положения относительно подготовки и проведения ПсО: осуществление контрольных и властных полномочий в зоне действия международных сил (формирований по ведению ПсО в составе американского контингента); свобода передвижения и миротворческие действия в зоне операции; регламентация материального и финансового обеспечения; использование средств обеспечения страны пребывания (систем связи, СМИ и других); обеспечение права неприкосновенности (защита от насильственного захвата личного состава, помещений, документов или их просмотра); каналы взаимодействия и связи между американским контингентом и властями страны пребывания; привлечение местного гражданского персонала (переводчиков, журналистов и других); процедура разрешения спорных вопросов и разногласий.

В уставах КНШ, а также сухопутных войск США FM 100-1 «Сухопутные войска» (1994) и FM 100-23 «Миротворческие операции» (1994) «Правила применения войск» рассматриваются как «директивные указания военного руководства относительно ограничений, при которых американские войска должны начинать или продолжать боевые действия против враждебных сил». Этот документ определяет когда и как выделенные силы (в том числе формирования ПсО) могут применяться, законы и правила ведения войны (в частности, психологических операций), требования к особенностям оперативной обстановки, а также содержит перечень ограничений на использование военной силы и формирований ПсО. Кроме того, в правовом отношении он является главным средством доведения командующим (командиром) до своих подчиненных правовых, политических, дипломатических и военных указаний, например, относительно проведения ПсО. Эти «Правила» в обязательном порядке включаются в оперативный план и боевые приказы, которые дополнены специальным приложением - «Планом ведения психологических операций».

Рассмотренный документ разрабатывается военным руководством США и главнокомандующими объединенных командований вооруженных сил в зонах ответственности во взаимодействии с КНШ. В работе над ним, кроме того, могут участвовать международные организации (ООН, ОАГ и другие). Американские военные специалисты не исключают корректировку этого документа, в том числе в ходе проведения ПсО, сообразно складывающейся обстановке.

В вышеуказанном уставе 3-53 КНШ отмечается, что задачи и действия министерства обороны и вооруженных сил страны (включая силы ПсО) в правовом отношении регламентируются федеральными законами, подзаконными актами, а в случае их отсутствия - согласно конституции - этим занимается президент как верховный главнокомандующий. Он может издавать исполнительные указы и утверждать директивы или меморандумы по национальной безопасности, подготовленные Советом национальной безопасности и касающиеся, в частности, вопросов регламентации подготовки и ведения подобных операций. Так, указ президента № 12 333 от 4 декабря 1981 года определяет планирование разведывательной и специальной деятельности, включая ПсО (акции), и вводит некоторые ограничения относительно последних. Во исполнение и развитие этого указа разработаны специально для министерства обороны и армии директива министра обороны № 5240.1 и устав сухопутных войск AR 381-10.

К числу основополагающих общефедеральных законов по вооруженным силам, принятых конгрессом США, которыми руководствуются должностные лица их организационно-штатных структур, отвечающие за подготовку и проведение ПсО, относятся «Акт о военных полномочиях» от 1973 года, «Закон об использовании сухопутных войск и ВВС против гражданских беспорядков», титул 10 «Вооруженные силы» Свода законов США, титул 32 «Национальная оборона» Свода федеральных законоположений и Единый кодекс военной юстиции США.

Кроме того, некоторые правовые аспекты проведения таких операций регламентируются следующими законами: «Об оказании помощи иностранным государствам» (1983), «О контроле над экспортом вооружений» (1986) и «О реорганизации министерства обороны США» (закон Годдуотера-Николса). Первый из них разрешает предоставлять военную помощь, а также оказывать помощь в области общеобразовательной, специальной подготовки и ведения психологических операций личному составу вооруженных сил и гражданскому персоналу стран с «законным правительством». Второй регулирует исполнение американским персоналом, включая специалистов ПсО, советнических функций, проведение подготовки иностранных военных кадров, а также обеспечение других государств военно-техническими средствами, в том числе для проведения таких операций.

Законом Годдуотера - Николса устанавливается, что силы ПсО, дислоцированные на континентальной части страны, находятся в распоряжении командования специальных операций, а при действиях за пределами ее территории - в оперативном подчинении соответствующего главнокомандующего объединенного командования на ТВД.

Основным правовым документом, регламентирующим морально-этические и нравственные нормы поведения военнослужащих (специалистов ПсО) и исполнение ими служебных обязанностей, а также дисциплинарную, административную и уголовную ответственность при проведении психологических мероприятий (акций), является Единый кодекс военной юстиции США, включенный в титул 10 «Вооруженные силы» Свода законов. Согласно ему все действия американских военнослужащих в рамках ПсО всех уровней и видов, в том числе международные миротворческие, полностью подпадают под этот кодекс. Он содержит основные требования морально-этического характера (преданность государству, его институтам, президенту и национальному флагу, готовность и решимость защищать конституцию, американские ценности и идеалы, признание приоритетов чести, долга по отношению к стране и другие), а также конкретные положения, касающиеся юридической ответственности военнослужащих за нарушение этих норм и обязанностей, которая предусматривает широкий диапазон наказаний - от дисциплинарных взысканий до предания военному суду и увольнения из армии.

К группе юридических документов, имеющих статус подзаконных актов и непосредственно регулирующих правовые стороны участия в психологических операциях в различного рода условиях обстановки, относятся соответствующие директивы министра обороны, министров видов вооруженных сил, главнокомандующих объединенными командованиями, а также уставы и наставления. В основу этих документов положены рассмотренные выше общие юридические нормы и требования, определяющие порядок применения воинских контингентов внутри страны и за ее пределами, в том числе при проведении ПсО.

К числу наиболее важных директив министра обороны в этой области относятся «Программа соблюдения законов войны» (1979), «Открытые психологические операции, проводимые видами вооруженных сил в условиях отсутствия войны» (1984) и «Функции министерства обороны и его главных компонентов» (1987). Эти документы содержат следующие основные положения, регламентирующие ведение ПсО:
- Руководство и личный состав этих формирований неукоснительно следуют международным законам о правилах ведения войны и несут юридическую ответственность за их несоблюдение. Если нарушения допускает противник, то это не является основанием для идентичных поступков со стороны американских вооруженных сил в качестве ответной меры.
- В условиях мирного времени разрешается осуществлять психологические операции (мероприятия) с привлечением гражданских лиц и технических средств, а также военных и дипломатических представительств США за рубежом. При этом запрещается проводить ПсО в стране пребывания без разрешения ее правительства.
- Организационные структуры и должностные лица, отвечающие за эти вопросы, действуют в рамках общей организационно-штатной структуры министерства обороны и вооруженных сил США с учетом специфики таких операций и условий их проведения.

Основное содержание документов конкретизируется и детализируется в соответствующих уставах, директивах и наставлениях. К последним, в частности, относятся два документа по ПсО: полевой устав сухопутных войск FM 33-1 «Психологические операции» (1993) и устав КНШ 3-53 «Доктрина объединенных психологических операций» (1996). Важность последнего обусловлена тем, что им руководствуются все виды вооруженных сил, объединенные командования, оперативные группы или формирования, в том числе ПсО. Этот устав содержит также указания и требования по всем аспектам психологических операций, прежде всего при ведении объединенных (совместных) действий. Он детализируется в специализированных уставах для каждого вида вооруженных сил, реализующих, в частности, нормативно-правовые требования и положения гражданского и военного законодательства: в сухопутных войсках - вышеуказанный FM 33-1, а в ВВС устав AFM3-H «Психологические операции».

Устав КНШ 3-53 и полевой устав FM 33-1 включают следующие основные положения, касающиеся ПсО:
- Основы стратегической и оперативно-тактической концепции планирования и ведения психологических операций с учетом того, что они осуществляются в интересах обеспечения безопасности в рамках национальной военной стратегии.
- Правовые основы этих операций и юридические документы (международные, внутреннего гражданского и военного законодательства), регламентирующие их проведение. Независимо от характера и вида этих операций непреложным является требование неукоснительного соблюдения законов международного права и норм внутреннего законодательства, а также законов, традиций и обычаев страны пребывания американских войск.
- Механизм принятия решений на проведение ПсО и распределение юридической и служебной ответственности между различными звеньями командования и управления, а также соответствующими должностными лицами.
- Классификация таких мероприятий по их масштабу и степени поддержки войск, целевому предназначению (применению) и условиям проведения (в мирное или военное время, в ходе региональных конфликтов).
- Принципы планирования ПсО, одним из которых является законность этих операций и их правовая обусловленность.
- Подход к формированию организационно-штатной структуры сил ПсО, которая определяется требованиями обеспечения быстрого достижения поставленной цели и выполнения задач операции путем одновременного использования имеющихся сил и средств и защиты своих войск от информационно-психологического воздействия противника путем ведения контрпропаганды.
- В ходе боевых операций как в условиях войны, так и в мирное время ПсО являются одним из важных видов боевого обеспечения действий войск, а в мирное время (при решении вооруженными силами главным образом внутригосударственных задач, таких, как борьба с гражданскими беспорядками, терроризмом, наркобизнесом, и прочих) носят вспомогательный характер, оказывая различные виды помощи (разведывательно-информационная, военно-техническая, консультационная и другие) гражданским структурам.
- В любой операции в мирное время, в кризисных ситуациях, а также в условиях войны формирования ПсО по административной линии подчиняются главнокомандующему объединенным командованием в зоне ответственности, а по оперативной - командиру поддерживаемого формирования. При этом степень оперативной подчиненности определяется главнокомандующим.
- В интересах эффективного международного и внутреннего правового обеспечения (при проведении ПсО соответственно в ходе коалиционных и объединенных операций) командиры формирований ПсО всех уровней должны постоянно консультироваться с представителями военно-юридической службы -от генерального юрисконсульта министра обороны до представителей этой службы в войсках, а личный состав формирований ПсО, как подчеркивается в уставе FM 33-1, «обязан соблюдать высокие личные морально-этические и профессиональные стандарты поведения». При проведении таких операций в ходе коалиционных (международных) операций может создаваться многонациональная оперативная юридическая группа для координации и взаимодействия правовых органов стран, участвующих в операции, и разрешения возможных спорных вопросов.
- Воспрещается проведение ПсО против местного населения, если заключенные соглашения той или иной страной с США, их союзниками или государствами, где размещаются американские войска, запрещают их.

По оценке американского военного руководства, несмотря на отсутствие единого правового документа по регламентации психологических операций, наличие документально-юридической базы (прежде всего специализированных директив и уставов) обеспечивает правовую законность и порядок применения вооруженных сил в различных ПсО в соответствии с международным правом, а также с внутренним гражданским и военным законодательством.

Зарубежное военное обозрение №7 1998 С. 8-12

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (15.04.2010) | Автор: Полковник Ю. Мгимов
Просмотров: 6945 | Теги: ПсО, законодательная база, психологические операции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar