Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 04.12.2016, 23:17
Ключевые слова
тихоокеанская зона, полигон, П. Скуратовский

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура [133]
Боевые операции [55]
Личный состав, подготовка [90]
НИОКР [181]
Вооружение [211]
Техническое обеспечение [178]
Стратегия и тактика [120]
Форма, знаки различия, награды [6]
ТТХ [13]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 405
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВВС (Военно-воздушные силы) » Структура

Основные американские полигоны и другие ракетно-испытательные объекты тихоокеанской зоны (2013)

Основные американские полигоны и другие ракетно-испытательные объекты тихоокеанской зоны

Подполковник П. Скуратовский

Исследовательский центр им. Д. Эймса (Ames Research Center) принадлежит НАСА. Расположен в городке Маунтен-Вью, 20 км южнее Сан-Франциско, на территории принадлежащего НАСА аэродрома Моффетт-Филд. На аэродроме имеются две взлетно-посадочные полосы размером 2800х60 и 2480х60 м. В исследовательском центре занято около 2 300 человек. Он ведет прикладные исследования в широком спектре, включая аэродинамику летательных аппаратов, проблемы термоизоляции, участвует в создании "искусственного мозга". Здесь разработано программное обеспечение большинства пусков американских ракет, включая полеты по программе "Спейс Шаттл". Реализуемая в настоящее время на американском модуле международной космической станции программа также разработана специалистами центра. Сотрудники многочисленных лабораторий центра участвуют в исследованиях Луны (поиск воды на полюсах). Марса, занимаются изучением Вес-ленной в инфракрасном диапазоне частот.

Схема аэродрома Мофетт-Филд

В исследовательском центре имеются две аэродинамические трубы сечением 12х24 м и 24х36 м, а также установки для испытаний в условиях повышенной температуры, турбулентности, пониженного атмосферного давления и при нагрузках, превышающих G > 25. Здесь испытывалось множество летательных аппаратов, самыми известными из которых являются спускаемые КА "Меркурий", "Джемини", "Аполлон", экспериментальные модели МТКК "Шаттл", головные части некоторых баллистических ракет и т. п.

Авиабаза ВВС Эдвардс (Air Force Base Edwards) в истории американской авиации и космонавтики занимает особое место. Здесь впервые в США был преодолен звуковой барьер (1947). а с помощью экспериментального самолета Х-15 установлены рекорды скорости (3 октября 1967 года, М=6,7) и высоты полета (19 июля 1963-го 106 км). На авиабазе испытывались и продолжают испытываться все состоящие на вооружении ВВС летательные аппараты, включая в свое время и стратегические разведывательные самолеты U-2 и SR-71. Первые восемь испытательных пусков ракеты "Минитмен" осуществлены на этой авиабазе из шахтной пусковой установки  (ШПУ, 1959). Здесь отрабатывались способы посадки лунного модуля. 13 сентября 1985 года взлетевший с АвБ Эдварде переоборудованный самолет F-15 поразил ракетой ASM-135 находившийся на околоземный орбите нерабочий спутник Р78-1 "Солуайнд". На авиабазе испытывались, а затем неоднократно совершали посадки после пребывания на орбите МТКК "Шаттл", включая первую ночную посадку "Челленджера" (5.09.1983). В 2004 году, как сообщалось, здесь состоялись первые успешные испытания боевого лазера, смонтированного на самолете Боинг 747. За вклад в развитие воздушно-космической техники в целом авиабаза ВВС Эдвардс объявлена национально-историческим достоянием (National Historic Landmark).

АвБ Эдвардс расположена в пустынной местности, на дне и берегу высохшего оз. Роджер-Лейк, в 160 км северо-восточнее г. Лос-Анджелес (штат Калифорния). Географические координаты серединной точки 34° 54' с.ш.; 117° 53' з.д., абсолютная высота 702 м. Занимает обширный участок площадью около 1 320 км2, простирающийся в меридиональном направлении на 27 км, в широтном - на 55 км, при этом площадь высохшего оз. Роджер-Лейк составляет 113,9 км2 (8,6 %).

Уникальность авиабазы обусловлена прежде всего особенностями географического положения: она находится в малонаселенной пустынной местности, где довольно гладкая и прочная поверхность дна высохшего озера успешно используется для дополнения и расширения взлетно-посадочных возможностей построенных на берегу бетонных полос.

Всего имеется 16 обозначенных ВПП длиной от 2 100 до 12 000 м и шириной от 90 до 270 м, семь из которых поддерживаются в постоянной готовности к обеспечению полетов. Главной считается построенная специально для посадки МТКК "Шаттл" бетонная ВПП размером 4 579х90 м, которая увеличена в длину за счет 3-км участка высохшего озера, в результате чего общая протяженность посадочной полосы составляет 7 500 м.

Схема авиабазы Эдвардс

В исследовательско-испытательном и административно-техническом отношении авиабаза имеет сложную структуру. Здесь расположен ряд исследовательско-испытательных и других военных и гражданских учреждений. Наиболее крупными из них считаются следующие четыре (на рисунке их расположение на территории базы схематично показано цифрами).
1. Летно-испытательный центр ВВС; 2. Филиал научно-исследовательской лаборатории ВВС; 3. Летно-исследовательский центр имени Драйдена; 4. "Северная база", или "Оперативное подразделение 10".

Летно-испытательный центр (ЛИЦ) - основное базообразующее формирование, состоящее из 412-го испытательного авиационного крыла и 95-го крыла аэродромно-технического обеспечения. В составе испытательного авиакрыла имеются самолеты F-16, F-22, F-35, С-17, ЕС-18, МС-130Е, С-12 и С-135. Кроме того, в местном музее на открытой площадке находится более 15 самолетов, которые когда-то испытывались в ЛИЦ.

Главными задачами центра в настоящее время являются испытания состоящей на вооружении ВВС пилотируемой и беспилотной авиационной техники, разработка рекомендаций по их эксплуатации, боевому применению, а также возможному улучшению их характеристик и повышению общей эффективности.

Филиал научно-исследовательской лаборатории ВВС. созданный в 1953 году, занимает всю северо-восточную часть территории авиабазы. Его площадь превышает 170 км2 (14 % общей площади авиабазы). Здесь работает около 500 сотрудников, в том числе до половины военнослужащие. Основным предметом их научно-прикладных исследований являются твердотопливные и жидкостные ракетные двигатели. По изучаемым вопросам сотрудники филиала тесно контактируют с исследовательским центром им. Эймса и лабораторией реактивного движения. Сотрудники участвовали в разработке и испытаниях двигателей ракет "Бомарк", "Атлас", "Тор", "Сатурн", MX, "Титан", а также основного двигателя МТКК "Шаттл". Особо отмечается то, что только после восьми испытательных вертикальных пусков из созданной здесь экспериментальной ШПУ МБР "Минитмен" были приняты на вооружение. Подсчитано, что в филиале научно-исследовательской лаборатории ВВС было выполнено более 5.5 тыс. стендовых испытаний ракетных двигателей. Из достижений последнего времени отмечается успешное участие в реализации программы по созданию противоракет нового поколения, включая противоракетный комплекс театра военных действий THAAD.

Летно-исследовательский центр им. Драйдена принадлежит НАСА. Здесь занимаются изучением полетов летательных аппаратов со скоростями от 15 км/ч до М=10, на высотах от 100 до 30000 м, с водородными или комбинированными двигателями, включая солнечные батареи. Предметами исследований являются также продолжительные (до 100 ч без посадки) и групповые полеты.

В последние годы много внимания уделялось проблемам оказания помощи и спасения экипажа терпящего бедствие космического корабля. Под руководством специалистов центра на авиабазе в ходе НИОКР испытывались и отрабатывались способы посадки лунного модуля (четыре аппарата). Аналогично перед первым запуском МТКК "Шаттл" в космос в 1981 году здесь осуществлено 13 воздушных испытательно-тренировочных полетов и посадок корабля. По изучаемым проблемам специалисты сотрудничают с центром им. Эймса, компаниями "Боинг", "Локхид-Мартин" и Калифорнийским университетом.

Для проведения исследований в центре имеются самолеты SR-71, F/A-18, а также несколько экспериментальных летательных аппаратов. К центру приписан модернизированный самолет Боинг 747, предназначавшийся для перевозки челнока "на спине" в центр им. Кеннеди, если его посадка производилась не во Флориде. До 2004 года в центре числился модифицированный стратегический бомбардировщик В-52, использовавшийся в качестве носителя для вывода на большую высоту испытываемых объектов. С помощью этого самолета, в частности, изучалась возможность запуска ракеты-носителя "Пегас" во время ее спуска на парашюте после отделения на высоте 10 000 м.

Основные сооружения центра им. Драйдена легко обнаружить с высоты "птичьего полета": около них нарисован хорошо заметный с воздуха магнитный азимутальный круг диаметром I 200 м, используемый пилотами для калибровки бортовых приборов.

"Северная база" расположена в северо-западной части оз. Роджер-Лейк, в 6-10 км от основных сооружений авиабазы. Здесь построен аэродром с капитальной ВПП размером 1 800х45 м.

Схема расположения лаборатории реактивного движения

 Лаборатория реактивного движения (Jet Propulsion Laboratory), принадлежащая НАСА, расположена в г. Пасадена (штат Калифорния). Занимает территорию площадью 0,72 км2. Здесь работает около 5 тыс. штатных сотрудников, главной задачей которых является разработка, изготовление, испытание, а после запуска -участие в управлении автоматическими межпланетными станциями (кораблями). Персонал лаборатории участвовал в создании и управлении межпланетными станциями на все планеты солнечной системы. В 1950-е годы на вооружение сухопутных войск США были приняты разработанные здесь тактическая ракета "Корпорал" и оперативно-тактическая "Сержант" (последняя - с ядерным боезарядом).

Включение исследовательского комплекса ХААРП (High Frequency Active Auroral Research Program Station) в число ракетно-испытательных объектов Тихоокеанской зоны в настоящее время может быть только условным. В средствах массовой информации высказывалось мнение, что навязываемые мировой общественности американские манипуляции с кинетическими средствами ПРО в Европе и на Дальнем Востоке окажутся лишь своеобразным прикрытием, маскировкой разработки более эффективного противоракетного так называемого геофизического, или ионосферного, оружия.

Комплекс ХААРП расположен в районе н. п. Гаконе (штат Аляска), 280 км северо-восточнее г. Анкоридж и 175 км южнее Форт-Грили. Его строительство началось в 1997 году. Летом 2007-го была завершена установка 360 коротковолновых передатчиков мощностью 10 кВт каждый. Рабочая частота 2,8-10 МГц (длина волны 30-107 м). Передатчики, управляемые специальной ЭВМ. питают фазированную антенную решетку, развернутую на горизонтальной площадке размером 366х305 м (геофафи-ческие координаты площадки 62° 23' с.ш.; 145° 03' з.д.).

Содержащийся в наименовании комплекса термин "авроральный" часто понимается как "относящийся к полярному сиянию". Но подобное понимание не совсем правильно. В ионосфере полярных широт вдоль магнитных силовых линий часто образуются "плазменные канаты" из возбужденных ионов. Длина канатов достигает нескольких десятков метров, а толщина - 10 см. Эти образования, физика которых пока изучена недостаточно, и получили наименование "авроральные".

Ранее было замечено, что авроральные явления, в отличие от ионосферы в других широтах, отражают УКВ- и СДВ-радиоволны, увеличивая тем самым дальность радиосвязи в УКВ-диапазоне до 20 тыс. км. Также было известно, что интенсивность этих явлений очень зависит от солнечной активности. Авторы проекта ХААРП, вероятно, полагали, что, воздействуя на определенные слои ионосферы коротковолновым радиолучом как своеобразной микроволновой печью, можно будет получать искусственные авроральные явления вплоть до плазмоидов - локализованных областей высокоионизированного газа, своеобразных управляемых шаровых молний, густая сеть которых явится непреодолимым препятствием не только для самолетов, но и для баллистических ракет.

Характерно, что уже на начальном этапе исследований в состав комплекса ХААРП включена радиолокационная станция, одной из задач которой является контроль окружающего воздушного пространства и гарантирование проведения экспериментов по созданию искусственных авроральных канатов только при условии отсутствия в воздухе каких-либо летательных аппаратов.

Программа ХААРП реализуется по инициативе управления перспективных исследований МО США (DARPA) совместно с научно-исследовательскими лабораториями ВВС и ВМС. По сведениям, размешенным в сети Интернет, специалисты этих учреждений работают на комплексе вахтовым методом 4-5 раз в год. Продолжительность исследовательской сессии одна-две недели. Основные результаты исследований засекречены.
Вместе с тем со ссылкой на неназванных ученых сообщается, что в ходе экспериментов уже якобы неоднократно удавалось создавать авроральные канаты длиной более километра и толщиной до полуметра, то есть превысить аналогичные показатели "естественных образований" в 5-10 раз.
Заслуживает внимания тот факт, как американская сторона пытается смягчить негативные отзывы о комплексе и проводимых на нем экспериментах, связанных с активным воздействием на окружающую среду, что может послужить основанием для обвинений в нарушении "Конвенции о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду", принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1977 году. В размещенных в открытых источниках материалах неоднократно подчеркивается, что воздействие радиолуча ХААРП мощностью 3,6 МВт в сотни раз слабее воздействия на ионосферу солнечных лучей или грозовых разрядов, что возвращение возмущенного радиолучом участка в довозмущенное состояние происходит через временной промежуток, не превышающий продолжительности "разогрева".

Одновременно создается положительный облик данной программы: указывается на возможность в результате проводимых исследований улучшить качество и повысить надежность радиосвязи, формируемые искусственные полярные сияния на фоне естественного природного явления предлагается использовать для демонстрации рекламы, создания нового вида искусства или даже для освещения населенных пунктов в ночных условиях. К работе на комплексе ХААРП по этой тематике допущены многие научно-исследовательские центры и высшие учебные заведения, включая университеты штатов Аляска, Калифорния, Мэриленд и Пенсильвания.

Таким образом, разветвленная сеть ракетно-испытательных объектов США, расположенных в Атлантической и Тихоокеанской зонах, позволяет проводить полномасштабные всеобъемлющие испытания стратегических ракет всех классов. Тенденцией последнего десятилетия (после выхода США из договора по ПРО) является увеличение интенсивности работ по тематике ПРО и постепенный перенос основной доли испытаний БРПЛ из Атлантической зоны в Тихоокеанскую.

Зарубежное военное обозрение. - 2013. - №7. - С. 63-67

 

Категория: Структура | Добавил: pentagonus (23.03.2014) | Автор: Подполковник П. Скуратовский

Просмотров: 1303 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов