Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Понедельник, 05.12.2016, 03:29
Ключевые слова
NGJ, РЭБ, С. Яшин

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура [133]
Боевые операции [55]
Личный состав, подготовка [90]
НИОКР [181]
Вооружение [211]
Техническое обеспечение [178]
Стратегия и тактика [120]
Форма, знаки различия, награды [6]
ТТХ [13]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 128
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВВС (Военно-воздушные силы) » НИОКР

Перспективы развития авиационных групповых средств радиоэлектронной борьбы ВС США (2015)

Перспективы развития авиационных групповых средств радиоэлектронной борьбы ВС США

Майор С. Яшин

Хотя Соединенные Штаты и имели господство в воздухе во всех ведущихся ими военных конфликтах, уже в обозримом будущем это превосходство ставится под вопрос в связи с распространением современных средств противовоздушной обороны в мире. Для того чтобы сохранить инициативу, военное руководство США определило ряд ключевых областей развития технологий, включая технологии в области радиоэлектронной борьбы (РЭБ), революционные достижения в которых гарантируют завоевание господства в воздухе для выполнения задач военной авиацией в обозримом будущем.

В настоящее время очевидно, что радиоэлектронная борьба является необходимым элементом выполнения задач в условиях противодействия ПВО противника. Если в последних конфликтах применение средств РЭБ практиковалось в основном в ходе асимметричных боевых действий, то теперь объектами их воздействия могут стать элементы интегрированных систем ПВО.

С 2002 года в США реализуется программа применения авиационных групповых* средств РЭБ (далее - средств РЭБ) АЕА (Airborne Electronic Atack) в рамках единой системы. Данная программа предполагает разработку способов применения, оценку эффективности, формирование требований и распределение задач между средствами РЭБ в рамках единой системы их применения. Кроме того, АЕА включает исследование и снижение технологических рисков при создании средств РЭБ, разработку и корректировку плана их финансирования.

В программе задействованы специализированные самолеты РЭБ: ЕА-6В, EA-18G, ЕС-130Н, маневрирующие авиационные ложные воздушные цели (АЛВЦ) MALD/MALD-J, ресурсы бортовых РЛС (БРЛС) с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), предназначенные для решения задач РЭБ самолетами тактической авиации (ТА), БЛА со средствами РЭБ, действующие в зонах поражения зенитных средств. Основными объектами воздействия авиационных средств РЭБ США являются радиоэлектронные средства (РЭС) управления войсками и оружием систем ПВО противника.

Рассматривается также возможность применения авиационных средств РЭБ при ведении асимметричных боевых действий. Здесь основными объектами их воздействия являются мобильные средства связи, передачи данных и АСУ, дистанционно управляемые радиовзрыватели, РЭС управления оружием мобильных зенитных средств малой дальности и ближнего действия.

Для решения задач РЭБ в ходе операций с участием средств воздушно-космического нападения в период до 2025 года в ВС США рассматриваются два компонента.

Основной компонент составляют пилотируемые носители средств РЭБ, действующие в пределах воздушного пространства противника либо за его пределами. Они решают задачи по ведению исполнительной радиотехнической разведки (РТР), радиоэлектронного подавления (РЭП), поражению РЭС самонаводящимся на излучение оружием, боевому управлению авиационными силами и средствами РЭБ.

Вспомогательный компонент включает беспилотные носители средств РЭБ, действующие в пределах воздушного пространства противника, недоступного для средств РЭБ основного компонента (например, в пределах зон гарантированного поражения), которые решают задачи по имитации средств воздушного нападения, исполнительной РТР и РЭП радиоэлектронных средств противника.

Применение авиационных групповых средств РЭБ в период до 2025 года (вариант)
Временной график разработки системы NGJ

В настоящее время реализуются четыре основных способа применения авиационных групповых средств РЭБ:
- За пределами воздушного пространства, обороняемого противником (как правило, из зон барражирования).
- В пределах обороняемого противником воздушного пространства без входа в зоны поражения зенитных средств с известным местоположением их позиций ("модифицированное сопровождение" боевых порядков прикрываемых сил).
- В пределах зон поражения зенитных средств в одном боевом порядке с прикрываемой авиацией ("проникающее сопровождение" боевых порядков прикрываемых сил).
- В пределах зон поражения зенитных средств (автономное применение).

Как правило, все силы и средства РЭБ интегрированы в единое информационно-коммуникационное пространство, что позволяет управлять ресурсами РЭП, осуществлять оптимальное распределение этих средств по объектам подавления в зависимости от обстановки в реальном масштабе времени.

Основной способ применения специализированных самолетов РЭБ ЕС-130Н - из зон барражирования за пределами воздушного пространства противника с целью дезорганизации его органов управления ПВО. Основные задачи экипажей самолетов ЕС-130Н: ведение радио- и радиотехнической разведки (Р и РТР) в интересах РЭБ, РЭП РЛС раннего обнаружения дециметрового и метрового диапазонов длин волн, средств радиосвязи, обмена данными.

В ходе работ по модернизации системы РЭБ самолета ЕС-130Н расширяются ее возможности - от подавления сетей систем управления военного назначения до подавления систем сотовой связи, которые могут использоваться террористическими группировками. При этом в качестве дополнительных рассматриваются следующие задачи:
- РЭП систем коротковолновой, радиорелейной и спутниковой связи военного и государственного управления;
- РЭП РЛС обнаружения метрового и дециметрового диапазонов из зон барражирования;
- ведение Р и РТР с целью формирования в реальном масштабе времени целеуказаний по вскрытым узлам связи и РЛС противника для применения систем и средств высокоточного оружия классов "воздух-земля" и "земля-земля".

Последняя задача может решаться путем совместного применения самолетов EC-130HhRC-135V/W.

Оборудование РЭБ следующей модификации самолета ЕС-130Н "Компас Колл" предположительно будет иметь расширенный диапазон рабочих частот, а также включать контейнерные станции помех РЛС дальнего обнаружения метрового и дециметрового диапазонов. Предусмотрено также использование АФАР и оперативно изменяемого программного обеспечения.

Одновременно проводятся НИОКР, связанные с исследованием вопросов соответствия оборудования самолета современным требованиям с целью определения направлений работ по его дальнейшей модернизации.

АЛВЦ MALD/MALD-J применяются автономно в пределах зон поражения зенитных средств. Автономные программируемые АЛВЦ MALD и MALD-J предназначены для групповой защиты летательных аппаратов и автономно управляемого оружия класса "воздух - земля" от средств ПВО путем имитации их эффективной площади рассеяния (ЭПР) и параметров полета, отвлечения части сил и вскрытия позиций средств ПВО. Они применяются в воздушном пространстве противника в пределах зон поражения зенитных средств.

АЛВЦ MALD-J оснащена станцией ответных помех и имеет возможности по РЭП РЛС ОНЦ и управления огнем зенитных средств. Предположительно создаваемые помехи - многократные ответные, уводящие по скорости и дальности. Вследствие малой мощности бортовых передатчиков генерация маскирующих помех малоэффективна.

Полезная нагрузка АЛВЦ MALD-J составляет до 13 кг при общей массе 136 кг. Максимальная дальность полета не превышает 900 км.

В ВВС носителями MALD-J являются самолеты F-16C/D и B-S2, также рассматривается возможность применения таких целей с борта С-130. ВМС планируют снаряжать MALD-J самолеты F/A-18E/F, EA-18G. На самолетах тактической и стратегической авиации они устанавливаются на внешних подвесках. Применять АЛВЦ с борта С-130 планируется путем их сброса из специального контейнера MCALS (MALD Cargo Air Launched System), перевозимого внутри грузового отсека, через открытую рампу. Одновременно может быть произведен сброс до 100 АЛВЦ.
Полет MALD-J осуществляется по заранее программируемым траекториям с коррекцией по данным КРНС "Навстар". Одновременно можно запрограммировать до восьми маршрутов, в каждом можно задать до 100 промежуточных пунктов маршрута (ППМ). Пилот перед сбросом АЛВЦ имеет возможность выбрать один из запрограммированных маршрутов. Возможность управления воздушными ложными целями после их применения отсутствует.

Основными направлениями модернизации АЛВЦ MALD-J являются:
- повышение эффективности средств РЭП путем увеличения мощности передатчика помех и улучшения чувствительности приемной аппаратуры;

Таблица 1 Объём финансирования программы NGJ
№ п/п Наименование проекта

Объем финансирования (оценка), млн долларов (по годам)

2015 2016 2017 2018 2019
1 Разработка системы РЭП следующего поколения 246,856 471,80 5509,078 562,830 328,539
2 Второй этап наращивания возможностей в разработке системы РЭП следующего поколения   18 16 12 25

- повышение помехозащищенности приемного канала бортовой аппаратуры КРНС "Навстар".

Ресурсы перспективных многофункциональных (МФ) БРЛС с АФАР самолетов ТА могут использоваться для решения задач РЭБ. Тогда МФ БРЛС с АФАР могут применяться в качестве индивидуальных или групповых средств РЭБ. По оценкам зарубежных специалистов, в случае задействования таких МФ БРЛС в качестве групповых средств РЭБ основным способом станет "проникающее сопровождение" с целью снижения потерь прикрываемой авиации, а основной задачей будет РЭП РЭС управления оружием зенитных средств и головок самонаведения (ГСН) управляемых ракет.

Основным способом применения специализированных самолетов РЭБ ЕА-6В и EA-18G является "модифицированное сопровождение" боевых порядков авиации. Самолеты EA-18G также могут применяться способом "проникающее сопровождение", что обеспечит снижение потерь прикрываемых боевых порядков от зенитных средств противника. Основной задачей является РЭП РЛС обнаружения, наведения, целеуказания (ОНЦ) и управления огнем зенитных средств. Самолеты ЕА-6В планируются к выводу из эксплуатации к 2020 году.

Среди разрабатываемых и модернизируемых авиационных средств РЭБ в США наибольший интерес с точки зрения внедрения новых технологий и объема финансирования представляет разрабатываемая система РЭП следующего поколения NGJ (Next Generation Jammer), первоначально предназначавшаяся
для замены системы РЭП AN/ALQ-99 ICAP III на самолетах ЕА-18G. В рамках реализации мероприятий по этой программе проводятся:
- исследование перспективных технологий;
- НИОКР по созданию прототипа;
- испытания в лабораторных условиях;
- разработка специального программного обеспечения.

Целью наращивания возможностей в разработке системы NGJ является достижение предельных возможностей по противодействию перспективным угрозам в радиодиапазоне электромагнитного спектра. Порядок работ определен в три этапа согласно приоритетам противодействия РЭС управления войсками и оружием.

Так, наиболее приоритетным считается "средний поддиапазон" (оценочно 2-18 ГГц), НИОКР по которому проводятся в рамках первого этапа. В данном диапазоне работает большинство известных РЛС ОНЦ и управления оружием систем ПВО различных стран мира.

На втором этапе работ исследуется "низкий поддиапазон" (0,2-2 ГГц), соответствующий диапазону работы РЛС ОНЦ, средств связи, обмена данными и др., а на третьем - "высокий поддиапазон" (18-40 ГГц), в котором функционируют РЛС управления огнем ряда современных и перспективных ЗРК, ГСН и дистанционные радиовзрыватели УР.

В настоящее время создание системы находится на стадии технологических разработок. До середины 2015 года, вероятно, будет принято решение о начале инженерных разработок образца, выбранного по результатам конкурса, в котором принимают участие четыре профильные компании.

Основные требования, предъявляемые к данной системе, как системе следующего поколения:
- возможность одновременного прицельного по частоте и направлению воздействия на разные РЭС с различными позициями;
- высокий энергетический потенциал, примерно в 10 раз превышающий аналогичный показатель системы AN/ALQ-99;
- управляемая поляризация помеховых сигналов;
- возможность адаптивного РЭП;
- модульность и открытая архитектура конструкции.

Для создания системы NGJ планируется использовать военные и коммерческие технологии не только национального, на также совместного производства и импортные.

Одновременное прицельное по частоте и направлению подавление нескольких РЭС с различными позициями может быть обеспечено путем реализации системы NGJ на основе широкополосных (ШП) АФАР со схемой формирования независимо управляемых лучей диаграммы направленности (ДН). Такая схема позволяет формировать несколько независимых лучей ДН различных по частоте, структуре и поляризации сигналов. Количество одновременно подавляемых РЭС будет зависеть от ряда условий (типа РЭС, их характеристик и режимов работы, наклонных дальностей и угловых положений относительно носителя системы РЭП, ЭПР прикрываемых ЛА и др.).
Для обеспечения необходимого сектора сканирования АФАР могут быть применены такие технологии, как "задержка сигнала в реальном масштабе времени" TTD (True Time Delay), по которой выполнены летные задания.

Высокий энергетический потенциал планируется достигнуть за счет применения в качестве усилительных приборов твердотельных усилителей на основе нитрида галлия GaN в составе монолитных интегральных схем. По ряду характеристик нитрид-галлиевые усилители превосходят широко используемые в настоящее время в АФАР усилители на основе арсенида галлия GaAs. Однако для эффективного задействования потенциальных возможностей GaN-усилителей в составе контейнерной системы РЭП необходимы мощные источники энергии, тогда как выходная мощность автономных генераторных турбинах набегающего потока RAT (Ram Air Turnbine) используемых в настоящее время в составе системы РЭП AN/ALQ-99 не превышает 27 кВт. Такой мощности недостаточно для системы РЭП NGJ. Для энергетического обеспечения новой системы РЭП предполагается использовать высокомощные генераторные турбины набегающего потока HIRAT (High-power Ram Air Turbine).

Таблица 2 Значения выходной мощности турбины HIRAT в зависимости от её диаметра (при минимальной скорости набегающего потока 410 км/ч на высоте 7 600 м)
Характеристика Значение
Диаметр турбины, см 5 12,7 25,4 38,1 50,8 63,5
Выходная мощность генератора, кВт <1 3-6 14-25 30-55 55-100 140

  Управляемая поляризация помеховых сигналов может быть реализована путем взаимного расположения излучателей на полотне АФАР, при котором поляризация сигнала будет результатом сложения ортогональных векторов поляризации каждого канала.

Для обеспечения модульности и открытой архитектуры конструкции АФАР рассматривается технология SMArT. Модули планарной АФАР, выполненной по данной технологии, являются СВЧ интегральными схемами (ИС), представляющими собой отдельные линейные АФАР. В состав таких СВЧ ИС входят широкополосные излучатели и диаграммообразующие модули, которые включают ШП усилители и линии задержки. В качестве излучающих элементов могут служить широкополосные излучатели "Вивальди".

Адаптивные способы РЭП будут реализовываться за счет создания мощных вычислительных средств, дальнейшего совершенствования технологий создания цифровых устройств запоминания и воспроизведения (DRFM), а также новых алгоритмов обработки сигналов.

Появление системы NGJ позволит США осуществить значительный технологический прорыв в области создания средств РЭБ. NGJ может стать основой для разработки средств РЭБ различного назначения и базирования.

В зарубежных СМИ отмечается, что после 2024 года самолет F-35B, разрабатываемый также в интересах РЭБ, планируется оснащать станцией активных помех, разрабатываемой по программе NGJ. Как отмечают зарубежные эксперты, ее создание обеспечит выполнение задач сопровождения боевых порядков в зоне обнаружения РЭС управления войсками и оружием. Программа предполагает размещение в подвесных контейнерах передатчиков низкого, среднего и высокого частотных диапазонов. Таким образом, ведение РЭБ в ходе воздушных операции рассматривается военным руководством США как неотъемлемый компонент боевого обеспечения и интеграция авиационных групповых средств РЭБ в единую эшелонированную систему, позволит успешно решать весь комплекс задач по обеспечению действий военной авиации.

Одними из наиболее эффективных средств РЭБ, которые могут применяться непосредственно в пределах зон поражения зенитных средств противника, являются автономные программируемые АВЛЦ со средствами создания активных помех.

После закрытия программы по разработке специализированного самолета РЭБ на основе стратегического бомбардировщика В-52 самолет ЕС-130Н является единственным носителем средств РЭБ, применяемым главным образом из зон барражирования за пределами контролируемого противником воздушного пространства.

Таким образом, технологии, используемые в современных средствах РЭБ, близки к пределу их дальнейшей модернизации. В связи с этим военным руководством США было принято решение о разработке системы РЭП следующего поколения, которая при успешном ее создании позволит осуществить США технологический прорыв в области РЭБ и может стать основой для средств РЭП различного назначения и базирования.

* Групповые средства РЭБ, согласно концептуальным документам ВС США, отнесены к разряду наступательных средств вооружения.

Зарубежное военное обозрение. 2015, №2, С.70-75

Категория: НИОКР | Добавил: pentagonus (22.03.2015) | Автор: Майор С. Яшин

Просмотров: 4160 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов