Взгляды военного руководства США на применение авиационных средств РЭБМайор С. Яшин Данная публикация открывает серию статей о применении авиационных средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) в вооруженных силах США. В следующих номерах журнала будут опубликованы материалы об индивидуальных средствах РЭБ защиты летательных аппаратов, авиационных групповых средствах РЭБ, использовании ресурсов БРЛС с АФАР для решения задач РЭБ, перспективах развития авиационных средств РЭБ ВС США, особенностях развития авиационных средств оптико-электронного противодействия. Для всестороннего решения задач радиоэлектронной борьбы в ходе проведения операций с участием средств воздушно-космического нападения в период до 2030 года в ВС США реализуется принцип эшелонированного применения авиационных средств РЭБ. В рамках данного принципа выделено два компонента ведения РЭБ. Основной компонент составляют пилотируемые носители средств РЭБ, действующие в пределах обороняемого противником воздушного пространства (в зонах управления истребительной авиацией и поражения ЗРК) либо за его пределами и решающие задачи по ведению радиотехнической разведки (РТР), радиоэлектронного подавления (РЭП), поражению радиоэлектронных средств (РЭС) самонаводящимся на излучение оружием, боевому управлению авиационными силами и средствами РЭБ.
Вспомогательный компонент включает беспилотные носители средств РЭБ, действующие в пределах обороняемого противником воздушного пространства и решающие задачи по имитации средств воздушного нападения с целью оперативного вскрытия радиоэлектронной обстановки. Для обоих компонентов предусмотрено четыре основных способа применения авиационных средств РЭБ: 1. В зонах барражирования. Реализуется на безопасном удалении от зон поражения ЗРК и, как правило, обеспечивается прикрытием истребительной авиацией. 2. В боевых порядках с прикрываемой авиацией ("проникающее сопровождение"). Реализуется в пределах обороняемого противником воздушного пространства. 3. Комбинированный способ применения ("модифицированное сопровождение") заключается в следовании самолетов РЭБ в боевом порядке с прикрываемой авиации (либо на некотором удалении) без входа в зоны поражения ЗРК с известным местоположением. Может характеризоваться цикличностью использования двух первых способов применения: следование в боевом порядке - выход в зону барражирования - ликвидация источника опасности (РЭП РЭС управления оружием - поражение ЗРК) - следование в боевом порядке. 4. Автономное применение беспилотных средств РЭБ предусмотрено в интересах повышения живучести носителя в зонах поражения ЗРК противника. В настоящее время для реализации принципа эшелонированного применения авиационных средств РЭБ рассматриваются специализированные самолеты ЕА-6В, EA-18G, ЕС-130Н, автономные воздушные ложные цели (АВЛЦ) MALD (Miniature Air Launched Decoy) и MALD-J (Jammer), многофункциональные (МФ) БРЛС с АФАР самолетов тактической авиации. Основными объектами действий авиационных средств РЭБ США являются РЭС управления войсками и оружием систем ПВО противника. Кроме того, рассматривается возможность применения таких средств при ведении асимметричных боевых действий. В данном случае основными объектами воздействия авиационных средств РЭБ будут мобильные средства связи, передачи данных и автоматизированные системы управления (АСУ), дистанционно управляемые радиовзрыватели, РЭС управления оружием мобильных ЗРК. Большое внимание уделяется функционированию сил и средств РЭБ в едином информационно-коммуникационном пространстве (ЕИКП) для обеспечения управления и оптимального целераспределения сил и средств по объектам действий в реальном масштабе времени. Возможности современных и перспективных зенитных средств поражать воздушные цели путем наведения зенитных управляемых ракет (ЗУР) на источник помех обуславливают применение специализированных самолетов РЭБ за пределами зон поражения. Однако заблаговременный выход последних в зоны барражирования может обозначить противнику направление нанесения авиаударов. В связи с этими обстоятельствами возникла необходимость совершенствования существующих способов применения авиационных групповых средств РЭБ. Основным способом применения специализированных самолетов РЭБ EA-18G в прогнозный период будет их действие в одном боевом порядке с прикрываемыми силами без вхождения в зоны поражения ЗРК с известным местоположением позиций ("модифицированное сопровождение"). Однако такой способ требует высокой ситуационной осведомленности экипажей самолетов РЭБ и не всегда будет осуществим в связи с использованием противником засадной тактики применения ЗРК и высокой скрытностью их функционирования. Ключевым инструментом вскрытия позиций ЗРК могут быть АВЛЦ, имитирующие действия средств воздушного нападения. Основная цель применения самолетов ЕС-130Н - нарушение управления силами и средствами ПВО противника, а главными задачами являются ведение РТР в интересах РЭБ, радиоэлектронное подавление РЛС раннего обнаружения дециметрового и метрового диапазонов длин волн, средств радиосвязи, обмена данными и АСУ. При этом самолеты ЕС-130Н действуют преимущественно в зонах барражирования. АВЛЦ MALD и MALD-J применяются с целью снижения потерь прикрываемой авиации. Задачами при этом являются имитация средств воздушного нападения и отвлечение части сил ПВО противника, а также вскрытие позиций ЗРК, действующих из засад. АВЛЦ применяются автономно в пределах зон поражения зенитных средств. Перспективные МФ БРЛС с АФАР самолетов тактической авиации (ТА) могут использоваться для решения задач РЭП. Основным способом будет "проникающее сопровождение" с целью снижения потерь прикрываемой авиации, а основной задачей - РЭП РЭС управления оружием ЗРК и БРЛС истребителей противника. Основной целью применения специализированных самолетов РЭБ EA-18G является снижение потерь прикрываемых боевых порядков от ЗРК противника. Основной задачей является РЭП РЛС ОНЦ и управления огнем ЗРК. Основным способом применения самолетов EA-18G будет "модифицированное сопровождение" боевых порядков авиации. Они также могут применяться способом "проникающее сопровождение". Среди разрабатываемых и модернизируемых авиационных средств РЭБ в США наибольший интерес с точки зрения внедрения новых технологий и объема финансирования представляет разрабатываемая контейнерная станция помех NGJ, первоначально предназначенная для замены станции помех AN/ALQ-99 ICAP III на самолетах EA-18G. Основным назначением NGJ является обеспечение действий своей авиации путем подавления РЭС управления войсками и оружием систем ПВО противника, рассматриваются также и возможности по подавлению средств мобильной радиосвязи и радиовзрывателей дистанционно инициируемых боеприпасов в ходе ведения асимметричных боевых действий. Рассматривается вариант применения станции помех NGJ совместно с перспективными управляемыми ракетами AARGM класса "воздух - РЛС". В данном случае задачей этой станции будет обеспечение выхода носителя УР на рубеж атаки. К 2020 году командование военно-морских сил США планирует полностью заменить парк устаревших самолетов ЕА-6В на EA-18G "Гроулер". На каждом авианосце намечается иметь одну эскадрилью РЭБ в составе пяти машин. К 2025 году предусматривается переоснастить все имеющиеся самолеты РЭБ ЕА-18G системой NGJ из расчета два комплекта на борт. Таким образам, авиационные средства РЭБ и РЭП рассматриваются военным руководством США как неотъемлемая часть боевого обеспечения операций с применением средств воздушного нападения. Зарубежное военное обозрение. 2016, №5, С. 66-68 Смотрите также | |||
| |||
Просмотров: 13534 | | |
Всего комментариев: 0 | |