search
menu
person

NEWS AND UDATES


Взгляды военного руководства США на применение авиационных средств РЭБ (2016)

Взгляды военного руководства США на применение авиационных средств РЭБ

Майор С. Яшин

Данная публикация открывает серию статей о применении авиационных средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) в вооруженных силах США. В следующих номерах журнала будут опубликованы материалы об индивидуальных средствах РЭБ защиты летательных аппаратов, авиационных групповых средствах РЭБ, использовании ресурсов БРЛС с АФАР для решения задач РЭБ, перспективах развития авиационных средств РЭБ ВС США, особенностях развития авиационных средств оптико-электронного противодействия.

Для всестороннего решения задач радиоэлектронной борьбы в ходе проведения операций с участием средств воздушно-космического нападения в период до 2030 года в ВС США реализуется принцип эшелонированного применения авиационных средств РЭБ. В рамках данного принципа выделено два компонента ведения РЭБ.

Основной компонент составляют пилотируемые носители средств РЭБ, действующие в пределах обороняемого противником воздушного пространства (в зонах управления истребительной авиацией и поражения ЗРК) либо за его пределами и решающие задачи по ведению радиотехнической разведки (РТР), радиоэлектронного подавления (РЭП), поражению радиоэлектронных средств (РЭС) самонаводящимся на излучение оружием, боевому управлению авиационными силами и средствами РЭБ.

Схема совместного применения системы РЭП NGJ и УР класса "воздух-РЛС"

Вспомогательный компонент включает беспилотные носители средств РЭБ, действующие в пределах обороняемого противником воздушного пространства и решающие задачи по имитации средств воздушного нападения с целью оперативного вскрытия радиоэлектронной обстановки.

Для обоих компонентов предусмотрено четыре основных способа применения авиационных средств РЭБ:

1. В зонах барражирования. Реализуется на безопасном удалении от зон поражения ЗРК и, как правило, обеспечивается прикрытием истребительной авиацией.

2. В боевых порядках с прикрываемой авиацией ("проникающее сопровождение"). Реализуется в пределах обороняемого противником воздушного пространства.

3. Комбинированный способ применения ("модифицированное сопровождение") заключается в следовании самолетов РЭБ в боевом порядке с прикрываемой авиации (либо на некотором удалении) без входа в зоны поражения ЗРК с известным местоположением.

Может характеризоваться цикличностью использования двух первых способов применения: следование в боевом порядке - выход в зону барражирования - ликвидация источника опасности (РЭП РЭС управления оружием - поражение ЗРК) - следование в боевом порядке.

4. Автономное применение беспилотных средств РЭБ предусмотрено в интересах повышения живучести носителя в зонах поражения ЗРК противника.

В настоящее время для реализации принципа эшелонированного применения авиационных средств РЭБ рассматриваются специализированные самолеты ЕА-6В, EA-18G, ЕС-130Н, автономные воздушные ложные цели (АВЛЦ) MALD (Miniature Air Launched Decoy) и MALD-J (Jammer), многофункциональные (МФ) БРЛС с АФАР самолетов тактической авиации. Основными объектами действий авиационных средств РЭБ США являются РЭС управления войсками и оружием систем ПВО противника. Кроме того, рассматривается возможность применения таких средств при ведении асимметричных боевых действий. В данном случае основными объектами воздействия авиационных средств РЭБ будут мобильные средства связи, передачи данных и автоматизированные системы управления (АСУ), дистанционно управляемые радиовзрыватели, РЭС управления оружием мобильных ЗРК.

Большое внимание уделяется функционированию сил и средств РЭБ в едином информационно-коммуникационном пространстве (ЕИКП) для обеспечения управления и оптимального целераспределения сил и средств по объектам действий в реальном масштабе времени.

Возможности современных и перспективных зенитных средств поражать воздушные цели путем наведения зенитных управляемых ракет (ЗУР) на источник помех обуславливают применение специализированных самолетов РЭБ за пределами зон поражения. Однако заблаговременный выход последних в зоны барражирования может обозначить противнику направление нанесения авиаударов. В связи с этими обстоятельствами возникла необходимость совершенствования существующих способов применения авиационных групповых средств РЭБ.

Основным способом применения специализированных самолетов РЭБ EA-18G в прогнозный период будет их действие в одном боевом порядке с прикрываемыми силами без вхождения в зоны поражения ЗРК с известным местоположением позиций ("модифицированное сопровождение"). Однако такой способ требует высокой ситуационной осведомленности экипажей самолетов РЭБ и не всегда будет осуществим в связи с использованием противником засадной тактики применения ЗРК и высокой скрытностью их функционирования. Ключевым инструментом вскрытия позиций ЗРК могут быть АВЛЦ, имитирующие действия средств воздушного нападения.

Основная цель применения самолетов ЕС-130Н - нарушение управления силами и средствами ПВО противника, а главными задачами являются ведение РТР в интересах РЭБ, радиоэлектронное подавление РЛС раннего обнаружения дециметрового и метрового диапазонов длин волн, средств радиосвязи, обмена данными и АСУ. При этом самолеты ЕС-130Н действуют преимущественно в зонах барражирования.

АВЛЦ MALD и MALD-J применяются с целью снижения потерь прикрываемой авиации. Задачами при этом являются имитация средств воздушного нападения и отвлечение части сил ПВО противника, а также вскрытие позиций ЗРК, действующих из засад. АВЛЦ применяются автономно в пределах зон поражения зенитных средств.

Перспективные МФ БРЛС с АФАР самолетов тактической авиации (ТА) могут использоваться для решения задач РЭП. Основным способом будет "проникающее сопровождение" с целью снижения потерь прикрываемой авиации, а основной задачей - РЭП РЭС управления оружием ЗРК и БРЛС истребителей противника.

Основной целью применения специализированных самолетов РЭБ EA-18G является снижение потерь прикрываемых боевых порядков от ЗРК противника. Основной задачей является РЭП РЛС ОНЦ и управления огнем ЗРК. Основным способом применения самолетов EA-18G будет "модифицированное сопровождение" боевых порядков авиации. Они также могут применяться способом "проникающее сопровождение".

Среди разрабатываемых и модернизируемых авиационных средств РЭБ в США наибольший интерес с точки зрения внедрения новых технологий и объема финансирования представляет разрабатываемая контейнерная станция помех NGJ, первоначально предназначенная для замены станции помех AN/ALQ-99 ICAP III на самолетах EA-18G.

Основным назначением NGJ является обеспечение действий своей авиации путем подавления РЭС управления войсками и оружием систем ПВО противника, рассматриваются также и возможности по подавлению средств мобильной радиосвязи и радиовзрывателей дистанционно инициируемых боеприпасов в ходе ведения асимметричных боевых действий. Рассматривается вариант применения станции помех NGJ совместно с перспективными управляемыми ракетами AARGM класса "воздух - РЛС". В данном случае задачей этой станции будет обеспечение выхода носителя УР на рубеж атаки.

К 2020 году командование военно-морских сил США планирует полностью заменить парк устаревших самолетов ЕА-6В на EA-18G "Гроулер". На каждом авианосце намечается иметь одну эскадрилью РЭБ в составе пяти машин. К 2025 году предусматривается переоснастить все имеющиеся самолеты РЭБ ЕА-18G системой NGJ из расчета два комплекта на борт.

Таким образам, авиационные средства РЭБ и РЭП рассматриваются военным руководством США как неотъемлемая часть боевого обеспечения операций с применением средств воздушного нападения.

Зарубежное военное обозрение. 2016, №5, С. 66-68

 

Смотрите также
Категория: Техническое обеспечение | Добавил: pentagonus (23.06.2016) | Автор: Майор С. Яшин
Просмотров: 13534 | Теги: NGJ, РЭБ, рэп, С. Яшин | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
avatar